Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1 Нормативная основа функционирования банковской сферы в РФ 8
1.1 Международно-правовое регулирование банковской деятельности, его влияние на банковскую сферу РФ 8
1.2 Законодательная база деятельности Центрального банка РФ 17
Глава 2 Характеристика конституционно-правового статуса Центрального банка РФ 23
2.1 Основные цели, задачи, функции и операции Центрального банка РФ 23
2.2 Характеристика основных полномочий Центрального банка РФ, их классификация 34
Глава 3 Проблемы конституционно-правового статуса Центрального банка РФ, пути их решения 51
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 65
Глава 1 Нормативная основа функционирования банковской сферы в РФ 8
1.1 Международно-правовое регулирование банковской деятельности, его влияние на банковскую сферу РФ 8
1.2 Законодательная база деятельности Центрального банка РФ 17
Глава 2 Характеристика конституционно-правового статуса Центрального банка РФ 23
2.1 Основные цели, задачи, функции и операции Центрального банка РФ 23
2.2 Характеристика основных полномочий Центрального банка РФ, их классификация 34
Глава 3 Проблемы конституционно-правового статуса Центрального банка РФ, пути их решения 51
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 65
Центральные банки во всем мире выполняют целый ряд важнейших функций, среди которых выпуск денег, обеспечение стабильности финансовой системы в своей экономике, определение и реализация денежнокредитной политики. На большое значение центральных банков в функционировании государства указывает и тот факт, что такие структуры в том или ином виде существуют практически во всех странах мира. Правовой статус центральных банков нередко закрепляется непосредственно в Конституции государства, что также подтверждает значительную роль этого института. Такой же подход поддержан и в Российской Федерации - отдельные аспекты правового статуса Центрального банка Российской Федерации (Банка России) отражены именно в Основном законе.
В настоящее время российский законодатель находится в поиске оптимального пути правового регулирования института центрального банка. Это подтверждается регулярными изменениями в законодательство - со дня вступления в силу Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» [52] (далее - Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ) изменения и дополнения в него вносились 120 раз. Также не существует однозначной позиции по многим вопросам и в правовой литературе. Например, определение места Банка России в системе государственных органов вызывает трудности в доктрине и на практике уже на протяжении длительного времени. При этом следует обратить внимание на отсутствие актуальных диссертационных исследований по данной теме.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена особой ролью Банка России как центрального банка при реализации функций государства, активным развитием законодательства в этой сфере и наличием ряда теоретических проблем.
Цель настоящего исследования состоит в обобщении теоретических и практических аспектов конституционно-правового статуса Центрального банка РФ, выявлении недостатков законодательства и формулировании предложений по их решению.
Для достижения указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
• проанализировать международно-правовое регулирование банковской деятельности, оценить его влияние на банковскую сферу РФ;
• исследовать законодательную базу деятельности Центрального банка РФ;
• установить основные цели, задачи, функции и операции Центрального банка РФ;
• охарактеризовать основные полномочия Центрального банка РФ, обобщить основания для их классификации;
• выявить проблемы конституционно-правового статуса Центрального банка РФ, предложить пути их решения.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с функционированием банковской системы Российской Федерации.
Предмет исследования - совокупность правовых норм, регулирующих конституционно-правовой статус Центрального банка РФ.
Методологическую основу исследования составляют положения общей теории права. В процессе исследования применяются следующие методы: историко-правовой, формально-логический, системно-структурный, догматический, диалектический. С помощью историко-правового метода проводится анализ развития международно-правового регулирования банковской сферы. Формально-логический метод дает возможность осуществить обработку и анализ эмпирического материала. Системно-структурный метод позволяет систематизировать правовую основу осуществления банковской деятельности в Российской Федерации. Догматический метод позволяет провести анализ норм действующего законодательства, выявить в нем пробелы, сформулировать предложения по его совершенствованию.
Нормативно-правовая основа исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законодательными и подзаконными актами.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих авторов: А. В. Эзерин, Д. А. Бобкова, Е. В. Семенова, Н. В. Крикунова, К. А. Суровнева, Н. В. Сухорукова, А. В. Журавлев, Л. Н. Земцова, Е. Н. Пастушенко и других.
