Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе

Работа №116243

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

конституционное право

Объем работы71
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретико-правовые аспекты конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе
1.1Понятие и сущность права равного доступа граждан к государственной
службе в системе конституционных прав и свобод человека
1.2Конституционная природа и гарантии права граждан на равный доступ к
государственной службе
Глава 2 Характеристика отдельных механизмов реализации права равного доступа граждан к государственной службе
2.1Реализация конституционного права на равный доступ к государственной
службе
2.2Права и обязанности субъектов государственной службы в России
Глава 3 Актуальные проблемы реализации права граждан на равный доступ к государственной службе
3.1Проблемы декларативности и реализации права граждан на равный
доступ к государственной службе
3.2Общая характеристика изменений законодательства о государственной
службе в связи со вступлением в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников

Одним из фундаментальных конституционных принципов правового
статуса личности выступает право граждан на участие в управление делами
государства. При этом по смыслу ст. 32 Конституции Российской Федерации
такое участие возможно как в непосредственной форме, так и через своих
представителей [9].
Так, государство, являясь публичным образованием, не может
осуществлять свои полномочия непосредственно, в связи с чем, для
названных целей от имени страны выступают представители государства, в
частности государственные служащие. В то же время, такие лица
выбираются из населения, таким образом, в своей деятельности они
отражают волю многонационального народа России, который в свою очередь
провозглашается единственным источником власти. Таким образом, такие
институты как государственная и муниципальная служба являются своего
рода компромиссом в вопросе выражения интересов, как государства, так и
общества, одновременно с этим, выступая необходимым атрибутом
правового и демократического государства.
В то же время возможность представлять интересы определенного
публичного образования помимо провозглашения его в Основном законе
страны должна обеспечиваться на практике.
Настоящее исследование связано также с предварительным анализом
правового статуса личности в контексте поступления, прохождения и
увольнения с государственной службы.
В настоящее время поступление и прохождение государственной
службы связано с некими ограничениями, необходимостью соответствия
требованиям действующего законодательства. Вместе с тем, чрезвычайно
важно отделять таковые от необоснованно созданных препятствий для
замещения той или иной должности государственной службы, в частности от
дискриминации. В целях недопущения таких обстоятельств в высшем актестраны закрепляется право граждан на равный доступ к государственной
службе. Так, не допускаются формы ограничения прав граждан по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности.
Институт государственной службы до сих пор находится на стадии
реформирования и в данной области происходят существенные изменения.
Последние требуют, как теоретического, так и законодательного
переосмысления. В частности, формально не определено, распространяется
ли рассматриваемый принцип на муниципальную службу, которая
относительно недавно была образована в нашей стране. Кроме того, до сих
пор в литературе не наблюдается единства мнений относительно
основополагающих теоретических основ понятия и сущности права граждан
на равный доступ к государственной службе, а также иных теоретических
основ.
Стоит также учитывать, что государственная служба является особым
институтом, отличающимся от других видов «представительства»
публичного образования. Нельзя, например, не согласиться с М.С. Зайцевым,
что муниципальное управление обеспечивает решение управленческих задач
«микроуровня», то есть на компактной территории муниципалитета. Тогда
как управление делами государства представляет собой более широкий
масштаб реализации таких задач на различных уровнях [16, с. 212].
До сих пор в науке ведутся дискуссии относительно того, к числу каких
прав отнести право граждан на равный доступ к государственной службе: к
политическим или гражданским.
Вместе с тем, комментируемое право сочетает в себе и то и другое,
поскольку обеспечивает с одной стороны доступ граждан к участию в
управлении делами государства, а с другой стороны может быть реализовано
только при наличии особой связи человека и государства, то есть
гражданства.Изложенное свидетельствует об актуальности темы выпускной
квалификационной работы «Конституционное право граждан на равный
доступ к государственной службе».
Объектом исследования являются общественные отношения,
возникающие в сфере реализации права граждан на равный доступ к
государственной службе.
Предметом настоящего исследования являются нормы действующего
законодательства, предусматривающие механизмы реализации права
граждан на равный доступ к государственной службе, а также работы
отечественных правоведов посвященные данной проблематике.
Цель выпускной квалификационной работы – провести комплексный
теоретико-правовой анализ конституционного права граждан на равный
доступ к государственной службе.
