Воспитание уважительного отношения к семье у младших школьников
|
Введение
Глава 1 Теоретические основы воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников
1.1 Воспитание уважительного отношения к семье у младших школьников
как педагогическая проблема
1.2 Психолого-педагогические условия воспитания уважительного
отношения к семье у младших школьников
Глава 2 Экспериментальное исследование воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников
2.1. Выявление уровня воспитанности уважительного отношения к семье у
младших школьников
2.2. Комплекс психолого-педагогических условий по развитию
уважительного отношения к семье у младших школьников
2.3. Динамика уровня воспитанности уважительного отношения к семье у
младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Глава 1 Теоретические основы воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников
1.1 Воспитание уважительного отношения к семье у младших школьников
как педагогическая проблема
1.2 Психолого-педагогические условия воспитания уважительного
отношения к семье у младших школьников
Глава 2 Экспериментальное исследование воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников
2.1. Выявление уровня воспитанности уважительного отношения к семье у
младших школьников
2.2. Комплекс психолого-педагогических условий по развитию
уважительного отношения к семье у младших школьников
2.3. Динамика уровня воспитанности уважительного отношения к семье у
младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что на современном этапе развития общества проблема воспитания уважительного отношения к семье у подрастающего поколения становиться главным приоритетным направлением педагогической работы. Такая работа направлена на воспитание у младших школьников любви и уважения к своей семье, уважения к семейным традициям, к развитию нравственных ценностей. Тем самым можно сказать, что воспитание уважительного отношения к семье у младших школьников становится одной из приоритетных задач образования. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 году указано, что «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичности, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [1]. Государственная политика в отношении семьи обусловлена осуществлением некоторых мероприятий, которые проводят не только в отношении отдельных членов семьи, а в отношении семьи в целом. Именно семья в первую очередь ощущает кардинальные перемены в нашем обществе.
Сегодня в современной российской семье происходят кардинальные перемены - переход от традиционной модели семьи к новой. Постепенно меняются виды семейных отношений, меняются роли супругов, положение детей также претерпевает изменения. Семья идет к автономизации, что ведет к ослаблению социальной значимости института семьи, что неизбежно повлечет за собой такие негативные факторы, как снижение рождаемости, рост количества разводов и рост доли бездетных браков (чайлдфри), вырастет количество одиноких людей, будет наблюдаться снижение уважения к родителям со стороны детей, грубость и хамство в отношении родителей.
Вопрос воспитания уважительного отношения к семье у детей младшего школьного возраста на современном этапе начального образования занимает центральное место. Многие современные исследователи (С.П. Акутина, Ю.П. Азаров, В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова и т.д.) указывают на необходимость формирования уважительного отношения к семье младшего школьного возраста. Многие исследователи (Ю.П.Азаров, О.И. Волжина, В.Н. Дружинин, О.С. Пермовская и т.д.) подчеркивали, важность уважительного отношения к семье у детей, как одно из условий дальнейшего развития гармоничной личности. В ФГОС НОО подчеркивается, что «для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогом, обучающимися и семьей в целом» [2].
Согласно теоретическим положениям психолого-педагогической науки, воспитание уважительного отношения к семье у младших школьников является важной и сложной задачей, как считают педагоги Н.А. Бердяев Л.О.Володина, В.А. Василенко, П.Е. Кильдюшова и т.д.
Воспитание уважительного отношения к семье у младших школьников предполагает воспитание уважительного и заботливого отношения к своей семье. С одной стороны, существует задача по воспитанию уважительного отношения к семье у младших школьников, а с другой стороны, наблюдается отсутствие специально разработанной научно-методической системы для реализации данного процесса.
Теоретический анализ проблемы воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников позволил выявить противоречия между требованиями общества к воспитанию уважительного отношения к семье у младших школьников и недостаточностью педагогической работы в данном направлении.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Воспитание уважительного отношения к семье у младших школьников».
Объект исследования: процесс воспитания у младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников.
Цель исследования: выявить и доказать эффективность психолого- педагогических условий воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что воспитание
уважительного отношения к семье у младшего школьника будет наиболее эффективно, если:
- разработать и внедрить комплекс занятий по развитию представлений младших школьников о семье, семейных ценностях, внутрисемейных отношениях;
- развивать положительное отношение к своей семье в процессе игровых заданий;
- накапливать опыт уважительного отношения младшего школьника к семье и ее членам в процессе ролевых игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования;
2. Выявить уровень воспитанности уважительного отношения к семье у младших школьников;
3. Разработать и внедрить комплекс психолого-педагогических условий по развитию уважительного отношения к семье у младших школьников;
4. Проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц).
Новизна работы заключается в разработке комплекса занятий по развитию уважительного отношения к семье у младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные психолого-педагогические условия по развитию уважительного отношения к семье у младших школьников, могут быть использованы в работе педагогов начальной школы.
Экспериментальная база исследования. ГБОУ СОШ с. Выселки.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (источника), 2 приложения. Работа содержит иллюстрацию (рисунок), таблицы.
Сегодня в современной российской семье происходят кардинальные перемены - переход от традиционной модели семьи к новой. Постепенно меняются виды семейных отношений, меняются роли супругов, положение детей также претерпевает изменения. Семья идет к автономизации, что ведет к ослаблению социальной значимости института семьи, что неизбежно повлечет за собой такие негативные факторы, как снижение рождаемости, рост количества разводов и рост доли бездетных браков (чайлдфри), вырастет количество одиноких людей, будет наблюдаться снижение уважения к родителям со стороны детей, грубость и хамство в отношении родителей.
