Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: проблемы обеспечения и защиты

Работа №116718

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

конституционное право

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
1 Общая характеристика права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ 6
1.1 Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в системе прав человека 6
1.2 Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ 14
2 Реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ 32
2.1 Механизм реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ 32
2.2 Гарантии реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ 38
3 Проблемы реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ 52
3.1 Проблемы нормативно-правового регулирования обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ 52
3.2 Проблемы реализации государственной политики в сфере обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ 58
Заключение 71
Список используемой литературы 81

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена важностью рассмотрения вопросов законодательного обеспечения конституционного права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в Российской Федерации. Конституция РФ впервые закрепила положение о высшей ценности человека, его прав и свобод. Она определила конституционные параметры осуществления именно гуманитарно-правовой стратегии, тем самым з крепив демократический характер правовой системы, ее гуманистическую направленность. На нормативном уровне это выражается прежде всего в ст. 2 и 18 Конституции РФ. Так, согласно ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение комплексного исследования правового регулирования и реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Для достижения указанной цели была предпринята попытка решить следующие задачи:
- изучить и проанализировать право на охрану здоровья и медицинскую помощь в системе прав человека;
- определить содержание права на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- исследовать и проанализировать законодательство, обеспечивающее реализацию права на охрану здоровья и медицинскую помощь (система законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на федеральном и на региональном уровнях);
- выявить проблемы реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, акты исполнительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, положения стратегических политико-правовых документов, регламентирующих отношения в процессе реализации права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, а также судебная и правоприменительная практики в данной сфере.
Методологическую основу данной работы составляют как общенаучные, так и специальные методы научного познания. В работе были использованы диалектический, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой и статистический методы.
Теоретическую основу исследования составляют труды российских ученых в области конституционного права, общей теории права, административного и гражданского права.
Правовая основа дипломной работы сформирована на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов Российской Федерации, международно-правовых документов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, законов и иных нормативных актов субъектов РФ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Право на охрану здоровья является неотчуждаемым правом каждого человека, поскольку само здоровье - необходимое условие его биологического существования и, кроме того, во многом определяет возможность социализации индивида.
Осознавая данный факт, большинство современных государств закрепили право на охрану здоровья (в том или ином понимании) в основных законах своих стран. При этом подобное юридическое оформление далеко не всегда означает возможность действительной реализации права на охрану здоровья, чему в немалой степени способствуют политические, экономические и культурные условия той или иной страны.
Слаборазвитая экономика, политическая нестабильность, низкий уровень грамотности населения в целом ряде регионов Земного шара не позволяют в должной мере обеспечивать право на охрану здоровья широкому кругу стран. Однако это не лишает их возможности реализовать данное право для населения своих стран, используя универсальный механизм международно-правового сотрудничества.
Необходимость охраны здоровья в настоящее время осознается, пожалуй, всеми. Более того, в большинстве цивилизованных обществ здоровье признается социальным благом, необходимой качественной составляющей человеческого бытия, которая, во-первых, является основным фактором биологического выживания человека, а во-вторых, во многом определяет возможность социализации индивида, т.е. позволяет человеку быть человеком. Здоровье всех людей является основой для достижения мира и безопасности и зависит от как можно более тесного сотрудничества отдельных людей и государства в целом.
Не случайно, поэтому право на охрану здоровья (либо «право на здоровье») закрепляется в большинстве современных конституций, что само по себе придает данному праву особый социально-правовой статус с учетом значимости основного закона в иерархии нормативных актов любой страны.
Придание праву на охрану здоровья статуса конституционного, с одной стороны, означает признание за данным правом первостепенной роли в системе прав и свобод человека и гражданина, отнесение его к системе тех общественных ценностей, которые составляют основу функционирования любого социума, а с другой - объективно налагают на государство неотъемлемые обязанности (обязательства) по его обеспечению, ибо провозглашение права на охрану здоровья в качестве основного права человека превращает реализацию данного права в перманентную задачу любого правительства.
Соответственно этому в нормах национального законодательства, основополагающих международно-правовых актах здоровью как общественному благу, обеспечиваемому и охраняемому государством, уделяется значительное внимание.
