Конституционные основы обеспечения свободных выборов в Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1 Избирательные права граждан 7
1.1 Общая характеристика и содержание избирательных прав 7
1.2 Пассивное и активное избирательное право 10
1.3 Эволюция становления основ свободных выборов в Конституции
Российской Федерации 28
Глава 2 Современная конституционно-правовая модель свободных выборов в Российской Федерации 37
2.1 Действующее международное и национальное законодательное
регулирование выборов в Российской Федерации 36
2.2 Роль правоприменительной практики в обеспечении регулирования
выборов в Российской Федерации 52
Глава 3 Проблемы обеспечения свободных выборов в Российской Федерации 62
3.1 Принцип свободы выборов в системе принципов избирательного права
Российской Федерации 60
3.2 Проблемы реализации принципа свободы выборов в Российской Федерации 64
Заключение 71
Список используемой литературы и список используемых источников: 76
Глава 1 Избирательные права граждан 7
1.1 Общая характеристика и содержание избирательных прав 7
1.2 Пассивное и активное избирательное право 10
1.3 Эволюция становления основ свободных выборов в Конституции
Российской Федерации 28
Глава 2 Современная конституционно-правовая модель свободных выборов в Российской Федерации 37
2.1 Действующее международное и национальное законодательное
регулирование выборов в Российской Федерации 36
2.2 Роль правоприменительной практики в обеспечении регулирования
выборов в Российской Федерации 52
Глава 3 Проблемы обеспечения свободных выборов в Российской Федерации 62
3.1 Принцип свободы выборов в системе принципов избирательного права
Российской Федерации 60
3.2 Проблемы реализации принципа свободы выборов в Российской Федерации 64
Заключение 71
Список используемой литературы и список используемых источников: 76
Основой правомерного формирования и успешной реализации публичной власти в любом демократическом государстве является надлежаще функционирующая избирательная система, позволяющая учесть интересы граждан такого государства при формировании выборных должностей.
В процессе реализации избирательных прав важное значение имеет ряд принципах, на которых базируется такая реализация:
- принцип равного избирательного права;
- принцип всеобщего избирательного права;
- принцип тайны голосования;
- принцип периодичности и другие.
В системе сформулированных принципов избирательного права, гарантированных, в том числе и Конституцией Российской Федерации, существует и принцип свободы.
Именно указанный принцип, история его становления, проблемы его реализации и были выбраны в качестве темы настоящего исследования.
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими аспектами:
1. Особое значение избирательной системы в формировании действующей системы органов публичной власти, что требует особого контроля как за соблюдением уполномоченными лицами законодательства Российской Федерации, так и за наличием возможности у граждан к реализации предоставляем им прав и полномочий.
2. Периодичность проведения выборов не только является неотъемлемым принципом демократических выборов, но и обуславливает определенного рода цикличность и постоянство в потребности регулирования правоотношений в области избирательного права, а также совершенствовании системы выборов и референдума.
3. Нестабильность законодательного регулирования в последние годы вызывает особое внимание к формированию современного видения избирательной системы, а также видения лиц, чьи права претендовать на занятие публичных должностей государством гарантируется и обеспечивается, а чьих - нет.
Кроме того, внимания требует и исследование того, как принятие в 2020 году поправок к Конституции Российской Федерации отразилось на действующей системе выборов.
Объектом настоящего исследования выступают правоотношения в области реализации избирательных прав граждан посредством участия в свободных выборах.
Предметом настоящего исследования выступают конкретные правовые нормы, регламентирующие процесс реализации избирательных прав посредством участия в свободных выборах, конкретные правовые случаи, иллюстрирующие реализацию и правоприменительную практику норм избирательного права.
Целью данного исследования является уяснение основных положений, регулирующих как избирательную систему Российской Федерации в целом, так и конкретные аспекты реализации избирательных прав граждан, как пассивных, так и активных, путем участия в свободных выборах.