Научная новизна исследования состоит в формулировании предложений по совершенствованию правового регулирования сферы деятельности Центрального банка РФ.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в преподавательской деятельности, стать основой для дальнейших научных исследований по данной теме и совершенствования действующего российского законодательства.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены всесторонним анализом, выполненных ранее научных работ и публикаций, анализом эмпирических и статистических данных из официальных источников.
Личное участие автора в организации и проведении исследования предполагает его непосредственное участие в подготовке плана диссертационного исследования, подборе научной литературы по теме исследования, ее анализе, систематизации полученных результатов, написании и оформлении работы.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Была подготовлена и опубликована научная статья.
Положения, выносимые на защиту:
• установлено, что на данный момент полноценного внедрения рекомендаций Базель III в российский правопорядок не произошло. Нарушение установленных ранее сроков имплементации названного документа обусловлено как субъективными (неготовность некоторых банков к переходу на новые жесткие стандарты), так и объективными (например, санкции) причинами. При этом достаточно далеко от полного внедрения Базеля III оказались и зарубежные страны-участницы Базельского соглашения. Более того, в последние годы западные страны дискутируют по поводу целесообразности и эффективности мер Базеля III;
• доказана обоснованность отнесения Центрального банка РФ к числу органов государственной власти. Основным аргументом в данном случае является то, что Банк России обладает всеми признаками, характерными для органа государственной власти. Полагаем, что необходимо рассмотреть возможность придания Центральному банку РФ статуса органа государственной власти на нормативном уровне;
• выявлены некоторые противоречия в нормах законодательства. Так, закрепление за Банком России статуса некоммерческой организации, лишает его возможности выполнять ряд задач, возложенных на него Федеральным законом от 10.07.2002 №86- ФЗ - некоммерческий характер деятельности Центрального банка РФ не сочетается с его обязанностью зарабатывать средства для финансирования своих затрат;
• обоснована возможность расширения эмиссионной функции Банка России в части эмиссии цифрового рубля, который должен стать дополнительной формой денег, наряду с наличными и безналичными рублями. Соответствующие изменения должны быть внесены в Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ. Также в названном законодательном акте следует урегулировать вопросы выпуска и обращения цифровой валюты;
• обосновано, что Банк России нельзя отнести ни к одной из существующих в рамках действующего гражданского законодательства организационно-правовых форм юридического лица. Правовое положение территориальных учреждений Банка России не может быть сведено к правовому статусу филиалов и представительств ввиду особенностей правового положения Банка России и невозможности регулирования его деятельности частноправовыми нормами;
• предложено изменить подход к регулированию правового положения территориальных учреждений Банка России. Такое регулирование должно осуществляться не подзаконным нормативно-правовым актом, а законом. Следовательно, Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ должен быть дополнен главой «Территориальные учреждения Банка России».
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 4 таблицы, 6 рисунков, список используемой литературы и используемых источников (84 источника). Основной текст работы изложен на 74 страницах.
В настоящее время российский законодатель находится в поиске оптимального пути правового регулирования института центрального банка. Это подтверждается регулярными изменениями в законодательство - со дня вступления в силу Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» [52] (далее - Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ) изменения и дополнения в него вносились 120 раз. Также не существует однозначной позиции по многим вопросам и в правовой литературе. Например, определение места Банка России в системе государственных органов вызывает трудности в доктрине и на практике уже на протяжении длительного времени. При этом следует обратить внимание на отсутствие актуальных диссертационных исследований по данной теме.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена особой ролью Банка России как центрального банка при реализации функций государства, активным развитием законодательства в этой сфере и наличием ряда теоретических проблем.
Цель настоящего исследования состоит в обобщении теоретических и практических аспектов конституционно-правового статуса Центрального банка РФ, выявлении недостатков законодательства и формулировании предложений по их решению.
Для достижения указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
• проанализировать международно-правовое регулирование банковской деятельности, оценить его влияние на банковскую сферу РФ;
• исследовать законодательную базу деятельности Центрального банка РФ;
• установить основные цели, задачи, функции и операции Центрального банка РФ;
• охарактеризовать основные полномочия Центрального банка РФ, обобщить основания для их классификации;
• выявить проблемы конституционно-правового статуса Центрального банка РФ, предложить пути их решения.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с функционированием банковской системы Российской Федерации.
Предмет исследования - совокупность правовых норм, регулирующих конституционно-правовой статус Центрального банка РФ.
