Введение .3
Глава 1. Ток-шоу как один из видов телевизионного шоу и особенности его ведения 7
1.1.Ток-шоу в системе жанров телевидения7
1.2. Принципы ведения ток-шоу и функции ведущего на различных этапах создания программы 14
1.3.Формирование имиджа телеведущего. Харизма как доминанта образа 18
1.4. Речевой портрет ведущего ток-шоу 27
Глава 2. Трансформация стилистики ток-шоу в зависимости от имиджа ведущего. Индивидуальное и имперсональное в образе35
2.1. Программа «Тема» и влияние ведущих на её стилистику 35
2.2. Телевизионные программы «Пусть говорят» и «Прямой эфир»: образы ведущих и особенности ведения 48
2.3.Роман Герасимов и Ника Стрижак в ток-шоу«Открытая студия» 89
Заключение 101
Список источников и литературы 106
Приложение……………………………………………………………..114
Согласно данным исследовательской компании Mediascope самыми большими рейтингами на федеральных каналах обладают ток-шоу. А доля программ данного формата, в названии которых вынесено имя ведущего составляет практически 70% . В ТОП-5 входят «Прямой эфир с» Андреем Малаховым, «Вечер с Владимиром Соловьёвым», «60 минут» с Ольгой Скабеевой и другие. Это говорит о том, что ведущий становится не только лицом программы, но и ассоциируется с её авторством. Это делает его ближе к телезрителю и превращает его образ в некий узнаваемый бренд, неотделимый от программы. Когда одна программа меняет ведущего, частично меняются и её внутренние компоненты – тематическое разнообразие, степень участия ведущего в обсуждении, уровень модерации и др. Для зрителя это может быть уже другая программа, даже если сначала кажется, что поменялся только ведущий. В связи с этим актуальным представляется исследование влияния личности ведущего на содержание и стилистику популярных ток-шоу, которое особенно ярко проявляется в ситуациях смены их ведущего.
Научная новизна работы состоит в сопоставлении программ, в которых сменялись ведущие. Помимо анализа речевого портрета, мы изучим имидж ведущего, то, как его воспринимает аудитория, и влияние смены ведущего на рейтинг программы.
Объектом исследования выступают ток-шоу со сменными ведущими.
Предметом исследования является влияние ведущего на содержание и стилистику ток-шоу.
Цель нашей работы – выявить формы участия ведущего в формировании содержания и стилистики ток-шоу. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать особенности ведения ток-шоу и функции ведущего на различных этапах создания выпуска.
2. Выявить, как смена ведущего влияла на стилистику программы.
3. Описать речевой портрет и изменения в образе ведущего ток-шоу, которые показывают его индивидуальность.
4. Сравнить рейтинги ток-шоу в разные периоды работы и выявить, как ведущий влияет на успешность программы.
При написании выпускной квалификационной работы мы применяли следующие методы исследования: сравнительный анализ, описание, ролевой анализ, экспертное интервью.
Эмпирический материал работы: Программа «Тема», которая считается первым ток-шоу на современном отечественном телевидении. Выпуски с 1992 по 2000 гг. Также мы изучим популярные программы с Андреем Малаховым, которые имеют высокие рейтинги. Это ток-шоу «Пусть говорят» с 2011 по 2017 гг и «Прямой эфир». Для сравнения рассмотрим выпуски программы «Пусть говорят» после смены ведущего с 2018 по 2020 гг., а также выпуски программы «Прямой эфир» с Борисом Корчевниковым (2014-2017 гг.) и первым ведущим – Михаилом Зеленским (2011-2013 гг.).
Выпуски программы «Открытая студия» с 2018 по 2020 гг. Петербургская программа примечательна тем, что в течение долгого времени существовала не только с разными ведущими, но и на разных каналах.
Теоретическую базу работы составляют труды отечественных исследователей по теории журналистики и, в частности, ток-шоу (Г. В. Кузнецова, Э. Могилевской, М. А. Бережной, В. Л. Цвика), труды о работе телеведущего, формировании его имиджа и медиаобраза (Ю. А. Крикуновой, П. С. Гуревич, Г. В. Кузнецова). Предметно исследованиями ток-шоу занимались Н. Е. Кондратьева, Л. В. Мордовинова и К. Е. Орлова.