В рамках настоящего исследования поставлены следующие задачи:
- исследование общей характеристики и содержания избирательных прав граждан в Российской Федерации;
- уяснение роли и особенностей реализации пассивного и активного избирательного права граждан в Российской Федерации;
- установление этапов эволюции становления основ свободных выборов в Российской Федерации;
- исследование основных положений действующего международного и национального законодательного регулирования выборов в Российской Федерации;
- изучение роли правоприменительной практики в обеспечении регулирования выборов в Российской Федерации.
- определение места принципа свободы выборов в системе принципов избирательного права Российской Федерации.
- выявление и формулирование проблем реализации принципа свободы выборов в Российской Федерации.
В качестве методов настоящего исследования использовались:
- анализ норм действующего законодательства;
- сравнительно-правовой анализ норм российского законодательства, норм международного и зарубежного права;
- ретроспективный анализ реализации норм избирательного права в Союзе советских социалистических республик, Российской Федерации 90-х и начала 2000-х годов.
В настоящее время тематика работы является достаточно разработанной, однако применительно к теме реализации избирательных прав на выборах, недостаточно работ, рассматривающих данные процессы через призму принципа свободы, что было сделано в рамках настоящего исследования.
В ходе изучения тематики данной работы значительное внимание уделено работам авторов, исследующих проблемные вопросы избирательного права в Российской Федерации, в частности, в ходе написания работы внимание обращалось на труды Н.А. Бобровой, В.И. Лысенко, А.Е. Любарева, С.Н. Слобочиковой, С.А. Авакьяна, Ю.Н. Старилова, С.Н. Махиной, Е.Н. Порошина, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина и других.
Кроме того, в рамках настоящей работы проведено глубокое исследование правоприменительной практики, складывающейся в области защиты избирательных прав граждан, в том числе права на свободные выборы, а также уделено значительное внимание ретроспективному анализу выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в период с 2008 года по настоящее время, а также выборов Президента Российской Федерации в период с 2007 года по настоящее время.
Практическое значение настоящей работы состоит в анализе, уяснении и обобщению всех актуальных проблем в области обеспечения свободных выборов в Российской Федерации, а также в выдвижении конкретных предложений, связанных с усовершенствованием действующего законодательства.
В процессе реализации избирательных прав важное значение имеет ряд принципах, на которых базируется такая реализация:
- принцип равного избирательного права;
- принцип всеобщего избирательного права;
- принцип тайны голосования;
- принцип периодичности и другие.
В системе сформулированных принципов избирательного права, гарантированных, в том числе и Конституцией Российской Федерации, существует и принцип свободы.
Именно указанный принцип, история его становления, проблемы его реализации и были выбраны в качестве темы настоящего исследования.
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими аспектами:
1. Особое значение избирательной системы в формировании действующей системы органов публичной власти, что требует особого контроля как за соблюдением уполномоченными лицами законодательства Российской Федерации, так и за наличием возможности у граждан к реализации предоставляем им прав и полномочий.
2. Периодичность проведения выборов не только является неотъемлемым принципом демократических выборов, но и обуславливает определенного рода цикличность и постоянство в потребности регулирования правоотношений в области избирательного права, а также совершенствовании системы выборов и референдума.
3. Нестабильность законодательного регулирования в последние годы вызывает особое внимание к формированию современного видения избирательной системы, а также видения лиц, чьи права претендовать на занятие публичных должностей государством гарантируется и обеспечивается, а чьих - нет.
Кроме того, внимания требует и исследование того, как принятие в 2020 году поправок к Конституции Российской Федерации отразилось на действующей системе выборов.
Объектом настоящего исследования выступают правоотношения в области реализации избирательных прав граждан посредством участия в свободных выборах.
Предметом настоящего исследования выступают конкретные правовые нормы, регламентирующие процесс реализации избирательных прав посредством участия в свободных выборах, конкретные правовые случаи, иллюстрирующие реализацию и правоприменительную практику норм избирательного права.
Целью данного исследования является уяснение основных положений, регулирующих как избирательную систему Российской Федерации в целом, так и конкретные аспекты реализации избирательных прав граждан, как пассивных, так и активных, путем участия в свободных выборах.