Вопрос воспитания уважительного отношения к семье у детей младшего школьного возраста на современном этапе начального образования занимает центральное место. Многие современные исследователи (С.П. Акутина, Ю.П. Азаров, В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова и т.д.) указывают на необходимость формирования уважительного отношения к семье младшего школьного возраста. Многие исследователи (Ю.П.Азаров, О.И. Волжина, В.Н. Дружинин, О.С. Пермовская и т.д.) подчеркивали, важность уважительного отношения к семье у детей, как одно из условий дальнейшего развития гармоничной личности. В ФГОС НОО подчеркивается, что «для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогом, обучающимися и семьей в целом» [2].
Согласно теоретическим положениям психолого-педагогической науки, воспитание уважительного отношения к семье у младших школьников является важной и сложной задачей, как считают педагоги Н.А. Бердяев Л.О.Володина, В.А. Василенко, П.Е. Кильдюшова и т.д.
Воспитание уважительного отношения к семье у младших школьников предполагает воспитание уважительного и заботливого отношения к своей семье. С одной стороны, существует задача по воспитанию уважительного отношения к семье у младших школьников, а с другой стороны, наблюдается отсутствие специально разработанной научно-методической системы для реализации данного процесса.
Теоретический анализ проблемы воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников позволил выявить противоречия между требованиями общества к воспитанию уважительного отношения к семье у младших школьников и недостаточностью педагогической работы в данном направлении.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Воспитание уважительного отношения к семье у младших школьников».
Объект исследования: процесс воспитания у младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников.
Цель исследования: выявить и доказать эффективность психолого- педагогических условий воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что воспитание
уважительного отношения к семье у младшего школьника будет наиболее эффективно, если:
- разработать и внедрить комплекс занятий по развитию представлений младших школьников о семье, семейных ценностях, внутрисемейных отношениях;
- развивать положительное отношение к своей семье в процессе игровых заданий;
- накапливать опыт уважительного отношения младшего школьника к семье и ее членам в процессе ролевых игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования;
2. Выявить уровень воспитанности уважительного отношения к семье у младших школьников;
3. Разработать и внедрить комплекс психолого-педагогических условий по развитию уважительного отношения к семье у младших школьников;
4. Проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц).
Новизна работы заключается в разработке комплекса занятий по развитию уважительного отношения к семье у младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные психолого-педагогические условия по развитию уважительного отношения к семье у младших школьников, могут быть использованы в работе педагогов начальной школы.
Экспериментальная база исследования. ГБОУ СОШ с. Выселки.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (источника), 2 приложения. Работа содержит иллюстрацию (рисунок), таблицы.
В работе в обобщенном виде излагаются основные результаты, формулируются основные выводы, касающиеся теоретических, экспериментальных и прогностических аспектов работы.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы (Н.А. Бердяев, Л.О.Володина, В.А. Василенко, П.Е.Кильдюшова) по проблеме воспитания уважительного отношения к семье младших школьников, подтвердило, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Именно у младших школьников начинают формироваться первоосновы уважительного отношения к семье.
Воспитание уважительного отношения к семье представляет непрерывный процесс обучения, воспитания и развития обучающихся, который направлен на формирование процесса ценностного отношения к своей семье, проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к семье, в ответственном отношении к семье.
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне воспитанности уважительного отношения к семье младших школьников. Это на наш взгляд обусловлено как возрастными особенностями младших школьников, так и недостаточным вниманием педагогов к данной проблеме.
На основе результатов констатирующего эксперимента, нами был запланирован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого была реализована работа - апробированы психолого-педагогические условия по развитию уважительного отношения к семье у младших школьников.
На контрольном этапе эксперимента была поставлена цель - доказать эффективность предложенной методики работы по развитию уважительного отношения к семье у младших школьников. По результатам контрольного эксперимента было выявлено, что у обучающихся экспериментальной группы существенно повысился уровень развития уважительного отношения к семье у младших школьников, это свидетельствует о том, что цель исследования достигнута и гипотеза доказана.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы (Н.А. Бердяев, Л.О.Володина, В.А. Василенко, П.Е.Кильдюшова) по проблеме воспитания уважительного отношения к семье младших школьников, подтвердило, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Именно у младших школьников начинают формироваться первоосновы уважительного отношения к семье.
Воспитание уважительного отношения к семье представляет непрерывный процесс обучения, воспитания и развития обучающихся, который направлен на формирование процесса ценностного отношения к своей семье, проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к семье, в ответственном отношении к семье.
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне воспитанности уважительного отношения к семье младших школьников. Это на наш взгляд обусловлено как возрастными особенностями младших школьников, так и недостаточным вниманием педагогов к данной проблеме.
На основе результатов констатирующего эксперимента, нами был запланирован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого была реализована работа - апробированы психолого-педагогические условия по развитию уважительного отношения к семье у младших школьников.
На контрольном этапе эксперимента была поставлена цель - доказать эффективность предложенной методики работы по развитию уважительного отношения к семье у младших школьников. По результатам контрольного эксперимента было выявлено, что у обучающихся экспериментальной группы существенно повысился уровень развития уважительного отношения к семье у младших школьников, это свидетельствует о том, что цель исследования достигнута и гипотеза доказана.
Подобные работы
- ВОСПИТАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание у младших школьников уважительного отношения к семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Формирование у младших школьников уважительного отношения к семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ЛЮБВИ К
РОДНОМУ ДОМУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СТАРШИМ КАК СЕМЕЙНАЯ ЦЕННОСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Формирование психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание у младших школьников уважительного отношения к семейным ценностям
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО
ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИЯМ
СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



