ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И КЛИМАТ: ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЛИЯНИЕ НА РАБОТУ КОМПАНИИ 8
1.1 Понятие, роль, типы корпоративной культуры и принципы ее
формирования в организации 8
1.2 Социально-психологический климат в трудовом коллективе и его
влияние на рабочий процесс 20
1.3 Формирование, оптимизация и измерение корпоративной культуры и
эмоционально-психологических условий труда в организации 31
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 54
2.1 Цифровая типография Печатный двор: характеристика и анализ
деятельности 54
2.2 Анализ корпоративной культуры и психологического климата
цифровой типографии и разработка рекомендаций по оптимизации
2.3 Проектные рекомендации и способы их реализации ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А SWOT-анализ Приложение Б Корпоративный кодекс Приложение В Бланк заказа Приложение Г Эскиз корпоративного героя Приложение Д Интерпретация понятий
Приложение Е Исследование эмоционально-психологического климата. Уровень загруженности на работе. Отношение к организационным вопросам
Приложение Ж Исследование эмоционально-психологического климата. Удовлетворенность социально-экономическими параметрами. Преобладание элементов поведения служебного коллектива
Приложение З Исследование эмоционально-психологического климата. Удовлетворенность деятельностью коллектива. Оценка управленческих качеств руководителя
Приложение И Проект мероприятия в рамках неформального общения Приложение К Социометрическая таблица Приложение Л Логотип организации Приложение М Конкурентный анализ
Приложение Н Анкета по определению психологического климата 1 Приложение О Анкета по определению психологического климата 2 Приложение П Конкурентный анализ
Актуальность данной работы обусловлена вступлением России в стадию развитой рыночной экономики. Вступление страны во Всемирную торговую организацию предъявляет к российскому бизнесу новые требования, одно из них, - прописанная в уставе компании корпоративная культура. Вовлечение России в процессы глобализации, создание международных контактов диктуют компаниям страны условия соответствия мировым стандартам. Процветающие компании Запада давно используют корпоративную культуру как важный фактор управления и повышения эффективности предприятий. Очень многие зарубежные компании создали и поддерживают яркие индивидуальные культуры, соответствующие их ценностям и целям. В нашей же стране долгое время была не развита и даже порой просто отсутствовала конкуренция, поэтому руководители не видели необходимости в создании особенной индивидуальной культуры организации. В основном, использовались одни и те же культурные проявления на всех предприятиях, например, для мотивации производительности труда, применяли доски почета и награждения почетными грамотами.
Сегодня организационная культура выступает мощным конкурентным преимуществом компании, повышая эффективность ее деятельности во внешней среде за счет повышения внутренней эффективности. Когда компания обладает сильной корпоративной культурой, нет нужды в жесткой системе контроля и многоэтажной бюрократической иерархии. Очевидно, что игнорирование факта существования организационной культуры и ее спонтанное формирование имеет в современных организациях негативное отражение. Это и проявление депрессивных настроений, низкая оценка профессиональной компетентности, чувство ненужности и бессмысленности своей деятельности у персонала; а также нарушения трудовой дисциплины, неуважительные, некорректные отношения, - все это, в конце концов, отражается на трудоспособности человека и приводит к снижению продуктивности его деятельности.
Интерес к эмоциональным и социальным факторам организационной культуры со стороны психологов обусловлен мощным положительным эффектом, который оказывает корпоративная культура на трудовую деятельность. Как ученые, так и консультанты в области бизнеса пришли к выводу о том, что корпоративная культура оказывает непосредственное и весьма существенное влияние не только на эмоционально-психологический климат, но и на производственные показатели компании в целом.
Степень научной разработанности. Исследование данной темы было бы невозможно без работ таких зарубежных авторов, как: Э.Шейн, Т.Янц, К.Камерон и Р.Куинн, Армстронг М. Наиболее интересными изданиями российских авторов по этой теме представляются работы Сухоруковой М, Почебут Л.Г. , Смирновой В., Голубковой Е.Н., Доблаева В.Л., Парыгина Б.Д., Громовой О. Н., Спивака В.А., Томилова В.В., и других.
Проблема заключается в том, как выстроить наиболее эффективную систему корпоративных отношений, создающую комфортные эмоциональнопсихологические условия для каждого работника компании?
Объектом работы является феномен корпоративной культуры.
Предметом - влияние корпоративной культуры на эмоциональнопсихологический климат в коллективе организации.
Целью бакалаврской работы выступает разработка проектных рекомендаций по оптимизации корпоративной культуры.
Для реализации цели требуется решение следующих задач:
1. Изучить сущность корпоративной культуры организации, систематизировать методы формирования и поддержания эффективной корпоративной культуры.
2. Описать влияние корпоративной культуры на эмоциональнопсихологический климат в слаженной и эффективной работе трудового коллектива.
3. Проанализировать эмоционально-психологический климат в трудовом коллективе в контексте существующей корпоративной культуры.