В работе Н. Е. Кондратьевой и Л. В. Мордовиной «Ток-шоу как жанр современной массовой культуры» представлены анализ формы, характерных черт и особенностей ток-шоу и попытка объяснить причины роста популярности данного формата. Помимо этого, исследователи рассматривают роль ведущего в программе и его обязанности.
Работа К. Е. Орловой «Влияние положительного имиджа шоумена на ток-шоу» доказывает, каким образом стилистика и особенности ток-шоу, рейтинг и активность зрителей в студии зависят от ведущего программы. Для этого она обращается к понятию «имидж» и выявляет качества, которыми должен обладать ведущий, чтобы выделяться и привлекать внимание.
Исследование В. С. Норлусенян «К вопросу о языковой компетенции ведущего ток-шоу» описывает коммуникативные тактики и стратегии в речи, к которым прибегают телеведущие, чтобы установить ход беседы, сформировать сюжет программы и взаимодействовать с участниками. Всё это составляет большую часть успеха ток-шоу, а также частично отличает одного ведущего от другого.
Интервью Е. Ю. Додолеева с бывшими коллегами Владислава Листьева в книге «Влад Листьев. Поле чудес в стране дураков» представляет для нашего исследования особую ценность, так как касается внутренних сторон работы над программой «Тема», а также личного отношения её первого ведущего к формату, процессу работы и темам.
Интервью ведущего программы «Открытая студия» ТК 78 (Санкт-Петербург) Романа Герасимова автору ВКР также представляется важным для дипломной работы, поскольку иллюстрирует и подтверждает некоторые выводы, сделанные автором в ходе исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложения. В первой главе выявляются особенности жанра «ток-шоу», функции его ведущего на различных этапах создания выпуска, а также влияние его образа и речевого портрета на стилистическое и тематическое наполнение программы. Вторая глава содержит комплексный анализ элементов, формирующих имидж конкретного ведущего. Выявляется, какое действие замена ведущего оказывает на стилистику и рейтинги программы. Каковы особенности речевого портрета и индивидуальные черты образа исследуемых нами ведущих. В заключении приведены общие выводы, полученные в результате проведённого исследования. В приложении представлено экспертное интервью с ведущим ток-шоу «Открытая студия» Романом Герасимовым.
Целью исследования было выявить формы участия ведущего в формировании содержания и стилистики ток-шоу.
В ходе работы были выполнены все поставленные задачи.
При решении задачи описать особенности ведения ток-шоу и функции ведущего на различных этапах создания выпуска, мы рассмотрели историю возникновения жанра, как он развивался и какое место в нём занимал ведущий.
Данный жанр получил популярность, потому что ранее был неизвестен советскому зрителю и давал возможность высказаться, услышать другие точки зрения и прийти к каким-либо выводам, которые могли быть услышаны властью и привести к изменениям в стране. Поначалу формат был копией, а затем приобрёл свои особенности. Среди которых: определённая тематическая направленность, эксперты в студии отвечают на вопросы, а не полемизируют друг с другом, эмоциональная вовлечённость ведущего.
Основная единица ток-шоу – разговор как таковой. А основными целями являются обсуждение актуальных проблем и развлечение аудитории. У некоторых типов ток-шоу также главным выделяется скандальный характер.
Ведущий ток-шоу должен совмещать в себе несколько ролей – модератора, интервьюера и лидера мнений для аудитории. В зависимости от типа программы (общественно-политическая или скандально-бытовая) он может высказывать своё отношение к проблеме, давать свою оценку поступкам героев.
Важной чертой для ведущего является харизма, с помощью которой он может расположить и привлечь внимание к себе. Выстраивая профессиональный имидж, он должен обращать внимание на внешний вид, самопрезентацию, жизненную позицию и манеру общения.
