Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Законность банковской деятельности в системе принципов финансового права

Работа №116640

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Общая характеристика принципа законности банковской деятельности
1.1Система принципов финансового права: понятие и значение
1.2Место и роль принципа законности банковской деятельности в системе
принципов финансового права
Глава 2. Реализация принципа законности банковской деятельности
2.1Направления организации контроля за законностью банковской
деятельности
2.2Последовательная реализация принципа законности банковской
деятельности как условие модернизации банковской системы Российской Федерации
Глава 3 Проблемы и перспективы развития принципа законности банковской деятельности в современных условиях
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников

Актуальность исследования. Законность банковской деятельности
является основой функционирования всей кредитно-финансовой системы,
обеспечивающей функционирование национальной экономики. Поэтому
законность в деятельности Центрального Банка Российской Федерации
(далее - ЦБ РФ) как принцип организации его работы является в условиях
рыночной экономики фундаментальным способом обеспечения стабильности
функционирования всей финансово-кредитной системы, формируя доверие
всех участников гражданского оборота к его регулирующей политике.
Отсюда следует, что эффективность финансово-правовой политики,
реализуемой Правительством России через деятельность ЦБ РФ, может быть
достигнута только при условии соблюдения им при реализации своих
регулирующих функций принципа законности.
С другой стороны, фактическая неограниченность предоставленных ЦБ
РФ согласно законодательству регулятивных и надзорных полномочий
создают напряженность на кредитном рынке, обусловленную ожиданиями
возможных злоупотреблений со стороны администрации ЦБ РФ,
занимающей фактически монопольное положение публичного регулятора.
Поэтому актуальность углубленной характеристики принципа
законности банковской деятельности, являющегося составной частью
принципов финансового права, в том числе определяющих участие ЦБ РФ в
кредитных отношениях в Российской Федерации, обусловлена обострением
социально-экономических последствий глобального экономического
кризиса, который, в силу вовлеченности российской экономики в мировую
систему торгово-экономических связей, угрожает разрушительными
последствиями и для российского общества. Рост инфляции подрывает
стимулы для экономической активности, которая и без кризиса находилась в
России на крайне низком уровне. Ведущим специализированным
институтом, призванным обеспечить устойчивость национальной валюты итем самым сформировать условия для структурной перестройки экономики
без социальных потрясений, вызванных крайним падением уровня доходов
населения, является ЦБ РФ.
В условиях финансово-экономического кризиса, требующего
повышения эффективности государственного регулирования в области
кредитно-денежных отношений, наибольшее значение для сохранения
доверия финансового рынка к регулирующей деятельности ЦБ РФ
приобретает строжайшее соблюдение принципа законности как фундамента
всей системы принципов финансового права.
Степень научной разработанности темы. Исследованию вопросов,
связанных с обеспечением законности банковской деятельности посвящено
большое количество работ современных авторов, что обусловлено
социальной значимостью обеспечения законности банковской деятельности.
Отдельные аспекты обеспечения законности банковской деятельности
затронуты в работах Л.К. Вороновой, Н.Б. Глушковой, Е.Ю. Грачевой, О.Н.
Горбуновой, Н.В. Девятаевой и Д.Д. Гудкова, Е.Ю. Демениной, А.Б.
Якуповой и Н.Н. Бойко, С.В. Запольского, Л.Н. Земцовой, Т.Н. Казанковой и
Ю.А. Кавкаевой, Н.Н. Карпова, В.И. Краснова и Ю.А. Крохиной, Д.К.
Кусовой, О.И. Лаврушина, Е.Н. Маевской, О.М. Олейник, А.А. Пилипенко,
И.В. Рукавишникова, Е.С. Салиной, Г.А. Тосуняна, Н.В. Химической и Е.В.
Покачаловой, Е.В. Черниковой, Д.С. Шитикова.
Различные аспекты вопросов обеспечения принципа законности в
частности, касающиеся современной Российской Федерации с учетом новых
экономических и политико-правовых условий рассматриваются в трудах
таких авторов, как Н.Г. Александров, К.И. Амирбеков и А.М. Магомедов,
В.К. Бабаев, А.М. Васильев, Ф.А. Вестов, А.Ю. Винокуров, В.П. Гавриков,
В.В. Денисенко, А.О. Долгопят, А.Н. Домрачева, Х.Ш. Сафин, Г.А. Федяева,
А.Н. Ермаков, Н.М. Коркунов, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, Н.А. Катаев,
А.В. Лосяков, Ф.З. Халиков, С.А. Правкин, Л.М. Зейналова, А.В. Малько,
К.А. Струсь, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.А. Мясин, П.С. Назаров, А.В.Новиков, Т.Н. Радько, Г.М. Резник, О.Ю. Рыбаков, О.П. Сауляк, Ю.Н.
