Введение 4
Глава 1 Теоретические основы психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет 13
1.1 Психолого-педагогические основы развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет 13
1.2 Характеристика психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет 23
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет 36
2.1 Изучение уровня развития предпосылок естественнонаучной грамотности у детей 6-7 лет 36
2.2 Реализация психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет 60
2.3 Выявление изменений в уровнях развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет 74
Заключение 92
Список используемой литературы 94
Приложение А Результаты выявления уровня развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей на констатирующем этапе 102
Приложение Б Содержание психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет 104
Приложение В Результаты выявления уровня развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей на контрольном этапе 123
В настоящее время развитие предпосылок естественно-научной грамотности приобретает особую значимость в контексте реализации целей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», а именно - повышение качества образования, которое характеризуется повышением позиций России в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) не ниже 20 места в 2025 году, в том числе: сохранением позиций Российской Федерации в 2018 году по естественно-научной грамотности (диапазон 30-34 места) и повышением позиций Российской Федерации в 2021году по естественно-научной грамотности не ниже 30 места.
По данным анализа результатов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся РФ (Programme for International Student Assessment - PISA), у них «слабо сформированы умения осуществлять поиск информации, по ключевым словам, умение анализировать процессы исследований, составлять прогнозы на основе уже имеющихся данных, выявлять и интерпретировать научные факты и данные, интерпретировать графическую информацию, проводить оценку достоверности результатов».
Исходя из материалов Института стратегии развития образования Российской академии образования и Рособрнадзора выделяются три основные компетенции, характеризующие естественно-научную грамотность.
По словам А.Ю. Пентина, «естественно-научная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными фактами».
Таким образом, естественно-научная грамотность, является фундаментом, на котором базируется множество важных для общества профессий (медицина, лесное и сельское хозяйство, экологические службы и прочее) и ее ценность в контексте сформированности у будущего представителя данных профессий неоспорима. Однако для развития естественно-научной грамотности у учащихся необходим подготовительный этап, который должен начинаться еще в дошкольном возрасте, который является той основой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
Естественно-научная грамотность рассматривается как компонент функциональной грамотности в исследованиях Р.Н. Бунеева, Б.С. Гершунского, Б.Т. Жумагулова, Г.С. Ковалевой, O.E. Лебедева, С.А. Тангяна, А.В. Хуторского, H. Eshach, G. Ramos, A. Schleicher. Весомый вклад в формирование естественно-научных представлений у учащихся школ на современном этапе развития образования внесли так же И.Ю. Алексашина, О.Г Демидова, О.И. Донина, Е.В. Козина, И.Э. Куликовская, А.Ю. Пентин, Ш.Р. Салямова Н.Н. Суртаева. В области выявления возможности усваивать детьми представления об общих взаимосвязях природы, социальной жизни, овладении способами анализа и решения разнообразных задач весомый вклад внесли Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова.
Проблема развития естественно-научной грамотности у современных детей представлена в исследованиях отечественных институтов (Российская академия образования, Российский институт стратегии развития образования, Рособрнадзор) и зарубежных институтов (Австралийский совет педагогических исследований, Нидерландский национальный институт педагогических измерений и прочее), организующие такие программы тестирования учащихся, как PISA, TIMSS и PIRLS, изучающие сформированность различных видов функциональной грамотности у учащихся более 70 стран разных возрастов. Однако, все исследования в области естественно-научной грамотности, в большей степени, направлены на развитие естественно-научной грамотности на этапе школьного обучения и, практически не представлены на этапе дошкольного детства, благоприятным для развития ее предпосылок.
Так как, по данным Российской академии образования, естественнонаучная грамотность не является синонимом естественно-научных знаний и умений, а является их проявлением в действии и деятельности, применительно к реальным задачам и характеризуется умением ребенка, в условиях реальной проблемы, объяснять, исследовать и интерпретировать естественнонаучные данные и делать выводы, то есть личностных качеств, способствующих дальнейшему образованию и самообразованию, операций логического, диалектического и критического мышления. Для развития и становления данных процессов, являющихся психическими процессами, необходимо психологическое сопровождение, которое выступает, как «система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития ребенка в условиях школьного взаимодействия» (М.Р. Битянова), а с другой стороны, как «особый вид помощи ребенку и обеспечивающий его развитие в контексте образовательного процесса» по (Э.М. Александровская), и, таким образом становится необходимым условием для развития предпосылок данного компонента функциональной грамотности.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена необходимостью реализации государственной программы РФ «Развитие образования» («качество образования, которое характеризуется сохранением лидирующих позиций РФ в исследованиях TIMMS и PIRLS, а также повышение позиций РФ в программе оценке достижений PISA не ниже 20 места в 2025 г.»). А также указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющим одной из целей «вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования».
