Введение 3
Глава 1 Историко-теоретические аспекты становления системы органов предварительного следствия 10
1.1 Понятие органов предварительного следствия и их место в досудебном производстве по уголовным делам 10
1.2 История становления органов предварительного следствия 18
Глава 2 Правовые основы деятельности органов предварительного следствия в Российской Федерации 33
2.1 Организационные основы деятельности органов предварительного следствия 33
2.2 Процессуальные основы деятельности органов предварительного следствия 50
Глава 3 Проблемы деятельности органов предварительного следствия и пути их разрешения 58
3.1 Анализ состояния деятельности органов предварительного следствия на современном этапе 58
3.2 Предлагаемые концепции организации органов предварительного следствия в России 73
3.3 Основные пути совершенствования деятельности органов предварительного следствия 76
Заключение 87
Список используемой литературы и используемых источников 92
Актуальность исследования. Современный период развития нашего государства характеризуется постоянными изменениями посредством правового регулирования политической, социальной и экономической сфер общественной жизни.
Современная криминологическая ситуация характеризовалась постепенным снижением показателей зарегистрированной преступности. Так, в 2016 году было зарегистрировано - 2160,1 тыс. преступлений, что на 9,6% меньше в сравнении с 2015 годом, в 2017 году - 2058,5 тыс. преступлений (4,7%); в 2018 году - 1991,5 тыс. преступлений (- 3,3%). Однако, начиная с 2019 года, наблюдается тенденция увеличения количества совершенных преступлений и за период с январь по декабрь 2019 года было зарегистрировано на 1,6 % преступлений больше чем в 2018 году и составило - 2024,3 тыс. преступлений. За первый месяц 2020 года количество зарегистрированных преступлений также увеличилось на 2,9 % в сравнении с январем 2019 года и всего зарегистрировано 159,3 тыс. преступлений.
Что касается показателей нераскрытых преступлений, что здесь складывается такая картина: в 2016 году осталось нераскрыто 983,4 тыс. преступлений (+ 6,1%); в 2017 году - нераскрыто 886,8 тыс. преступлений (+9,8%); в 2018 году - нераскрыто 860,4 тыс. преступлений (+3,0%), в 2019 году - 915,2 тыс. преступления (+6,4 %); за январь 2020 год не раскрыто 54,5 тыс. преступлений (-0,9%)) [113; 114; 115; 116; 117]. Как можно заметить подобная криминологическая ситуация не является утешительной, так как преступность становится все более труднодоступной для традиционных уголовно-правовых форм борьбы с нею.
Связано это не только с организованностью и вооруженностью преступностью, но и с ее технической оснащенностью, информированностью, тщательной планируемостью и подготовленностью преступлений. Все это способствует активному противодействию правоохранительным органам, уничтожению доказательственной базы. В свою очередь от правоохранительных органов требуется четкая слаженность и организованность при расследовании и противодействии преступности.
Однако в последнее время в работе следственных органов выявляется много недостатков в части эффективности и качества раскрытия и расследования преступлений, что обусловлено дефектами дознания и предварительного следствия. Все это напрямую нарушает права и законные интересы каждого, кто пострадал от преступления. Восстановление же социальной справедливости и реализация принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление зависит от грамотных действий сотрудников органов предварительного следствия.
Очевидно, что предварительное расследование находится под непосредственным влиянием множества факторов, которые оказывают воздействие не только на следственный аппарат и качество его работы, но и на всю правоохранительную систему, и более того, на механизм расследования преступлений.
Таким образом, низкая эффективность предварительного следствия свидетельствует о несовершенстве досудебного производства в целом. При этом, несмотря на более чем 200 федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с момента его принятия, до сих пор не решают обозначенную проблему, так как не носят системного характера, в некоторых случаях противоречат нормам действующего законодательства, либо вообще имеют характер контрреформ [24, с. 19]. По справедливому замечанию ученых, с принятием в 2001 году, ныне действующего уголовно-процессуального законодательства, реформа предварительного следствия не окончилась [149]. При этом тенденция современного реформирования досудебного производства характеризуется дистанцированием следователя от прокурора, который в свою очередь осуществляет надзор за законностью предварительного следствия. Кроме того, из ведения прокуратуры выведен Следственный комитет Российской Федерации.
