Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу обучающихся средних и высших профессиональных учебных заведений

Работа №116641

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу обучающихся средних и высших профессиональных учебных заведений 7
1.1 Изучение понятия стрессовые ситуации в психологических российских и зарубежных исследованиях 7
1.2 Особенности эмоциональной сферы обучающихся средних и высших профессиональных учебных заведений 21
1.3 Характеристика стрессовых ситуаций в процессе обучения обучающихся средних и высших профессиональных учебных заведений 31
Глава 2 Экспериментальное исследование проблемы влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу обучающихся средних и высших профессиональных учебных заведений 37
2.1 Организация исследования проблемы влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу обучающихся средних и высших профессиональных учебных заведений 37
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования проблемы влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу обучающихся средних и высших профессиональных учебных заведений 42
2.3 Разработка и реализация коррекционной программы влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу обучающихся средних и высших профессиональных учебных заведений 57
Заключение 66
Список используемой литературы 70

Все что происходит в нашей жизни, будь то радость, любые жизненные испытания все это несет в себе стресс. Стрессом является реакция организма на возникшие стрессовые ситуации, которые каким-либо образом нарушают устоявшийся образ жизни. Стрессовые ситуации бывают, как и в отрицательном аспекте, так и в положительном.
Существует много факторов заставляющих нас думать о том, что стресс имеет отрицательный эффект и разрушает организм.
«Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел УолтерКэннон (англ. WalterCannon) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flightresponse)» [5].
«В 1936 году знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно­психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Г. Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения» [20].
«Г.Н. Кассиль, М.Н. Русалова, Л.А. Китаев-Смык и некоторые другие исследователи под стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями» [6].
«Р. Лазарус характеризует стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность» [7].
По мнению Р. Лазаруса, который говорил, что: «...стресс возникает на фоне изменения гормонального состояния. Реакция организма следующая: тревога, беспокойство. В результате это реакции активизируются все возможности организма для решения поставленной задачи. После происходит эмоциональное выгорание, также появляется хроническая усталость и все это вместе называется периодом истощения» [7].
Автор считает, что: «.стресс, несомненно, пагубно влияет на состояние здоровья. Это проявляется в приступах мигрени, повышенной утомляемости, мышечной боли и т.д. Также это все подтверждается статистическими данными. Однако, развитие человека невозможно без стресса» [8].
В основном исследования стресса доказывает его отрицательный эффект, но как средство мобилизации, то есть в положительном ключе, стресс до сих пор остается недостаточно изученным.
«Например, исследования В. Кэннона показали, что организм стремится всегда обеспечить постоянство и равновесие состава своей внутренней среды и уровней функционирования всех систем. Но когда организму предъявляются новые требования, происходит перестройка, которая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на ином уровне. При этом он подчеркнул, что новые условия могут определяться не только физическими раздражителями, но и психологическими причинами» [10].
Проблема исследования состоит в вопросе сохранения эмоционального и психологического здоровья студентов учебных заведений в стрессовых для них ситуаций (сдача экзаменов, защита дипломной работы и т.д.).
Объект исследования - эмоциональная сфера обучающихся
Предмет исследования - влияние стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу обучающихся средних и высших профессиональны учебных заведение.
Цель - изучить особенности влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу.
Задачи для поставленной цели следующие:
• на основе анализа литературных источников изучить понятие «стресс» и рассмотреть его особенности на примере;
• определить набор способов и навыков, необходимых для преодоления стресса и разработать рекомендации по управлению им;
• организовать исследование проблемы влияния стрессовых ситуации на эмоциональную сферу;
• разработать и реализовать коррекционную программу влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу обучающихся.
Гипотеза исследования: при наличии психического дискомфорта велика вероятность появления дезадаптации личности. То есть предполагаем, в зависимости от уровня стресса увеличивается количество жалоб, и соответственно это влияет на состояние здоровья.
Новизна исследования: разработанная коррекционная программа влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу обучающихся, на основании проведенного исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблемам влияния стресса на здоровье человека.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации коррекционной программы влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу обучающихся средних и высших учебных заведений.
