Введение
Глава 1 Теоретические основы воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников
1.1 Воспитание уважительного отношения к семье у младших школьников
как педагогическая проблема
1.2 Психолого-педагогические условия воспитания уважительного
отношения к семье у младших школьников
Глава 2 Экспериментальное исследование воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников
2.1. Выявление уровня воспитанности уважительного отношения к семье у
младших школьников
2.2. Комплекс психолого-педагогических условий по развитию
уважительного отношения к семье у младших школьников
2.3. Динамика уровня воспитанности уважительного отношения к семье у
младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что на современном этапе развития общества проблема воспитания уважительного отношения к семье у подрастающего поколения становиться главным приоритетным направлением педагогической работы. Такая работа направлена на воспитание у младших школьников любви и уважения к своей семье, уважения к семейным традициям, к развитию нравственных ценностей. Тем самым можно сказать, что воспитание уважительного отношения к семье у младших школьников становится одной из приоритетных задач образования. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 году указано, что «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичности, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [1]. Государственная политика в отношении семьи обусловлена осуществлением некоторых мероприятий, которые проводят не только в отношении отдельных членов семьи, а в отношении семьи в целом. Именно семья в первую очередь ощущает кардинальные перемены в нашем обществе.
Сегодня в современной российской семье происходят кардинальные перемены - переход от традиционной модели семьи к новой. Постепенно меняются виды семейных отношений, меняются роли супругов, положение детей также претерпевает изменения. Семья идет к автономизации, что ведет к ослаблению социальной значимости института семьи, что неизбежно повлечет за собой такие негативные факторы, как снижение рождаемости, рост количества разводов и рост доли бездетных браков (чайлдфри), вырастет количество одиноких людей, будет наблюдаться снижение уважения к родителям со стороны детей, грубость и хамство в отношении родителей.
Вопрос воспитания уважительного отношения к семье у детей младшего школьного возраста на современном этапе начального образования занимает центральное место. Многие современные исследователи (С.П. Акутина, Ю.П. Азаров, В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова и т.д.) указывают на необходимость формирования уважительного отношения к семье младшего школьного возраста. Многие исследователи (Ю.П.Азаров, О.И. Волжина, В.Н. Дружинин, О.С. Пермовская и т.д.) подчеркивали, важность уважительного отношения к семье у детей, как одно из условий дальнейшего развития гармоничной личности. В ФГОС НОО подчеркивается, что «для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогом, обучающимися и семьей в целом» [2].
Согласно теоретическим положениям психолого-педагогической науки, воспитание уважительного отношения к семье у младших школьников является важной и сложной задачей, как считают педагоги Н.А. Бердяев Л.О.Володина, В.А. Василенко, П.Е. Кильдюшова и т.д.
Воспитание уважительного отношения к семье у младших школьников предполагает воспитание уважительного и заботливого отношения к своей семье. С одной стороны, существует задача по воспитанию уважительного отношения к семье у младших школьников, а с другой стороны, наблюдается отсутствие специально разработанной научно-методической системы для реализации данного процесса.
Теоретический анализ проблемы воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников позволил выявить противоречия между требованиями общества к воспитанию уважительного отношения к семье у младших школьников и недостаточностью педагогической работы в данном направлении.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Воспитание уважительного отношения к семье у младших школьников».
Объект исследования: процесс воспитания у младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников.
Цель исследования: выявить и доказать эффективность психолого- педагогических условий воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что воспитание
уважительного отношения к семье у младшего школьника будет наиболее эффективно, если:
- разработать и внедрить комплекс занятий по развитию представлений младших школьников о семье, семейных ценностях, внутрисемейных отношениях;
- развивать положительное отношение к своей семье в процессе игровых заданий;
- накапливать опыт уважительного отношения младшего школьника к семье и ее членам в процессе ролевых игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования;
2. Выявить уровень воспитанности уважительного отношения к семье у младших школьников;
3. Разработать и внедрить комплекс психолого-педагогических условий по развитию уважительного отношения к семье у младших школьников;
4. Проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц).
Новизна работы заключается в разработке комплекса занятий по развитию уважительного отношения к семье у младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные психолого-педагогические условия по развитию уважительного отношения к семье у младших школьников, могут быть использованы в работе педагогов начальной школы.
Экспериментальная база исследования. ГБОУ СОШ с. Выселки.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (источника), 2 приложения. Работа содержит иллюстрацию (рисунок), таблицы.
