Введение 3
Глава 1 Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности 7
1.1 Понятие, сущность, значение инновационной деятельности 7
1.2 Нормативно -правовая основа государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации 20
Глава 2 Особенности государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации 30
2.1 Формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации 30
2.2 Роль субъектов предпринимательства в инновационной деятельности 41
Глава 3 Совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации 49
3.1 Проблемы государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации 49
3.2 Пути совершенствования государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации 58
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 76
Актуальность исследования. Важнейшим направлением формирования и динамичного развития инновационной модели национальной экономики, достижения высокого качества жизни населения, лидирующих позиций Российской Федерации в мировом экономическом пространстве является предпринимательство, как неотъемлемая часть рыночной системы хозяйствования и генератора инновационных преобразований, способствующим кардинальным изменениям.
Переход к устойчивому постиндустриальному формату развития российского социума предусматривает участие промышленных предприятий в формировании инновационного потенциала, стимулирования их инновационной деятельности, как факторов успеха в конкурентной борьбе на внутреннем и внешнем рынке, их инвестиционной привлекательности.
С целью поддержки предпринимательства в Российской Федерации в её субъектах сформированы основные элементы системы управления, реализуемой на основе законодательства, нормативных правовых актов, программах федерального и регионального уровня. Однако, наряду с достигнутыми успехами, ещё не решены в полном объёме проблемы, требующие максимального участия органов государственной власти по стимулированию мотивации к инновационной деятельности во взаимодействии с предпринимательством и институтами гражданского общества для повышения инновационного потенциала Российской Федерации.
От развития малого и среднего бизнеса зависит возможность достижения стратегических целей, связанных с преодолением сырьевой зависимости отечественной экономики и развитием в стране нового технологического уклада.
Вместе с тем, законодательство в данной сфере далеко от совершенства, существует целый ряд проблем его правоприменения, что, в свою очередь, обуславливает актуальность комплексного исследования понятия, особенностей и проблемных аспектов государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации, а также разработки предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Степень разработанности темы исследования. В последние годы, в отношении государственного регулирования инновационной деятельности, было опубликовано достаточно много работ, посвящённых тем или иным аспектам рассматриваемой проблематики. Можно выделить научные статьи и публикации в отношении понятия и общей характеристики инновационной деятельности, таких авторов, как Э.Э. Шамсутдинова, А.А. Понамарев, Р.Е. Митерев, и других авторов. Ряд исследователей рассматривают особенности правового регулирования инновационной деятельности, в частности, И.Н. Павленко, Е.В. Трусевич, М.И. Черутова, А.Е. Толстова, М.М. Трапезникова, К.Г. Самойлова, Л.М. Марченкова, Е.М. Самородова, И.Б. Илюхина. Некоторые авторы анализируют актуальные проблемы государственного регулирования инновационной деятельности - Е.В. Карпова, А.А. Жигулин, С.А. Геворгян, С.О. Алёхина, и другие. Труды указанных авторов стали основой настоящего исследования. Вместе с тем, необходимо отметить, что нет комплексного исследования, посвященного именно государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации.
Цель исследования - изучение проблемных аспектов законодательства в сфере государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации, а также разработка предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Задачи работы:
• определить понятие, сущность, значение инновационной деятельности;
• рассмотреть формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации;
• выделить роль субъектов предпринимательства в инновационной деятельности;
• проанализировать проблемы государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации;
• предложить пути совершенствования государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере государственного регулирования инновационной деятельности.
Предметом исследования выступают нормы российского законодательства, регламентирующие государственное регулирование инновационной деятельности субъектов предпринимательства, а также, научные труды исследователей вопросов в данной сфере.
Методологическая основа исследования включает в себя общенаучный диалектико-материалистический метод, а также частно -научные методы: системный, сравнительно -правовой, метод анализа теоретического и нормативно-правового материала.
Нормативно-правовая основа исследования включает в себя положения Конституции Российской Федерации [32], Федеральных законов и иного законодательства в сфере государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства.
Теоретическую основу исследования составили положения, выработанные отечественной наукой, представленные научными трудами различных авторов по теме исследования.
Научная новизна исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства. Предложенные рекомендации предусматривают развитие инновационной политики региона и направлены на повышение инновационного и конкурентного потенциала, который способствует повышению качества управления инновационной деятельности и взаимоотношений с предпринимательской средой.
В магистерской диссертации сформулированы и обоснованы следующие положения, выносимые на защиту:
1. В ходе исследования были систематизированы определения инноваций и инновационной деятельности в законодательстве и научных трудах исследователей в данной сфере.
2. В качестве одного из направлений совершенствования государственного регулирования инновационной деятельности обоснована необходимость принятия общего закона об инновациях, где за основу предлагается взять проект Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации».
