Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к общему недоразвитию речи у детей дошкольного возраста 9
1.2 Характеристика коррекционно-педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 15
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 27
2.1 Выявление уровня развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 27
2.2 Реализация коррекционно-педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 39
2.3 Определение эффективности коррекционно-педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 45
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение 60
Сегодня российское образование находится в состоянии реформирования, сопровождающегося структурными изменениями на всех уровнях. Модернизация дошкольного образования ставит задачу обеспечения качественного доступного дошкольного образования для всех категорий детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим в настоящее время в дошкольном образовании серьезное внимание уделяется пересмотру подходов к коррекционно-педагогической работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью повышения ее эффективности (H.H. Малофеев, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева и др.). Это обуславливает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий. Перед педагогами стоит задача по обновлению психолого-педагогической работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи - речевое нарушение, которое довольно часто проявляется при дизартрии, алалии, ринолалии. У таких детей присутствуют пробелы в фонетико-фонематическом развитии, наблюдается низкий уровень словарного запаса и грамматического строя. Исследованиями общего недоразвития речи у дошкольников занимались: Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.И. Жаренкова, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина и др. Многие исследователи рассматривали нарушения речи во взаимозависимости: И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, Е.Ф. Соботович, Г.В. Гуровец, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.В. Юртайкин, Т.А. Фотекова и др. Установлена зависимость умственного развития и высших психических функций: несформированность речевых компонентов отрицательно влияет на интеллектуальную, сенсорную и аффективно-волевую сферы детей.
Исследование специфики становления познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи позволяет выделить пути педагогической коррекции тех психических процессов, которые отягощают речевую патологию.
Отечественные психологи (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков и др.) определяют ведущее значение наглядно-образного мышления в познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста. Данный вид мышления является психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, становится фундаментом словесно-логического мышления и во многом обуславливает успешность последующего обучения ребенка в школе. Современная система общего образования требует развитых интеллектуальных способностей дошкольников для дальнейшего успешного обучения в школе.
В исследованиях, посвященных изучению особенностей психического развития детей с общим недоразвитием речи отмечается, что при сохранном интеллекте они обладают предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными дошкольникам. Однако у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается отставание в развитии наглядно-образного мышления и требуется специальная коррекционно-педагогической помощь для становления образных форм мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1993; Т.В. Нестерова, 2005).
Т.о., проблема развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи остается актуальной.
Изучение научной литературы (Т.Б. Филичева, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина, Г.И. Жаренкова, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина и др.) показало, что проблема коррекционно-педагогической помощи детям с общим недоразвитием речи представлена в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов, однако ее содержание по развитию наглядно-образного мышления раскрыто недостаточно полно.
Существует противоречие между признанием дошкольного возраста как сензитивного периода в развитии наглядных форм мышления, с одной стороны, и недостаточностью научно-методических рекомендаций по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-педагогической работы, с другой стороны.
Выявленное противоречие позволило выделить проблему исследования: при каких психолого-педагогических условиях возможно развитие у 5-6 лет с общим недоразвитием речи наглядно-образного мышления в процессе коррекционно-педагогической работы?
Решение этого вопроса позволит рассмотреть потенциальные возможности и пути компенсаторного развития мышления у детей с общим недоразвитием речи на этапе дошкольного детства, что имеет важное значение при подготовке этих детей к освоению основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Исходя из рассмотренной проблемы, нами сформулирована цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционно-педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - коррекционно-педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи наглядно-образного мышления в процессе коррекционно-педагогической работы.
Гипотеза исследования заключается в том, что коррекционно-педагогическая работа по развитию наглядно-образного мышления у детей 5- 6 лет с ОНР будет эффективна при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• осуществление дифференцированного подхода в процессе работы с детьми с учетом симптомов, механизмов и структуры общего недоразвития речи;
• поэтапное формирование основных компонентов наглядно-образного мышления и взаимосвязи между ними;
• осуществление работы по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи во взаимодействии специалистов ДОО.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой определены задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть и дать характеристику процессу коррекционно-педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, определить степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Определить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-педагогической работы.
