Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Общая характеристика института гражданско-правовой ответственности в сфере образования 7
1.1. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности в области образования 7
1.2. Основания и условия возникновения гражданской ответственности 16
Глава 2. Виды гражданско-правовой ответственности в сфере образования 24
2.1. Гражданско-правовая ответственность за неисполнение обязательств по договору о предоставлении образовательных услуг 24
2.2. Гражданская ответственность в области образования за причинение морального вреда 33
Заключение 41
Список используемой литературы 45
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что на сегодняшний день институт гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств, а также за причинение морального вреда в сфере образования приобретает все большее значение. Поскольку преобладает рост количества договорных отношений, которые складываются между организациями, предоставляющими образовательные услуги и гражданами, которые желают обучаться и получать соответствующее образование. Понятие института гражданско- правовой ответственности в области образования на данный момент на законодательном уровне не регламентировано.
Выделяют два вида гражданско-правовой ответственности: договорную, которая устанавливается между сторонами по соглашению сторон, и внедоговорную, которая применяется за причинение вреда имуществу, а также жизни и здоровью лица, за причинение морального вреда.
Важно отметить, что если ответственность в законодательстве об образовании носит, как правило, дисциплинарный и административно-правовой характер, то неисполнение, а также ненадлежащее исполнение услуги в сфере образования служат основанием наступления гражданско-правовой ответственности.
Если говорить об основаниях возникновения гражданско-правовой ответственности в области образования, то нужно выделить две основные группы, а именно: нарушение обязательств по договору о предоставлении платных, образовательных услуг и причинение морального вреда. Если первая группа связана только с образовательным процессом на платной основе, то вторая - независимо от характера отношений образовательной организации и обучающегося.
Объектом данной работы являются общественные отношения в области гражданско-правовой ответственности в сфере образования.
Предметом исследования являются нормы, регламентирующие данные правоотношения, в том числе: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» и т.д.
Цель выпускной работы является изучение особенностей гражданско- правовой ответственности в сфере образования.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
1. анализ общей характеристики института гражданско-правовой ответственности в сфере образования;
2. исследование гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о предоставлении платных, образовательных услуг;
3. рассмотрение гражданской ответственности в области образования за причинение морального вреда.
При проведении исследования использовались общенаучные и частные методы познания, а именно: сравнительно-правовой, формально-логический и технико-юридический.
Практическая значимость исследования заключается в том, чтобы усовершенствовать нормативно - правовые акты Российской Федерации, регулирующие данные общественные отношения.
Базой исследования работы являются нормативно-правовые акты, к которым можно отнести: Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», а также статьи современных авторов, таких как: Борисова Н.Р., Брылякова Е.С., Волостнова С.В., Почтарь Т.М., Сюбарева И.Ф. и т.д.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Первая глава рассматривает общую характеристику института гражданско-правовой ответственности в сфере образования, а именно понятие, признаки, основания и условия возникновения гражданско-правовой ответственности в области образования.
Вторая глава посвящена видам гражданско-правовой ответственности в сфере образования (в зависимости от оснований ее возникновения), а именно гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательств по договору о предоставлении платных, образовательных услуг, а также за причинение морального вреда.
Заключение содержит выводы по проделанной работе.
В заключение исследования можно сделать следующие выводы.
Исходя из анализа нормативно-правовых актов, учебной литературы, можно сделать вывод о том, что гражданско-правовая ответственность в сфере образования - это определенный вид юридической ответственности, который наступает за совершение гражданских правонарушений в сфере образования обучающимися, работниками образовательных организаций, образовательными организациями. Как правило, вышеуказанный вид ответственности наступает за неисполнение обязательств по договору о предоставлении образовательных услуг или за причинение морального вреда.
Гражданско-правовая ответственность в области образования - это одна из форм государственно-принудительного воздействия на правонарушителя, которая применяется специально уполномоченным на то органом - судом в установленном законом процессуальном порядке.
Отношения в сфере образования на территории РФ регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Так, данный нормативный акт устанавливает основные принципы и регулирующие нормы образовательной общественной сферы.
Важнейшей характеристикой гражданско-правовой ответственности в сфере образования выступают ее условия - то есть сумма определенных обстоятельств, наличие которых необходима для возложения мер гражданско- правовой ответственности на конкретное лицо, и которые в том или ином виде должны наличествовать в любом гражданском правонарушении.
Под основаниями гражданско-правовой ответственности понимается система условий, в своей совокупности образующих состав гражданского правонарушения.
