Введение 2
Глава 1 Общая характеристика средств индивидуализации юридического лица 7
1.1 Понятие средств индивидуализации 7
1.2 Классификация средств индивидуализации 9
1.3 Особенности интеллектуальных прав на средства индивидуализации13 Глава 2 Осуществление прав на средства индивидуализации юридического лица 18
2.1 Возникновение прав на средства индивидуализации 18
2.2 Использование объектов средств индивидуализации 26
2.3 Прекращение прав на средства индивидуализации 34
Глава 3 Защита прав на средства индивидуализации юридических лиц и ответственность за их нарушение 41
3.1 Виды ответственности за нарушение прав на средства индивидуализации 41
3.2 Формы защиты прав на средства индивидуализации 47
Заключение 52
Список используемой литературы и используемых источников 56
Аннотация. Введение.
Целью настоящей бакалаврской работы является рассмотрение общих вопросов разработки средств индивидуализации юридического лица, их использования и обеспечения их защиты.
Для достижения заданной цели в настоящей бакалаврской работе будут рассмотрены следующие задачи:
- определение основных понятий средств индивидуализации юридического лица;
- выявление основной специфики различных средств
- индивидуализации юридического лица;
- определение порядка регистрации, использования и прекращения прав на средства индивидуализации;
- рассмотрение видов правовой защиты средств индивидуализации юридического лица.
Объектом исследования данной бакалаврской работы является системное рассмотрение общественных отношений, связанных с использованием и защитой средств индивидуализации юридического лица.
Предметом исследования являются международные и отечественные нормы законодательства, устанавливающие правовой режим
функционирования товарных знаков и знаков обслуживания, других средств индивидуализации юридического лица, а также практические подходы отечественных ученых к указанным объектам и правам на них.
Подводя итог настоящей бакалаврской работе, следует сказать, что в результате проведенного исследования проанализированы нормы законодательства РФ о средствах индивидуализации юридического лица, научная литература, сложившаяся правоприменительная практика судов по данному вопросу. Безусловно, в краткой работе невозможно рассмотреть все аспекты данной обширной проблематики, вместе с тем в работе учтены основные тенденции, которые проявились в области использования и защиты средств индивидуализации в последнее время. Обращено внимание на факторы, которые существенным образом изменят и нормативное регулирование, и судебную практику в данной области права в самое ближайшее время.
Результатом исследования являются следующие выводы и сделанные на их основе предложения по совершенствованию законодательства в области средств индивидуализации юридического лица.
В первой Главе бакалаврской работы дано понятие «средства индивидуализации юридического лица». Выявлено, что понятие «средство индивидуализации» используется как в широком смысле, так и в узком. В широком - как выделение каких-либо признаков, характеризующих данный объект среди аналогичных, либо придание этому объекту таких признаков, которые выделят его из этой совокупности. В узком (гражданско-правовом) смысле - как индивидуализация самого юридического лица, либо индивидуализация результатов его экономической деятельности, которая позволяет его выделить среди других субъектов гражданских правоотношений.
Сделан вывод, что средства индивидуализации юридического лица принято подразделять на используемые в предпринимательской деятельности и неиспользуемые, подлежащие регистрации средства индивидуализации и не подлежащие регистрации. Но основной классификацией следует признать деление средств индивидуализации на регулируемые законодательством РФ и нерегулируемые. В свою очередь регулируемые средства индивидуализации юридического лица делятся на: фирменное наименование юридического лица, право на товарный знак и знак обслуживания, право на географическое указание и наименование места происхождения товара, право на коммерческое обозначение.
В бакалаврской работе обоснована необходимость включения доменного имени в общую систему средств индивидуализации признаваемых законом объектами интеллектуальных прав в качестве самостоятельного средства индивидуализации. В работе проанализированы основные общие признаки, обеспечивающие правовую охрану средств индивидуализации юридического лица: различительная способность, приоритет по сроку образования, правдивость, территориальность, определенный вид деятельности, возможность применения правовой охраны бессрочно. Кроме того, проанализированы источники правовой охраны средств индивидуализации. Сделан вывод о необходимости использования глобальных, региональных и национальных источников права в их взаимосвязи.
Во второй Главе бакалаврской работы рассмотрены вопросы возникновения прав на средства индивидуализации, при этом особое внимание обращено на особенности правовой охраны общеизвестных товарных знаков. Сделан вывод, что при регистрации общеизвестного товарного знака его охрана производится ретроспективно, бессрочно и без ограничения по классам товаров (услуг). Сделан вывод об отсутствии в Российской Федерации правового регулирования принадлежности исключительного права на средства индивидуализации юридического лица нескольким лицам, что выражается в отсутствии конкретного механизма реализации таких норм в отношении прав на товарный знак и предложено дополнить действующее законодательство соответствующими положениями.