При решении задачи выявить, как смена ведущего влияла на стилистику программы, мы проанализировали три типа ток-шоу – общественно-политическое («Тема»), скандально-бытовое («Пусть говорят» и «Прямой эфир») и аналитическое («Открытая студия»). В каждом из них, в большей или меньшей степени, новый ведущий привносил что-то своё, индивидуальное. Так, ток-шоу «Тема» постепенно меняла направление от общественно-политических проблем к историям конкретной личности. В первые годы существования программы музыка и мрачные кадры нагнетали обстановку и сообщали зрителю, что обсуждаться будут серьёзные вещи. Однако личность автора и первого ведущего Владислава Листьева довольно явно прослеживалась в большинстве выпусков. Он мог шутить, разряжая обстановку, прямо высказывать своё мнение. Эфирное время в равной степени разделялось между ним, зрителями в студии и экспертами. После ухода Листьева, ведение Лидии Ивановой и Дмитрия Менделеева вызвало неоднозначную реакцию у зрителей и положило начало изменениям в стилистике программы. Ведущий стал меньше участвовать в дискуссии, в заставке появились позитивные кадры и весёлая музыка, увеличилось число экспертов, в зрительном зале появились общественные организации и журналисты. Однако передача всё также придерживалась выбранного формата. С приходом в программу Юлия Гусмана в студию стали приглашать больше известных людей или тех, чья история могла бы вызвать интерес и ажиотаж публики. Появился развлекательный элемент как в темах, так и во внешнем виде самой студии. Корреспондентских сюжетов стало меньше, просветительский элемент постепенно пропадал.
В ток-шоу «Пусть говорят» скандальный ведущий Андрей Малахов сменился спокойным и малоэмоциональным Дмитрием Борисовым. Стилистически программа практически не изменилась. Ведущий стал реже появляться на экране. Фокус с его личности сместился на историю героя. Незначительно уменьшилось количество конфликтов, ведущий даёт слово экспертам и активно с ними коммуницирует. Темы подбираются в зависимости от актуальности, однако после смены ведущего стало больше выпусков, посвящённых жизни медийных личностей, что повлекло за собой сокращение бытовых историй.
Конкурентом программы на Первом канале стало ток-шоу «Прямой эфир» телеканала Россия-1. Изначально целью передачи было обсуждение общественно-политических и остросоциальных проблем. Однако выбор узконаправленных тем и обсуждение в студии только конкретной истории героя постепенно привели к тому, что «Прямой эфир» стал практически копией «Пусть говорят». Этому также поспособствовал выбор ведущих. Серьёзный, но недостаточно активный студии Михаил Зеленский был заменён Борисом Корчевниковым, который обладает харизмой и природным обаянием. Экранное время ведущего увеличилось, он стал вести себя как хозяин. Положительный имидж, дружелюбие и открытая позиция по поднимаемым в программе темам повысили лояльность аудитории, она стала прислушиваться к тому, что говорит Корчевников. Темп программы увеличился. С появлением Андрея Малахова в 2017 году скандальность передачи возросла. Обсуждение подробностей частной жизни, драки и словесные конфликты в студии. По словам Малахова, он является не только ведущим программы, но и её продюсером. Его активное участие в подборе тем и выстраивании драматургии повлияло на стилистику программы не в лучшую сторону.
Ток-шоу «Открытая студия», как аналитическая программа, отличается тем, что представляет собой диалог или полилог ведущего и экспертов на заданную тему. Приглашённые участники должны быть подготовлены и работать в сфере, которая относится к проблеме, которую предстоит обсуждать. Также важна подготовленность самого ведущего, потому что он должен не только задавать вопросы, но и высказывать свои предположения, озвучивать официальные данные и др. Помимо этого, в ток-шоу «Открытая студия» телеведущий выступает в роли продюсера. Он может предлагать актуальные темы, выбирать экспертов и составлять сценарий. Он импровизирует и может по ходу программы выстраивать драматургию в зависимости от ответов приглашённых гостей, заготовленных заранее видеороликов корреспондентов и тематики вопроса зрителя, который звонит в студию по телефону. Большую ответственность также накладывает то, что «Открытая студия» идёт в прямом эфире. Роман Герасимов и Ника Стрижак ведут программу в разные дни и выбирают разные темы. У Романа преобладают проблемы, связанные с экономикой, устройством города и политикой. У Ники Стрижак – с культурой, обществом, взаимоотношениями людей, образованием. Оба ведущих высказывают своё мнение, не боятся вступить в полемику с экспертом и могут урегулировать конфликт. Однако у Ники Стрижак это получается несколько хуже. Это может быть связано как с более злободневной темой и конкретными экспертами, так и с категоричной позицией телеведущей по какому-то вопросу.
При решении задачи описать речевой портрет и изменения в образе ведущего ток-шоу, которые показывают его индивидуальность, мы рассмотрели его на лексическом, синтаксическом и фонетическом уровнях и пришли к выводу, что речевой портрет каждого ведущего соответствует типу ток-шоу и образованности его аудитории. Так, например, в «Пусть говорят» и «Прямом эфире» важным является использование эмоционально-окрашенной лексики. В ток-шоу «Тема» и «Открытая студия» чаще звучат профессионализмы, а также важен быстрый темп речи.
