Введение 4
Глава 1 Общая характеристика права публичной собственности на землю 7
1.1 Понятие и содержание права публичной собственности на
земельные участки 7
1.2 Объекты и субъекты права публичной собственности на земельные
участки 12
Глава 2 Виды права публичной собственности на земельные участки в РФ .20
2.1 Право государственной собственности на земельные участки 20
2.2 Право муниципальной собственности на земельные участки 30
Заключение 35
Список используемой литературы и используемых источников 40
Вопросы публичной земельной собственности для РФ всегда были достаточно сложными и неоднозначными. Проблема права публичной собственности на земельные участки, применительно к их различным субъектам, будь то федеральным, или субъектов федерации или муниципальным, чрезвычайно актуальна. Так как иногда просто не возможно выстроить так земельные отношения, чтобы найти компромисс между различными собственниками и поэтому чаще всего возникают злоупотребления, которые отрицательно сказываются на развитие самих земельных отношений.
Тема «Право публичной собственности на земельные участки» является одной из наиболее обсуждаемых и актуальных проблем последнего десятилетия особенно сейчас в свете его реформирования. По данному вопросу написано немало научных работ, высказано большое количество суждений. Однако эта тема не теряет своей актуальности в связи с тем, что процесс реформирования института публичной собственности не стоит на месте.
Данный институт постоянно находиться во внимании как со стороны общества, так и со стороны государства. Поэтому данная тема является весьма актуальной и востребованной в России.
В Конституции РФ [15] закреплены фундаментальные нормы и положения, которые и составляют основу правового регулирования публичной собственности в том числе и на какие объекты гражданского права как земельные участки. Актуальность также выбранной темы обуславливает и включение земли в сферу гражданского оборота и введение публичной собственности на нее в современной России. Это и повлияло на необходимость использования гражданско-правовых элементов при регулировании данных вопросов, касающихся земельных отношений.
В связи с чем, актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена:
Во - первых тем значением и ролью, которую призвана занимать, и занимает в странах с развитой рыночной экономикой, государственная собственность в экономической и социальной жизни общества.
Во - вторых, с отсутствием, о чем свидетельствует тема, теории и практики рыночных реформ последних десятилетий, глубокого понимания природы и содержания права публичной собственности, критериев и масштабов присутствия последней на современном переходном этапе развития.
В - третьих, необходимостью выявления объективных факторов и критериев, лежащих в основе разграничения государственной собственности на собственность федеральную, субъектов Федерации, с одной стороны, и собственность муниципальную, с другой, преодолением накопленных противоречий.
В - четвертых, практической значимостью определения основных способов осуществления права публичной собственности (правовых режимов), позволяющих обеспечить эффективное управление и использование огромных земельных ресурсов, объективно имеющихся в руках государства и муниципальных образований.
Целью работы является изучение права публичной собственности на землю. Цель выпускной квалификационной работы отражается в следующих задачах:
- рассмотреть общую характеристику права публичной собственности на землю;
- дать понятие и содержание права публичной собственности на земельные участки;
- охарактеризовать возникновение, ограничение и прекращение права публичной собственности на земельные участки в РФ;
- рассмотреть виды права публичной собственности на земельные участки в РФ;
- изучить право государственной и муниципальной собственности на земельные участки.
Объектом исследования является непосредственно земельно-правовые и гражданско-правовые отношения связанные с правом публичной собственности на земельные участки.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие право публичной собственности на земельные участки.
Нормативной базой послужили федеральное гражданское и земельное законодательство, затрагивающие вопросы права публичной собственности в РФ.
Теоретической базой исследования послужили труды следующих ученых: Н.А. Брежневой, А.В. Габов, А.П. Галоганова, Е.Н. Калачевой, С.С. Колобашкиной, Н.А. Колоколова, О.И. Крассов, А.Г. Кучерена, Р.Г. Мельниченко, И. Никифорова, Д.Г. Поповой, М.Б. Смоленского, Ю.Ю. Чурилова, Г.К. Шарова, Т.С. Этиной, В.Н. Уруков, Р.Н. Юрьева, Т.В. Ярошенко и других.
Данная работа состоит из двух глав и четырех параграфов, в которых последовательно рассматривается поставленная проблема, заключения и списка источников.
Земля в РФ стала особым недвижимым имуществом особого рода и имеет не простой правовой статус, а также она имеет одновременно товарно-материальную ценность и является природным богатством нашей страны. Мы живем в эпоху реформирования всего земельного законодательства.