Таким образом, конституционное закрепление права на охрану здоровья априори должно означать готовность, а главное — способность того или иного государства обеспечить хотя бы минимальный уровень медико-санитарных, социально-бытовых, информационно-коммуникативных и других условий, позволяющих говорить о реальной возможности для граждан этих стран сохранить, а в необходимых случаях — восстановить и укрепить свое здоровье.
Обеспечение обозначенных условий напрямую зависит от целого ряда факторов, среди которых основными будут являться политический, экономический и культурный.
Значение этих факторов трудно переоценить, ибо каждый из них способен превратить взятые на себя государством обязательства по охране здоровья в ничем не обеспеченную декларацию. К примеру, наличие в стране гражданской войны (политический фактор) изначально предполагает отсутствие каких-либо гарантий в области охраны здоровья, ибо в условиях подобного противостояния невозможно гарантировать даже естественного права человека на жизнь.
Точно так же невозможно гарантировать здоровье в условиях отсутствия должного уровня экономического развития, когда, к примеру, та или иная страна не может обеспечить для большинства своего населения даже минимально необходимой нормы питания (экономический фактор).
Грамотность, просвещенность населения в вопросах охраны здоровья также является мощным фактором сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья (культурный фактор). Низкий уровень культуры и безграмотность граждан, вне всякого сомнения, способствуют развитию антисанитарии, распространению болезней и вредных привычек.
И наоборот - высокий уровень общественной культуры и образованности населения, наличие разветвленной сети просветительских учреждений в ряде случаев способны минимизировать, а иногда и свести на нет не только последствия, к примеру, вредной инфекции, но и даже отрицательное влияние плохой экологии, которая, как известно, сама по себе является одним из определяющих факторов здоровья.
Если же смотреть в корень, то именно культура человека нередко определяет состояние окружающей его природной среды. Ведь не секрет, что неблагоприятный экологический фон, как правило, является последствием непродуманной деятельности самого человека.
Следует отметить, что сама проблема деятельности тех или иных организаций, а именно их успехи в реализации собственных целей и задач, зачастую существенно сказываются на фактической роли и месте данных организаций в механизме международно-правового сотрудничества в области охраны здоровья (т.е. в международном механизме реализации данного конституционного права).
Несомненные положительные достижения поднимают их авторитет и статус в международном сотрудничестве, а следовательно, и реальное значение данных организаций.
Обособленную группу в правообеспечительном компоненте изучаемого нами механизма составляют нормы, регулирующие процедурные вопросы, т.е. вопросы, связанные с регламентом рабочих групп, выборами руководителей организаций, порядком предоставления отчетов о выполнении взятых на себя обязательств и др. Их самостоятельное значение обусловлено процессуальным характером данных норм.
Удельный вес процессуальных норм в правообеспечительном механизме международного сотрудничества в области охраны здоровья достаточно велик, однако большинство норм имеют все же материально-правовое содержание, которое выражается в принятых на себя государствами обязательствах, закрепленных стандартах медицинской помощи, санитарных требованиях и т.п.
Еще раз подчеркнем: все эти нормы в конечном итоге направлены на реализацию права человека на охрану здоровья, которое, в свою очередь, является естественной предпосылкой его жизни, а потому и право на охрану здоровья является естественным правом каждого человека независимо от того, в какой форме оно закреплено в конституционных актах и закреплено ли в них вообще.
Примером может являться Международный комитет Красного Креста (МККК), который юридически не является международной или межправительственной организацией. Согласно своему Уставу МККК является ассоциацией, деятельность которой определяется гражданским законодательством Швейцарии.
Однако его активная деятельность по защите жизни и здоровья людей в ситуации вооруженных конфликтов, послужила основанием для признания МККК в важнейших международных договорах, таких как Женевские конвенции, что определило его международный статус и мандат, обеспечило привилегии и иммунитеты, сравнимые с таковыми для специализированных учреждений ООН. Они включают в себя освобождение от налогов и таможенных сборов, неприкосновенность помещений и документов, иммунитет от судебного вмешательства.
Таким образом, объективная потребность в охране здоровья также объективно вызывает к жизни и необходимость ее юридического оформления в виде закрепления охраны здоровья как права.
