Введение
Глава 1 Характеристика экономического спора и формы его разрешения
1.1Понятие и признаки экономического спора
1.2Формы разрешения экономических споров
Глава 2 Виды внесудебных механизмов рассмотрения и разрешения экономических споров в России и зарубежных странах
2.1Претензионный порядок разрешения экономического спора
2.2Медиация, как форма разрешения экономического спора
2.3Решение экономического спора в третейском суде
Глава 3 Перспективы развития внесудебных механизмов рассмотрения и разрешения экономических споров
3.1Совершенствование претензионного порядка разрешения
споров
3.2Развитие процедуры медиации в Российской Федерации
3.3Совершенствование процедуры третейского разбирательства на
современном этапе
Заключение
Список используемых источников
Приложение А Структура споров, рассматриваемых арбитражными судами
России в 2020 г
Актуальность выбранной темы. Частым спутником коммерческой
деятельности являются экономические споры. Причины их возникновения
различны: нежелание или невозможность контрагента исполнять свои
обязательства по договору, разное понимание сторонами условий контракта,
несогласие с качеством поставленных товаров или выполненных работ и т.д.
Согласно данным судебной статистики, экономические споры занимают
лидирующее место среди всех дел, рассматриваемых арбитражными судами
(Приложение А).
Так, с 2016 по 2018 гг. данные категории дел составляли 95% всех
рассмотренных дел. В 2019 это число сократилось до 93%, как за счёт
незначительного сокращения самих дел по экономическим спорам на 1%, так
и благодаря росту иных категорий дел, особенно банкротных. На рисунке А.1
представлено, что в 2020 году соотношение экономических споров по
отношению ко всем делам, рассмотренным арбитражными судами, составило
89%, на фоне общего снижения поданных исков.
Хотя развитие системы электронного правосудия на базе арбитражного
суда, а также внедрению упрощенного порядка рассмотрения дел позволило
существенно сократить сроки рассмотрения хозяйственных споров, тем не
менее, рабочая нагрузка судей остается крайне высокой. Так, в среднем, на
одного судью приходится около 180 дел в месяц [1]. Если соотнести это с 40-
часовой рабочей неделей, нетрудно заметить, что на рассмотрение одного дела
судье дается около 52 минут. За это время судье необходимо подготовить
процессуальные документы, ознакомиться с материалами, провести судебное
заседание и подготовить решение. Неудивительно, что в таких условиях
страдает качество работы. Для сравнения, в штате Нью-Джерси, США, на 11
судей приходится 2742 дела в год, или 21 дело в месяц на одного судью. Такая
рабочая нагрузка воспринимается и судьями, и общественностью как
запредельная, мешающая доступу граждан к правосудию из-за того, что судьирассматривают поступившие дела в порядке очередности, не желая
жертвовать качеством работы. Например, в 2019 году суды приступили к
рассмотрению исков, подданных в 2016 [39].
Фактически, быстрое и качественное разрешение коммерческих споров
возможно путем реализации двух стратегий:
максимальное упрощение судебных разбирательств,
разработка внесудебных способов урегулирования споров.
Здесь нужно отметить, что сокращение бюрократических процедур, с
одной стороны, безусловно упростит доступ граждан к правосудию. Тем не
менее, чрезмерное упрощение может привести к нарушению прав заявителей
и участников процесса. Так, очевидно, что у сторон должно быть достаточно
времени, для сбора доказательств, подготовки позиции по делу, подачу
жалобы и т.д. Более того, какой бы простой не была судебная процедура, тем
не менее стороны должны иметь возможность понять мотивы вынесенного
судебного акта, чтобы оценить его правомерность. При этом отечественная
система арбитражного судопроизводства, на наш взгляд, уже предельно
упрощена. Таким образом, возможности оптимизации работы судебной
системы себя исчерпали. В тоже время не до конца разработанными остаются
методы досудебного и внесудебного урегулирования коммерческих споров.
Хотя действующее законодательство и предусматривает несколько вариантов
разрешения споров без обращения в суд, особой популярностью они не
пользуются. Это можно объяснить, и тем, что судебный акт представляется
участникам более надежным, чем, например, соглашение, заключенное у
медиатора, и тем, что ни один из внесудебных способов урегулирования
споров, фактически не имел обязательную силу. Иными словами, в случае
конфликта стороне все равно приходилось обращаться в суд. Таким образом,
внесудебные способы рассмотрения спора воспринимались сторонами как
пустая трата времени.