Методологическую основу исследования составляют положения общей теории права. В процессе исследования применяются следующие методы: историко-правовой, формально-логический, системно-структурный, догматический, диалектический. С помощью историко-правового метода проводится анализ развития международно-правового регулирования банковской сферы. Формально-логический метод дает возможность осуществить обработку и анализ эмпирического материала. Системно-структурный метод позволяет систематизировать правовую основу осуществления банковской деятельности в Российской Федерации. Догматический метод позволяет провести анализ норм действующего законодательства, выявить в нем пробелы, сформулировать предложения по его совершенствованию.
Нормативно-правовая основа исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законодательными и подзаконными актами.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих авторов: А. В. Эзерин, Д. А. Бобкова, Е. В. Семенова, Н. В. Крикунова, К. А. Суровнева, Н. В. Сухорукова, А. В. Журавлев, Л. Н. Земцова, Е. Н. Пастушенко и других.
Научная новизна исследования состоит в формулировании предложений по совершенствованию правового регулирования сферы деятельности Центрального банка РФ.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в преподавательской деятельности, стать основой для дальнейших научных исследований по данной теме и совершенствования действующего российского законодательства.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены всесторонним анализом, выполненных ранее научных работ и публикаций, анализом эмпирических и статистических данных из официальных источников.
Личное участие автора в организации и проведении исследования предполагает его непосредственное участие в подготовке плана диссертационного исследования, подборе научной литературы по теме исследования, ее анализе, систематизации полученных результатов, написании и оформлении работы.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Была подготовлена и опубликована научная статья.
Положения, выносимые на защиту:
• установлено, что на данный момент полноценного внедрения рекомендаций Базель III в российский правопорядок не произошло. Нарушение установленных ранее сроков имплементации названного документа обусловлено как субъективными (неготовность некоторых банков к переходу на новые жесткие стандарты), так и объективными (например, санкции) причинами. При этом достаточно далеко от полного внедрения Базеля III оказались и зарубежные страны-участницы Базельского соглашения. Более того, в последние годы западные страны дискутируют по поводу целесообразности и эффективности мер Базеля III;
• доказана обоснованность отнесения Центрального банка РФ к числу органов государственной власти. Основным аргументом в данном случае является то, что Банк России обладает всеми признаками, характерными для органа государственной власти. Полагаем, что необходимо рассмотреть возможность придания Центральному банку РФ статуса органа государственной власти на нормативном уровне;
• выявлены некоторые противоречия в нормах законодательства. Так, закрепление за Банком России статуса некоммерческой организации, лишает его возможности выполнять ряд задач, возложенных на него Федеральным законом от 10.07.2002 №86- ФЗ - некоммерческий характер деятельности Центрального банка РФ не сочетается с его обязанностью зарабатывать средства для финансирования своих затрат;
• обоснована возможность расширения эмиссионной функции Банка России в части эмиссии цифрового рубля, который должен стать дополнительной формой денег, наряду с наличными и безналичными рублями. Соответствующие изменения должны быть внесены в Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ. Также в названном законодательном акте следует урегулировать вопросы выпуска и обращения цифровой валюты;
• обосновано, что Банк России нельзя отнести ни к одной из существующих в рамках действующего гражданского законодательства организационно-правовых форм юридического лица. Правовое положение территориальных учреждений Банка России не может быть сведено к правовому статусу филиалов и представительств ввиду особенностей правового положения Банка России и невозможности регулирования его деятельности частноправовыми нормами;
• предложено изменить подход к регулированию правового положения территориальных учреждений Банка России. Такое регулирование должно осуществляться не подзаконным нормативно-правовым актом, а законом. Следовательно, Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ должен быть дополнен главой «Территориальные учреждения Банка России».
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 4 таблицы, 6 рисунков, список используемой литературы и используемых источников (84 источника). Основной текст работы изложен на 74 страницах.
По итогам проведенного анализа нормативно-правовых актов, научной и учебной литературы, практики применения законодательства обобщены теоретические и практические аспекты конституционно-правового статуса Центрального банка РФ, выявлены недостатки действующего российского законодательства. При этом было проанализировано международно-правовое регулирование банковской деятельности, осуществлена оценка его влияния на банковскую сферу РФ; исследована законодательная база деятельности Центрального банка РФ; установлены основные цели, задачи, функции и операции Центрального Банка РФ и охарактеризованы основные полномочия Центрального банка РФ.