Старилов, М.С. Строгович, Л.С. Явич.
Цель исследования - провести комплексный анализ принципа
законности банковской деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть систему принципов финансового права, дать
определение принципу законности и банковской деятельности.
2. Изучить особенности реализации принципа законности банковской
деятельности.
3. Проанализировать проблемы и выявить перспективы развития
принципа законности банковской деятельности.
Объект исследования - общественные отношения в сфере финансовой
деятельности государства, складывающиеся на основе принципа законности
банковской деятельности по поводу правомерного осуществления
банковской деятельности.
Предмет исследования – законы и иные нормативно-правовые акты, а
также теоретические положения, касающиеся принципа законности
банковской деятельности.
Методы исследования. Из числа общенаучных методов были
использованы анализ, синтез, обобщение, систематизация и структуризация
научного материала, метод индукции и дедукции. Также используются
следующие частно-научные методы: исторический, формально-
юридический, сравнительно-правовой и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе
проведено комплексное исследование реализации принципа законности
банковской деятельности.
Теоретическое и практическое значение исследования обусловлено, в
частности, тем, что в работе представлены рекомендации по
совершенствованию банковского законодательства.
Основные положения, выносимые на защиту:1. В системе принципов финансового права фундаментальное место
занимает принцип законности банковской деятельности. Его реализация
обеспечивает стабильность всей финансовой системы государства,
поддерживая, таким образом, функционирование народного хозяйства.
2. Реализация принципа законности банковской деятельности состоит в
том, что деятельность кредитных организаций может осуществляться только
на основании выдаваемой ЦБ РФ лицензии и под его надзором. Нарушение
банками и небанковскими кредитными организациями положений
федерального законодательства и подзаконных актов, издаваемых ЦБ РФ,
влечет за собой финансово-правовую ответственность.
3. Банковский надзор в Российской Федерации осуществляется на
основе системы национального законодательства, в которую наряду с
законодательством о банковской деятельности входит также Закон о защите
прав потребителей.
4. Для повышения эффективности банковского надзора с целью
обеспечения законности в банковской деятельности необходимо
организационно-правовое обеспечение взаимодействия ЦБ РФ и
Роспотребнадзора. Для его реализации нам кажется целесообразным
законодательно закрепить процедуру формирования и работы совместных
комиссий территориальных учреждений Банка России и органов
Роспотребнадзора для решении дел о нарушениях банками действующего
законодательства о защите законных прав потребителей финансовых услуг.
5. Соблюдение принципа законности банковской деятельности
позволяет обеспечить стабильность и позитивные изменения в банковском
сообществе, что представляется необходимым условием функционирования
всего народного хозяйства. Для реализации данного принципа особое
значение имеет использование программных документов доктринального
характера (например, стратегии развития банковского сектора).
6. Вопросы обеспечения законности банковской деятельности связаны
с проблемами повышения уровня правосознания банковских работников ифинансовой грамотности населения. Поэтому представляется актуальным
направление деятельности ЦБ РФ в сфере повышения общего уровня
правовой грамотности и правосознания населения. В настоящее время
требуется активное развитие механизмов защиты прав потребителей
банковских услуг.
Практическая значимость работы заключается в том, что предпринятый
нами в ходе настоящего исследования анализ актуальных проблем в сфере
обеспечения всеми участниками банковской деятельности принципа
законности как ведущего института в системе принципов финансового права
позволил выявить ведущие направления дальнейшего совершенствования
правового механизма регулирования банковской деятельности в России,
призванного обеспечить строгое соблюдение принципа законности,
являющегося основой защиты публичных интересов в кредитно-финансовых
отношениях.
Структура работы – введение, 3 главы, заключение, список
используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в результате проведенного исследования мы сделали
следующие выводы:
Финансовое право, также, как и любая другая отрасль права
формируется в соответствии с определенными правилами и принципами.
Финансово-правовая политика является важным условием для эффективного
формирования, распределения и использования денежных фондов.
Обеспечению эффективной хозяйственной деятельности способствуют
юридические нормы. С помощью их действия достигается регулирование
общественных отношений, возникающих в финансовой сфере.
Финансовая политика, целью которой является защита публичных
интересов в банковско-кредитной сфере общественных отношений,
осуществляется и реализуется через систему органов государственного
финансового контроля. Именно через государство происходит
формирование, распределение и использование денежных фондов
государственных и муниципальных образований. Для эффективной
финансовой деятельности необходим своевременный и всесторонний
финансовый контроль.