Положения, выносимые на защиту:
• стресс - ответная реакция организма человека на влияние стрессовых ситуаций, нарушающий привычный образ жизни. Абсолютно любые перемены, радость или какие-то серьезные жизненные испытания, которые меняют нашу жизнь, несут в себе элементы стресса;
• особенности эмоциональной сферы обучающихся средних и высших учебных заведений;
• экспериментальное исследование проблемы влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу обучающихся средних и высших профессиональных учебных заведений;
• влияние стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу обучающихся средних и высших профессиональных учебных заведений.
Методологическая разработанность: стресс рассматривался в работах отечественных и зарубежных ученых, таких как Б.Г. Ананьев, B.JI. Васильев, С.П. Безносов, Л.А. Китаев-Смык, Н.И. Мягких, А.Б. Леонов, М.В. Пряхина, Л.Б. Филонов, В.И. Хальзов, Э.С. Чугунова, С. Фолкман.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция.
Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы и методики, а также методы количественной обработки данных:
• теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования);
• эмпирические методы;
• Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;
• Эмоциональное состояние: Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда;
• Опросник по состоянию здоровья (PHQ-9).
В исследовании приняли участие 60 респондентов.
Диссертация состоит из: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы. Также представлены рисунки и таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Стрессовая ситуация это то, что на текущий момент для определенного человека произошла не рядовая ситуация, то есть не то, что с ним происходит практически каждый день. Например, он работал на стабильной работе со стабильным заработком и абсолютно уверен в том, что такой стиль жизни не изменится. Но под влиянием каких-то факторов, неожиданно снижают зарплату, и велика вероятность сокращения. Соответственно для человека его стабильность пошатнулась и таким образом произошла стрессовая ситуация, т.к. необходимо экстренно принимать решение, что делать дальше, стоит ли оставаться если не сократят (потому как зарплата уже будет не позволять довольствоваться тем же расходами, как это было ранее). Но чем хороша стрессовая ситуация как я считаю, это то, что человек ищет нестандартные пути решения, тем самым развивается и мозговая деятельность, ну и жизнь меняется в совсем другую сторону, и сама жизненная позиция человека может поменяться. Это будоражит мозг, заставляю человека быть в движении, мыслить быстро, оперативно и находить решения на данные ситуации.
Таким образом, на основе анализа научной литературы мы раскрываем ключевое понятие стресс как психическое и физиологическое состояние человека, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
«Г. Селье определил стресс как совокупность неспецифических защитных реакций организма, вызываемых каким - либо из стрессовых факторов. Ключевым моментом в определении Г. Селье является то, что стресс - это реакция организма. Выделенные Г. Селье стадии развития стресса (тревога, резистентность (сопротивление), или истощение) стали основополагающими уровнями для любого адаптационного процесса. Психологический стресс - это процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию. В так называемых концепциях совладания со стрессом делается попытка осмыслить тот процесс, который начинается переработкой информации и через стрессовые эмоции приводит к адаптивным реакциям.
Формирование психологического стресса отмечается при наличии определенного способа эмоционального переживания. Эмоциональное реагирование на трудности происходит в контексте определенной личностной структуры. Выделяют два основных типа реагирования в стрессе тормозной и возбудимый тип. Отмечается выраженное воздействие уровня и устойчивости самооценки на формирование стрессового состояния» [43].
«Состояние стресса для студентов определяется как эмоциональное возбуждение и сопутствующие ему изменения во всех сферах жизнедеятельности. Учебные стрессы студентов негативно влияют на продуктивность, на поведение, вызывая даже дезадаптацию. Интеллектуальное напряжение в процессе обучения создает условия для интенсивного возникновения психических расстройств. Качества личности, препятствующие стрессу - это доминирование мотивации стремления к успеху, высокий уровень интеллектуального развития и активный характер учебной деятельности обучаемого» [44].
В деятельности студента не исключен эмоциональный стресс - напряженность в трудных ситуациях. Он вызывается оценочной ситуацией (экзамен), непривычными условиями, повышением ответственности, большими умственными нагрузками, переутомлением, крайним напряжением сил.
Для эмоциональных процессов у студентов в процессе учебы характерны их большая интенсивность, разнообразие, переход от одних к другим, ускоренное формирование высших чувств. Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, - условие результативности деятельности в сложных для студента ситуациях. В широком спектре компонентов эмоциональной сферы студента особенно значимо чувство ответственности за результаты своей учебы и др.