Итак, в юридической доктрине в качестве условий возникновения гражданско-правовой ответственности в области образования выступают:
1. противоправность поведения лица, выраженная в нарушении законодательных норм или договорных положений;
2. наличие негативных последствий совершенного деяния (имущественный/неимущественный вред, убытки, и пр.);
3. причинная связь между совершенными действиями (бездействием) и обозначенными негативными последствиями;
4. виновный характер действий правонарушителя.
Противоправное деяние - это действие или бездействие виновного лица, которые находятся под запретом или противоречат закону или договору. Например, предоставление некачественного образования по договору об оказании платных, образовательных услуг, можно рассматривать в качестве противоправного действия со стороны образовательной организации.
Наличие негативных последствий совершенного деяния в области образования могут выражаться в виде возмещении убытков виновной стороной. Так, в случае, если образовательная организация не выполняет свои договорные обязанности, обучающийся может потребовать не только расторжения договора, но и возмещения убытков, к которым можно отнести: средства, уплаченные учебному заведению и оказавшиеся напрасными, расходы на учебники, которые требовались условиями обучения, транспортные расходы, оплата проживания в месте нахождения данного учебного заведения и другие убытки, которые понес обучающийся.
Причинная связь - это следующее условие для наступления гражданско- правовой ответственности в сфере образования. Данный термин в гражданском законодательстве отсутствует. Но виновное лицо должно быть привлечено к ответственности только при наличии данной связи между противоправным поведением и наступившими последствиями.
Говоря о вине правонарушителя в гражданском праве, важно отметить, что чаще всего она рассматривается не как психическое отношение лица к совершенным действиям, а как непринятие лицом объективно возможных мер по устранению или недопущению отрицательных результатов своих действий.
Гражданско-правовая ответственность в области образования может наступить:
1. за нарушение обязательств по договору о предоставлении платных образовательных услуг;
2. за причинение морального вреда.
Как правило, в договорах об оказании платных образовательных услуг указывается пункт об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Так, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору они несут ответственность, предусмотренную гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей.
При обнаружении недостатка образовательной услуги, в том числе оказания ее не в полном объеме, предусмотренной образовательной программой, обучающийся вправе по своему выбору потребовать:
1. безвозмездного оказания образовательной услуги;
2. соразмерного уменьшения стоимости оказанной образовательной услуги;
3. возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной образовательной услуги своими силами или третьими лицами;
4. он вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в согласованный сторонами срок недостатки образовательной услуги не устранены образовательной организацией.
Обучающийся также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанной образовательной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
Гражданская ответственность в области образования за причинение морального вреда характерна только для физических лиц, поскольку нравственные и физические страдания образовательная организация нести не может. Исковые заявления о компенсации морального вреда подаются, как правило, законными представителями обучающихся.
Итак, данная тема остается актуальной на сегодняшний день, поскольку количество трудов, посвященных данной теме, небольшое, а нормативно-правовые акты, регулирующие данный институт права в РФ требуют совершенствования.
1. Нормативные правовые акты:
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. - выпуск XLVI. - 1993.
2. Конституция РФ от 12.12.1993. // РГ. - 1993. № 237. - 25 дек. 1993
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.08.2018 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 5. - Ст. 410.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 46. - Ст. 4532.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ/ - 2012. - N 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
7. Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - N 53 (ч. 1). - Ст. 7627.
8. Федеральный закон от 11.02.2013 N 8-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - N 7. - Ст. 609.
9. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 29.07.2018) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 3. - Ст. 140.
10. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 (ред. от 29.11.2018) «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - N 34. - Ст. 4437.
2. Специальная литература:
11. Бражникова И.А. Понятие договора возмездного оказания услуг в образовательной деятельности // Правовая политика России в Северо-Кавказском регионе: материалы I-ой ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета "Университетская наука - региону" (526 апреля 2013 г.). - Ставрополь: Ставроп. изд-во "Параграф", 2013, Ч. 1. - С. 132-134.
12. Брылякова Е.С. Особенности возмещения убытков как одной из форм реализации гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы научно-практической конференции, 15-16 ноября 2012 года. - Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2013. - С. 12-16.
13. Василенко А.А. Образовательные отношения, регулируемые гражданским законодательством // Право и образование. - М.: НОУ СГА, 2014, № 1. - С. 38-41.
14. Ветрова А.А. Понятие и сущность гражданско-правовой ответственности // Философия права. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2013, № 3. - С. 22-24.
15. Волостнова С.В. Гражданско-правовое регулирование отношений по возмездному оказанию образовательных услуг // Роль Конституции РФ в установлении юридических основ жизнедеятельности общества и государства: материалы шестой межвузовской научно-практической конференции. - Александров: АлФ РосНОУ, 2014. - С. 89-94.
...