Полемизируется среди научной общественности вопрос о создание единого следственного комитета и упразднении Следственного комитета Российской Федерации и других правоохранительных структур [105, с. 162168]. Нерешенным остается вопрос о месте и роли следственных органов в механизме уголовного судопроизводства, среди таких его элементов, как суд, прокуратура, полиция, адвокатура. Проблемным является также выведение следственных подразделений из системы Министерства внутренних дела РФ и Федеральной службы безопасности РФ в единый орган, так как, с одной стороны это позволит преодолеть существующие межведомственные интересы, а с другой стороны - вызовет споры о подследственности и разрушит сложившиеся организационно-правовые основы взаимодействия между оперативно-розыскными и следственными подразделениями.
В целом, следует признать дискуссионными вопросы о возвращении Следственного комитета России в лоно прокуратуры, наделения органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации функцией процессуального контроля за следствием, создания на основе ФСБ Министерства госбезопасности и расширения его подследственности.
Осложняется решение обозначенных вопросов также отсутствием единого подхода к критериям, показателям и процедуре оценки эффективности и качества деятельности правоохранительных органов.
Таким образом, актуальность темы настоящей магистерской диссертации «Органы предварительного следствия: современное состояние и пути совершенствования их правовой и организационной регламентации», заключается в том, что реформирование следствия в России нуждается в комплексной научно-теоретической разработке с учетом сложившейся практики и проблем, возникающих в процессе правоприменении.
Степень научной разработанности темы. Реформирование досудебного производства является одной из активно обсуждаемой среди научной общественности темы. Предметом обсуждения являются такие отдельные аспекты проблемы, как оценка качества предварительного расследования [40; 41; 102], реформирование органов предварительного следствия [43; 65] и досудебного производства [11; 26; 109], научное обеспечение деятельности органов внутренних дел с целью организации раскрытия и расследования преступлений [71], организационные основы деятельности предварительного следствия [7; 10; 70], взаимодействие следователя и органов дознания [69; 122], контроль и надзор за деятельностью органов досудебного производства [48; 53; 68; 146; 154] и др. Однако отсутствует целостный анализ современного стояния органов предварительного следствия и определение их места в досудебном производстве.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающие в сфере досудебного производства по уголовному делу в стадии предварительного следствия.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность следственных органов в стадии предварительного следствия, их процессуальные и организационные основы.
Цель диссертационного исследования - провести комплексный научно-правовой анализ органов предварительного следствия, определить их место в досудебном производстве и определить основные направления процесса их реформирования.
Задачи диссертации:
• рассмотреть понятие органов предварительного следствия и определить их место в досудебном производстве;
• провести историко-правовой анализ становления и развития предварительного следствия, а также реформенных преобразований досудебного производства в 1991-2018 гг. и их результаты;
• исследовать организационные основы органов предварительного следствия в Российской Федерации;
• проанализировать процессуальные основы деятельности предварительного следствия по раскрытию и расследованию преступлений;
• выявить проблемы системы органов предварительного следствия в досудебном производстве, рассмотрев эффективность и качество как основные оценочные категории деятельности следственных органов в рамках досудебного производства;
• проанализировать основные концепции организации органов предварительного следствия;
• наметить основные направления и пути совершенствования деятельности органов предварительного следствия.
Методология и теоретико-правовая основа исследования. Методологическую основу исследования составил комплекс методов научного познания. При написании магистерской диссертации использовался диалектический метод познания, позволяющий исследовать основные этапы становления, развития и реформирования предварительного следствия. Применялся метод объективного и всестороннего анализа органов предварительного следствия в системе досудебного производства с учетом конкретной исторической обстановки и совокупности социально-политических, экономических и правовых факторов, оказывающих влияние на эффективность и качество предварительного следствия. Системный метод исследования позволил определить природу место и роль органов предварительного следствия. Формально-логические методы исследования позволили наметить подходы и пути совершенствования уголовно-процессуальной деятельности предварительного следствия и их органов.