Реализация данного права требует и от гражданина, и от государства определенных действий, причем (уж коли речь идет о праве) юридически обеспеченных действий, т.е. совершаемых в рамках определенных гарантий, которые, будучи выстроенными в определенную систему, представляют собой юридический механизм, создающий фактическую возможность осуществления права на охрану здоровья.
Подобным же образом, т.е. с помощью обеспеченных юридическими гарантиями средств, происходит реализация любого иного права. Однако набор этих средств в механизме реализации того или иного права может быть различным. Их специфика определяет и специфику всего механизма.
Анализ структурных составляющих, а также практики функционирования механизма международно-правового сотрудничества в области обеспечения права на охрану здоровья позволяет нам выделить его специфические особенности:
1. Всеохватывающий характер. Данный вывод логично следует исходя из основных направлений международного сотрудничества в исследуемой области. Назовем некоторые из них:
• гуманитарная помощь (как одно из направлений обеспечения физической доступности лекарственных средств, а также доступности медицинской помощи);
• обеспечение пользования результатами научного прогресса и их практического применения (данное направление деятельности тесно связано с указанным выше. Базируясь на ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, провозглашающей пользование результатами научного прогресса в качестве права, оно предполагает обязательства государств осуществлять меры, необходимые для сохранения, разработки и распространения научных достижений в области здоровья);
• установление стандартов здравоохранения (в частности, определение минимума медицинской помощи, перечней необходимых лекарственных средств13 и т.п.);
• борьба с инфекционными заболеваниями, а также СПИДом (данная деятельность осуществляется в рамках специализированных программ по ликвидации конкретных заболеваний14. На общемировом уровне сотрудничество государств в этом направлении осуществляется в рамках Программы ООН по СПИДу, ВОЗ, Всемирного фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией и других организаций);
• развитие первичной медицинской помощи (данное направление стало активно развиваться после состоявшейся в 1978 г. в Алма-Ате Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи, на которой была принята Алма-Атинская декларация, в которой впервые была изложена концепция организации национальной системы первичной медико-санитарной помощи);
• обеспечение безопасности условий труда (в первую очередь путем запрещения использования в промышленном производстве опасных для здоровья веществ, а также разработки правил промышленной гигиены);
• контроль над наркотиками (координирующие функции в данной области выполняет постоянно действующая Программа ООН по межгосударственному контролю над наркотиками в составе Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности);
• предотвращение загрязнения окружающей природной среды (осуществляется на основе таких международных актов, как Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств — участников Содружества Независимых Государств (Минск, 2013 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 1977 г.); Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 1979 г.); Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 1985 г.) и т.д., и деятельности таких организаций, как Межгосударственный экологический совет государств — участников СНГ, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (Всемирный союз охраны природы и др.));
• ограничение алкогольной зависимости и табакокурения (принятие Всемирной ассамблеей здравоохранения Рамочной конвенции по контролю над табаком15 наложило на государства обязательства по охране населения от болезней, обусловленных табакокурением.
Данные обязательства касаются налогообложения, профилактики и лечения табакокурения, ограничения нелегальной торговли и рекламы табачной продукции. Во многом под влиянием взятых на себя по Конвенции обязательств государства, в том числе и Россия, приняли национальные законы в этой области.
Ограничение алкогольной зависимости с использованием механизма международно-правового сотрудничества осуществляется в основном путем заключения международных договоров, регулирующих оборот алкогольной продукции, таких как Соглашение о таможенном и налоговом контроле за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции на территориях государств — членов ЕврАзЭС (заключено в г. Алма-Ате 30 марта 2002 г.), а также путем реализации международных программ, таких как глобальная стратегия сокращения вредного употребления алкоголя, принятая Всемирной ассамблеей здравоохранения в 2010 г.);
• реакция на возникающие проблемы в сфере обеспечения глобальной безопасности человечества (примером может являться пересмотр в 2005 г. Международных медико-санитарных правил, осуществленный Всемирной ассамблеей здравоохранения ввиду угрозы биотерроризма). Указанные нами направления международно-правового сотрудничества в области обеспечения конституционного права на охрану здоровья не являются исчерпывающими.
Межгосударственное (межнациональное) взаимодействие в этой сфере затрагивает чрезвычайно широкий спектр отношений, которые по мере своего усложнения заставляют использовать рассматриваемый нами механизм во все большем объеме.