Целью данной работы исследования порядка и особенностей
внесудебного рассмотрения и разрешения экономических споров.Указанная цель предопределяет постановку следующих задач:
изучить понятие и признаки экономического спора;
рассмотреть формы разрешения экономических споров;
проанализировать претензионный порядок рассмотрения и
разрешения экономических споров;
исследовать роль примирительных процедур в разрешении
экономических споров;
оценить место института третейского разбирательства в системе
рассмотрения и разрешения экономических споров;
предложить направления совершенствования процедуры
третейского разбирательства на современном этапе;
определить перспективы применения зарубежного опыта
внесудебных механизмов рассмотрения и разрешения
экономических споров.
Объектом исследования выступают экономические споры.
Предметом исследования в работе является форма внесудебного
разрешения экономических споров.
Методы исследования: изучение и обобщение, анализ и синтез,
индукция и дедукция, сравнение.
В данной работе были использованы научные труды следующих авторов
в области исследования форм разрешения экономических споров:
И.М. Дивина, Е.А. Добролюбовой, Г.В. Дудниковой, И.Ю.
Захарьящевой, С.И. Калашниковой, И.В. Куницына, Т.В. Летуты, М.Е.
Медниковой, М.С, Нахова, Е.Ю. Пашковой Г.Г. Рожкова, М.А, Рожковой и др.
Структура выпускной квалификационной работы представлена
введением, тремя главами, заключением и списком используемых источников.
В первой главе дана характеристика экономического спора и формы его
разрешения: изучено понятие, признаки экономического спора, а также
рассмотрены формы разрешения экономических споров.Вторая глава посвящена оценке эффективности внесудебных
механизмов рассмотрения и разрешения экономических споров. В качестве
таких механизмов в данной главе рассмотрены: претензионный порядок;
примирительные процедуры; третейское разбирательство.
В третьей главе представлены перспективы развития внесудебных
механизмов рассмотрения и разрешения экономических споров: предложены
процедуры совершенствования третейского разбирательства на современном
этапе, а также перспективы применения зарубежного опыта внесудебных
механизмов рассмотрения и разрешения экономических споров.
Резюмируя сказанное, отметим, что в общем виде под экономическими
спорами можно понимать правовые конфликты, возникшие в результате
осуществления полномочий в сфере предпринимательской деятельности и
корпоративных отношений, участниками которого являются хозяйствующие
субъекты, лица, участвующие в корпоративных отношениях, муниципальное
образование, субъекты Российской Федерации, государства и их органы в
пределах своей компетенции.
Действующее законодательство позволяет разграничить все формы
разрешения экономических споров на две большие неравномерные группы:
судебные,
внесудебные, которые включают в себя претензионный порядок,
медиацию и коммерческий арбитраж (третейские суды).
При этом приходится констатировать, что внесудебные методы
разрешения споров не пользуются особой популярностью у сторон правового
конфликта, хотя даже действующее арбитражное законодательство
предписывает прибегать к процедуре досудебного урегулирования перед
подачей иска в суд.
На наш взгляд, это обусловлено следующими недостатками, присущими
внесудебным формам разрешения споров: за редким исключением, ни одна из
процедур внесудебного разрешения спора не носит императивный характер.
Иными словами, к медиации, переговорам, третейскому суду, в России имеет
смысл прибегать только в ситуации, когда вторая сторона в принципе готова
урегулировать конфликт. В противном случае, все равно придётся обращаться
в суд. Например, даже получив решения третейского суда, истцу нужно будет
обратиться в Арбитражный суд за исполнительным листом, тратя своё время.
Игнорирование попыток второй стороны решить спор без суда не влечет
никаких правовых последствий.На наш взгляд, данные недостатки обусловлены попыткой
правоприменителя сохранить монополию судебной власти на принятие
императивных решений. Однако в такой ситуации любые внесудебные
механизмы разрешения споров будут не эффективными. В связи с чем, мы
считаем необходимым внести следующие изменения в действующее
законодательство:
Изложить абзац 4 ч. 5 ст. 4 АПК РФ следующим образом:
«Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не требуется
по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, делам о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в
разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок,
делам о несостоятельности (банкротстве), делам по корпоративным спорам,
делам о защите прав и законных интересов группы лиц, делам приказного
производства, делам, связанным с выполнением арбитражными судами
функций содействия и контроля в отношении третейских судов, делам о
признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и
иностранных арбитражных решений».
Дополнить часть ст. 333.36 НК РФ частями 4 и 5 следующего
содержания:
«4. Если обращению в суд предшествовала попытка альтернативного
урегулирования спора с участием профессионального посредника, размер
госпошлины определяется как разница между государственной пошлиной,
установленной настоящим кодексом и затратами, понесенными стороной на
оплату услуг посредника.
5. Если размер затрат, указанных в ч. 4 настоящей статьи, превышает
размер госпошлины, необходимой к уплате, госпошлина не оплачивается».