В рамках настоящего исследования поставлены следующие задачи:
- исследование общей характеристики и содержания избирательных прав граждан в Российской Федерации;
- уяснение роли и особенностей реализации пассивного и активного избирательного права граждан в Российской Федерации;
- установление этапов эволюции становления основ свободных выборов в Российской Федерации;
- исследование основных положений действующего международного и национального законодательного регулирования выборов в Российской Федерации;
- изучение роли правоприменительной практики в обеспечении регулирования выборов в Российской Федерации.
- определение места принципа свободы выборов в системе принципов избирательного права Российской Федерации.
- выявление и формулирование проблем реализации принципа свободы выборов в Российской Федерации.
В качестве методов настоящего исследования использовались:
- анализ норм действующего законодательства;
- сравнительно-правовой анализ норм российского законодательства, норм международного и зарубежного права;
- ретроспективный анализ реализации норм избирательного права в Союзе советских социалистических республик, Российской Федерации 90-х и начала 2000-х годов.
В настоящее время тематика работы является достаточно разработанной, однако применительно к теме реализации избирательных прав на выборах, недостаточно работ, рассматривающих данные процессы через призму принципа свободы, что было сделано в рамках настоящего исследования.
В ходе изучения тематики данной работы значительное внимание уделено работам авторов, исследующих проблемные вопросы избирательного права в Российской Федерации, в частности, в ходе написания работы внимание обращалось на труды Н.А. Бобровой, В.И. Лысенко, А.Е. Любарева, С.Н. Слобочиковой, С.А. Авакьяна, Ю.Н. Старилова, С.Н. Махиной, Е.Н. Порошина, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина и других.
Кроме того, в рамках настоящей работы проведено глубокое исследование правоприменительной практики, складывающейся в области защиты избирательных прав граждан, в том числе права на свободные выборы, а также уделено значительное внимание ретроспективному анализу выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в период с 2008 года по настоящее время, а также выборов Президента Российской Федерации в период с 2007 года по настоящее время.
Практическое значение настоящей работы состоит в анализе, уяснении и обобщению всех актуальных проблем в области обеспечения свободных выборов в Российской Федерации, а также в выдвижении конкретных предложений, связанных с усовершенствованием действующего законодательства.
Проведенное в рамках настоящей работы исследование позволяет прийти к следующим выводам.
Так, в результате вопросов, рассмотренных в первой главе настоящей работы можно сделать следующие выводы:
Первый вывод состоит в том, что избирательная система Российской Федерации однозначно еще находится в стадии становления, постоянные изменения, возвращения к ранее использованным инструментариям позволяют сделать вывод о поиске подходящего механизма реализации гражданами избирательных прав;
Второй вывод по итогам исследования первой главы работы заключается в том, что неопределенность вектора развития системы избирательных прав в Российской Федерации, последние изменения, в том числе и поправки в Конституцию Российской Федерации создают все больше существенных препятствий и барьеров на пути к реализации пассивного избирательного права (в большей степени) и активного избирательного права - в большей.
Заключительный вывод состоит в том, что цензы активного и пассивного избирательного права неуклонно растут все больше и больше ограничивая возможности участия в выборах.
По результатам рассмотрения вопросов в рамках второй главы настоящей работы можно прийти к следующим выводам:
Во-первых, несмотря на ужесточение отдельных цензов и требований к реализации избирательных прав, все большее количество групп населения начинает к ним приспосабливаться и получать возможность участия в выборах.
Вместе с тем, как показало исследование выборов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и выборов Президента Российской Федерации, несмотря на количество «отсеянных» кандидатов, количество допущенных к выборам от года к году растет.
С другой стороны, остается дискуссионным вопрос об оценке такой закономерности, поскольку аналогичное исследование показывает, что чем больше становится альтернатив, тем меньше процентов голосов получает каждый из недавних конкурентов правящей партии и тем больше голосов правящая партия и получает.
