Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта 10
1.1 Основные подходы к пониманию эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке 10
1.2 Характеристика педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта 17
Глава 2 Экспериментальное изучение организации педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта 22
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта 22
2.2 Содержание работы по организации педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта 35
2.3 Динамика уровня развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта 41
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложение А Списки детей экспериментальной и контрольной групп, участвующих в экспериментальной работе 59
Приложение Б Стимульный материал для проведения диагностического задания «Картинки» (автор: О.Е. Смирнова) 60
Приложение В Тематический план развивающей программы по развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта 61
Приложение Г Рекомендации для родителей по развитию эмоционального интеллекта детей 5-6 лет 64
Приложение Д Рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по развитию эмоционального интеллекта детей 5-6 лет 66
Актуальность исследования состоит в том, что в нашем современном обществе все чаще возникают проблемы в общении, как среди детей, так и среди взрослых. Именно поэтому ведущей задачей гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагается высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции. Эмоциональный интеллект является синонимом понятия социальный интеллект, которое разрабатывалось многими авторами, такими как Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Д. Векслер и другие ученые. Э. Трондайк рассматривал социальный интеллект как «способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других». В дальнейшем эти представления были уточнены и развиты многими исследователями. Американский психолог Д. Векслер предложил определять социальный интеллект как «приспособленность индивида к человеческому бытию». В нашем исследовании под эмоциональным интеллектом мы понимаем способность осознавать чувства и эмоциональные состояния людей и себя самого, а также умение ими управлять.
Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект - основа успешного и, главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.
В дошкольном периоде происходят интенсивное интеллектуальное развитие и рост ребенка. Именно в это время формируется его умственный и эмоциональный интеллект - основа для дальнейшей успешной адаптации в социуме.
Полноценное интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка обеспечивается только за счет поддержки родителей. Они как никто смогут контролировать, корректировать и формировать те личные качества, которые помогут ребенку эффективно взаимодействовать с людьми, адекватно реагировать на ситуации и встающие перед ним задачи.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить тему педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта. Специфика педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта ребенка в дошкольной образовательной организации состоит в том, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для его развития. Однако практики использования педагогического сопровождения как средства развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта недостаточно.
Анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучения организации педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта позволил выделить противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта в условиях дошкольной образовательной организации и недостаточным использованием ресурса педагогического сопровождения в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова роль педагогического сопровождения, в процессе развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогическое сопровождение развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность организации педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Предмет исследования: организация педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Гипотеза исследования: мы предположили, что специально организованное педагогическое сопровождение способствует развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта, если:
• разработать содержание развивающей программы, направленной на развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;
• организовать в рамках программы проведение занятий, способствующих развитию у детей способности понимать эмоциональные состояния, переживания, личностные особенности другого человека;
• разработать содержание и организовать консультирование родителей и педагогов по вопросам расширения и обогащения представлений детей об эмоциях и чувствах.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста и понятие «эмоциональный интеллект».
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
3. Разработать и апробировать содержание работы по организации педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
4. Выявить динамику уровня развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические положения о структуре и характерных особенностях социального интеллекта (М.М. Кашапов, В.Н. Куницына, Д.В. Ушаков) и эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин, А.С. Петровская, А.С. Степанова);
• теоретические положения о месте эмоции в деятельности (В. Вилюнас, К. Изард, Е. Хомская);
• теоретические положения о способности ребёнка понимать и учитывать чужую точку зрения как важный компонент познавательного, социального и личностного развития (А.Н. Поддьяков);
• теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо;
• теория эмоциональной компетентности Д. Г оулмена.
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей педагогического сопровождения в развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта; в определении показателей и уровней развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обосновано содержание педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание педагогического сопровождения может быть использовано педагогами и педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций в практической деятельности для решения задач, связанных с развитием у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Экспериментальная база исследования: детский сад государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа № 3 города Сызрани. В исследовании принимали участие 24 ребенка в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (32 источника) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 14 таблицами, 14 рисунками.
В рамках первой задачи исследования был проведен анализ основных подходов к пониманию эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке. Существует огромное множество определений эмоционального интеллекта. Данный вопрос изучается философами, психологами, социологами и даже физиологами. И одними из самых существенных характеристик авторы выделяют «способность понимать и осознавать свои и чужие эмоции».
