Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Работа №116248

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы128
Год сдачи2021
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет 13
1.1 Психолого-педагогические основы развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет 13
1.2 Характеристика психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет 23
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет 36
2.1 Изучение уровня развития предпосылок естественно­научной грамотности у детей 6-7 лет 36
2.2 Реализация психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет 60
2.3 Выявление изменений в уровнях развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет 74
Заключение 92
Список используемой литературы 94
Приложение А Результаты выявления уровня развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей на констатирующем этапе 102
Приложение Б Содержание психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет 104
Приложение В Результаты выявления уровня развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей на контрольном этапе 123

В настоящее время развитие предпосылок естественно-научной грамотности приобретает особую значимость в контексте реализации целей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», а именно - повышение качества образования, которое характеризуется повышением позиций России в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) не ниже 20 места в 2025 году, в том числе: сохранением позиций Российской Федерации в 2018 году по естественно-научной грамотности (диапазон 30-34 места) и повышением позиций Российской Федерации в 2021году по естественно-научной грамотности не ниже 30 места.
По данным анализа результатов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся РФ (Programme for International Student Assessment - PISA), у них «слабо сформированы умения осуществлять поиск информации, по ключевым словам, умение анализировать процессы исследований, составлять прогнозы на основе уже имеющихся данных, выявлять и интерпретировать научные факты и данные, интерпретировать графическую информацию, проводить оценку достоверности результатов».
Исходя из материалов Института стратегии развития образования Российской академии образования и Рособрнадзора выделяются три основные компетенции, характеризующие естественно-научную грамотность.
По словам А.Ю. Пентина, «естественно-научная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными фактами».
Таким образом, естественно-научная грамотность, является фундаментом, на котором базируется множество важных для общества профессий (медицина, лесное и сельское хозяйство, экологические службы и прочее) и ее ценность в контексте сформированности у будущего представителя данных профессий неоспорима. Однако для развития естественно-научной грамотности у учащихся необходим подготовительный этап, который должен начинаться еще в дошкольном возрасте, который является той основой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
Естественно-научная грамотность рассматривается как компонент функциональной грамотности в исследованиях Р.Н. Бунеева, Б.С. Гершунского, Б.Т. Жумагулова, Г.С. Ковалевой, O.E. Лебедева, С.А. Тангяна, А.В. Хуторского, H. Eshach, G. Ramos, A. Schleicher. Весомый вклад в формирование естественно-научных представлений у учащихся школ на современном этапе развития образования внесли так же И.Ю. Алексашина, О.Г Демидова, О.И. Донина, Е.В. Козина, И.Э. Куликовская, А.Ю. Пентин, Ш.Р. Салямова Н.Н. Суртаева. В области выявления возможности усваивать детьми представления об общих взаимосвязях природы, социальной жизни, овладении способами анализа и решения разнообразных задач весомый вклад внесли Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова.
Проблема развития естественно-научной грамотности у современных детей представлена в исследованиях отечественных институтов (Российская академия образования, Российский институт стратегии развития образования, Рособрнадзор) и зарубежных институтов (Австралийский совет педагогических исследований, Нидерландский национальный институт педагогических измерений и прочее), организующие такие программы тестирования учащихся, как PISA, TIMSS и PIRLS, изучающие сформированность различных видов функциональной грамотности у учащихся более 70 стран разных возрастов. Однако, все исследования в области естественно-научной грамотности, в большей степени, направлены на развитие естественно-научной грамотности на этапе школьного обучения и, практически не представлены на этапе дошкольного детства, благоприятным для развития ее предпосылок.
Так как, по данным Российской академии образования, естественно­научная грамотность не является синонимом естественно-научных знаний и умений, а является их проявлением в действии и деятельности, применительно к реальным задачам и характеризуется умением ребенка, в условиях реальной проблемы, объяснять, исследовать и интерпретировать естественнонаучные данные и делать выводы, то есть личностных качеств, способствующих дальнейшему образованию и самообразованию, операций логического, диалектического и критического мышления. Для развития и становления данных процессов, являющихся психическими процессами, необходимо психологическое сопровождение, которое выступает, как «система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития ребенка в условиях школьного взаимодействия» (М.Р. Битянова), а с другой стороны, как «особый вид помощи ребенку и обеспечивающий его развитие в контексте образовательного процесса» по (Э.М. Александровская), и, таким образом становится необходимым условием для развития предпосылок данного компонента функциональной грамотности.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена необходимостью реализации государственной программы РФ «Развитие образования» («качество образования, которое характеризуется сохранением лидирующих позиций РФ в исследованиях TIMMS и PIRLS, а также повышение позиций РФ в программе оценке достижений PISA не ниже 20 места в 2025 г.»). А также указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющим одной из целей «вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования».
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обуславливается необходимостью разработки теоретических подходов к решению проблемы развития предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников, как предварительного этапа формирования естественно-научной грамотности у учащихся. Неполнота научного исследования для детей дошкольного возраста определяет необходимость развития у них предпосылок естественно-научного вида функциональной грамотности.