В ходе работы над дипломным проектом были использованы следующие общенаучные методы: анализ, сравнение, наблюдение; социологические методы, в частности, анкетирование, опрос и экспертное интервью, а также социометрический метод.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (42 шт.) и приложений (15).
Новизна и практическая значимость: проведенное исследование раскрывает зависимость эмоционально-психологического климата организации от уровня ее корпоративной культуры, недостаточно изученную в современной науке. Анализ выявленных взаимосвязей дает обоснование необходимости осознанного, целенаправленного формирования корпоративной культуры.
Полученные данные могут быть применены в работе практических психологов в трудовом коллективе и руководителями организаций для формирования корпоративной культуры и повышения эффективности деятельности подчиненных.
Перед руководством любой организации постоянно возникает проблема повышения эффективности управления. Для российских предприятий, не так давно перешедших к рыночным отношениям, эти проблемы особенно актуальны. В данной работе было рассмотрено влияние корпоративной культуры организации на состояние ее эмоционально-психологического климата.
Корпоративная культура это совокупность ценностей, норм, принципов, правил жизнедеятельности компании, разделяемые большинством сотрудников, передающиеся из поколения в поколение и оказывающие непосредственное влияние на характер реализации целей этой компании. В ее структуру входят такие элементы, как артефакты, провозглашаемые ценности и базовые представления. Эмоционально-психологический климат - это преобладающий в группе или коллективе эмоциональный настрой. Он является достаточно устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям.
Важнейшим условием достижения целей компании является формирование сильной корпоративной культуры и здорового корпоративного климата в коллективе организации.
С помощью следующих методов: нормативного, сравнительного, конструктивно-критического, метода случайной оценки, а также анкетирования и социометрического методов - был проведен анализ сложившейся корпоративной культуры цифровой типографии Печатный двор г.Томска, которая признана «удовлетворительной».
Оценка корпоративной культуры «отличная» может быть дана только тогда, когда она способствует формированию у персонала ощущения благополучия и способствует достижению поставленных целей. Это состояние может быть достигнуто, когда:
- работа хорошо оплачивается и интересна по характеру;
- поощрения выплачиваются справедливо;
- межличностные взаимоотношения характеризуются теплотой и участием;
- разработана и реализуется система коллективных мероприятий;
- четко сформированы и разделяются всеми членами коллектива миссия, стратегия, базовые ценности и верования предприятия.
Но корпоративная культура цифровой типографии Печатный двор не может быть определена как «неудовлетворительная» по следующим основаниям:
• Компания существует на рынке более десяти лет и основной состав коллектива постоянен, большая часть корпоративных клиентов привержены компании 5 и более лет.
• Проводится регулярное обучение сотрудников.
• Компания стремится к достижению лучших результатов в производстве и обслуживании клиентов.
• Наличие единого корпоративного стиля.
Очевидно, что даже преуспевающие компании с сильной корпоративной культурой нуждаются в постоянном поддержании и развитии своих культурных ценностей. При изменении корпоративной культуры очень важно соблюдать постепенность и поэтапность нововведений, кроме того, не менее важно, чтобы элементы новой культуры не вступали в явное противоречие с существующей системой ценностей корпорации. Нужно, чтобы новую культуру принимали и поддерживали все высшие руководители. Только в этом случае совершенствование корпоративной культуры в дальнейшем будет способствовать процветанию компании.
В работе были изучены основные методы диагностики корпоративной культуры, а именно: метод системного анализа, нормативный, сравнительный, конструктивно-критический методы, методы опроса (анкетирование, интервью) и др. На основании проведенных исследований типографии предложены пути улучшения эмоционально-психологического климата корпорации и совершенствования корпоративной культуры. Даны практические рекомендации по исправлению текущей ситуации и предложены способы их реализации.
Подводя итоги, необходимо еще раз отметить, что корпоративная культура - это тонкий инструмент в руках менеджера, с помощью которого можно привести организацию к успеху, процветанию и стабильности, но при неумелом или неуместном использовании возможны прямо противоположные результаты. Поэтому корпоративную культуру необходимо изучать, следить за ее формированием, совершенствовать и регулировать ее изменения.
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами.— М.: Питер, 2009 - 29 с.
2. Артёмов И.А Исследование социально-психологического климата в коллективе. Анкеты и опросники. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prakt-psyhologiya.ru/spk2, свободный. - Загл. с экрана.
3. Блинов А.О. Определения организационной (корпоративной) культуры/ А.О.Блинов, О.В.Василевская [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/pages/okk/ook.php, свободный.- Загл. с экрана.
4. Голубкова Е.Н. Внутренний маркетинг и управление персоналом - инструменты повышения эффективности управления // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - №3. - С. 27-34.
5. Григорьева Е.Ю., Фомченкова Л.В. Механизм формирования и
развития эффективной корпоративной культуры // Экономика, социология и право. - 2015. - № 12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-formirovaniya-i-razvitiya-effektivnoy- korporativnoy-kultury, свободный. - Загл. с экрана.