Последние изменения, являются непременно прогрессом на пути к эффективному правовому регулирования права публичной собственности и нуждаются в новом научном осмыслении. Многие авторы учебников, юристы и правоведы высказывают мнение об нуждающемся изменении законодательства и находят пробелы и предлагают новые пути дальнейшего совершенствования.
Правовое регулирование данной темы находит отражение в нормах Гражданского и Земельного кодексов РФ, а также других законодательных актов РФ и субъектов РФ.
Право собственности по праву считается самым полным по содержанию правом на имущество. Это самое главное и основное вещное право на земельные участки. Отношения владения, пользования и распоряжения земельным участком, которые содержатся в праве публичной собственности на земельные участки описаны во многих нормативно-правовых актах.
Триада вбирает в себя любые возможные варианты действий собственника, причем на необходимом уровне абстрактности. Важно лишь учитывать, что в содержании права собственности заложены не только триада, но и указание на собственное усмотрение. Именно, последнее отличает собственника от иных субъектов.
Многие авторы в определение права собственности предлагают включить большее число правомочий, нежели это предусмотрено традиционной для нашего законодательства триадой владения, пользования и распоряжения. Для нас, применительно к теме дипломного исследования важно указать на то, что каким бы ни был объем признаков, раскрывающих (характеризующих) право собственности, по своему содержанию, оно всегда едино, предоставляя равные правомочия независимо от объектно-субъектного состава. Как содержание, так и осуществление его правомочий в гражданском праве в принципе не имеют различий в зависимости от субъектов, т.е. от того, идет ли речь о частном или о публичном собственнике. Известные ограничения, влекущие особенности правового режима отдельных объектов этого права, также по общему правилу являются одинаковыми для всех собственников.
В нашей стране правовые режимы использования земель и земельных участков, содержание прав и правомочий на земельные участки определяются посредством градостроительного зонирования. Не углубляясь в дискуссию относительно его правовой природы, заметим, что градостроительное зонирование следует рассматривать как правовой инструмент не только для правового регулирования использования земельных участков и объектов капитального строительства, на них расположенных, но и для достижения целей сбалансированного использования и застройки территорий и земельных участков, а также их правовой охраны. Как следует из ст.37 Градостроительного кодекса РФ [4], градостроительное зонирование служит целям устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
Свободное владение, пользование и распоряжение собственниками земельными участками ограничиваются конституционными экологическим императивом и требованием о недопустимости причинения ущерба интересам третьих лиц. В условиях существующей деэкологизации инструментов территориального планирования и градостроительного зонирования невозможно обеспечить баланс интересов на благо устойчивого развития. Необходимо расширять возможности территориального планирования в сторону территориально-пространственного, экологически ориентированного с обоснованными запретами и ограничениями прав собственников земельных участков и объектов капитального строительства в публичных экологических интересах с развитием правовых возможностей зон с особым режимом использования территорий.
При этом, на наш взгляд, следует согласиться с мнением ученых, полагающих, что принадлежность материальных благ гражданам и юридическим лицам - обычным субъектам гражданского (частного) права, т.е. частная собственность, представляет собой нормальную ситуацию, преобладающую в обычном правопорядке, тогда как принадлежность этих благ государственным и муниципальным образованиям (публичная собственность) является особым случаем, на котором базируется участие в имущественных отношениях таких своеобразных субъектов, как публично-правовые образования. Поэтому гражданско-правовые нормы о праве собственности по общему правилу рассчитаны на частных собственников, определяя режим принадлежащего им имущества, хотя и содержат необходимые исключения и особенности для имущества публичных собственников.
Важно подчеркнуть, что такая позиция не означает умаление, принижение роли публичной собственности, она лишь говорит об особенностях осуществления права публичной собственности в сфере гражданско-правовых отношений.
Согласно Конституции РФ и ГК под государственной собственностью в нашей стране подразумевается два уровня государственной собственности: федеральный и субъектов РФ. Пункт 1 ст. 214 ГК РФ устанавливает, что государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Но к сожалению право публичной собственности до сих пор не имеет юридического определения в действующем законодательстве. Необходимо благодаря понятию права публичной собственности определить специфику и характер данной собственности для государства и его общественных задач. Тем самым возникает ряд проблем в данной сфере, решение которых не возможно без конкретики норм по праву публичной собственности.