Во-вторых, определяющее влияние на становление свободных выборов оказывает не только действующее законодательство.
Несмотря на принадлежность России к семье стран с континентальной системой права, большое значение имеет толкование принятых нормативных актов Конституционным Судом Российской Федерации, а также правоприменительная практика, формируемая прежде всего за счет актов Верховного Суда Российской Федерации.
Относительно проблем реализации принципа свободных выборов наряду с иными принципами избирательного права, анализ которых был проведен рамках третьей главы настоящей работы можно сделать следующие выводы:
В первую очередь, необходимо подчеркнуть, что реализация свободы как неотъемлемого принципа избирательной системы возможна только в условиях гарантированности реализации иных принципов - всеобщности, равенства, периодичности, обязательности и тайны.
Действие всех вышеуказанных принципов создает условия, чтобы граждане осознанно, действуя в соответствии со своей совестью и убеждениями могли делать выбор о том, какой именно они хотят видеть свою страну.
В отсутствии гарантий, что лицу дадут право голосовать, что его голос будет иметь такое же значение как голос иного лица, что он может не опасаться преследования или осуждения за сделанный выбор, а также в отсутствие гарантий того, что выборы вообще будут проведены, свободное волеизъявление не только бессмысленно, но и фактически невозможно и неоправданно.
Следовательно, обеспечение свободы выборов возможно только в тех государствах, которые достаточно развились, чтобы обеспечить своим граждан выполнение всех вышеуказанных условий.
Второй вывод состоит в том, что сегодня уже нельзя игнорировать рост недовольства населения Российской Федерации избираемым вектором развития нормотворчества и правоприменения в области свободных выборов - все чаще проведение даже муниципальных выборов (2019 год - Москва, Санкт-Петербург) сопровождается столкновениями в протестующими, митингами и протестами со стороны избирателей.
Следующим можно сделать вывод об отсутствии четкого контроля со стороны прокуратуры и недопущение гражданского контроля со стороны обычных граждан за действиями всех субъектов избирательного процесса до начала выборов, непосредственно в ходе голосования, а также при подсчете голосов.
В-четвертых, на реализации свободы в своих волеизъявлениях граждан сказывается отсутствие реальной политической борьбы и фактическая монополизация распределения мандатов, обеспеченная в том числе нормами законодательства.
Наконец, нельзя игнорировать пассивность гражданской позиции и недостаток развития гражданского общества, что существенно упрощает манипулирование свободой выбора отдельно взятых граждан и способствует злоупотреблению должностными лицами своими служебными полномочиями.
Предложения по усовершенствованию действующего регулирования также можно сгруппировать следующим образом:
1. Исключительно нормативного характера.
В данном случае речь идет о необходимости внесения изменений в законодательное регулирование, причем большинство из предложений направлено на облегчение доступа лиц к участию в выборах
- снижение требований, предъявляемых к сбору подписей избирателей, в частности увеличение количества «запасных» подписей, увеличение процента подписей допустимых к браку;
- распространение требований законодательства об экспертной деятельности на лиц, привлекаемых к проверке подлинности подписей граждан на подписных листах, в том числе положений, касающихся предупреждения об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
- исключение из действующего законодательства ныне действующей льготы для отдельных политических партий, освобождающей их от обязанности по сбору подписей в поддержку своих кандидатов (списков кандидатов).
Подобные меры призваны уровнять положение всех участников избирательного процесса, в том числе его потенциальных участников.
Кроме того, на становление свободных выборов может повлиять введение строки «против всех», что позволит выразить действительное отношение к кандидатам.
Впрочем, начать подобное введение рационально с выборов, например, муниципального уровня, где, в случае победы графы «против всех» будет с практической точки зрения проще обеспечить руководство публичным образованием на время поиска новых кандидатов.
В качестве следующего предложения выдвигается обеспечение онлайн- трансляций в прямом эфире, в условиях, обеспечивающих достоверность таких трансляций, как проведение выборов на каждом участке, так и подсчет голосов, в том числе, с подключением на соответствующих участках микрофонов.