Теоретической базой исследования послужили труды следующих ученых: А.И. Александрова, И.А. Антонова, Н.В. Бабич, В.А. Семенцова, A. И. Бастрыкина, И.Л. Беднякова, Б.Я. Гаврилова, И.С Дикарева, Л.Я. Драпкина, Т.В. Зеленской, Н.В. Золотухиной, А.Ю. Зотова, B. Н. Карагодина, А.П. Кругликова, Н.Н. Лыткина, Л.Н. Масленниковой, И.П. Можаевой, С.Б. Российского, А.П. Рыжакова, Ю.И. Скуратова, А.В. Смирнова, Ю.А. Цветкова, С.А. Шейфер, С.А. Яшкова и др.
Нормативно-правовой базой исследования являются: Конституция Российской Федерации; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О Следственном комитете Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации» и другие федеральные законы и нормативные правовые акты, составляющие организационно - правовую основу предварительного следствия.
Положения, выносимые на защиту
1. На основании проведенного анализа понятия органов предварительного следствия, было предложено следующее определение: Органы предварительного следствия — это Следственный комитет РФ, органы внутренних дел и Федеральная служба безопасности, должностные лица (следователи) которых организационно входят в состав подразделений, образующих в своей совокупности следственный аппарат соответствующего министерства или ведомства и уполномочены осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ посредством совершения системы процессуальных действий и решений.
2. Разнообразие следственных ситуаций и быстрая изменчивость их содержания, неоднозначность реализации норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства в судебно-следственной практике подчеркивают важность формирования у следователя управленческих компетенций, которые он мог бы использовать для достижения задач уголовного судопроизводства на протяжении всех этапов предварительного расследования. В связи с чем, в настоящее время существует необходимость не только создания модели компетенций в государственных органах, но и внесения дополнений в комплекс психологических обследований будущих сотрудников силовых структур. Особенно это касается будущих следователей.
3. С целью повышения эффективности использования экспертнокриминалистических средств и методов в раскрытии преступлений, сокращения сроков предварительного следствия необходимо своевременно назначать судебные экспертизы и направлять их в ЭКЦ УМВД, а также максимально организовать получение заключений экспертов (справок об исследовании) в течении не более недели с момента поступления уведомления о выполнении экспертизы. Важно также усилить контроль за данным направлением оперативно-служебной деятельности, принять исчерпывающие меры, направленные на сокращение сроков предварительного следствия по уголовным делам, находящимся в производстве следственных подразделений.
4. Важное значение в совершенствовании уголовно-процессуальной деятельности предварительного следствия и их органов имеет оптимизация прокурорского надзора. В магистерской диссертации были намечены некоторые организационные направления совершенствования общей системы прокурорского надзора в рассматриваемой области, реализация которых будет способствовать повышению качества расследования и надзорной работы прокуратуры по предупреждению нарушений законов в деятельности следственного органа.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами и включает: введение, три главы, разделенные на семь параграфов, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
Резюмируя все вышеизложенное в настоящей магистерской диссертации, представляется возможным сформулировать следующие выводы по результатам проведенного исследования.
Во-первых, проведенный анализ понятия органов предварительного следствия, позволил сформулировать следующее их определение: Следственный комитет РФ, органы внутренних дел и Федеральная служба безопасности, должностные лица (следователи) которых организационно входят в состав подразделений, образующих в своей совокупности следственный аппарат соответствующего министерства или ведомства и уполномочены осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ посредством совершения системы процессуальных действий и решений.
Во-вторых, становление и развитие органов предварительного следствия в любой исторический период демонстрируют актуальное и в настоящее время наличие взаимосвязи оптимизации их профессиональной деятельности с определением приоритетных направлений в ее организации и осуществлении, уровнем профессиональной подготовки следователей, развитием законодательства, определением их надлежащего места и роли в системе органов исполнительной власти государства.