6. Девизы и слоганы в компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studopedia.org/2-60229.html, свободный. - Загл. с экрана.
7. Доблаев В.Л. Организационное поведение. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.- 319с.
8. Дроздов И.Н. Психологический климат и определяющие его факторы
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.drozdovland.ru/index.php?action=add&id=753&add&rod=741, свободный.- Загл. с экрана.
9. Згонник Л.В. Оценка человеческого капитала // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №1. - С. 100 - 103.
10. Иванов Е.Н. Классификационные подходы и методы измерения организационной культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbomik6/17.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
11. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
12. Карташова Л.В. Организационное поведение/ Л.В Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломонидина. - М.:Инфра-М, 2000. - 145 с.
13. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. - СПб.: Питер, 2007. - 257 с.
14. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 174 с.
15. Лапицкий М. Предпринимательская культура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bttp://www.transport.ru/2_period/min_ekon/N°296/pred.btm, свободный. - Загл. с экрана.
16. Латфуллин Г.Р. Организационное поведение: Учебник для вузов/ Г.Р. Латфуллин О.Н. Громова.- СПб.: ЗАО Издательский дом «Питер», 2004. http://biblo-ok.ru/uchebnik-ok/organizatsionnoe-povedenie-latfunin.php, свободный.
17. Корпоративная культура и управление изменениями / Л. Пол, Б. Мунк, Р. Киган, Л. Л. Лейхи, Д. Мейерсон, Д. Сулл, К. Хадсон, К. Л. Берник, Р. Чаран. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 65 с.
18. Левкин Н. Доверие и организационная культура современной системы предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №6. - С. 21 - 26.
19. Лютенс Ф. Организационное поведение. - М.: Инфра - М, 1999. 123 с.
20. Мерц Н.В. Корпоративная культура: реальный инструмент управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aleader.ru/corporat, свободный. - Загл. с экрана.
21. Основные типологии организационной культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://research-joumal.org/social/osnovnye-tipologii- organizacionnoj-kultury/, свободный. - Загл. с экрана.
22. Пак В.Д., Нужина Н.И. Основные типологии организационной культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://research- joumal.org/social/osnovnye-tipologii-organizacionnoj-kultury/, свободный. - Загл. с экрана.
23. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы его изучения/ Под ред. В.А. Ядова. - Л.:Наука.1981. - 192 с
24. Попов Б. Формирование корпоративной культуры // Управление персоналом. - 2007. -№ 4. - С. 61 -63.
25. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология: учебн. пособие/ Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПб: Речь, 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/33542402/,свободный. - Загл. с экрана.
26. Применение информационных технологий в PR-деятельности. Компьютерные технологии в области связей с общественностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studopedia.org/8-160133.html, свободный. - Загл. с экрана.
27. Принципы и методы формирования корпоративной культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://bmanager.ru/articles/principy-i-metody-formirovaniya-korporativnoj- kultury.html, свободный. - Загл. с экрана.
28. Рогачева О.В. Корпоративная культура и внутрифирменная социальная политика // Журнал исследований социальной политики. - 2005. - № 3. - С. 347 - 366.
29. Романова О.С. Современные модели управления компанией: процессный подход // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №6. - С. 102 - 106.
30. Скайлар Е. Особенности стимулирования топ-менеджеров // Управление персоналом. - 2008. - №3.- С. 20 -21.
31. СМИ и общество. Массовая коммуникация как отражение корпоративной культуры // Материалы VIII Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых.- Иркутск, 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.trkk.ru/data/models/71-model-kultury- sheyna.html, свободный. - Загл. с экрана.
32. Смирнова В. Корпоративная культура - ключевой фактор в управлении знаниями // Трудности концепции и практики управления. - 2008. - №12. - С. 102 - 107.
33. Социально-психологический климат: сущность и характеристика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.risemanager.ru/rims-565-
1. html, свободный. - Загл. с экрана.
34. Социология управления: от группы к команде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/upravlenie-5/37.htm, свободный. - Загл. с экрана.
35. Социометрия: исследование межличностных отношений в группе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.org/moreno.htm, свободный. - Загл. с экрана.
36. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры //'Управление персоналом №11, 2000[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://hrm.ru/db/hrm/89856474C48A7823C3256AAB004273B8/category.ht ml, свободный. - Загл. с экрана.
37. Тепман Л. Н. Корпоративное управление: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009. - 239с.
38. Томилов В. В. Культура предпринимательства. - СПб: Питер, 2000. -
368 с.
39. Цифровая типография ПЕЧАТНЫЙ ДВОР (Томск) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vk.com/pdtomsk , свободный.- Загл. с экрана.
40. Шамарова Г.М. Проблемы управления человеческим потенциалом // Управление персоналом. - 2008. - №8 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.top-personal.ru/issue.html?1559, свободный.- Загл. с экрана.
41. Шейн Э. Организационная культура и лидерство.- М.: Питер, 2008. -
336 с.
42. Шепель В.М. Управленческая психология. - М.: Экономика,1986. -
248 с.