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обуславливается необходимостью разработки теоретических подходов к решению проблемы развития предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников, как предварительного этапа формирования естественно-научной грамотности у учащихся. Неполнота научного исследования для детей дошкольного возраста определяет необходимость развития у них предпосылок естественно-научного вида функциональной грамотности.
На научно-методическом уровне значимость проблемы заключается в отсутствии четкого содержания психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности в дошкольном возрасте (диагностических карт, и развивающих заданий и игр).
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил выделить противоречия:
• между требованиями, предъявляемыми к школьникам по овладению всеми видами функциональной грамотности уже к 4-му классу начальной школы (Оценка эффективности процесса обучения «Международное исследование качества математического и естественно-научного образования TIMMS) и недостаточным вниманием к данной проблеме в дошкольном возрасте, как наиболее благоприятном периоде развития предпосылок естественно-научной грамотности;
• между существующей необходимостью формирования предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет и отсутствием четкого понимания содержания данной деятельности в ДОО;
• между утверждением о важности психологического сопровождения образовательного процесса в ДОО, и отсутствием разработанного содержания психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности, как актуального направления деятельности в современной действительности.
Противоречия между необходимостью и имеющимися возможностями позволили определить проблему исследования: каково содержание психологического сопровождения развития предпосылок естественнонаучной грамотности у детей 6-7 лет.
Таким образом, актуальность проблемы развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей и недостаточная разработанность подходов к психологическому сопровождению, обеспечивающему развитие необходимых предпосылок естественнонаучной грамотности определили тему исследования: «Психологическое сопровождение развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность психологического сопровождения в развитии предпосылок естественнонаучной грамотности у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс развития предпосылок естественнонаучной грамотности у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: психологическое сопровождение развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования базируется на следующих предположениях:
• раскрыта сущность понятия психологическое сопровождение развития предпосылок естественно-научной грамотности;
• развитие предпосылок естественно-научной грамотности в дошкольном возрасте эффективно осуществляется в процессе психологического сопровождения;
• определены составляющим естественно-научной грамотности и разработано содержание психологического сопровождения, обеспечивающего развитие их предпосылок.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа теории и практики образования охарактеризовать процесс развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет и психологического сопровождения данного процесса.
2. Определить комплекс диагностических заданий, показатели и уровни развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать содержание психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.П. Петровский);
• положения о важности дошкольного возраста в становлении личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев);
• исследования формирования естественно-научных представлений (И.Ю. Алексашина, О.И. Донина, Е.В. Козина, А.А. Леонтьев, И.Э. Куликовская, Г.С. Ковалева, Н.Н. Суртаева, Е.А. Шимко);
• исследования о возможности усваивать представления об общих взаимосвязях природы, социальной жизни, овладении способами анализа и решения разнообразных задач (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова);
• исследования естественно-научной грамотности, как одного из компонентов функциональной грамотности (Р.Н. Бунеев, Н.Ф. Виноградова, Е.Г. Камзеева, Г.С. Ковалева, А.Ю. Пентин, С.А. Тангян, H.H. Bauer, S. Cihad, H. Eshach, G. Ramos, A. Schleicher);
• основные подходы к психологическому сопровождению детей дошкольного возраста и образовательного процесса (И.П. Бондарев, М.Р. Битянова, Л.Г. Жедунова, О.Н. Посысоев, М.И. Рожков).
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности); эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседа, наблюдение; методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МАОУ детский сад № 79 «Гусельки» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 6-7 лет (20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа).
Основные этапы исследования
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2019 г. - февраль 2020 г.). В течение данного этапа осуществлялись анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработки исследуемой проблемы, составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата.
Второй этап - экспериментальный (март 2020 г. - февраль 2021 г.), включал разработку и апробацию содержания формирующего эксперимента, направленного на создание модели психологического сопровождения, способствующего развитию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей 6-7 лет.