Несомненно Земля и ее богатства являются национальным достоянием народов России и является необычным объектом права. Но несмотря на это земельные участки не могут существовать отдельно от форм собственности на них, ведь есть публичные места общего пользования, земли изъятые из общего пользования и так далее.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Несмотря на политику государства в части усовершенствования правового координирования порядка предоставления участков земли в собственность, в законодательстве РФ присутствуют определённые недостатки. Одним из существенных недостатков является отказ предоставления земли в частную собственность.
Земельное законодательство несовершенно и нуждается в постоянном дополнении для динамики развития земельных отношений, обеспечения эффективного использования земельных участков без нарушения их ценных свойств, для развития фермерских хозяйств, производственных и потребительских кооперативов, что поспособствует стабилизации экономической ситуации в стране. Поэтому необходимо разрабатывать соответствующие нормы и обеспечить контроль за их исполнением.
Земельные участки любой формы собственности должны использоваться и охраняться как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Правоотношения собственности на земельные участки соподчинены конституционному положению о земле как основе жизни и деятельности, которое детерминирует публично-правовую функцию земельной собственности.
Важность и приоритет публичных интересов объектов и земельных участков как объектов общенационального достояния не вызывают сомнений, но все чаще они требуют дополнительной правовой, а порой и судебной защиты.
1. Бринчук М.М. Право собственности на природу: проблемы теории // Научные труды Института государства и права Российской академии наук. 2011. N 4.
2. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ // Российская газета, N 121, 08.06.2006.
3. Волкова Т.В. Судебная защита прав участников земельных отношений в системе управления земельными ресурсами // Вестник гражданского процесса. 2018. N 4. С. 80.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190- ФЗ // Российская газета, N 290, 30.12.2004.
5. Г ражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ.1994. № 32. Ст. 3301.
6. Дмитриев С.А. Понятие индивидуального жилищного строительства в науке и современном законодательстве России // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 36. С. 409-414.
7. Дождев Д.В., Павлова Е.А., Абросимов Д.А. [и др.] Актуальные проблемы гражданского права.— Москва: Статут, 2021. — 370 с.
8. Закон города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» // Севастопольские известия. 2014. 30 июля.
9. Закон Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории республики Крым» // Ведомости Государственного Совета республики Крым. 2014. 9 сент.
10.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2001, № 44, ст. 4147.
11.Земельный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 30.05.1991, N 22, ст. 768.
12. Зырянов А.И. Понятие права публичной собственности
(государственной и муниципальной) на земельный участок // Юридическая наука. 2016. №3.
13. Иванова С.А., Пашенцев Д.А., Санникова Л.В. Актуальные проблемы гражданского права: учебное пособие / С.А. Иванова, Д.А. Пашенцев, Л.В. Санникова. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 190 с.
14. Конституция Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 г.) // Крымские известия. 2014. 12 апр.
15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
16. Крассов О.И. Право собственности на землю в странах Европы. М., 2014. С. 26 - 27.
17. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ // Российская газета, N 277, 08.12.2006.
18. Миримова К.А. Особенности предоставления земельных участков из государственных и муниципальных земель // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2020. - С. 51-59.
19. Определения Конституционного Суда РФ от 16 февраля 2006 г. № 49-О, от 16 июля 2013 г. № 1197-О, от 21 ноября 2013 г. №1767-О // https://sudact.ru(дата обращения: 20.05.2022)
20. Постановление Правительства РФ от 4 марта 2002 г. № 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности» // СЗ РФ. 2002. N 10. Ст. 1001 - утратил силу.
21. Устав города Севастополя от 14 апреля 2014 г. N 1-ЗС (ред. от 29.11.2016) // Севастопольские известия. 2014. 23 апр.
22. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
23. Федеральный закон от 17 июня 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" // СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 306. - утратил силу.
24. Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. № 17 (1 ч.). Ст. 1782.
25. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ "О
гидрометеорологической службе" // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3609.
26. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета", N 188, 31.08.2004.
27. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" // Российская газета, N 137, 27.07.2002
28. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства. 2001. № 44. ст. 4148.
29. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // Российская газета, N 116-117, 29.06.2002.
30. Филиппова С.Ю., Кулаков В.В., Кирпичев А.Е. Актуальные проблемы гражданского права: учебник / С.Ю. Филиппова, В.В. Кулаков, А.Е. Кирпичев [и др.]; под редакцией Р. В. Шагиевой. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 355 с.
31. Ялбулганов А.А. Правовой статус земельного участка / А.А.
Ялбулганов. - М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2018. - 190 с.