Реформенные преобразования досудебного производства, имевшие место быть с 1991 года по настоящее время, имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Однако, в целом, с момента Концепции судебной реформы в Российской Федерации 1991 года мало что изменилось в досудебном производстве. При этом четкой государственной политики в этой сфере так и не было выработано. Отсутствует и какая бы то ни было концепция дальнейшего развития досудебного производства. Все последние реформы, начиная с 1991 года по настоящее время, осуществлялись фрагментарно, бессистемно и противоречиво.
В-третьих, в системе предварительного следствия можно выделить три самостоятельные подсистемы:
• вневедомственно-универсальная - Следственный комитет РФ и его структурные подразделения;
• ведомственно-универсальная - Следственный департамент МВД России;
• ведомственно-специализированная - следственный аппарат ФСБ.
Современная неотрадиционная модель распределения подследственности между СК РФ, СД МВД РФ и СУ ФСБ РФ, выявило появление ряда проблем, среди которых, прежде всего отсутствие у прокурора и его помощника реальных юридических механизмов для эффективного осуществления прокурорского надзора за предварительным следствием, а также зависимость следователя при принятии им важных правовых решений при расследовании преступлений от руководителя следственного подразделения, что подрывает его процессуальную самостоятельность. В целом, существующая система организации предварительного следствия нуждается в совершенствовании, нацеленном на обеспечение эффективной межведомственной координации взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
В-четвертых, процессуальную основу деятельности органов предварительного следствия составляет действующий УПК РФ, часть вторая (ст.ст. 140-226.9) которого посвящена досудебному производству, важность и значимость которого не подвергаются сомнениям, так как именно на данном этапе закладывается доказательственная база для рассмотрения уголовного дела в суде и вынесения законного, обоснованного и справедливого приговора. При этом, в досудебном производстве проявляются две тенденции, первая из которых связана с усложнением процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела, а вторая - в попытках упростить стадию предварительного расследования. Одним из вариантов решения проблемы совершенствования досудебных стадий ученые предлагают ликвидировать стадию возбуждения уголовного дела. Представляется, что дальнейшее совершенствование уголовно-процессуальных норм позволит найти наиболее оптимальный вариант построения досудебного производства, отвечающий современным реалиям.
В-пятых, по своему содержанию управление предварительным расследованием имеет непростую структуру и включает следующие элементы: анализ следственной ситуации; выдвижение версий; составление плана; непосредственное осуществление следственных и иных процессуальных действий; организация взаимодействия не только с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, но и с другими государственными и негосударственными органами, общественными организациями и с простыми гражданами; принятие решения об окончании предварительного следствия.
Разнообразие следственных ситуаций и быстрая изменчивость их содержания, неоднозначность реализации норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства в судебно-следственной практике подчеркивают важность формирования у следователя управленческих компетенций, которые он мог бы использовать для достижения задач уголовного судопроизводства на протяжении всех этапов предварительного расследования. Однако, на сегодняшний день имеется существенный пробел в использовании компетентностного подхода на государственной службе, и выражено это в отсутствии внедренных моделей профессиональных компетенций с перечнем отдельно выделенных управленческих компетенций. В связи с чем, в настоящее время существует необходимость не только создания модели компетенций в государственных органах, но и внесения дополнений в комплекс психологических обследований будущих сотрудников силовых структур. Особенно это касается будущих следователей.
В-шестых, статистические данные и приведенные примеры допущенных нарушений свидетельствуют об имеющихся недостатках в организации работы предварительного следствия и требуют незамедлительного принятия руководителями ГСУ (СУ, СО) территориальных органов МВД России дополнительного комплекса управленческих мер по упреждающему реагированию на развитие негативных тенденций в сфере соблюдения законности на стадии предварительного следствия.
Кроме того, с целью повышения эффективности использования экспертно-криминалистических средств и методов в раскрытии преступлений, сокращения сроков предварительного следствия необходимо своевременно назначать судебные экспертизы и направлять их в ЭКЦ УМВД, а также максимально организовать получение заключений экспертов (справок об исследовании) в течении не более недели с момента поступления уведомления о выполнении экспертизы.
Важно также усилить контроль за данным направлением оперативно-служебной деятельности, принять исчерпывающие меры, направленные на сокращение сроков предварительного следствия по уголовным делам, находящимся в производстве следственных подразделений.