В работе подробно рассмотрены способы использования средств индивидуализации юридического лица в гражданском обороте. Особое внимание обращено на пределы прав правообладателя при введении производимых им товаров в гражданский оборот. Сделан вывод о наличии в международном праве трех подходов по данному вопросу: глобального, когда ввод в оборот товара в любой стране мира прекращает права на него со стороны правообладателя; регионального, когда ввод в оборот товара в регионе прекращает права на него правообладателя, но только в данном регионе; национальный, когда правообладателем допускается неограниченный оборот товара, но только на территории данной конкретной страны. В исследовании сделан вывод, что используемый в настоящее время в Российской Федерации национальный подход не отвечает требованиям экономических реалий, и в самое ближайшее время необходимо законодательно узаконить в стране использование глобального подхода.
При рассмотрении вопросов прекращения прав на средства индивидуализации, особое внимание обращено на соблюдение условий принудительного прекращение таких прав. Сделан вывод о том, что действующий порядок прекращения прав на товарный знак в соответствии с пунктом 1 статьи 1486 Гражданского кодекса РФ может приводить к
злоупотреблениям со стороны правообладателя, что приводит к
необходимости внести соответствующие дополнения в Гражданский кодекс РФ. В бакалаврской работе сделаны предложения по возможной формулировке таких дополнений.
В третьей Главе бакалаврской работы при рассмотрении видов ответственности за нарушение прав на средства индивидуализации юридического лица установлено, что они подразделяются на превентивные, направленные на предотвращение нарушения прав на средства индивидуализации, и регулятивные, которые применяются, когда права уже нарушены и требуется их восстановление. В связи со сложностью правоотношений относительно защиты прав на средства индивидуализации сделан вывод о необходимости учета мнения судебных органов, которые в своих документах дают трактовки законодательства относительно порядка привлечения к ответственности нарушителей и порядка расчета компенсации правообладателю.
При исследовании сделан вывод, что исключительные права на средства индивидуализации юридического лица могут защищаться в различных формах: в административном порядке, в судебном порядке, путем самозащиты, а также путем обращения к альтернативным формам урегулирования споров. Особое внимание обращено на соблюдение порядка закрепления доказательств при нарушении прав на средства индивидуализации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что имеет громадное практическое значение в связи с существенным ростом таких нарушений.
В целом исследование, проведенное в бакалаврской работе, системно рассматривает различные аспекты проблематики средств индивидуализации юридического лица и может быть использовано при изучении указанных вопросов на основе действующего законодательства РФ, а также в практической работе.
1. Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в РФ товарным знаком, утв. приказом Минэкономразвития России от 27 августа 2015 г. N 602 // ЭПС «Система ГАРАНТ» : ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС УНИВЕРСИТЕТ». Дата обновления: 20.04.2022.
2. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3012.
3. Афанасьева Е.Г., Долгих М.Г., Афанасьева Е.А. Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности: правовые вопросы (учеб. пособие; отв. ред. Е.В. Алферова; второе изд., перераб. и доп.). – ИНИОН РАН, Центр социал. науч.-информ. исслед., Отд. правоведения. – М.: ИНИОН РАН, 2020 – 210 с.
4. Белова С.Н., Белых В.С., Беляева О.А., Булгакова М.А., Волкова Т.В., Гагарина И.В., Городов О.А., Егорова М.А., Кванина В.В., Максимов С.В., Маслов А.О., Молчанов А.В., Пращук С.А., Петров Д.А., Писенко К.А., Радченко Т.А., Самолысов П.В., Серёгин Д.И., Шаститко А.Е. Актуальные вопросы конкурентного права современные тенденции и перспективы развития (монография; отв. ред. д.ю.н., проф. М.А. Егорова). – М.: «Юстицинформ», 2020 – 208 с.
5. Габов А.В., Егорова М.А., Могилевский С.Д. и др. Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве – М.: «Юстицинформ», 2015 – 155 с.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 25 декабря 2006 г. N 52 (часть I) ст. 5496.
7. Доменные имена и товарные знаки в Рунете (отчет по результатам аналитического исследования состава и соотношения множеств зарегистрированных на территории РФ товарных знаков и зарегистрированных доменных имен в доменах верхнего уровня .RU, .РФ). ONLINE PATENT, Координационный центр доменов .RU/.РФ. – М. 2018 г.
8. Закон РФ от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (ред. от 01.04.2022) «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 11 марта 1993 г., N 10, ст. 357.
9. Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Особенная часть (2-е изд., перераб. и доп.) – М.: «Статут», 2018 – 160 с.
10. Исключительное право в гражданском обороте: учебное пособие (Моргунова Е.А., Фролова Н.М.). – М.: «Норма: ИНФРА-М», 2021 – 496 с.
11. Калятин В.О. Право интеллектуальной собственности. Правовое регулирование баз данных: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: «Издательство Юрайт», 2018 – 186 с.
12. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) // ЭПС «Система ГАРАНТ» : ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия / НПП «ГАРАНТ СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Дата обновления: 20.04.2022.
13. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
14. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. // ЭПС «Система ГАРАНТ» : ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Дата обновления: 20.04.2022.
15. Международное частное право: учебник (Богуславский М.М.). – М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. – 672 с.
...