3. Предложены основные рекомендации по улучшению государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства, включающие в себя:
• прямую финансовую помощь (льготное кредитование, микрофинансирование);
• косвенную финансовую помощь (разработка новой системы налогообложения, снижение налоговых ставок, замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал);
• введение моратория на плановые проверки субъектов инновационной деятельности.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Проведенное в данной выпускной квалификационной работы магистра исследование понятия, особенностей и проблемных аспектов государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации позволяет сформулировать следующие выводы:
Инновации и инновационная деятельность являются важнейшими инструментальными средствами рыночной экономики, обеспечивающими развитие всех её отраслей и, выступая в качестве необходимых элементов предпринимательства, формируют экономический потенциал субъектов Российской Федерации. Основная цель государственного управления и регулирования заключается в формировании гибкой системы правовых механизмов, что особо важно на современном этапе развития рынка инновационных продуктов на основе модели инновационного обновления, повышения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, ресурсного, инновационного и экспортного потенциала регионов. Российская практика доказала, что наиболее эффективным инструментом участия органов публичной власти в формировании и развитии системы поддержки инновационной деятельности предпринимательства, точек роста инновационного потенциала выступают организационные и финансовые механизмы, реализуемые в рамках взаимовыгодного партнёрства на основе моделей особых экономических зон, технопарков.
Характеристиками предпринимательской деятельности являются:
• нацеленность на использование всех доступных экономических механизмов хозяйствования, более совершенных методов и технологий;
• внедрение новейших информационных и телекоммуникационных технологий в управленческий процесс;
• экономическое переосмысление роли и статуса организации в промышленной системе.
Подобные отношения связаны с изменением основных параметров производства, а также его организационного и технологического обеспечения. Такое явление является итогом симбиоза новейших методов хозяйствования, которые направлены на финансовое улучшение бизнеса, увеличение доходов, сбыт созданного продукта.
Основным источником заполнения рынка товарами, услугами, а также новыми идеями и инновациями, является малое предпринимательство. Малое инновационное предпринимательство, в отличие от крупного бизнеса, более ориентировано на создание новшеств, инновационных идей в сфере производства и продвижения товаров и услуг.
Для малого инновационного предпринимательства характерна легкость и мобильность, с которой они так быстро реализовывают инновационные идеи в жизнь.
Предпринимательство является важным субъектом инновационной деятельности, так как является основным условием функционирования инновационной экономики, а также основным источником нововведений и генератором новых идей. Вместе с тем, в Российской Федерации преобладает ряд сдерживающих факторов развития малого инновационного предпринимательства, которые тормозят инновационное развитие всей страны. Для России в настоящее время главной задачей является формирование эффективных институтов для создания благоприятных условий и успешного инновационного функционирования малого инновационного предпринимательства.
Выявленные особенности государственного управления и регулирования отношений с участниками инновационного процесса служат основанием исследования практики поддержки инновационной деятельности.
В отношении государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации необходимо использовать опыт зарубежных стран. Необходимо подчеркнуть, что для эффективной государственной поддержки инновационных процессов необходимо формирование специализированной инфраструктуры. При этом, элементами инновационной государственной инфраструктуры могут выступать, например, консультационные центры и центры популяризации инноваций, оказывающие деловые услуги исследовательским организациям. Государство способно как стимулировать рынок разработок и исследований (через проведение выставок, ярмарок, бирж, публикацию информации в государственных изданиях и т.п.), так и осуществлять на данном рынке агентскую деятельность (например, при операциях купли-продажи лицензий).
В российском законодательстве, нормативное определение понятия «инновационная деятельность» отражено в ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно -технической политике», под которой понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Данный нормативный правовой акт является основным нормативным документом, который регулирует инновационную деятельность. Вместе с тем, приведенная дефиниция, имеет существенный недостаток: отсутствует возможность отграничения инновационной от иных видов деятельности. Определение инновационной деятельности имеет расплывчатые границы, отсутствие критериев «инновационности» создает известные сложности при реализации нового продукта на рынке.
Как выявлено в ходе исследования, установление в качестве инновационной деятельности, направленной на реализацию новых товаров и услуг, не вполне корректно. Представляется целесообразным внести изменения в ст. 2 Федерального закона «О науке и государственной научно - технической политике», в которой необходимо закрепить понятие «инновационный продукт» и внести изменения в понятие «инновационная деятельность».
В отношении деятельности в сфере инноваций на федеральном уровне нет специального закона, комплексно регулирующего правоотношения в данной сфере. При этом, в настоящее время, существуют более 400 нормативных актов государственной власти субъектов Российской Федерации, в той или иной мере использующих понятия «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационная политика».
Важная проблема регулирования - Федеральный закон «О науке и государственной научно -технической политике» в большей части носит декларативный и даже ограничительный характер, в нем отсутствуют положения, определяющие объекты инновационной деятельности, которые не всегда представляют собой охраноспособные объекты интеллектуальной собственности. Большинство законов субъектов РФ недостаточно чётко отображают предмет регулирования, по -разному определяя основополагающие для инновационной деятельности в целом понятия.
В целях совершенствования законодательства и создания благоприятных условий для активизации инновационной деятельности представляется необходимым принять актуализированный общий закон об инновациях (взяв за основу проект Федерального закона «О научной, научно - технической и инновационной деятельности в Российской Федерации»).Также, следует предусмотреть регулирование переходного периода для приведения законов субъектов РФ в соответствии с федеральным законом, учтя особенности отдельных регионов.
