Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дознаватель и орган дознания: проблемы правового регулирования их деятельности и меры по их разрешению

Работа №116632

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Общая характеристика органов дознания в уголовном процессе
России
1.1 Понятие, сущность и правовое регулирование института дознания в
уголовном процессе России
1.2 Понятие и функции органов дознания в уголовном процессе России
1.3 Система органов дознания в российском уголовном процессе
Глава 2 Процессуальное положение дознавателя в уголовном процессе
России
2.1 Правовая регламентация статуса дознавателя как участника уголовного
процесса.
2.2 Правовые основы взаимодействия дознавателя с прокурором в уголовном
процессе России
2.3 Правовые и организационные основы взаимодействия дознавателя со
следователем в уголовном процессе России
Глава 3 Проблемы правового регулирования деятельности дознавателя и
органов дознания и меры по их разрешению
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников

Актуальность исследования. Вопросы правового регулирования
деятельности дознавателей и органов дознания являются одними из наиболее
дискуссионных вопросов уголовно-процессуального права. Система органов
дознания, их полномочия и процессуальное положение дознавателя
претерпевают постоянные изменения, о чем свидетельствует появление в
2015г. нового участника уголовного судопроизводства - начальника органа
дознания.
Дознаватель и орган дознания занимают особое место среди
участников уголовного судопроизводства, поскольку на них возложена
функция уголовного преследования.
Вместе с тем, особенность процессуального положения дознавателя
определяется распространением его полномочий не только на проведение
расследования в форме дознания, но и на реализацию иных уголовно-
процессуальных полномочий по содействию следователю в расследовании
преступлений, по которых производство предварительного следствия
обязательно.
Сложность правового регулирования деятельности органов дознания
определяется и возложением на них полномочий по производству
оперативно-розыскной (непроцессуальной) деятельности. Все это порождает
неопределенность в процессуальном положении органов дознания и создает
сложности в правовом регулировании.
В основе правового регламентации деятельности дознавателя и органа
дознания лежат положения Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (далее - УПК РФ) [68], Федерального
закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"
[71], а также положения ведомственных нормативных правовых актов.
Степень разработанности темы. Наука уголовного процесса накопила
огромный опыт, посвященный институту дознания. Проблемыпроцессуального положения органов дознания, в частности вопросы
процессуального статуса дознавателя и пределов его процессуальной
самостоятельности, полномочий начальника органа дознания и начальника
подразделения органа дознания, разграничения их компетенции
неоднократно обсуждались в теории уголовного процесса различными
учеными. Так, изучением процессуального положения органов дознания, их
места в системе органов расследования занимались такие ученые, как Ю.Н.
Белозеров, С.В. Бородин, С.И. Гирько, И.Я Фойницкий, B.В. Шимановский,
С.П. Щерба, Г.Д. Луковников, С.Н. Бурцев, Е.В. Горкина, А.В. Ковтун, М.М.
Кузенбаева, Н.И. Скударева.
Несмотря на глубокую теоретическую разработку, данная тема
представляется актуальной и по сей день, поскольку правовое регулирование
деятельности органов дознания и их процессуального положения продолжает
совершенствоваться, а в правоприменительной практике возникают все
новые проблемы.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются
общественные отношения, возникающие в сфере деятельности органов
дознания и дознавателя и урегулированные нормами уголовно-
процессуального права.
Предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального
законодательства РФ, регулирующие процессуальное положение органов
дознания и дознавателя.
Цель и задачи исследования. Целью работы является выявление и
комплексный анализ проблем правового регулирования деятельности
органов дознания и дознавателя, а также разработка путей их разрешения.
Для достижения цели работы будут разрешены следующие задачи:
 рассмотрение понятия, сущности и правового регулирования
института дознания в уголовном процессе России;
 изучение понятия органов дознания и определения их
процессуальной функции;анализ системы органов дознания в уголовном процессе России;
 анализ процессуального статуса дознавателя и правовых основ его
взаимодействия с органами следствия;
 анализ проблем правового регулирования деятельности дознавателя
и органов дознания и разработка предложений по их разрешению.
Методологическая основа исследования.
При выполнении работы применялись такие всеобщие принципы
научного познания как всесторонность рассмотрения, полнота,
объективность, историзм развития и другие. Были использованы
общенаучные методы анализа и синтеза, системно-структурный метод,
логический метод, а также частно-научные, формально-юридический,
сравнительно-правовой, ретроспективный методы и метод толкования норм
права.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Выводы и рекомендации, которые были сформулированы настоящей
работе, составили теоретическую основу проведения дальнейших
исследований вопросов правовой регламентации деятельности дознавателя и
органов дознания.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут использоваться
для достижения целей совершенствования уголовно-процессуального
законодательства, и будут способствовать повышению эффективности
правоприменительной практики.