Установление такой возможности позволит каждому проголосовавшему гражданину убедиться, как на его участке сработала избирательная комиссия, как был обеспечен подсчет голосов.
Объявление в этой же онлайн-трансляции результатов выборов по каждому из участков позволит обеспечить общественный контроль и государственный надзор за сведением воедино результатов голосования по мере укрупнения - по муниципальному образованию, по региону, по стране.
2. Следующие предложения носят более политический или социокультурный характер:
В частности, речь идет о повышении интереса граждан к самой процедуре выборов.
К сожалению, в настоящее время значительное число, особенно молодых граждан, не усматривают целесообразности в голосовании ввиду отсутствия веры в значимость их голосов.
Между тем, подобная логика носит несколько абсурдистский характер замкнутого круга: до тех пор, пока будут оставаться неиспользованные бюллетени, до тех пор, пока явка будет достаточно низкой, будут создаваться условия для злоупотребления полномочиями и для возникновения сомнений в честности подведенных результатов.
Так, в результате вопросов, рассмотренных в первой главе настоящей работы можно сделать следующие выводы:
Первый вывод состоит в том, что избирательная система Российской Федерации однозначно еще находится в стадии становления, постоянные изменения, возвращения к ранее использованным инструментариям позволяют сделать вывод о поиске подходящего механизма реализации гражданами избирательных прав;
Второй вывод по итогам исследования первой главы работы заключается в том, что неопределенность вектора развития системы избирательных прав в Российской Федерации, последние изменения, в том числе и поправки в Конституцию Российской Федерации создают все больше существенных препятствий и барьеров на пути к реализации пассивного избирательного права (в большей степени) и активного избирательного права - в большей.
Заключительный вывод состоит в том, что цензы активного и пассивного избирательного права неуклонно растут все больше и больше ограничивая возможности участия в выборах.
По результатам рассмотрения вопросов в рамках второй главы настоящей работы можно прийти к следующим выводам:
Во-первых, несмотря на ужесточение отдельных цензов и требований к реализации избирательных прав, все большее количество групп населения начинает к ним приспосабливаться и получать возможность участия в выборах.
Вместе с тем, как показало исследование выборов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и выборов Президента Российской Федерации, несмотря на количество «отсеянных» кандидатов, количество допущенных к выборам от года к году растет.
С другой стороны, остается дискуссионным вопрос об оценке такой закономерности, поскольку аналогичное исследование показывает, что чем больше становится альтернатив, тем меньше процентов голосов получает каждый из недавних конкурентов правящей партии и тем больше голосов правящая партия и получает.
Во-вторых, определяющее влияние на становление свободных выборов оказывает не только действующее законодательство.
Несмотря на принадлежность России к семье стран с континентальной системой права, большое значение имеет толкование принятых нормативных актов Конституционным Судом Российской Федерации, а также правоприменительная практика, формируемая прежде всего за счет актов Верховного Суда Российской Федерации.
Относительно проблем реализации принципа свободных выборов наряду с иными принципами избирательного права, анализ которых был проведен рамках третьей главы настоящей работы можно сделать следующие выводы:
В первую очередь, необходимо подчеркнуть, что реализация свободы как неотъемлемого принципа избирательной системы возможна только в условиях гарантированности реализации иных принципов - всеобщности, равенства, периодичности, обязательности и тайны.
Действие всех вышеуказанных принципов создает условия, чтобы граждане осознанно, действуя в соответствии со своей совестью и убеждениями могли делать выбор о том, какой именно они хотят видеть свою страну.
В отсутствии гарантий, что лицу дадут право голосовать, что его голос будет иметь такое же значение как голос иного лица, что он может не опасаться преследования или осуждения за сделанный выбор, а также в отсутствие гарантий того, что выборы вообще будут проведены, свободное волеизъявление не только бессмысленно, но и фактически невозможно и неоправданно.
Следовательно, обеспечение свободы выборов возможно только в тех государствах, которые достаточно развились, чтобы обеспечить своим граждан выполнение всех вышеуказанных условий.