Для реализации данной цели необходимо будет решить следующие
задачи:
 исследовать теоретический аспект конституционного права
граждан на равный доступ к государственной службе через призму
конституционных прав и свобод человека и гражданина;
 провести анализ категорий «понятие», «сущность» права граждан
на равный доступ к государственной службе;
 предложить собственное понятие «права граждан на равный
доступ к государственной службе»;
 проанализировать конституционно-правовое регулирование
права граждан на равный доступ к государственной службе;
 определить место права равного доступа граждан к
государственной службе в системе конституционных прав и свобод
человека;
 рассмотреть существующие правовые гарантии права равного
доступа граждан к государственной службепроанализировать особенности процедуры поступления граждан
на государственную службу;
 сформулировать актуальные проблемы реализации права граждан
на равный доступ к государственной службе, а также пути их решения;
Методологическую основу настоящего исследования составят:
сравнительно - правовой, логический метод, метод наблюдения.
Среди научных исследователей, труды которых были изучены для
написания настоящей работы, можно отметить Е.И. Козлову, О.Е. Кутафина,
И.Т. Беспалого, В.В. Полянского, Э.С. Юсубова, А.А. Макарцева,
М.С. Зайцева, Д.А. Черногорова, В.А. Трифонова, С.А. Афанасьеву,
Х.Х. Лойта, В.С. Биялта, А.П. Деткова, В.А. Трифонова, В.К. Свободного,
И.А. Шлецер и других.
Нормативную основу исследования составили Конституция
Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020); Закон Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании
регулирования отдельных вопросов организации и функционирования
публичной власти; Международный пакт о гражданских и политических
правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном
заседании Генеральной Ассамблеи ООН); Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ; Федеральный закон от 27.07.2004
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе
государственной службы Российской Федерации» и другие нормы
федерального, регионального и местного значения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и
заключения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Можно заключить, что право граждан на равный доступ к
государственной службе выступает элементом в правовом статусе
гражданина РФ, а именно гарантией поступления на должность
государственной службы в соответствии с собственными
профессиональными и деловыми качестве без какой-либо дискриминации.
В науке до сих пор ведутся дискуссии относительно того, к какой
группе прав отнести право граждан на равный доступ к государственной
службе. Представляется, что комментируемое право с одной стороны
обеспечивает принцип равенства, который по сути относится именно к
человеку и является его неотъемлемым правом с рождения, а с другой
стороны право граждан на равный доступ к государственной службе
обеспечивает возможность участвовать в управлении делами государства.
Между тем, данное право невозможно реализовать без связи гражданства, то
есть взаимных прав и обязанностей между гражданином и государством,
следовательно, данное право носит комплексный характер и его сложно
определить в конкретные рамки.
При этом сущность названного права заключается в недопущении
последней при поступлении гражданина на должность государственной
службы, при прохождении службы, а также увольнении с неё. Одновременно
с этим, данное право является относительно новым демократическим
атрибутом, не только наличие, но и реальное обеспечение которого будет
свидетельствовать о нашем государстве как правовом и демократическом.
Право граждан на равный доступ к государственной службе является также
гарантией и раскрывает одновременно несколько конституционных прав:
равенства; участие в управлении делами государства.
Реализация рассматриваемого права представляет собой
урегулированный нормами федерального, регионального и местного уровня
процесс, который начинается с обращения гражданина РоссийскойФедерации в кадры соответствующей структуры, связан с прохождением
государственной службы и заканчивается освобождением от должности
государственной службы по той или иной причине.
В свою очередь процесс реализации права гражданина следует
рассматривать как систему, включающую несколько стадий. Первая
заключается в том, что гражданин изъявивший желание поступить на
должность государственной службы производит самостоятельную
идентификацию необходимо уровня образования, отсутствие
противопоказаний к замещению должности государственной службы, а
также по другим критериям.
При поступлении на должность государственной службы гражданин
должен будет ознакомиться с основными федеральными законами, которые
определяют правовой статус государственной службы.
Далее субъективный процесс идентификации подтверждается
представителем нанимателя, который соответствие определенных
обстоятельств, которые говорят либо о возможности поступления лица на
службу или невозможности.
Кроме того, государственную службу условно можно разделить на
федеральную и региональную. Стоит не забывать также о муниципальной
службе, которая функционирует на должностях местного самоуправления. В
связи с этим следует также рассматривать нормативно-правовые акты
соответствующего уровня.
