Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика расследования дорожно-транспортных преступлений

Работа №116661

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное право

Объем работы71
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
1.1Понятие, сущность и содержание криминалистической характеристики
дорожно-транспортных преступлений
1.2Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании дорожнотранспортных преступлений
Глава 2 Особенности методики расследования дорожно-транспортных преступлений
2.1Общая характеристика этапов расследования дорожно-транспортных
преступлений
2.2Особенности проведения отдельных следственных действий
Глава 3 Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений в условиях различных ситуаций
3.1Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений,
совершенных в сельской местности
3.2Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений с
участием пешеходов
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников

По итогам первого квартала 2020 года в России отмечается рост
основных показателей аварийности по сравнению с аналогичным периодом
2019 года, исходя из статистики ГИБДД, всего в РФ зарегистрировано 32,5
тысяч (+1,5%) ДТП, в них погибли 3,34 тысяч (+8,2%) человек и 42 тысячи
(+0,2%) получили ранения разной степени тяжести.
По данным представленным на официальном сайте ГИБДД за
преступления, совершенные против безопасности движения и эксплуатации
транспорта, в 2020 году было осуждено 65 485 человек, при этом наибольшее
количество осужденных приходиться на совершение нарушения правил
дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию –
57 731 [6].
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что сегодня
дорожно-транспортные преступления отличаются распространенностью и
повышенной общественной опасностью. Успешное расследование данных
видов преступлений, совершенствование деятельности следственных органов
зависят от правильного представления о наиболее типичных условиях и
обстоятельствах, при которых совершаются дорожные преступления.
Большую помощь в данном случае может оказать криминалистическая
характеристика таких преступлений.
Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных
преступлений выступает одним из элементов методики расследования
преступлений.
Определение понятия «дорожно-транспортное преступление» является
дискуссионным, в юридической литературе и в нормах действующего
законодательства отсутствует единый подход по данному вопросу.
В настоящее время к обстоятельствам, подлежащим установлению при
расследовании дорожно-транспортного преступления, относятся:
определение события, которое произошло на месте происшествия, времени иместа, обстановки, факта наличия или отсутствия нарушения Правил
дорожного движения (далее – ПДД) лицом, которое управляло транспортным
средством, дорожных условий, сведений о личности виновного и
пострадавшего.
Наиболее распространенными видами дорожно-транспортного
преступления являются: наезд транспортного средства на пешехода,
велосипедиста, столкновение транспортных средств между собой,
опрокидывание транспортных средств, наезд транспортного средства на
препятствие, выпадение пассажиров из транспортного средства.
Расследование дорожно-транспортных преступлений осуществляется в
два этапа.
Первоначальному этапу расследования дорожно-транспортных
преступлений характерен осмотр места происшествия, допросы, осмотр ТС,
медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего.
Исследуя последующий этап расследования преступлений в сфере
безопасности дорожного движения, стоит отметить, что совокупность
следственных действий будет зависеть от ситуации, которая будет
складываться после проведения первоначальных следственных действия.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в
процессе расследования дорожно-транспортных преступлений.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты,
научные труды по вопросам о методики расследования дорожно-
транспортных преступлений, а также опубликованная следственная
практика.
Цель дипломной работы: изучение методики расследования дорожно-
транспортных преступлений.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
 рассмотрение понятия, сущности, содержание криминалистической
характеристики дорожно-транспортных преступлений;исследование обстоятельств, подлежащих установлению при
расследовании дорожно-транспортных преступлений;
 изучение этапов расследования ДТП;
 рассмотрение особенностей проведения отдельных следственных
действий;
 анализ расследования дорожно-транспортных преступлений,
совершенных в сельской местности;
 исследование особенностей расследования дорожно-транспортных
преступлений с участием пешеходов.
При проведении исследования использовались общенаучные и частные
методы познания, а именно: сравнительно-правовой, формально-логический
и технико-юридический.
Нормативно-правовой основой исследования работы являются
нормативно-правовые акты, к которым можно отнести: Конституцию РФ,
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. №63-ФЗ (ред. от 27.10.2020),
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001г. №174-ФЗ (ред. от
24.02.2021), Федеральный закон от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ «О
безопасности дорожного движения», Постановление Правительства РФ от 23
октября 1993г. №1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного
движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных
средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению
безопасности дорожного движения»).