В работе в обобщенном виде излагаются основные результаты, формулируются основные выводы, касающиеся теоретических, экспериментальных и прогностических аспектов работы.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы (Н.А. Бердяев, Л.О.Володина, В.А. Василенко, П.Е.Кильдюшова) по проблеме воспитания уважительного отношения к семье младших школьников, подтвердило, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Именно у младших школьников начинают формироваться первоосновы уважительного отношения к семье.
Воспитание уважительного отношения к семье представляет непрерывный процесс обучения, воспитания и развития обучающихся, который направлен на формирование процесса ценностного отношения к своей семье, проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к семье, в ответственном отношении к семье.
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне воспитанности уважительного отношения к семье младших школьников. Это на наш взгляд обусловлено как возрастными особенностями младших школьников, так и недостаточным вниманием педагогов к данной проблеме.
На основе результатов констатирующего эксперимента, нами был запланирован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого была реализована работа - апробированы психолого-педагогические условия по развитию уважительного отношения к семье у младших школьников.
На контрольном этапе эксперимента была поставлена цель - доказать эффективность предложенной методики работы по развитию уважительного отношения к семье у младших школьников. По результатам контрольного эксперимента было выявлено, что у обучающихся экспериментальной группы существенно повысился уровень развития уважительного отношения к семье у младших школьников, это свидетельствует о том, что цель исследования достигнута и гипотеза доказана.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М. : Логос, 2012. 224с.
3. Андреева Г.А. Краткий педагогический словарь. М. : В. Секачев,
2012. 181 с.
4. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : АСТ, 2012. 298с.
5. Бондарева И.И. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. М.: АРКТИ, 2013г. 325с.
6. Бук Дж. Методика «Дом - дерево - человек» [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.psylist.net
7. Выготский Л.С. Лекции по психологии. М. : Мозаика-Синтез,
2013. 286с.
8. Губарева Л. И. Самостоятельная работа как основа формирования и развития познавательной самостоятельности обучающихся // Образование и общество. - 2014. - N 2. - С. 61-62.
9. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго
поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2 .
10. Игнатова В.А., Игнатов С.Б., Позигун Ю.А., Трушников Д.Ю. Формирование ценностного отношения обучающихся к природе в условиях интеграции общего и дополнительного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.lit.lib.ru
11. Крутецкий В.А. Психология. М.: Инфра-М, 2012. 164с.
12. Качур М.М. Патриотическое воспитание младших школьников
средствами художественного краеведения. - Диссертация на
соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Киев, 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.avtoreferati.ru
13. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» /Завуч начальной школы. - 2004. - № 6. - С. 118.
14. Леонтьев А.М. Психическое развитие. М. : Наука, 2013. 498 с.
15. Люблинская А.А. Детская психология. М. : ЮНИТИ, 2013. 289с.
16. Мухамадиярова, Г.В. Исследовательская культура обучающихся. -Казань, 2007. -234 с
17. Методика «Рисунок семьи» [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.psylist.net
18. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С.149-150.
19. Немов Р.С. Психология : учебник для вузов. М. :Инкос, 2010. 606с.
20. Психология : Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М. : Академия, 2012.-352с.
21. Примерные программы начального общего образования. М. : Просвещение, 2012. 317 с.
22. Программа воспитания школьников 1-4-х классов школы гражданского становления / Сост. М.А. Захаревич, Л.И. Чепикова. Науч. конс. Т.А. 9. Стефановская [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.schoolgs.ru
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: пособие для педагогов. Ярославль : Академия развития.2012. -236с.
24. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода. М. : Просвещение, 2016. 479 с.
25. Тихонова Т.Е. Индивидуальная тетрадь младшего школьника по творческой работе. М. : Легион, 2014. 626 с.
26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. М. : ТЦ Сфера, 2012, 208с.
27. Шилова М.И. Диагностика нравственной воспитанности [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.74213np.edusite.ru/p169aa1.html
28. Шеховская, Н. Духовность как нравственная основа личности / Н. Шеховская, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев // Журн. Педагогика. -2002. -No5. - С. 77—82.
29. Щедрина Е.В. Методика «Референометрия» [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.vsetesti.ru/298/
30. Щедровицкий, Г.П. Очерки по философии образования / Г.П. Щедровицкий. М. :Пед. центр «Эксперимент», 1993. -154 с