При проведении исследования были получены следующие результаты:
• обобщено, что имплементация правил, содержащихся в Базель II и Базель III, в Российской Федерации осуществляется преимущественно правовыми актами Центрального банка Российской Федерации. Внедрение названных стандартов происходит не последовательно, а параллельно. Некоторые требования к российским банкам, закрепленные во внутригосударственных документах, являются более жесткими, чем это предусмотрено Базель III;
• установлено, что на данный момент полноценного внедрения рекомендаций Базель III в российский правопорядок не произошло. Нарушение установленных ранее сроков имплементации названного документа обусловлено как субъективными (неготовность некоторых банков к переходу на новые жесткие стандарты), так и объективными (например, санкции) причинами. При этом достаточно далеко от полного внедрения Базеля III оказались и зарубежные страны-участницы Базельского соглашения. Более того, в последние годы западные страны дискутируют по поводу целесообразности и эффективности мер Базеля III;
• установлено, что правовая основа деятельности Центрального банка Российской Федерации представлена следующими элементами: (1) конституционные нормы, определяющие, в том числе конституционно-правовой статус Банка России; (2) единственный специальный законодательный акт, регулирующий деятельность Центрального банка РФ - Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ; (3) отраслевые законодательные акты, которыми при осуществлении своей деятельности (реализации функций) руководствуется Банк России; (4) подзаконные (ведомственные акты), регулирующие отдельные аспекты деятельности Банка России. Большая часть таких актов издается непосредственно Центральным банком Российской Федерации;
• обобщено, что Центральный банк Российской Федерации для достижения целей, обозначенный в ст. 3 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ реализует следующие функции: функция обслуживания денежного обращения (в том числе эмиссия); функция денежно-кредитного регулирования; регулятивная функция; регистрационно-лицензионная функция; контрольно-надзорная функция; операционная функция; функция кредитования кредитных организаций («банка банков»); прогнозно-аналитическая функция;
• обоснована возможность расширения эмиссионной функции Банка России в части эмиссии цифрового рубля, который должен стать дополнительной формой денег, наряду с наличными и безналичными рублями. Соответствующие изменения должны быть внесены в Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ. Также в названном законодательном акте следует урегулировать вопросы выпуска и обращения цифровой валюты (цифрового рубля);
• установлено, что реализация Банком России функции денежно-кредитного регулирования, позволяет Центральному банку РФ снижать количество денег в обороте или обеспечивать рост денежной массы, абсорбировать избыточную ликвидность или увеличивать текущую ликвидность банковского сектора, повышать или снижать курс национальной валюты, ускорять или уменьшать уровень роста потребительского кредитования и т.д.;
• установлено, что Банк России, реализуя надзорно-контрольные функции, оказывает значительное влияние на рынок кредитных организаций, а признание Банка России мегарегулятором существенно повлияло и на страховой рынок - ужесточение требований к страховым организациям повлекло значительное уменьшение их числа, устранение с рынка ненадежных субъектов страхового дела;
• доказана обоснованность отнесения Центрального банка РФ к числу органов государственной власти. Основным аргументом в данном случае является то, что Банк России обладает всеми признаками, характерными для органа государственной власти. Полагаем, что необходимо рассмотреть возможность придания Центральному банку РФ статуса органа государственной власти на нормативном уровне;
• выявлены некоторые противоречия в нормах законодательства. Так, закрепление за Банком России статуса некоммерческой организации, лишает его возможности выполнять ряд задач, возложенных на него Федеральным законом от 10.07.2002 №86- ФЗ;
• обосновано, что Банк России нельзя отнести ни к одной из существующих в рамках действующего гражданского законодательства организационно-правовых форм юридического лица и что правовое положение территориальных учреждений Банка России не может быть сведено к правовому статусу филиалов и представительств ввиду особенностей правового положения Банка России;
• предложено изменить подход к регулированию правового положения территориальных учреждений Банка России. Такое регулирование должно осуществляться не подзаконным нормативно-правовым актом, а законом. Следовательно, Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ должен быть дополнен главой «Территориальные учреждения Банка России»; обоснована необходимость регламентации на нормативном уровне вопроса конституционно-правовой ответственности Центрального банка РФ.