Теоретической основой исследования являются статьи современных
авторов, таких как: Л.Ю.Аксенова, А.М. Алиева, О.Ю. Антонов, Д.А.
Бадиков, А.В. Базан, В.В.Джалавян, Е.А. Дога, А.И. Добренков, А.Н.
Дудниченко, Г.В. Жиделев, Е.В. Зубенко, А.Г. Кольчурин, Д.О. Корелин,
П.А. Лосев, Л.С. Нафикова, Л.Н. Ненашев, И.А. Петрова, А.Р. Поздеев, В.Л.
Прошустин, М.А. Родионова, А.Р. Сысенко, Е.А. Таюрская, А.А. Шапкин,
Е.Е. Яськова.Структура исследования включает введение, три главы, заключение и
список используемой литературы и используемых источников.
В первой главе рассматривается криминалистическая характеристика
дорожно-транспортных преступлений, а именно понятие, сущность и
содержание, а также обстоятельства, подлежащие установлению при
расследовании дорожно-транспортных преступлений.
Вторая глава рассматривает особенности методики расследования
дорожно-транспортных преступлений, этапы расследования дорожно-
транспортных преступлений: первоначальный и последующий, а также
особенности проведения отдельных следственных действий.
Третья глава исследует особенности расследования дорожно-
транспортных преступлений, совершенных в сельской местности и с
участием пешеходов.
Заключение содержит выводы по проанализированным проблемам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение исследования можно сделать следующие выводы.
Дорожно-транспортным происшествием считается событие, возникшее
в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при
котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства,
сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
В юридической литературе часто встречается понятие дорожно-
транспортное происшествие, оно не тождественно понятию «дорожно-
транспортное преступление», поскольку включает в себя не только
преступления, но и иные правонарушения, например, административные.
В Российском законодательстве и в юридической литературе в
настоящее время не дано единого определения понятия «дорожного
преступления».
О.В. Челышева выделяет следующие виды дорожно-транспортного
преступления:
− столкновение двух или более движущихся транспортных средств;
− наезды на пешеходов, велосипедистов, неподвижные препятствия;
− опрокидывания;
− выпадения пассажиров;
− иные дорожно-транспортные преступления.
Для того чтобы расследовать преступление необходимо иметь знания
не только в области уголовно-правовой характеристики преступления,
которая указывает на основные признаки преступления: общественную
опасность, противоправность, наказуемость, но и знания в сфере типичных
закономерностях совершения преступлений определенной категории.
Механизм дорожно-транспортного преступления включает несколько
стадий:
1. Появление в обстановке дорожного движения обстоятельств,
которые нарушают равновесие движения. Равновесие может быть нарушеноиз-за умышленного нарушения Правил дорожного движения (далее – ПДД)
водителем, резкого ухудшения погодных условий, возникновения
неисправности транспортного средства.
2. Возникновение аварийной ситуации.
3. Перерастание аварийной ситуации в неуправляемую. Участники
события лишаются возможности влиять на его механизм.
4. Наступление общественно опасных последствий.
Для ДТП характерны:
− материальные,
− идеальные следы.
Идеальные следы выявляются с помощью проведения допросов
водителей, пешеходов, свидетелей и так далее. Материальные следы могут
быть обнаружены на транспортном средстве, на проезжей части дороги,
препятствии.
Рассматривая криминалистическую характеристику дорожно-
транспортных преступлений, стоит отметить обстановку, при которой
совершаются данные противоправные деяния.
Обстановка дорожно-транспортного преступления отличается сложной
структурой, в которую включены:
− статические;
− динамические элементы
Обстановка дает представление о месте, времени, других
обстоятельствах. От времени совершения дорожно-транспортного
преступления может зависеть интенсивность, плотность и частота потока
дорожного движения.
В процессе расследования автотранспортных преступлений
установлению подлежат следующие обстоятельства, которые способствовали
совершению данного вида преступления:
− дорожные условия;
− состояние покрытия дороги;− размеры проезжей части;
− освещенность, климатические условия.
Для дорожно-транспортных преступлений характерна определенная
сезонность, они совершаются с конца мая до начала осени. Так же
необходимо обратить внимание и на погодные, климатические условия,
которые способствуют совершению дорожно-транспортных преступлений, а
именно метель, гололед, сильный дождь и так далее
К основным причинам возникновения дорожно-транспортного
преступления следует относить:
− движение со скоростью выше установленной;
− неадекватная оценка водителем своих способностей и навыков;
− транспортным средством управляет лицо, которое находится в
алкогольном или наркотическом опьянении;
− игнорирование со стороны водителя, установленных дорожных
знаков, разметки, а также климатических условий;
− нарушение правил пересечения переездов или перекрестков;
− нарушение со стороны пешехода правил перехода дороги;
− выход пешехода на проезжую часть с нарушением правил, из-за
стоящего транспорта и так далее.