В последнее время развитие инноваций декларируется как одно из основных направлений дальнейшего развития отечественной экономики. Инновации и инновационная деятельность являются важнейшими инструментальными средствами рыночной экономики, обеспечивающими развитие всех её отраслей и, выступая в качестве необходимых элементов предпринимательства, формируют экономический потенциал субъекта РФ.
Сегодня субъекты региональной власти выказывают заинтересованность в развитии инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, поскольку подобная деятельность служит увеличению дохода местного бизнеса, увеличивает конкурентоспособность региона в масштабах всей страны.
В результате инновационной политики должен произойти рост региональной экономики, сформироваться условия эффективного исполнения бюджета.
Инновационная политика на уровне региона играет управляющую роль, задает тон и направление всего комплекса мероприятий в данной сфере.
В ходе практического исследования выявлены следующие особенности, характеризующие деятельность региональных органов государственной власти по реализации инновационной политики на территории Самарской области:
1. Анализ функций, определяющих целевые задачи по исполнению полномочий в сфере инновационной политики региона позволяют обеспечить реализацию комплекса мероприятий по привлечению к участию предпринимательских структур в инновационной деятельности;
2. Проведён анализ практической реализации комплекса мероприятий по реализации инновационной деятельности, формирования инновационного потенциала региона, целостной инновационной инфраструктуры, интегрированной с системой высшего образования и науки от фундаментальных научных исследований до внедрения технологий и реализации готовой наукоёмкой продукции.
В процессе исследования выявлены проблемные аспекты, влияющие на динамичное развитие инновационного потенциала региона, что предопределило разработку рекомендаций по совершенствованию деятельности региональных органов власти в сфере инновационной политики Самарской области.
Разработанные рекомендации предусматривают развитие инновационной политики региона и направлены на повышение инновационного и конкурентного потенциала, способствуют повышению качества управления инновационной деятельностью и регулированию взаимоотношений с предпринимательской средой. Инновационная политика Самарской области направлена на повышение конкурентоспособности, социально-экономическое развитие региона и повышение уровня жизни ее населения за счет развития научной, научно -технической и инновационной деятельности.
1. Акбердина В.В., Коровин Г.Б., Дзюба Е.И. Механизмы государственного управления в сфере научно -технологического развития // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 4. С. 111 - 140.
2. Абубакарова М.М., Абдулвагапова А.А. Правовое обеспечение инновационной деятельности в Российской Федерации // Государственно - правовое и социальное развитие современного общества: теоретические и практические аспекты. Материалы Международной научно -практической конференции. - М., 2018. С. 91 - 93.
3. Алисаева М.С., Санников С.В. Понятие инновационной деятельности предприятия // Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях: сборник статей Международной научно - практической конференции. - М., 2018. С. 49 - 52.
4. Алланина Л.М. Правовое обеспечение инновационной деятельности. Общая часть: учебник. - Тюмень, 2018.
5. Алланина Л.М. Совершенствование нормативно -правового обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2018. № 3. С. 51 - 61.
6. Ануфриева Л.Ю., Рассенюк Ю.И. Понятие и сущность инновационной деятельности // Экономика и социум. 2020. № 6. С. 351 - 355.
7. Аскеров Ш.С. Правовое регулирование инновационного обеспечения предпринимательской деятельности в России // Актуальные вопросы современной экономики. 2017. № 5. С. 43 - 49.
8. Баева Д.С. Нормативно -правовая база инновационной деятельности в России // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - М., 2017. С. 47 - 49.
9. Байбекова Э.Ф. Анализ правового обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации на современном этапе // Гуманитарные исследования. 2017. № 3. С. 170 - 177.
10. Браташова В.А. Государственное регулирование инновационной деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации // Студенческий: электрон.научн. Журн. 2021. № 2 (130). URL: https://sibac.info/journal/student/130/199941 (дата обращения: 21.02.2021).
11. Буланова А.М. Отдельные вопросы инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Современное предпринимательство как зеркало реформ российского законодательства: сборник статей. - М., 2016. С. 31 - 36.
12. Буторина Т.Н., Лебедкин С.Р. Проблемы правового регулирования инновационной деятельности в РФ // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник научных статей по материалам международной научно -практической конференции. - М., 2019. С. 175 - 180.
13. Гайнуллина Д.Ф. Определение понятие «инновационная деятельность» // Современная наука: от теории к практике. Сборник статей по материалам IV Всероссийской научно -практической конференции. - М., 2019. С. 14 - 17.
14. Гасан Л.И. «Новшество» и «инновация» как базовые понятия законодательства об инновационной деятельности: сущность и признаки // Государство и право. 2018. № 4. С. 34 - 41.
15. Геворгян С.А., Алёхина С.О. Проблема правового обеспечения инновационной деятельности в России // Проблемы научной мысли. 2018. Т. 12. № 1. С. 33 - 36.
...