В-седьмых, современное предварительное следствие признается громоздким, негибким, что свидетельствует о настоятельной необходимости его деформализации как в плоскости организации, так и с позиции теории доказательств в рамках сложившейся структуры следственных органов.
При этом признается, что резервы деформализации досудебного производства в рамках сложившейся еще в советское время структуры и действующего уголовно-процессуального законодательства исчерпаны.
В настоящее время существует несколько концепций организации органов предварительного следствия в России.
• возвращение следственных функций Прокуратуре РФ либо возвращение СК в прокуратуру на правах вневедомственного органа;
• создание единого следственного органа на базе СК РФ.
Научная проработка реформирования следствия требует создания доктринального документа - Концепции реформирования (развития) предварительного расследования в Российской Федерации.
Важное значение в совершенствовании уголовно-процессуальной деятельности предварительного следствия и их органов имеет оптимизация прокурорского надзора. В магистерской диссертации были намечены некоторые организационные направления совершенствования общей системы прокурорского надзора в рассматриваемой области, реализация которых будет способствовать повышению качества расследования и надзорной работы прокуратуры по предупреждению нарушений законов в деятельности следственного органа.
В заключении хотелось бы сделать вывод о том, что в рамках предложенного реформирования, необходимо принять Федеральный закон «Об органах предварительного следствия», в котором раскрыть понятие, систему, правовой статус и структуру органов предварительного следствия, их иерархию и порядок взаимодействия с другими государственными органами.
1. Аверченко А., Монахов А., Пантелеев В. История органов следствия России: хрестоматия для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 3-7.
2. Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. 44 с.
3. Андросюк В.Г. Педагогика и психология в деятельности органов внутренних дел. Часть особенная : учеб. пособие. Киев: НИиРИО Киев. высш. шк. МВД СССР им. Ф.Э. Дзержинского, 1990. 270 с.
4. Антонов И.А. И снова возвращаясь к вопросу о едином вневедомственном следственном комитете Российской Федерации (уголовно-процессуальные, организационно-структурные и духовно-нравственные вопросы) // Юридическая наука: история и современность. 2019. № 1. С. 157158.
5. Апелляционное определение Верховного Суда РФ по делу № 58-АПУ15-37 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vsrf.ru/practice/cases/5595500 (дата обращения: 18.09.2019).
6. Асриев Б.В. Возникновение института начальника следственного отдела в советском уголовном процессе // Проблемы предварительного следствия. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1974. Вып. 3. С. 5-10.
7. Бабич Н.В. Особенности отдельных современных концепций и моделей организации и деятельности следственного аппарата России // Евразийская адвокатура. 2018. № 4 (35). С. 72-84.
8. Барщевский М.Ю., Морщакова Т.Г. Сверим правописание. Как избавиться от обвинительного уклона в судах // Российская газета. 2013. № 6189 (213). С. 13-18.
9. Бауэр Д.А. История и перспективы развития следственных подразделений в России // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2019. № 1 (12). С. 12-16.
10. Бедняков И.Л. В поисках оптимальной модели организации досудебного производства по уголовным делам // Вестник Самарского юридического института. 2018. № 3 (29). С. 15-19.
11. Бедняков И.Л. Досудебное производство: от Концепции судебной реформы к современности // Уголовное судопроизводство. 2017. № 1. С. 26-32.
12. Богатырева Л.И. Особенности комплектования следственных подразделений МВД России // Аграрное и земельное право. 2019. № 11 (179). С. 137-144.
13. Божьев В.П., Трусов А.И. Процессуальная самостоятельность и независимость следователя: история и современность // Проблемы формирования социалистического правового государства: труды Академии МВД СССР. М.: Акад. МВД СССР, 1991. С. 120-126.
14. Боруленков Ю.П. Призывы к ликвидации предварительного следствия не основаны на современных российских реалиях // Уголовное судопроизводство. 2016. № 1. С. 21-24.
15. Бочаров С.Н. Организационно-правовые основы работы с кадрами органов внутренних дел: уч. пособие. М.: Московский ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2017. С. 65-70.
...