Законность банковской деятельности охарактеризована как
многоаспектное и многоплановое явление. Так, принцип законности
банковской деятельности – это строгое соблюдение всех установленных
требований и норм. Данный принцип должны соблюдать все участники
финансовых отношений – государственные и муниципальные органы,
хозяйствующие субъекты, учреждения, должностные лица и обычные
граждане. Принцип определяет порядок реализации банками своей
деятельности, реализации прав и обязанностей в целях обеспечения
банковской безопасности, защиты прав кредиторов и вкладчиков и других
клиентов. Метод законности банковской деятельности – это обеспечение
законности осуществления банковских операций, недопущение и пресечениевозможных нарушений в банковской системе РФ с привлечением к
финансово-правовой ответственности нарушителей. Режим соблюдения
законности в банковской сфере – комплекс правовых норм и мероприятий по
упорядочиванию банковской системы РФ.
Законность банковской деятельности как метод осуществления
государственной власти находит свое выражение в деятельности
Центрального банка Российской Федерации как органа управления, надзора и
контроля в банковской системе страны. Центральный Банк занимает важное
место в системе государственного управления и национальной рыночной
экономике. Работа Центрального банка России в области регулирования
банковской и финансовой системы ориентирована на реализацию
экономических и социальных основ конституционного устройства РФ.
Законность банковской деятельности проявляется и в
непосредственном соблюдении и исполнении нормативных правовых актов
всеми субъектами права, как кредитными организациями, так и клиентами
кредитных организаций, а также Центральным банком Российской
Федерации и Государственной корпорацией «Агентство по страхованию
вкладов» при реализации публично-правовых полномочий в банковской
системе Российской Федерации.
Особенно наглядно в современный период это наблюдается в сфере
потребительского кредитования, в рамках которого принципиально важное
значение имеет соблюдение законодательства как со стороны кредитных
организаций, в том числе по вопросу установления и взимания различного
рода комиссий, так и со стороны заёмщиков по возврату кредита, поскольку
значительный размер просроченной ссудной задолженности ставит вопрос о
защите банков как кредиторов.
Соблюдение банковского законодательства и законодательства о
защите прав потребителей, несомненно, должно быть обеспечено в
деятельности Банка России и Роспотребнадзора при реализации
правоохранительной функции, в юрисдикционном процессе при реализациимер государственного принуждения в соответствии с Федеральным законом
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность банковской деятельности - важнейшее условие
осуществления правопорядка в сфере денежно-кредитных отношений, что
особо отмечается в тексте программного документа «Основные направления
единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период
2019 и 2020 годов», которые разрабатывает ЦБ РФ совместно с
Правительством и которые затем согласовываются лично с главой
государства и Госдумой РФ. Одобряемая ЦБ РФ и Правительством Стратегия
развития финансового рынка на период 2020 года также обладает весьма
важным значением в анализируемой сфере.
Принимая во внимание взаимосвязь между отечественной финансовой
системой и деятельностью банковских организаций, было бы
методологически правильно рассматривать принцип законности данной
деятельности именно в аспекте функционирования банковской системы, как
на общегосударственном, так и на территориальном уровнях. В системе
финансового права законность деятельности банков представляет собой
своеобразный стержень, который способствует реализации иных принципов
финансового права.
Как показывают реалии социально-экономической и политико-
правовой жизни, в настоящее время существует явная необходимость
усиления финансового контроля за законностью банковской деятельности,
со стороны государства.
В частности, это касается открытия и закрытия счетов, совершения по
счетам финансовых операций, внедрения в деятельность российских банков
механизмов идентификации клиентов, которые успешно зарекомендовали
себя в зарубежной практике.
Согласно Конституции РФ, государство принимает на себя
обязанности по обеспечению реализации и защиты прав человека. В этихцелях создается законодательная основа охраны персональных данных,
содержащих конфиденциальную информацию. К такой информации в
частности, относится и банковская тайна.
В результате проведённого исследования по контролю законности
деятельности банковских организаций, было выведено следующее
заключение: на данный момент назрела необходимость обеспечения
комплексного политического, правового и социально-экономического
общественного развития, что предполагает, в свою очередь, потребность в
глубоком осмыслении и оптимизации систем государственного
регулирования в различных сферах жизни общества, включая деятельность
кредитных организаций.
Уровень эффективности правового регулирования политических и
социальных процессов в обществе необходимо оценивать при учёте
актуальных экономических условий; для формирования оптимальной
правовой политики в сфере финансов должны исследоваться все аспекты
правовой деятельности, в т.ч. уровень правовой культуры и финансовой
грамотности населения.
Кроме того, в настоящей работе демонстрируется, что в сфере
финансово-правовой политики одна из наиболее приоритетных на данный
момент задач состоит в выработке у всех участников соответствующих
отношений навыков правомерного поведения; наиболее наглядной данная
задача представляется в области предоставления населению потребительских
кредитов.