На научно-методическом уровне значимость проблемы заключается в отсутствии четкого содержания психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности в дошкольном возрасте (диагностических карт, и развивающих заданий и игр).
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил выделить противоречия:
• между требованиями, предъявляемыми к школьникам по овладению всеми видами функциональной грамотности уже к 4-му классу начальной школы (Оценка эффективности процесса обучения «Международное исследование качества математического и естественно-научного образования TIMMS) и недостаточным вниманием к данной проблеме в дошкольном возрасте, как наиболее благоприятном периоде развития предпосылок естественно-научной грамотности;
• между существующей необходимостью формирования предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет и отсутствием четкого понимания содержания данной деятельности в ДОО;
• между утверждением о важности психологического сопровождения образовательного процесса в ДОО, и отсутствием разработанного содержания психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности, как актуального направления деятельности в современной действительности.
Противоречия между необходимостью и имеющимися возможностями позволили определить проблему исследования: каково содержание психологического сопровождения развития предпосылок естественно­научной грамотности у детей 6-7 лет.
Таким образом, актуальность проблемы развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей и недостаточная разработанность подходов к психологическому сопровождению, обеспечивающему развитие необходимых предпосылок естественнонаучной грамотности определили тему исследования: «Психологическое сопровождение развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность психологического сопровождения в развитии предпосылок естественнонаучной грамотности у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс развития предпосылок естественно­научной грамотности у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: психологическое сопровождение развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования базируется на следующих предположениях:
• раскрыта сущность понятия психологическое сопровождение развития предпосылок естественно-научной грамотности;
• развитие предпосылок естественно-научной грамотности в дошкольном возрасте эффективно осуществляется в процессе психологического сопровождения;
• определены составляющим естественно-научной грамотности и разработано содержание психологического сопровождения, обеспечивающего развитие их предпосылок.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа теории и практики образования охарактеризовать процесс развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет и психологического сопровождения данного процесса.
2. Определить комплекс диагностических заданий, показатели и уровни развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать содержание психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.П. Петровский);
• положения о важности дошкольного возраста в становлении личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев);
• исследования формирования естественно-научных представлений (И.Ю. Алексашина, О.И. Донина, Е.В. Козина, А.А. Леонтьев, И.Э. Куликовская, Г.С. Ковалева, Н.Н. Суртаева, Е.А. Шимко);
• исследования о возможности усваивать представления об общих взаимосвязях природы, социальной жизни, овладении способами анализа и решения разнообразных задач (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова);
• исследования естественно-научной грамотности, как одного из компонентов функциональной грамотности (Р.Н. Бунеев, Н.Ф. Виноградова, Е.Г. Камзеева, Г.С. Ковалева, А.Ю. Пентин, С.А. Тангян, H.H. Bauer, S. Cihad, H. Eshach, G. Ramos, A. Schleicher);
• основные подходы к психологическому сопровождению детей дошкольного возраста и образовательного процесса (И.П. Бондарев, М.Р. Битянова, Л.Г. Жедунова, О.Н. Посысоев, М.И. Рожков).
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности); эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседа, наблюдение; методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МАОУ детский сад № 79 «Гусельки» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 6-7 лет (20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа).
Основные этапы исследования
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2019 г. - февраль 2020 г.). В течение данного этапа осуществлялись анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработки исследуемой проблемы, составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата.
Второй этап - экспериментальный (март 2020 г. - февраль 2021 г.), включал разработку и апробацию содержания формирующего эксперимента, направленного на создание модели психологического сопровождения, способствующего развитию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей 6-7 лет.
Третий этап - заключительно-обобщающий (март 2021 г. - май 2021 г.). Предполагал анализ, обобщение и систематизацию результатов экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что доказана возможность психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыто понятие «психологическое сопровождение развития предпосылок естественно-научной грамотности», расширены теоретические подходы к формированию предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет; определены показатели сформированности предпосылок естественно­научной грамотности у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе диагностические задания для выявления уровня развития предпосылок естественно-научной грамотности, а также содержание психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет, которые могут быть использованы в работе педагогов-психологов.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в исследовании заключено в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, разработке и апробации диагностического аппарата и содержания психологического сопровождения развития естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах общеобразовательной организации. Основные положения исследования представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики» (2019 г., Тольятти), на студенческой научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе» (2020 г., Тольятти), на Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (Тольятти, 2020 г.), на студенческой научно-практической конференции «Дни науки ТГУ» (2021 г., Тольятти), публикации в журнале «Устойчивое развитие науки и образования» (2020г., Воронеж).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Психологическое сопровождение развития предпосылок естественно-научной грамотности - это профессиональная деятельность педагога-психолога по взаимодействию с ребенком в образовательной среде с целью развития у детей умения использовать естественно-научные знания, объяснять явления, выявлять проблемы, оценивать и планировать научные исследования, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений, интерпретировать данные и доказательства, ставить их под сомнения и оценивать их достоверность.