Теоретической основой исследования явились:
• положение о системности речевых нарушений, взаимосвязи речи с другими высшими психическими функциями (P.E. Левина);
• положения исследований в области развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста (Е.Е. Сапогова, Н.Г. Салмина, Г.А. Глотова, С.А. Лебедева, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.Л. Бондаренко, В.Н. Чекулаева);
• положения исследования в области коррекционно-педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи (Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Н.С. Жукова, В.П. Глухов, Г.М. Жаренкова, Л.Ф. Спирова, В.К. Воробьева, Т.Б. Филичева, Н.А. Каше, Т.А. Фотекова, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Н.В. Серебрякова, Н.А. Чевелева).
В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: анализ психолого-педагогической и методической литературы; систематизация, обобщение, анализ фактических данных; психолого - педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБУ № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 14 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Новизна исследования: обоснована и охарактеризована коррекционно-педагогическая работа по развитию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи наглядно-образного мышления; определены психолого-педагогические условия, содержание, методы и приемы коррекционно-педагогической работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенной работы могут быть использованы воспитателями ДОО, педагогами-психологами, учителями-логопедами, дефектологами для развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (51 источник) и приложения. В тексте работы представлены 13 таблиц, 12 рисунков.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для процесса развития наглядно-образного мышления.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема коррекции наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР является актуальной, особенно с ведением ФГОС дошкольного образования, где особенно уделено внимание развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционную работу по развитию наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи следует рассматривать как одну из важнейших задач психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста.
В работе выделены показатели, диагностические методики, уровни (высокий, средний, низкий) развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с общим нарушением речи. Выявление уровня развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с ОНР показало, что 36% детей имеют низкий уровень развития наглядно-образного мышления. Данные результаты, подтвердили необходимость коррекционно-развивающей работы по развитию наглядно-образного мышления у детей 5 -6 лет с ОНР на формирующем этапе эксперимента.
Проделанная нами коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с ОНР, имела положительные результаты в исследуемой группе, а также помогла: качественно улучшить показатели наглядно-образного мышления детей с ОНР, сформировать начальные предпосылки развития обобщения, синтеза, классификации, выделению существенных признаков, сериации и анализа. У данной группы дошкольников повысилась познавательная мотивация, что отметили педагоги, работающие с данными дошкольниками. Педагоги, логопеды ДОО дали положительную оценку не только в общем, но и речевом развитии детей данной группы: улучшилась артикуляционная моторика, расширился словарный запас, грамматический строй речи и навык словообразования.
Для того чтобы убедиться в эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы, мы перешли к контрольному этапу, по результатам которого было выявлено, что высокий уровень наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с ОНР повысился на 14%; повышение среднего уровня произошло на 7%; в среднем произошло снижение показателей низкого уровня наглядно-образного мышления на 20%.
Таким образом, достигнута цель нашего исследования, решены поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
1. Акеменко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст] / В.М. Акеменко. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 45 с.
2. Аслаева, Р.Г. Основы специальной педагогики [Текст] / Р.Г. Аслаева. - Уфа : Мир печати, 2011. - 270 с.
3. Белопольская, Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний) [Текст] / Н.Л. Белопольская, Стереотип. М. : 2009. - 53 с.
4. Венгер, Л.А. Игра как вид деятельности [Текст] / Л.А. Венгер // Вопросы психологии. - 1978. - №3. - С. 163-165.
5. Венгер, Л.А. Психологические тесты [Текст] / Л.А. Венгер. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
6. Венгер, Л.А. Слово и образ в решении мыслительных задач [Текст] / Л.А. Венгер. - М. : ИНТОР, 1996. - С. 3-13.
7. Воробьёва, Е.В. Методики развития речи у детей с недоразвитием речи. [Текст] / Е.В. Воробьёва. - М. : Аст, 2007. - 158 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Национальное образование, 2015. - 368 с.
9. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. [Текст] / И.С. Гринченко. - М.: «Центр гуманитарной науки», 2002. - 80 с.
10. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т.Б. Епифанцева. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 486 с.
11. Земцова, О.Н. Задачки для ума [Текст] / О.Н. Земцова. - М. : Махаон, 2015. - 16 с.
12. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи [Текст] / Р.А. Кирьянова. - СПб. : Каро 2006. - 126 с.
13. Ковшеков, В.А. Серии сюжетных картинок [Текст] / В.А. Ковшеков. - СПб. : Школьная книга, 2014. - 23 с.
14. Ковшеков, В.А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной («моторной») алалией [Текст] /В.А. Ковшеков // Дефектология. - 1980. - № 2. - С. 14-21.
15. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей с ОНР [Текст] / В.В. Коноваленко. - М. : ГНОМ, 2013. - 48 с.
...