Кроме того, возможно их успешное применение в учебной
деятельности при преподавании дисциплин «Уголовный процесс», а также
соответствующих спецкурсов.
Проведенный комплексный анализ проблем правовой регламентации
деятельности дознавателя и органов дознания позволил сформировать ряд
положений, выносимых на защиту.
Дознание - это самостоятельная форма предварительного
расследования уголовных дел о преступлениях, по которым производствопредварительного следствия необязательно, осуществляемая
государственными органами, наделенными полномочиями по производству
дознания.
Употребление термина «орган дознания» следует ограничить и
применять исключительно в связи с уголовно-процессуальной деятельность
по расследованию преступлений в форме дознания.
Определение органа дознания изложить в следующей редакции: «орган
дознания - участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения,
основной целью деятельности которого является производство
расследования в форме дознания по уголовным делам, по которым
производство предварительного следствия необязательно».
Процессуальный статус дознавателя требует уточнения, поскольку
дознаватель осуществляет не только деятельность по расследованию
преступлений в форме дознания, но и ряд иных уголовно-процессуальных
полномочий.
В частности, на дознавателя возложены обязанности по производству
неотложных следственных действий, принятию решения о возбуждении
уголовного дела по преступлениям, производство предварительного
следствия по которым является обязательным, выполнение поручений
следователя о производстве следственных и иных процессуальных действий,
а также производство оперативно-розыскной деятельности.
Все указанные полномочия целесообразно изложить в одной норме
закона.
Одновременное осуществление контроля за деятельностью дознавателя
со стороны прокурора и начальника подразделения органа дознания влечет
излишнюю волокиту и несогласованность указаний по производству
расследования в форме дознания.
В целях урегулирования данной ситуации необходимо сохранить право
на дачу указаний о направлении хода расследования только за начальником
подразделения органа дознания.Круг полномочий начальника подразделения дознания требует
расширения в целях более эффективного производства дознания и
осуществления иных уголовно-процессуальных полномочий дознавателя.
Правовое регулирование правового и организационного
взаимодействия следователя и дознавателя требует более тщательной
проработки.
Уголовно-процессуальный закон предусматривает лишь основные
полномочия органов дознания при оказании содействия следователю в
расследовании, но не устанавливает механизм такого взаимодействия.
Структура магистерской диссертации обусловлена целью, задачами и
логикой исследования.
Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть
параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых
источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение проблем правового регулирования деятельности органов
дознания и дознавателя в уголовном процессе России показало
неоднозначность правового регулирования во многих вопросах организации
и деятельности органов дознания, что обуславливает необходимость
дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере.
В магистерской диссертации предпринята попытка комплексного
исследования проблемных вопросов правового регулирования деятельности
органов дознания и дознавателя. Актуальность такого подхода обусловлена
тесной взаимосвязью полномочий органов дознания и дознавателя, а также
возложением на дознавателя не только полномочий по дознанию, но и иных
уголовно-процессуальных полномочий. Выявленные нами проблемы в
правовом регулировании деятельности органов дознания и дознавателя
влияют на эффективность производства дознания как формы
предварительного расследования и эффективность взаимодействия
следователя и дознавателя.
Проведенное нами исследование по теме магистерской диссертации
позволило сделать ряд выводов, выделить проблемы в правовом
регулировании деятельности дознавателя и органов дознания и предложить
пути их решения. Сделанные выводы и предложения по совершенствованию
законодательства имеют не только теоретическое, но и практическое
значение и могут быть положены в основу последующих изменений в
уголовно-процессуальный закон.
1. Институт дознания не является новым для уголовного процесса
России. В процессе своего становления и развития он претерпел множество
изменений, которые продолжаются и в настоящее время. Вместе с тем
проведенный в работе ретроспективный анализ показал преемственность
правового регулирования деятельности дознавателей. В настоящее время
дознание представляет собой самостоятельную форму предварительногорасследования уголовных дел о преступлениях, по которым производство
предварительного следствия необязательно, осуществляемая
государственными органами, наделенными полномочиями по производству
дознания.
2. Необходимо разграничить понятия дознание и органы дознания,
поскольку органы дознания осуществляют не только деятельность по
дознанию в соответствии с п.8.ст. 5 УПК РФ, но и иную процессуальную
деятельность, направленную на расследование преступления, а также
оперативно-розыскную деятельность. С учет изложенного употребление
термина "орган дознания" следует ограничить и применять исключительно в
связи с уголовно-процессуальной деятельность по расследованию
преступлений в форме дознания.