В настоящий момент вопрос о поступлении гражданина на должность
государственной службы ставится в зависимость от усмотрения
представителя нанимателя. Вместе с тем, оценивая такое положение дел
можно задаться вопросом, если право гражданина может быть ограничено
только законом, почему представителя правоохранительных органов, одного
из вида государственной службы считают возможным в ряде случаев
ограничить право лица по собственному усмотрению. Кроме того,
представляется, что отказ лицу в поступлении на службу будет происходитьв устной форме, тогда как в противном случае можно было бы проверить
действия лица на правомерность отказа. Видится, что при таких
обстоятельствах возможны случаи дискриминация потенциальных
государственных служащих, а также кумовства и взяточничества.
Видится также, случаи отказа в приеме на работу лицу, близкие
родственники которого имеют судимость или привлекались к уголовной
ответственности, должны быть строго регламентированы в федеральном
законе. Ибо только в таком случае допустимо ограничение столь важного
права. К примеру, возможно установление в том же Федеральном законе «О
полиции» критериев, например, отказ в поступлении на службу допустим
при наличии судимости или факта привлечения у уголовной ответственности
за преступления террористической направленности.
Стоит также принять во внимание ранее рассмотренный пример
обжалования подобного решения лицом при поступлении на службу в
органы внутренних дел. Между тем, в разъяснениях прокуратуры
Джейрахского района отмечается, что в каждой конкретной ситуации
работодатель при выяснении подобных фактов рассматривает вопрос
индивидуально. Собственно противоречивость связана с тем, что служба в
правоохранительных органах выступает, хотя и особым видом
государственной службы, в то же время, является разновидностью таковой.
Таким образом, приведенные выше разъяснения прокуратуры стоят в
противовес положениям конституции, за соблюдением которых такие органы
и должны следить.
Как ране было отмечено, имеется соответствующее решение
Верховного Суда Российской Федерации. Действительно в нашей стране
судебный прецедент не признается в качестве источника права. Между тем,
очевидно, что решение судебного органа высшей инстанции не может
игнорироваться. В то же время очевиден и тот факт, что служба в
правоохранительных органах лица, чьи, например, родители имеютсудимость или привлекались к уголовной ответственности, будет достаточно
сложной в смысле существования в коллективе.
Стоит отметить также, что анализ Доклада омбудсмена позволяет
говорить о том, что зачастую поднимаются вопросы нарушений,
допущенных непосредственно государственными служащими. Тогда как
многочисленные нарушения, связанные с дискриминацией при поступлении,
прохождении увольнении с государственной службы в полном объеме не
освещается.
В настоящее время возникла действительная необходимость в
переосмыслении существующего порядка, упразднения так называемых
«негласных критериев», дабы привести процесс поступления на
государственную службу в гласность, открытость. В рамках настоящего
исследования выдвигалась идея о проведении конкурсного отбора в
электронном виде, формулировании единых критериев поступления на
государственную службу на федеральном уровне.
Кроме прочего, представляется, что необходимо разрешить
неопределенность в части приема на должность государственной службы
лица, чьи близкие родственники привлекались к уголовной ответственности
или имеют судимость. Видится, что данная проблема может быть разрешена
только путем законодательного запрета при данных обстоятельствах
поступать на государственную службу, либо определения четких критериев,
в каких случаев поступление таких граждан на службу допустимо, а в каких -
нет.
Вместе с тем, при решении данного вопроса необходимо будет
понимать, что право граждан, в частности на равный доступ к
государственной службе может быть ограничено только на основании
федерального закона, о чем свидетельствуют положения Конституции РФ.
При этом не допустима сложившаяся сегодня ситуация, при которой вопрос
о приёме сотрудника (имеющего близких родственников с судимостью или
ранее привлеченных к уголовной ответственности) ставится на усмотрениепредставителя нанимателя. Тогда как четкого законодательного основания на
уровне федерального закона не определено.
Сложившийся порядок посягает на верховенство конституционных
норм, является причиной коррупционных связей, площадкой для произвола;
усугубление имеющегося сегодня бюрократизма и как следствие «голодание
кадров».
Так, при поступлении на государственную службу гражданин будет
проходить конкурсный отбор, который в свою очередь включает
психологический отбор.