Изучение существующих точек зрения на проблему эмоций и развития эмоционального интеллекта, поможет не только научиться эффективно, управлять собственными эмоциями, но и повысить уровень профессиональной компетентности. Дана характеристика педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Далее была поставлена задача - выявить уровень развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта. По завершению констатирующего этапа исследования, мы констатировали:
• к низкому уровню развития эмоционального интеллекта мы условно отнесли 3 человека (26%) в экспериментальной группе и 2 человека (16%) в контрольной группе;
• к среднему уровню развития эмоционального интеллекта мы условно отнесли по 7 человек (58%) в экспериментальной группе и контрольной группе;
• к высокому уровню развития эмоционального интеллекта мы условно отнесли 2 человека (16%) в экспериментальной группе и 3 человека (26%) в контрольной группе.
Экспериментальные данные показали, что большинство детей 5-6 лет как экспериментальной, так и контрольной группы имеют средний либо низкий уровень развития эмоционального интеллекта. Поэтому требовалась специально организованная работа по организации педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Решая третью задачу исследования, мы предположили, что специально организованное педагогическое сопровождение способствует развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта, если:
• разработать содержание развивающей программы, направленной на развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;
• организовать в рамках программы проведение занятий, способствующих развитию у детей способности понимать эмоциональные состояния, переживания, личностные особенности другого человека;
• разработать содержание и организовать консультирование родителей и педагогов по вопросам расширения и обогащения представлений детей об эмоциях и чувствах.
На первом этапе в рамках педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта нами была разработана развивающая программа, направленная на развитие у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
На втором этапе мы организовали в рамках развивающей программы, направленной на развитие у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта, проведение занятий, способствующих развитию у детей способности понимать эмоциональные состояния, переживания, личностные особенности другого человека. Всего было проведено 8 занятий по программе.
Вначале каждого занятия проходил ритуал приветствия, чтобы настроить участников на продуктивную деятельность. В середине занятия дети выполняли релаксационные упражнения, с целью снятия мышечного и эмоционального напряжения. В конце занятий проходил ритуал прощания и рефлексия. Дети оценивали свои действия и делились впечатлениями.
На третьем этапе мы разработали содержание и организовали консультирование родителей и педагогов по вопросам расширения и обогащения представлений детей 5-6 лет об эмоциях и чувствах.
В рамках четвертой задачи исследования было проведено повторное диагностическое обследование детей экспериментальной и контрольной групп, с использованием тех же диагностических заданий, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Мы констатировали следующую динамику в экспериментальной группе: снижение количества детей 5-6 лет с низким уровнем развития эмоционального интеллекта на 26% и повышение количества детей 5-6 лет с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта на 50%.
Таким образом, по результатам повторного диагностического обследования испытуемых была отмечена положительная динамика развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта, чему послужило специально организованное нами педагогическое сопровождение данного процессе.
Результаты контрольного среза доказывают, что задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как предпосылка способностей к управлению // Управление в социальных и экономических системах. 2015. № 24. С. 210-212.
2. Вежновец И. А. Программа развития эмоциональной сферы // Школьный психолог. М. : Детство Пресс, 2015. № 17. С. 28-32.
3. Воробьева П. В. Программно-методическое руководство по организации занятий эмоционально-экспрессивного восприятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. : Просвещение, 2012. 230 с.
4. Вундт В. Очерк психологии / пер. с нем. Г.А. Паперна. М. : Терра, 2015. 464 с.
5. Гордеева О. В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 2015. № 4. 210 с.
6. Горскова Г. Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру // Ананьевские чтения: Тез. науч.-практ. конф. СПб., 2016. С. 45-48.
7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М. : Педагогика, 2019. 478 с.
8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства // Серия «Мастера психологии». - СПб. : Питер, 2013. 784 с.
9. Использование модели эмоционального интеллекта в оценке и управленческой деятельности [Электронный источник]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-modeley-emotsionalnogo- intellekta-v-otsenke-upravlencheskoy-deyatelnosti (дата обращения 11.02.2020).
10. Киселева Т. С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых. М. : Психология, 2015. 26 с.
11. Кошелева А. П. О возможности развития эмоций в игре // Дошкольное воспитание. 2012. № 3. С. 30-39.
12. Крайторов А. Н. Эмоциональный интеллект как интегративный феномен психологического знания в структуре социального и общего интеллекта // Научный альманах. 2017. № 4. C. 212-215.
13. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира у детей. Ярославль : Кедр, 2016. 260 с.
14. Куракина А. О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития. Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2013. 680 с.
15. Ларина А. Т. Эмоциональный интеллект // Азимут научных исследований : педагогика и психология. 2016. № 3 (16). С. 275-278.
...