К обстоятельствам, подлежащим установлению при расследовании
дорожно-транспортного преступления, относятся:
1. Определение события, которое произошло на месте происшествия.
2. Следует выяснить, где, когда, при каких обстоятельствах, каким
образом произошло дорожно-транспортное происшествие.
3. Необходимо установить факт наличия или отсутствия нарушения
ПДД лицом, которое управляло транспортным средством.
4. Необходимо установить все транспортные средства, которые
непосредственно были задействованы в произошедшем событии.
5. Определить дорожные условия в момент дорожно-транспортного
преступления.6. Установить последствия дорожно-транспортного преступления, а
именно наличие смертей, причинения вреда здоровью.
7. Собрать сведения о личности виновного.
Этапы расследования дорожно-транспортных преступлений можно
разделить на две основные группы:
− начальный этап расследования;
− последующий этап расследования.
Одним из следственных действий при расследовании дорожно-
транспортных преступлений является осмотр места происшествия. Цель его
заключается в том, чтобы найти следы расследуемого преступления.
Осмотр осуществляется от периферии к центру.
Следователь при осмотре места происшествия должен обратить
внимание на дорогу и обочину и только уже после установления отсутствия
следов на таких участках, должен ограничить зону осмотра.
Следователь производит его совместно с судебно-медицинским
экспертом, в случае, если он не может участвовать с врачом.
Врач – специалист при осмотре трупа должен установить смерть лица и
признаки, которые говорят о времени наступления смерти. Он должен
определить все повреждения, имеющиеся на теле потерпевшего, а также
механизм их образования.
При внешнем осмотре ТС можно установить наличие деформаций ТС,
потертостей, волокна тканей одежды, которые могут остаться на ТС,
например, при наезде на пешехода.
При внутреннем осмотре можно обнаружить следы пальцев рук,
волокна ткани одежды, следы употребления пищи, следы пота или мочи
водителя ТС.
По поводу ТС у водителя можно получить сведения относительно
модели, государственном регистрационном знаке, техническом состоянии
ТС, о наличии пассажиров в салоне автомобиля и их количестве, о датепроведения технического осмотра, о проведенных ранее ремонтных работах
в автомобиле.
В процессе проведения допроса у пешехода выясняется:
− место, где находился пешеход во время наезда на него ТС;
− какой сигнал светофора горел в момент ДТП;
− темп движения пешехода на дороге;
− сведения о ТС, совершим наезд;
− скорость и направление автомобиля;
− кто управлял ТС в момент ДТП;
− предпринял ли какие – то меры после совершения наезда водитель;
− какие повреждения есть у пешехода после случившегося дорожно-
транспортного преступления.
Благодаря проведению экспертизы с участием сразу нескольких
специалистов, возможно, решить вопросы по определению механизма
образования повреждений на теле потерпевшего, по установлению связи
между полученными травмами и преступным деянием.
С помощью проведения следственного эксперимента возможно
воспроизвести обстановку ДТП.
Изучая обстановку места совершения ДТП в сельской местности,
необходимо обратить внимание количество транспортных средств, которых
значительно меньше, чем в городах, скорость их движения ниже.
Исследуя характеристику личности виновного в ДТП, совершенном в
сельской местности, важно отметить его физические, психологические и
социальные свойства, которые могут оказать непосредственное влияние на
преступление.
На сельхозтехнике могут отсутствовать сигналы поворота, они могут
быть невидимыми из-за грязи.
При осмотре сложной сельхозтехники целесообразно пригласить
специалиста-автотехника, который поможет разобраться в технических
вопросах. При внутреннем осмотре транспортного средства необходимообратить внимание на вещи, которые возможно имеют отпечатки пальцев рук
водителя ТС.
У механизма наезда на пешехода принято выделять три стадии:
− сближение транспортного средства и пешехода;
− взаимодействия ТС и пешехода;
− отбрасывание пешехода после удара.
Начальной стадии характерно сближение транспортного средства с
пешеходом.
Вторая стадия представляет собой взаимодействие пешехода и
транспортного средства. На теле пешехода образуются следы, оставленные
ТС.