Психологический отбор включает в себя:
- подготовительную часть (регистрацию кандидатов, вводный
инструктаж, оформление учетной документации);
- психодиагностическое тестирование;
- индивидуальную психодиагностическую беседу;
- описание и анализ результатов психологического обследования;
- психофизиологическое исследование — опрос с использованием
полиграфа;
- итоговую стадию, выраженную в описании и анализе результатов
обследования, оформление документации).
Вместе с тем, представляется, что такие проверки снова могут явиться
причиной необоснованного ограничения права граждан на равный доступ к
государственной службе. Видится, что если у человека имеется
психологическое заболевание данное обстоятельство, безусловно, является
причиной отказа в замещении той или иной должности. В то же время,
определенные качества, такие как психологическая устойчивость, могут быть
развиты за годы профессиональной службы.
Помимо прочего, при решении вопроса о поступлении на
государственную службу должен решаться вопрос не только о наличии
квалификации, профессиональных и деловых качеств, но и
добросовестности, моральных качествах будущего сотрудника. Тогда какпервые могут быть, и сформированы при прохождении государственной
службы и получении опыта при практической деятельности.
Некоторые проблемы реализации права граждан на равный доступ к
государственной службе рассматриваются Уполномоченным по правам
человека. К таковым следует отнести ситуации, при которых семьи
уволенных сотрудников правоохранительных органов остаются без жилья.
Данное обстоятельство пытаются искоренить путем принятия нормативно-
правовых актов. Кроме того, представители Совета Федерации Российской
Федерации предлагают ввести военную ипотеку для сотрудников МВД
Росгвардии, что следует рассматривать положительно..
Вместе с тем, в настоящее время остается множество проблем в части
реализации комментируемого права и фактически такой институт остается
малоэффективным. Поступление на соответствующую государственную
службу, как правило, носит длительный характер, сопровождающийся
многочисленными проверками, которые с каждым годом все более
усложняются. Данное обстоятельство приводит к «голоданию» кадров,
фактам коррупционной направленности, кумовству и прочее.
Таким образом, поставленные в начале исследования цель и задачи
были достигнуты.


1. Административное право : учебник для бакалавров / А.Б. Агапов.
9-е изд., переб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2016. 937 с.
2. Афанасьева С. А. Гарантии реализации права граждан на равный
доступ к государственной службе // Образование и право. 2019. № 2 С. 45-49.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации :
Учебник. М. : Норма, 2007. 784 c.
4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Консультант плюс: справочно-правовая
система.
5. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации за 2020 год [Электронный ресурс] : Официальный сайт
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL:
https://ombudsmanrf.org/content/doclad2020 (дата обращения: 24.04.2021).
6. Зайцев М. С. Право на равный доступ к государственной и
муниципальной службе, а также службе на государственных должностях //
Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД
России. 2014. 2 (26). С. 210-214.
7. Законопроект № 911181-7 «О внесении изменений в статьи 2 и 4
федерального закона «О чрезвычайном и полномочном после Российской
Федерации в иностранном государстве и постоянном представителе
(представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при
международной организации (в иностранном государстве)» // Консультант
плюс: справочно-правовая система.
8. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании
регулирования отдельных вопросов организации и функционирования
публичной власти // Консультант плюс: справочно-правовая система.9. Закон Ростовской области от 09.10.2007 № 786-ЗС (ред. от
28.12.2015) «О муниципальной службе в Ростовской области» // Консультант
плюс: справочно-правовая система.
10. Комиссарова Я. В., Мягких Н. И., Пеленицын А. Б. Полиграф в
России и США: проблемы применения. М., 2012. 224 с.
11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
12. Международный пакт о гражданских и политических правах
(Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании
Генеральной Ассамблеи ООН) // Консультант плюс: справочно-правовая
система.
13. Насташкин А. М. Государственные служащие: без вины
виноватые. О неконституционности возрастных ограничений //
Правозащитник. 2003. № 2. С. 39-45.
14. Обзор cудебной практики по спорам, связанным с прохождением
службы государственными гражданскими служащими и муниципальными
служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 22 июня 2016 г.)
[Электронный ресурс] : Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ.
URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71329668/ (дата обращения:
03.05.2021).
15. Памятка (к психологу) [Электронный ресурс] : Следственное
управление Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской
области. URL: https://irk.sledcom.ru/service/receiving/item/857725/ (дата
обращения: 03.04.2021)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