Введение…………………………………………………………….……………..
Глава 1. Городские школы в Западной Европе: возникновение, содержание образования, организация учебного процесса…………………………………..
Глава 2. Возникновение средневековых университетов……………………….
2.1.Статус университета и его организационная структура…………………….
2.2.Содержание образования и формы обучения в средневековых университетах…
2.3.Средневековые студенты: социальный состав, быт и нравы……………….
Глава 3.Роль образования в жизни западноевропейского общества XII-XV века….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы………
Актуальность темы. Примерно в XI-XII веках в Европе начинает свое оформление высшее образование. В основе данного образования лежали университеты, которые стали логическим продолжением предшествующих ступеней образования - монастырских и городских школ. Стоит отметить, что университеты оказали огромное влияние на последующую интеллектуальную жизнь западноевропейского общества.
Именно из университетской среды вышли наиболее выдающиеся поэты, ученые и философы. Кроме того, не стоит забывать, что именно в стенах средневековых университетов родилось большинство смелых и оригинальных идей своего времени. Средневековые университеты - это уникальная организация, в которой существовала своя внутренняя структура, иерархия и порядки функционирования.
Тем не менее, становление каждого университета зачастую усложнялось целым рядом проблем и обстоятельств. Большой интерес представляют вопросы изучения многих особенностей системы высшего образования в Западной Европы в эпоху Средних веков. Рассмотрим освещение вопросов истории университетов в отечественной историографии.
Эпоха Средневековья - один из самых сложных и важных периодов истории человечества. В данный период происходят различные события: государства переживают период феодализма и феодальной раздробленности (например, немецкие земли), происходит объединение земель (например, в Испании), происходит возвышение и развитие городов, как важнейших центров торговли, культуры, науки и цивилизации.
Происходит складывание не только собственной культуры, но также происходит возрождение культуры античности. Это приводит к тому, что у сильной машины государственной власти возникает необходимость в более квалифицированном составе служащих - медиках, богословах, юристах. Как следствие начинает активнее развиваться наука, школы и образование в целом.
Объект данного исследования – системы образования в Западной Европе
Предмет – особенности образования и образовательных учреждений в Западной Европе.
Цель – изучить особенности образования и образовательных учреждений в Западной Европе в XII-XV веках.
Задачи:
-изучить возникновение, содержание образования, организацию учебного процесса в городских школах Западной Европы;
-раскрыть статус университета и его организационную структуру;
-исследовать содержание образования и формы обучения в средневековых университетах;
-рассмотреть социальный состав, быт и нравы средневековых студентов;
-выявить роль образования в жизни западноевропейского общества XII-XV вв.
Хронологические рамки охватывают XII-XV века.
Территориальные рамки – государства Западной Европы
Основные методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, научных работ по истории, философии, педагогике; сопоставительный анализ.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения
Возникшая в средние века и эпоху Возрождения система образования и воспитания обеспечивала возможность социального продвижения для людей даже с низким общественным положением. Вместе с тем образование служило и средством совершенствования человека, средством укрепления государственного и церковного порядка.
В эту продолжительную эпоху по сути произошло становление модели современного образования. Прообразом начального образования послужили приходские и городские школы, профессиональное образование преподавалось в цеховских и гильдийских школах, а первые университеты дали мощный толчок развитию просвещения и научного знания человечества.
Многие городские школы были организованы по инициативе городских магистратов и преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Преподавали в них светские учителя.
Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем быть учителем или священнослужителем.
Также городские школы рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговцев и ремесленников.
Становление Средневекового университета в XII-XIII веках стало возможным во многом в силу развития урабанизационных процессов, развернувшихся в Западной Европе. Города, как центры экономической и культурной активности, смогли создать необходимые условия для жизни и деятельности магистров и школяров.
Появление новых университетов нередко было связано с отделением групп профессоров от своего университета с целью устроить новый, более соответствующий их идеалам. Так Парижский университет дал начало многим другим университетам севера, а Болонский юга Европы. Некоторые университеты были организованы монархами, например, в Неаполе, где университет возник по указанию императора.
Во главе обычно стоял ректор. Его должность была выборной. Так же, как и в наше время, средневековые университеты делились на факультеты. Возглавлял каждый из них декан. Прослушав определенное количество курсов, студенты становились бакалаврами, а затем магистрами и получали право на преподавание. При этом они могли продолжать свое обучение, но уже на одном из считающихся «высшими» факультетах по специальностям медицина, право или теология.
Складыванию нового типа образования способствовали и другие факторов. Среди них мы отметим: распространение латыни, создание массы городских школ, обращение к трудам эпохи Античности и т.д. Непосредственными причинами появления университетов явились стремление студентов и магистров к объединению для защиты своих прав и интересов, а также потребность государства, церкви и общества в квалифицированных специалистах в областях теологии, права, медицины.
1.Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М., 1988. 306с.
2.Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989. 312с.
3. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. М., 1990. 269с.
4.Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.: Издательство: Владос-Пресс, 2003. 400 с.
5.Зимин А.В. Средневековые школы Западной Европы: образование и развитие // Форум молодых ученых. 2019. №8 (36). С.55-59
6.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. Учебное пособие / Под редакцией А.И. Пискунова. - М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2004. 512 с.
7.Иванова Е.Ю. Роль монастырей в формировании христианской средневековой культуры Ирландии // Вестник славянских культур. 2008. № 3-4 (10). 129-136 с.
8.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2005. 258с.
9.Кенигсбергер Г. Средневековая Европа 400 – 1500 гг. М.: Весь мир, 2001. – 500с.
10.Костюкевич С. Образ университета как уникального сплава либерального образования, средневековой гильдии и естественной науки // Alma mater. 2001. № 6. С. 36. 61
11.Леонова Т.А. Повседневная жизнь средневекового студенчества // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. №5 (48). С.14-22
12.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. 203с.
13.Мюлдер Е.В. Непрерывное образование как один из главных элементов европейской социальной модели // Успехи современного естествознания. 2013. № 11. С. 178-181
14.Ненарокова М.Н. ссылается на: Curtius E.R. European Literature and the Latin Middle Ages / tr. W. Trask. – Princeton (the USA), 1953. – Р. 658. // Ненарокова М.Н. Учебный текст в средневековой школе: единство в многообразии // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 5. С. 86-91.
15.Оришев А.Б. Петровская (Тимирязевская) академия: становление аграрной науки и образования в СССР (1917-1932). М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2014.203с.
16.Питер А. Вандермеш. Преподаватели (реферат) // Alma mater. М., 2000. № № 7 - 9.
17.Ряполов В.В. Возникновение средневековых университетов: содержание и формы обучения // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 15.
18.Семенихин С. Абеляр: из истории средневековой мысли // ПС. Ист. 2000. № 38 (окт.). С. 16.
19.Сперанский, Н.В. Очерки по истории народной школы в Западной Европе. М., 1896. 159с.
20.Сокова А.В., Митрофанов В.П. Взаимоотношения западноевропейских университетов со светской и духовной властью. повседневная жизнь университетов (xii-xv вв.) // Вестник ПензГУ. 2020. №3 (31). С.25-30
21.Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. - М.: Юрайт, 2000. - 482 с.
22.Уваров П.Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в Средневековой Европе. - М. ИВИ РАН, 2000. - 98 с.
23.Школа и педагогическая мысль средних веков. Возрождение и начало нового времени: исследования и материалы. М., 1991. 247с.
24.Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI – XIV вв. М.: Искусство, 1978. 414с.
25.Ястребицкая культура и город в новой исторической науке.- М.: Интерпракс, 1995.-412 с.