2. Развитие предпосылок естественно-научной грамотности в дошкольном возрасте наиболее эффективно осуществляется в процессе психологического сопровождения - вида деятельности педагога-психолога и особого вида помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в контексте образовательного процесса.
3. Содержание психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности состоит из 3 блоков «Умение называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественно-научными явлениями и объектами», «Умение прогнозировать и объяснять изменение предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний», «Умение использовать данные для формулировки выводов, умозаключений на основе данных из разных источников» в каждом блоке реализовывались задачи, направленные на развитие предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет.
Структура магистерской диссертации обусловлена логикой исследования. Магистерская диссертация содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы (58 наименования), 3 приложения. Для иллюстрации текста используется 27 таблиц и 13 рисунков. Основной текст работы изложен на 101 странице.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования было установлено, что проблема психологического сопровождения развития у детей 6-7 лет предпосылок естественно-научной грамотности является актуальной в психологической теории и практике общеобразовательных организаций и требует дальнейшего теоретического исследования.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы уточнили понятие «естественно-научная грамотность», которое рассматривается как это способность использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Результаты исследования показали, что развитие предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет наиболее эффективно осуществляется в процессе психологического сопровождения, которое представляет собой профессиональную деятельность педагога-психолога по взаимодействию с детьми в образовательной среде с целью развития у детей умения использовать естественно-научные знания, объяснять явления, выявлять проблемы, оценивать и планировать научные исследования, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений, интерпретировать данные и доказательства, ставить их под сомнения и оценивать их достоверность.
В работе представлена разработанная диагностическая карта развития у детей 6-7 лет предпосылок естественно-научной грамотности. Выделены сами предпосылки: уровень развития объема памяти, мыслительных операций абстрагирования, анализа, выделения причинно-следственных связей (с опорой на наглядный материал и без него), прогностического мышления, критичности мышления, уровень развития форм мышления - суждения, умозаключения по аналогии и индукции, рассуждения, а также связной описательной и повествовательной речи.
В ходе исследования определено и доказано, что формирование у детей 6-7 лет предпосылок естественно-научной грамотности происходит наиболее эффективно осуществляется в процессе психологического сопровождения в соответствии с каждым компонентом естественно-научной грамотности (умение называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественно-научными явлениями и объектами; умение прогнозировать и объяснять изменение предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний; умение использовать данные для формулировки выводов, умозаключений на основе данных из разных источников). Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы развитие естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет ввиду ее многоплановости. Перспектива дальнейшей работы может быть посвящена изучению психологического сопровождения для реализации преемственности в системе «детский сад - семья», «детский сад - школа» в формировании у детей 6-7 лет предпосылок естественно-научной грамотности.


1. Адушкина К. В., Лозгачева О. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: учебное пособие [Электронный ресурс] // Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2017. 163 с. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7498/1/uch00209.pdf (дата обращения: 06.02.2021)
2. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
3. Александрова Е. А.: виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования, социальное партнерство: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы XVI междунар. науч. практ. конф. Ярославль: Ярославский филиал Обр. учр. профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», 2019. 287 с.
4. Алексашина И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. Санкт-Петербург: Каро, 2019. 160 с.
5. Басалаева Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов педвуза: учебно-методическое пособие. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. 62 с.
6. Басюк В. С. Инновационный проект Министерства просвещения «мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 13 - 33.
7. Бережнова Л. Н., Богословский В. И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития [Электронный ресурс] // Известия ГГПУ им. А.И. Гецена, 2005. № 12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-v-obrazovanii-kak-tehnologiya- razresheniya-problem-razvitiya (дата обращения: 26.03.2021)
8. Борисова Г. С. Психологическое сопровождение развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет // Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики : электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. О. В. Дыбиной. Тольятти: НаукоПолис, 2019. С. 350 - 356.
9. Борисова Г. С. Особенности психологического сопровождения в контексте формирования естественно-научной грамотности у дошкольников 6-7 лет // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сборник научных статей. Выпуск 9 / под ред. О. В. Дыбиной. Тольятти: НаукоПолис, 2020. С. 75 - 80.
10. Борисова Г. С. Характеристика сформированности предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников // Устойчивое развитие науки и образования. № 6 (45). Воронеж, 2020. С. 44 - 49.
11. Браун Р. И. Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования // Ветник «©рлеу^-kst. Инновационные процессы образования. 2017. № 3 (17). С. 83 - 87.
12. Бунеев Р. Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / под ред. А. А. Леонтьева. М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. 368 с.
13. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2010. № 2 (12). С. 46 - 53. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=154902 78 (дата обращения: 21.02.2021)
14. Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя. М.: Вентана- Граф, 2018. 288 с.
15. Воронина Л. В., Карпова М. В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений суждений и умозаключений [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2017. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-detey-starshego-doshkolnogo- vozrasta-umeniy-stroit-suzhdeniya-i-umozaklyucheniya (дата обращения: 19.04.2021)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