При проведении исследования были получены следующие результаты:
• обобщено, что имплементация правил, содержащихся в Базель II и Базель III, в Российской Федерации осуществляется преимущественно правовыми актами Центрального банка Российской Федерации. Внедрение названных стандартов происходит не последовательно, а параллельно. Некоторые требования к российским банкам, закрепленные во внутригосударственных документах, являются более жесткими, чем это предусмотрено Базель III;
• установлено, что на данный момент полноценного внедрения рекомендаций Базель III в российский правопорядок не произошло. Нарушение установленных ранее сроков имплементации названного документа обусловлено как субъективными (неготовность некоторых банков к переходу на новые жесткие стандарты), так и объективными (например, санкции) причинами. При этом достаточно далеко от полного внедрения Базеля III оказались и зарубежные страны-участницы Базельского соглашения. Более того, в последние годы западные страны дискутируют по поводу целесообразности и эффективности мер Базеля III;
• установлено, что правовая основа деятельности Центрального банка Российской Федерации представлена следующими элементами: (1) конституционные нормы, определяющие, в том числе конституционно-правовой статус Банка России; (2) единственный специальный законодательный акт, регулирующий деятельность Центрального банка РФ - Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ; (3) отраслевые законодательные акты, которыми при осуществлении своей деятельности (реализации функций) руководствуется Банк России; (4) подзаконные (ведомственные акты), регулирующие отдельные аспекты деятельности Банка России. Большая часть таких актов издается непосредственно Центральным банком Российской Федерации;
• обобщено, что Центральный банк Российской Федерации для достижения целей, обозначенный в ст. 3 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ реализует следующие функции: функция обслуживания денежного обращения (в том числе эмиссия); функция денежно-кредитного регулирования; регулятивная функция; регистрационно-лицензионная функция; контрольно-надзорная функция; операционная функция; функция кредитования кредитных организаций («банка банков»); прогнозно-аналитическая функция;
• обоснована возможность расширения эмиссионной функции Банка России в части эмиссии цифрового рубля, который должен стать дополнительной формой денег, наряду с наличными и безналичными рублями. Соответствующие изменения должны быть внесены в Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ. Также в названном законодательном акте следует урегулировать вопросы выпуска и обращения цифровой валюты (цифрового рубля);
• установлено, что реализация Банком России функции денежно-кредитного регулирования, позволяет Центральному банку РФ снижать количество денег в обороте или обеспечивать рост денежной массы, абсорбировать избыточную ликвидность или увеличивать текущую ликвидность банковского сектора, повышать или снижать курс национальной валюты, ускорять или уменьшать уровень роста потребительского кредитования и т.д.;
• установлено, что Банк России, реализуя надзорно-контрольные функции, оказывает значительное влияние на рынок кредитных организаций, а признание Банка России мегарегулятором существенно повлияло и на страховой рынок - ужесточение требований к страховым организациям повлекло значительное уменьшение их числа, устранение с рынка ненадежных субъектов страхового дела;
• доказана обоснованность отнесения Центрального банка РФ к числу органов государственной власти. Основным аргументом в данном случае является то, что Банк России обладает всеми признаками, характерными для органа государственной власти. Полагаем, что необходимо рассмотреть возможность придания Центральному банку РФ статуса органа государственной власти на нормативном уровне;
• выявлены некоторые противоречия в нормах законодательства. Так, закрепление за Банком России статуса некоммерческой организации, лишает его возможности выполнять ряд задач, возложенных на него Федеральным законом от 10.07.2002 №86- ФЗ;
• обосновано, что Банк России нельзя отнести ни к одной из существующих в рамках действующего гражданского законодательства организационно-правовых форм юридического лица и что правовое положение территориальных учреждений Банка России не может быть сведено к правовому статусу филиалов и представительств ввиду особенностей правового положения Банка России;
• предложено изменить подход к регулированию правового положения территориальных учреждений Банка России. Такое регулирование должно осуществляться не подзаконным нормативно-правовым актом, а законом. Следовательно, Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ должен быть дополнен главой «Территориальные учреждения Банка России»; обоснована необходимость регламентации на нормативном уровне вопроса конституционно-правовой ответственности Центрального банка РФ.
Подобные работы
- Особенности конституционного-правового статуса Центрального Банка
Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности конституционно-правого статуса Центрального Банка Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Правовой статус Центрального банка Российской Федерации (Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет)
Курсовые работы, финансовое право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - Центральный банк Российской Федерации как орган государственного управления
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦБ РФ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