Эмоциональная сфера студентов средних и высших учебных заведений:
• студенты эмоционально неустойчивы, это связано с их возрастом, психофизиологическими особенностями;
• проявляется меньшая склонность к тревожному состоянию, это объясняется стабильной социальной ситуацией;
• проявляемые эмоции связаны с более проблемными ситуациями, которые связаны с учебной деятельностью.
Было проведено исследование со студентами Тольяттинского государственного университета. Согласно первой методике описанной выше «Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура - Тесье - Филлиона».
Было выявлено то, что 40 % респондентов имеют низкий уровень стресса в образовательной среде. Состояние было оценено за последнюю неделю. В соответствии со шкалой стресса у данных респондентов было набрано минимальное количество баллов, что свидетельствует об нормальном психическом состоянии. К примеру, у респондентов отсутствует чувство обеспокоенности, тревожности, преобладает бодрое состояние, нет проблем со сном.
Таким образом, можно предположить, что респонденты следят за своим эмоциональном и физическом здоровье. Знают о влиянии стресса на здоровье, уделяют время отдыху, не перенагружают себя большим количеством дел.
Согласно методике «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард, в адаптации А.Б. Леоновой) у респондентов высок индекс тревожно-депрессивных эмоций по методике «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард, в адаптации А.Б. Леоновой). Согласно полученным данным, в группе получены очень высокие показатели по индексу тревожно депрессивных эмоций, Респонденты очень остро переживают страх, стыд, вину, впадают в депрессию. Также в данной группе получены очень низкие результаты по индексу положительных эмоций. Индекс острых негативных эмоций, включающий подшкалы «Горе», «Гнев», «Отвращение», «Презрение», оказался менее выражен.
Следующая используемая методика «Опросник по состоянию здоровья (PHQ-9)»
Согласно методики респонденты были распределены следующим образом:
• легкая депрессия (10-14 баллов) - 44% респондентов;
• депрессия средней степени тяжести (15-19 баллов) - 28% респондентов;
• тяжелая депрессия (> 20 баллов) - 28% респондентов.
Ежедневные наиболее частые симптомы были усталость, нарушение сна, подавленность. Также встречались такие симптомы как отсутствие интереса и проблемы с концентрацией.
В соответствии с комментариями к опроснику PHQ-9, респонденты с 10-14 баллами нуждаются в наблюдении и психотерапевтической поддержке, а при отсутствии динамики в течение двух недель следует рассмотреть возможность назначения антидепрессивной терапии. В то же время респонденты с > 15 баллами нуждаются в немедленном назначении антидепрессанта.
На основании полученных данных, в ходе теоретического анализа литературы и проведенного эмпирического исследования была разработана антистрессовая программа психологического сопровождения респондентов. Таким образом, для того, чтобы снизить уровень стресса у респондентов целесообразно проводить работу, направленную на коррекцию стрессового состояния респондентов.


1. Александров А. А. Главные психические стрессоры. https://psy.wikireading.ru/56342.
2. Абабков В. П., Перри М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб., 2004.
3. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.
4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб. : Наука, 2003.
5. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 672 с. (Большая университетская библиотека).
6. Бодров В. А. Информационный стресс: Уч. пособие для вузов. М., 2000.
7. Березин Ф. Б., Мирошников М. П. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). Третье издание (исправленное и дополненное). М. : «Консультант плюс - новые технологии», 2011.
8. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М. : Издат. Московского университета, 1984.
9. Волков П. В. Психологический лечебник: Разнообразие человеческих миров / Руководство по профилактике душевных расстройств. Издательство «Этерна», М., 2013.
10. Вассерман Л. И. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными ситуациями. СПб., 2009.
11. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Ленинград : Медицина. Ленингр. отделение, 1976.
12. Демина Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Алтайск : Гос. ун-т, 2000. 123 с.
13. Джидарьян И. А., Антонова Е. В. Проблема общей удовлетворённости жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
14. Истмонова Т. С. Функциональные расстройства внутренних органов при неврастении. М.: Медгиз, 1958.
15. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