Второй вывод состоит в том, что сегодня уже нельзя игнорировать рост недовольства населения Российской Федерации избираемым вектором развития нормотворчества и правоприменения в области свободных выборов - все чаще проведение даже муниципальных выборов (2019 год - Москва, Санкт-Петербург) сопровождается столкновениями в протестующими, митингами и протестами со стороны избирателей.
Следующим можно сделать вывод об отсутствии четкого контроля со стороны прокуратуры и недопущение гражданского контроля со стороны обычных граждан за действиями всех субъектов избирательного процесса до начала выборов, непосредственно в ходе голосования, а также при подсчете голосов.
В-четвертых, на реализации свободы в своих волеизъявлениях граждан сказывается отсутствие реальной политической борьбы и фактическая монополизация распределения мандатов, обеспеченная в том числе нормами законодательства.
Наконец, нельзя игнорировать пассивность гражданской позиции и недостаток развития гражданского общества, что существенно упрощает манипулирование свободой выбора отдельно взятых граждан и способствует злоупотреблению должностными лицами своими служебными полномочиями.
Предложения по усовершенствованию действующего регулирования также можно сгруппировать следующим образом:
1. Исключительно нормативного характера.
В данном случае речь идет о необходимости внесения изменений в законодательное регулирование, причем большинство из предложений направлено на облегчение доступа лиц к участию в выборах
- снижение требований, предъявляемых к сбору подписей избирателей, в частности увеличение количества «запасных» подписей, увеличение процента подписей допустимых к браку;
- распространение требований законодательства об экспертной деятельности на лиц, привлекаемых к проверке подлинности подписей граждан на подписных листах, в том числе положений, касающихся предупреждения об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
- исключение из действующего законодательства ныне действующей льготы для отдельных политических партий, освобождающей их от обязанности по сбору подписей в поддержку своих кандидатов (списков кандидатов).
Подобные меры призваны уровнять положение всех участников избирательного процесса, в том числе его потенциальных участников.
Кроме того, на становление свободных выборов может повлиять введение строки «против всех», что позволит выразить действительное отношение к кандидатам.
Впрочем, начать подобное введение рационально с выборов, например, муниципального уровня, где, в случае победы графы «против всех» будет с практической точки зрения проще обеспечить руководство публичным образованием на время поиска новых кандидатов.
В качестве следующего предложения выдвигается обеспечение онлайн- трансляций в прямом эфире, в условиях, обеспечивающих достоверность таких трансляций, как проведение выборов на каждом участке, так и подсчет голосов, в том числе, с подключением на соответствующих участках микрофонов.
Установление такой возможности позволит каждому проголосовавшему гражданину убедиться, как на его участке сработала избирательная комиссия, как был обеспечен подсчет голосов.
Объявление в этой же онлайн-трансляции результатов выборов по каждому из участков позволит обеспечить общественный контроль и государственный надзор за сведением воедино результатов голосования по мере укрупнения - по муниципальному образованию, по региону, по стране.
2. Следующие предложения носят более политический или социокультурный характер:
В частности, речь идет о повышении интереса граждан к самой процедуре выборов.
К сожалению, в настоящее время значительное число, особенно молодых граждан, не усматривают целесообразности в голосовании ввиду отсутствия веры в значимость их голосов.
Между тем, подобная логика носит несколько абсурдистский характер замкнутого круга: до тех пор, пока будут оставаться неиспользованные бюллетени, до тех пор, пока явка будет достаточно низкой, будут создаваться условия для злоупотребления полномочиями и для возникновения сомнений в честности подведенных результатов.
Подобные работы
- Организация и проведение выборов Президента Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Организационно-правовые основы реализации судебной власти в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2018 - ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Фонд Социального страхования РФ как субъект социального обеспечения (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (алтайский филиал))
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Избирательная система: понятие и виды. Избирательная система современного российского государства
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Институт президентской власти: сравнительно-правовой анализ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Избирательные комиссии субъекта РФ: проблемы конституционно-правового
статуса
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017