Изложить часть 1 статьи 12 закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ следующим
образом:
«1. Медиативное соглашение заключается в письменной форме и
должно быть нотариально удостоверено. В медиативном соглашенииотражаются сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре
медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства,
условия и сроки их выполнения».
В связи с предложенными изменения, ч. 5 ст. 12 того же закона должна
быть изложена в следующей редакции:
«5. Медиативное соглашение имеет силу исполнительного документа».
Кроме того, как было отмечено в предыдущей главе настоящей работы,
несомненным достоинством медиативного соглашения является его
конфиденциальный характер. Однако само такое соглашение не относится к
информации, составляющей коммерческую или иную тайну. Следовательно,
после подписания медиативного соглашения, сторона имеет полное право
свободно сообщать сведения, касаемо проведенных переговоров. В связи с
этим мы предлагаем дополнить статью 5 закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ частью
5, которую изложить следующим образом:
«5. В зависимости от содержания медиативного соглашения в
отношении него действует режим коммерческой тайны либо режим сведений,
составляющих тайну личной жизни».
Изложить статью 41 закона «Об арбитраже» в следующей редакции:
«1. Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на
себя обязанность исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский
суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было
юридически исполнимо.
2. После вступления решения третейского суда в силу, взыскателю
выдается исполнительный лист.
3. Исполнительный лист выдается третейским судом,
рассматривающим дело на основании третейского соглашения.»
Исключить из главы 30 АПК РФ параграф 2.
Ввести в статью 233 АПК РФ часть 4.1, которую изложить в следующей
редакции:«4.1. не могут рассматриваться в качестве противоречащих публичному
порядку нарушение частных норм права, регламентирующих права и
обязанности сторон договора.»
Изложить пункт 13 постановления Пленума Верховного суда от
22.06.2021 № 18. в следующей редакции:
«направление обращения с использованием информационно-
телекоммуникационных средств свидетельствует о соблюдении досудебного
порядка урегулирования спора если такой порядок установлен правовыми
актами, договором, либо сторона получатель использует конкретное средство
информационно-телекоммуникационная связи: социальную аккаунт в
социальных сетях, мессенджерах, электронную почту, в своей повседневной
деятельности».
Это позволит существенным образом улучшить возможности
внесудебного разрешения экономических споров, что сделает их более
привлекательными для участников правового конфликта.
1. Айрапетян Д.А. Медиация в налоговых спорах // Вестник науки. -
2020. - № 12 (33). - С. 90-94.
2. Алексеев С.С. Право: Азбука теория философия: опыт
комплексного исследования. М., 1999 – 958 с.
3. Алексеева Т.В. Институты альтернативного разрешения споров в
России : проблемы и перспективы развития : автореф. дис. ... канд. юрид. наук
: 12.00.15 – Москва, 2020. - 26 с.
4. Амосова В.В. Медиация как вид примирительных процедур в
арбитражном процессе // Международный журнал гуманитарных и
естественных наук. 2020. №12-3. С. 13-16
5. Анохин , В. С. Защита договорных обязательств [Текст] / В. С.
Анохин , Б. Д. Завидов , В. И. Сергеев . - М. : Инфра-М, 1998. - 285 с.
6. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от
15.03.2016 по делу № 33а-2518/2016 URL: https://oblsud--
nsk.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=
1317022&delo_id=5&new=5&text_number=1 (дата обращения 15.05.2021)
7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от
24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 24.02.2021) URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ (дата обращения
15.05.2021)
8. Барабанов А.А., Кайнов В.И. Третейский суд как альтернативный
способ разрешения споров в сфере бизнеса: история и современность //
Управленческое консультирование. 2018. №11 (119). С. 139-144.
9. Бачканова А. А. Юрисдикционная форма защиты субъективных
прав // Юридический вестник Дагестанского государственного университета.
2013. №1. С. 16-2010. Ведомости. В арбитражных судах слишком много дел. URL:
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/09/03/838644-arbitrazhnih-sudah
(дата обращения 15.05.2021)
11. Ведомости. Количество нарушений при госзакупках резко
возросло https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/07/28/835532-
kolichestvo-narushenii (дата обращения 01.08.2021)
12. Верховный Суд России. Справка о практике применения
федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с
участием посредника (процедуре медиации)» URL:
http://www.supcourt.ru/files/13972/ (дата обращения 17.07.2021)
13. Гожуленко Я.Н., Чубатова А.В. Досудебное урегулирование
экономических споров // Международный журнал гуманитарных и
естественных наук. 2020. №11-4. С. 50-52
14. Гутников О.В. Содержание корпоративных отношений // Журнал
российского права. 2013. №1 (193). С. 26-39
15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021) URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/(дата обращения
15.05.2021)...