Третий этап - заключительно-обобщающий (март 2021 г. - май 2021 г.). Предполагал анализ, обобщение и систематизацию результатов экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что доказана возможность психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыто понятие «психологическое сопровождение развития предпосылок естественно-научной грамотности», расширены теоретические подходы к формированию предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет; определены показатели сформированности предпосылок естественнонаучной грамотности у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе диагностические задания для выявления уровня развития предпосылок естественно-научной грамотности, а также содержание психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет, которые могут быть использованы в работе педагогов-психологов.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в исследовании заключено в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, разработке и апробации диагностического аппарата и содержания психологического сопровождения развития естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах общеобразовательной организации. Основные положения исследования представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики» (2019 г., Тольятти), на студенческой научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе» (2020 г., Тольятти), на Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (Тольятти, 2020 г.), на студенческой научно-практической конференции «Дни науки ТГУ» (2021 г., Тольятти), публикации в журнале «Устойчивое развитие науки и образования» (2020г., Воронеж).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Психологическое сопровождение развития предпосылок естественно-научной грамотности - это профессиональная деятельность педагога-психолога по взаимодействию с ребенком в образовательной среде с целью развития у детей умения использовать естественно-научные знания, объяснять явления, выявлять проблемы, оценивать и планировать научные исследования, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений, интерпретировать данные и доказательства, ставить их под сомнения и оценивать их достоверность.
2. Развитие предпосылок естественно-научной грамотности в дошкольном возрасте наиболее эффективно осуществляется в процессе психологического сопровождения - вида деятельности педагога-психолога и особого вида помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в контексте образовательного процесса.
3. Содержание психологического сопровождения развития предпосылок естественно-научной грамотности состоит из 3 блоков «Умение называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественно-научными явлениями и объектами», «Умение прогнозировать и объяснять изменение предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний», «Умение использовать данные для формулировки выводов, умозаключений на основе данных из разных источников» в каждом блоке реализовывались задачи, направленные на развитие предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет.
Структура магистерской диссертации обусловлена логикой исследования. Магистерская диссертация содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы (58 наименования), 3 приложения. Для иллюстрации текста используется 27 таблиц и 13 рисунков. Основной текст работы изложен на 101 странице.
В ходе исследования было установлено, что проблема психологического сопровождения развития у детей 6-7 лет предпосылок естественно-научной грамотности является актуальной в психологической теории и практике общеобразовательных организаций и требует дальнейшего теоретического исследования.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы уточнили понятие «естественно-научная грамотность», которое рассматривается как это способность использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Результаты исследования показали, что развитие предпосылок естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет наиболее эффективно осуществляется в процессе психологического сопровождения, которое представляет собой профессиональную деятельность педагога-психолога по взаимодействию с детьми в образовательной среде с целью развития у детей умения использовать естественно-научные знания, объяснять явления, выявлять проблемы, оценивать и планировать научные исследования, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений, интерпретировать данные и доказательства, ставить их под сомнения и оценивать их достоверность.
В работе представлена разработанная диагностическая карта развития у детей 6-7 лет предпосылок естественно-научной грамотности. Выделены сами предпосылки: уровень развития объема памяти, мыслительных операций абстрагирования, анализа, выделения причинно-следственных связей (с опорой на наглядный материал и без него), прогностического мышления, критичности мышления, уровень развития форм мышления - суждения, умозаключения по аналогии и индукции, рассуждения, а также связной описательной и повествовательной речи.
В ходе исследования определено и доказано, что формирование у детей 6-7 лет предпосылок естественно-научной грамотности происходит наиболее эффективно осуществляется в процессе психологического сопровождения в соответствии с каждым компонентом естественно-научной грамотности (умение называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественно-научными явлениями и объектами; умение прогнозировать и объяснять изменение предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний; умение использовать данные для формулировки выводов, умозаключений на основе данных из разных источников). Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы развитие естественно-научной грамотности у детей 6-7 лет ввиду ее многоплановости. Перспектива дальнейшей работы может быть посвящена изучению психологического сопровождения для реализации преемственности в системе «детский сад - семья», «детский сад - школа» в формировании у детей 6-7 лет предпосылок естественно-научной грамотности.