3. Определение органа дознания изложенное в п. 24 ст. 5 УПК РФ
требует переосмысления и внесения изменений в действующий уголовно-
процессуальный закон. С учетом это п. 24. ст. 5 УПК РФ возможно изложить
в следующей редакции: «орган дознания - участник уголовного
судопроизводства со стороны обвинения, основной целью деятельности
которого является производство расследования в форме дознания по
уголовным делам, по которым производство предварительного следствия
необязательно».
4. Процессуальный статус дознавателя требует уточнения, поскольку
дознаватель осуществляет не только деятельность по расследованию
преступлений в форме дознания, но и ряд иных уголовно-процессуальных
полномочий. В частности, на дознавателя возложены обязанности по
производству неотложных следственных действий, принятию решения о
возбуждении уголовного дела по преступлениям, производство
предварительного следствия по которым является обязательным, выполнение
поручений следователя о производстве следственных и иных
процессуальных действий, а также производство оперативно-розыскнойдеятельности. Все указанные полномочия целесообразно изложить в одной
норме закона.
5. Одновременное осуществление контроля за деятельностью
дознавателя со стороны прокурора и начальника подразделения органа
дознания влечет излишнюю волокиту и несогласованность указаний по
производству расследования в форме дознания. В целях урегулирования
данной ситуации представляется обоснованным сохранить право на дачу
указаний о направлении хода расследования только за начальником
подразделения органа дознания. Полномочия прокурора должны носить в
большей степени надзорный характер, также как это закреплено в отношении
следователя.
6. Круг полномочий начальника подразделения дознания требует
расширения в целях более эффективного производства дознания и
осуществления иных уголовно-процессуальных полномочий дознавателя.
7. Выделены две формы взаимодействия следователя и дознавателя:
правовая и организационная. Рассмотрение способов взаимодействия
следователя и дознавателя позволило судить об их тесной взаимосвязи,
которая позволяет повысить эффективность деятельности по расследованию
преступлений. Вместе с тем нужно отметить, что правовое регулирование
такого взаимодействия требует более тщательной проработки. Уголовно-
процессуальный закон предусматривает лишь основные полномочия органов
дознания при оказании содействия следователю в расследовании, но не
устанавливает механизм такого взаимодействия.


1. Абдуллаев Ф., Зайцев О. Процессуальное положение дознавателя
по УПК РФ // Законность. - 2002. - № 12. - С. 18.
2. Азаров В.А., Ревенко Н.И., Кузембаева М.М. Функция
предварительного расследования в истории, теории и практике уголовного
процесса России: монография. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. - 560 с.
3. Александров А. С., Круглов И. В. Правовое положение
начальника подразделения дознания в уголовном судопроизводстве //
Российский следователь. - 2007. - № 17. - С. 5.
4. Арепьева Т. А. Начальник подразделения дознания в российском
уголовном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. - Воронеж, - 2013. – 227 с.
5. Арестова Е.Н. К вопросу о понятии «орган дознания» //
Российский следователь. - 2009. - №3. - С. 23.
6. Арестова Е.Н. Органы дознания: понятие, виды, содержание. -
М., 2009. – 143 с.
7. Асанов В.В., Данилова Р.В. Обеспечение прав человека в
процессе раскрытия преступлений. М., 1999. – 108 с.
8. Балакшин В. Неполное определение органов дознания //
Законность. - 2004. - №2. - С. 13.
9. Белкин А. Р. УПК РФ: конструктивная критика и возможные
улучшения. Ч. 2: Уголовное преследование. Участники уголовного
судопроизводства. М., 2010. – 216 с.
10. Белозеров Ю.Н. Дознание в органах милиции и его проблемы /
Ю.Н. Белозеров, В.Е. Чугунов, А.А. Чувилев; Высш. шк. МВД СССР.
Кафедра сов. уголовного процесса. Лаб. социол. методов исследования
проблем предотвращения и раскрытия преступлений. - Москва: Юрид. лит.,
1972. – 89 с.
11. Берова Д.М. Функции органов дознания как субъектов
уголовного процесса // Общество и право. - 2009. - №1. - С. 11.12. Божьев В.П. Предварительное расследование. Традиции.
Новации. Псевдоновации // Актуальные проблемы совершенствования
организационных и правовых основ деятельности органов внутренних дел.
М.: Академия управления МВД России, - 1999. - С. 149 - 158.
13. Болотов М.Ю. Дознание по делам, отнесенным к
подследственности пограничных органов Федеральной службы безопасности
РФ. - М., 2004. – 168 с.
14. Большой юридический словарь/ Под ред. А. Я. Сухарева. — 3-е
изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 858 с.
15. Буксман А. Полицейский вопрос // Российская газета. - 2010. –
28 января...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