Исходя из этого, представляется необходимым дальнейшее активное
развитие взаимодействия в сфере защиты прав клиентов кредитных
организаций между Роспотребнадзором и Банком России, наделёнными
соответствующими контрольными полномочиями. На данный момент не
разработано официальное определение законодательства в банковской
сфере; однако будет ошибкой включить в его состав положения,
касающиеся защиты прав потребителей, не адаптировав ихсоответствующим образом.
Правоприменительная практика доказывает возможность
территориальных подразделений Роспотребнадзора привлекать в
соответствующих случаях банковские организация к административной
ответственности; но при этом необходимо принимать во внимание, что у
персонала указанной службы отсутствует необходимый объём знаний в
сфере деятельности банков и её правовых особенностей.
Выходом из сложившейся ситуации является использование
положительного опыта совместной деятельности ЦБ РФ и ФАС в области
рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства
банковскими организациями. Кроме того, целесообразной представляется
разработка порядка формирования территориальными органами ЦБ РФ и
Роспотребнадзором совместных комиссий по рассмотрению дел о
нарушении прав потребителей банковскими организациями при
предоставлении соответствующих услуг.
Должностные лица Роспотребнадзора, наделённые
соответствующими полномочиями, в ходе установления подобной
комиссией состава правонарушения могли бы с полным основанием
рассматривать дело об административном правонарушении и определять
соответствующую меру ответственности.
Было установлено, что целям гармонизации действующего
законодательства служит предложение, касающееся формирования
территориальными органами Роспотребнадзора и ЦБ РФ совместных
комиссий; здесь принимаются во внимание новые подходы к соблюдению
принципа законности при осуществлении деятельности кредитных
организаций в целях защиты прав потребителя при оказании банковских
услуг, отвечающих актуальным правовым условиям текущего этапа
развития в РФ финансовой сферы.
В работе сделан вывод о положительном влиянии развития института
административной юстиции на сферу кредитных правоотношений,деятельность отечественной банковской системы, выработку у населения
навыков правомерного поведения, соблюдение законности в ходе
предоставления финансовых услуг.
Реализация принципа законности в деятельности ЦБ РФ
характеризуется ростом числа актов федерального законодательства,
контроль за соблюдением которых входит в число надзорных функций ЦБ
РФ. Например, теперь в контрольно-надзорной практике применяются также
положения Закона РФ «О защите прав потребителей», характеризующегося
как смежный с банковским законодательством нормативный документ.
В результате проведенного исследования был сделан вывод
относительно необходимости становления и развития кредитного рынка на
цивилизованной правовой основе, условием которой является участие ЦБ РФ
в деятельности в сфере расширения познаний граждан в финансовой сфере.
Усложнение реализации принципа законности в деятельности ЦБ РФ
проявляется также в необходимости его участия в пропагандистско-
просветительской деятельности, призванной повысить уровень финансовых
знаний среди населения. Повышение финансовой грамотности граждан и
организаций призвано обеспечить повышение социальной ответственности
банковских организаций и, что важнее всего, строгого соблюдения принципа
законности при осуществлении любой деятельности в финансово-кредитной
сфере.
В качестве обобщающего вывода необходимо отметить, что правовое
управление банковской деятельностью на текущем этапе развития
финансовой системы России является одной из наиболее значимых
составляющих государственной экономической политики в целом и
деятельности по развитию инвестиционного потенциала РФ.


1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря
1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-
ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14
марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой
информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата
обращения: 08.05.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. 28.04.2020) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
3. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. 2002.
№ 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от
17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
5. О банках и банковской деятельности: федеральный закон от
02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
6. О защите прав потребителей: федеральный закон от 07.02.1992 №
2300-1 (ред. от 18.07.2019) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766.
7. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России):
федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. 20.07.2020) // СЗ РФ. 2002.
№ 28. Ст. 2790.
8. О валютном регулировании и валютном контроле: федеральный
закон от 10.12. 2003 г. № 173-ФЗ (ред. 31.07.2020) // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст.
4859.
9. О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля: федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ //
СЗ РФ. 2008. №52. Ст. 624910. Об аудиторской деятельности: федеральный закон от 30.12.2008
№ 307-ФЗ (ред. 26.10.2019) // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст.15.
11. О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О
банках и банковской деятельности»: федеральный закон от 15.02.2010 № 11-
ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 8. Ст. 775.
12. О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях: федеральный закон от 23.07.2010 №
176-ФЗ// СЗ РФ. 2010. № 30. Ст. 4007.
13. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием
посредника (процедуре медиации): федеральный закон от 27.07.2010. № 193
// СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.
14. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от
06.02.2020) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
15. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в
связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию,
контролю и надзору в сфере финансовых рынков: федеральный закон от
23.07.2013 № 251-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 30. Ст. 4084...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