2. Обособленность юридического инструментария. Несмотря на определенную «встроенность» в общий механизм Международно-правового обеспечения прав и свобод человека, рассматриваемый нами институт занимает в нем обособленное место, что обусловлено различиями в конкретных способах обеспечения реализуемого права.
В свою очередь, это объясняется отсутствием универсальных правовых актов международного уровня, регулирующих непосредственно право на охрану здоровья, различной степенью определенности устанавливающих его норм, различной трактовкой самого содержания основополагающего права человека в области здоровья и терминов, посредством которых оно установлено.
Кроме того, механизм реализации права на охрану здоровья, в частности механизм его защиты, весьма специфичен в отношении отдельных социальных категорий (в первую очередь социально-уязвимых), разделенных по возрастным, половым, материальным критериям, принадлежности к гражданству и т.п.
В этой связи следует согласиться с мнением Бартенева Д. Г., который, исходя из практики применения международного права, справедливо отмечает, что «недостаточно обеспечить защиту отдельных категорий лиц посредством общих инструментов по правам человека, необходимы специальные гарантии права на охрану здоровья, эксплицитно гарантирующие данное право».
Таким образом, мы не можем говорить об абсолютной автономности исследуемого нами института, однако его обособленность в общем механизме обеспечения прав и свобод, на наш взгляд, очевидна.
3. Гибкость правового режима. Данная особенность исследуемого нами механизма обеспечения права на охрану здоровья заключается в вариативности форм и способов сотрудничества.
Взаимодействие государств и иных субъектов международно-правового сотрудничества в области обеспечения указанного права, реализуемое в форме конвенционных соглашений, деклараций, соглашений о сотрудничестве и др., предполагает использование арсенала конкретных способов (средств), среди которых, помимо принятия и обеспечения взятых на себя обязательств, — консультации, рекомендации, оказание гуманитарной помощи и др. Соответственно правообеспечительный компонент исследуемого нами механизма включает в себя как императивные нормы (обязательность представления отчета и т.п.), так и рекомендательные (предложения по совершенствованию национальных систем здравоохранения, модельные перечни необходимых лекарственных препаратов и т.п.).
В рамках механизма международно-правового сотрудничества в области охраны здоровья его участники свободны в выборе формы данного участия. Уставные нормы большинства организаций, обеспечивающих реализацию права на охрану здоровья на международном уровне, предоставляют возможность как ассоциативного, так и постоянного членства в них при отсутствии существенных ограничений на вступление в данные организации и при полной свободе выхода из них.


1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 31. - ст. 4398.
2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. - N 263. - 2011.
3. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2010. - № 274.
4. Федеральный закон от 29.06.2015 N 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - N 144. - 2015.
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 17. - ст. 2057.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 «Об утверждении Положения «О Министерстве здравоохранения Российской Федерации» (в ред. 27.12.2014) // Российская газета. - 2012. - № 26.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857 «Об утверждении Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» (в ред. 27.09.2014) // Российская газета. - 1998. - № 173.
8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 21 января 2011 г. № 15н «Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования» // СПС Консультант плюс
9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 15 «Об утверждении положения о Коллегии министерства здравоохранения Российской Федерации» // СПС Консультант плюс.
10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 июня 2013 г. N 420 «Об утверждении Программы мероприятий по охране здоровья матери и ребенка» Электронный ресурс]// Режим доступа: http://base.garant.ru/70413318/
11. Постановление Правительства Самарской области от «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие здравоохранения в Самарской области» на 2014 - 2020 годы» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/464008534
12. Постановление Правительства Хабаровского края от 22 октября 2013 года N 350-пр «О государственной программе Хабаровского края «Развитие здравоохранения Хабаровского края» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/465306539.
13. Айдарова И.А., Галина А.Э. Значимость формирования кадрового резерва в сфере здравоохранения [Текст] / И.А. Айдарова, А.Э. Галина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2015. - № 5 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2015/05/8786
14. Абалкин Л.И. Гуманистические ориентиры России [Текст] / Л.И. Абалкин, А.В. Барышева, Т.В. Бурмистрова. - М.: Институт Экономики РАН, 2012. - 392 с.
15. Белик, В. Н. Конституционные права личности и их защита : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Н. Белик. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 202 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