Финальная стадия характеризуется отбрасыванием тела пешехода
после его удара.
Заключительная стадия включает в себя принятие мер водителем ТС
после совершенного дорожно-транспортного преступления. Данная стадия
может отсутствовать, если водитель скрылся с места преступления.
Свидетель допрашивается по поводу того, что привлекло его внимание
к данному событию, например, крик, сигнал автомобиля, какие были
погодные условия, какая была интенсивность движения ТС на дороге, с
какой скоростью передвигалось ТС.
С помощью проведения судебной экспертизы при наезде на пешехода
можно установить:
− фактическую скорость движения автомобиля до момента
наступления последствий ДТП;
− видимость и обзорность водителя на дороге;
− скорость движения пешехода;
− величину тормозного пути;
− время реакции водителя и так далее.
В ст. 181 УПК РФ законодатель, допустил неточность в определении
его задач.Вместе с тем, как известно, при расследовании наезда транспортного
средства на пешехода существует необходимость проводить следственные
эксперименты по установлению не только последовательности действий, но
и всего механизма ДТП.
В связи с этим автор необходимо в ст. 181 УПК РФ слова «выявляются
последовательность происшедшего события и механизм образования следов»
заменить словами «устанавливается механизм происшедшего события и
(или) образования следов».
Водитель ТС не всегда снижает скорость движения ТС перед
пешеходом на пешеходном переходе, поэтому п. 14.1 следует изложить в
следующей редакции: «Водитель транспортного средства обязан уступить
дорогу пешеходам, переходящим нерегулируемый пешеходный переход или
вступающим на него, при этом необходимо снизить скорость или
остановиться».


1. Аксенова Л.Ю. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам
о дорожно-транспортных преступлениях // Сибирское юридическое
обозрение. 2016. №1 (30). С. 71-77.
2. Алиева А.М. Понятие криминалистической характеристики
преступлений // Молодой ученый. 2018. №6 (192). С. 119-121.
3. Бадиков Д.А. Некоторые аспекты расследования уголовных дел о
дорожно-транспортных происшествиях // Закон и право. 2018. №7. С. 171-
172.
4. Базан А.В., Ненашев Л.Н. Методика расследования дорожно-
транспортных происшествий // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2017.
№3 (3). С. 13-17.
5. Гапонова В.Н., Ващенко Б.М. Водитель как значимый элемент
криминалистической характеристики при расследовании преступлений
против безопасности движения и эксплуатации транспорта //
Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2018. №2 (6). С. 8-12.
6. Госавтоинспекциия [Электронный ресурс]. URL : https://гибдд.рф/
(дата обращения 30.09.2020).
7. Девятова А.О. Личность преступника // Вопросы науки и
образования. 2018. №28 (40). С. 26-28.
8. Джалавян В.В. Криминалистическая методика расследования
дорожно-транспортных преступлений // Юридические науки: проблемы и
перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.).
Казань: Бук, 2016. С. 262-265.
9. Дога Е.А. Некоторые особенности предмета доказывания по
уголовным делам при расследовании наезда на пешехода // Правопорядок:
история, теория, практика. 2017. №1 (12). С. 52-56.10. Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных
происшествий: учебник для студентов вузов. Пенза: ПГУАС, 2016. 240 с.
11. Дудниченко А.Н. К вопросу о соотношении понятий
«криминалистическая характеристика», «механизм преступления» и
«механизм дорожно-транспортного происшествия» при расследовании
преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств // ЮП. 2019. №1 (88). С. 138-143.
12. Дудниченко А.Н. О некоторых особенностях проведения
предварительных исследований на первоначальном этапе расследования
преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств // Философия права. 2020. №4 (95). С.
79-84.
13. Егоров Н.Н. Криминалистика: учебник и практикум для
бакалавриата и магистратуры. М: Издательство Юрайт, 2015. 545 с.
14. Жиделев Г.В., Прошутин В.Л., Антонов О.Ю., Поздеев А.Р. Осмотр
места происшествия и трупа на месте его обнаружения: учебное пособие;
ЧОУ ВО «Восточно-европейский институт», Ижевск, 2016. 75 с.
15. Зубенко Е.В., Лаптев С.А. Особенности организации и проведения
розыскных мероприятий первоначального этапа расследования дорожно-
транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в
опасности // Транспортное право. 2014. № 4. С. 15-19...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