При решении задачи сравнить рейтинги ток-шоу в разные периоды работы и выявить, как ведущий влияет на успешность программы, в работе опирались на статистику исследовательской компании Mediascope. Мы выяснили, что рейтинги практически всех программ после смены ведущего меняются (резко вырастают или падают), но затем возвращаются к своим средним показателям. Исключениями стали ток-шоу «Прямой эфир», популярность которой постепенно увеличивалась после появления в ней Бориса Корчевникова, и «Тема», которая с течением времени не смогла составить конкуренцию другим передачам и потеряла внимание аудитории.
В результате исследования мы пришли к выводу, что после смены ведущего в программах также в разной степени менялись стилистика и тематика.
Факторы, которые определяют популярность ведущего и тематическое разнообразие в ток-шоу – имидж, ролевая модель поведения, языковая игра, темперамент, более глубокие знания в определённой сфере, пол, внешний вид.
1. Белова Е. Б., Питько О. А. Влияние личности журналиста на его профессиональное позиционирование // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема, 2018. – №2 (31).
2. Белоусова М. Н. Современное состояние и тенденции развития жанров тележурналистики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика, 2011. – № 1.
3. Бережная М. А. Доминанты аудиовизуального текста в аспекте исследования ТВ-дискурсов // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2016.
4. Богин Г. И. Модель языковой личности, автореф. дис. д-ра филол. наук, 1980.
5. Васильева Т. В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики: Учеб. пособие. – СПб.: Специальная Литература, 2004.
6. Вайсман В. Б. Персонификация информации как один из параметров эффективности телевидения // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология, 2008.
7. Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования. – 1988. – № 5.
8. Волкова В. В. Имиджелогия: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2005.
9. Ганиев Ж. В. Харизма телевизионных ораторов // Сборник материалов XХI Международной научной конференции по риторике. – М., 2017.
10. Гуревич П. С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия – Москва, 1991.
11. Дедов А. Н. Технологии телевизионной журналистики: учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2017.
12. Додолев Е. Ю. Влад Листьев. Поле чудес в стране дураков – М.: РИПОЛ классик, 2014.
13. Долгова Ю. И., Гуленко П. В. Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики формата «ток-шоу» // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика, 2016 – № 3.
14. Долгова Ю. И., Перипечина Г. В. (ред.) Телевизионная журналистика. М.: Аспект Пресс, 2019.
15. Джавадова Н. И. Факторы успеха рейтинговых программ на отечественном телевидении // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2013. - №19.
16. Журавлёва Е. В. Особенности невербального поведения телеведущего // Наука, образование и культура, 2017.
17. Земская Е. А. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест / Под ред. Е. А. Земской, М. В. Китайгородской, Е. Н. Ширяева. – М.: Наука, 1983.
18. Кабейн О. Ф. Харизма. Как влиять, убеждать и вдохновлять / Оливия Фокс Кабейн; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2013.
19. Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи её изучения//Язык и личность. – М., 1989.
20. Карпенко И., Лобановская Е. Ю., Ельникова О. Е., Горборукова Л. С. Использование метода инфотейнмента в практике современного российского телевидения / И. И. Карпенко [и др.] // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2017. - №28(277), вып.36.
21. Каширин А. А. Индивидуальный медиадискурс информационно-медийной языковой личности ведущего авторской телепрограммы как форма репрезентации его информационного поля // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2017. – № 3 (180).
22. Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия, 1995.
23. Кондратьева Н. Е., Мордвинова Л. В. Ток-шоу как жанр современной массовой культуры/ Н. Е. Кондратьева, Л. В. Мордовина // Аналитика культурологии. – Тамбов: федерация гос. бюдж. образов. учережд. высшего проф. образов, Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – 2008.
24. Красулевская Д. В. Методы эффективного воздействия телеведущего на аудиторию // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2006.
25. Крикунова Ю. А. Телеведущий: личностные качества и профессиональные умения // Омский научный вестник / Социологические и экономические науки, 2009 – №1 (7).
26. Кузнецов Г. В. Журналист ТВ: критерии профессионализма. – М.: РИП-Холдинг, 2004.
27. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
28. Лаптева О. А. Живая русская речь с телеэкрана. Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте / О. А. Лаптева. – 5. изд., стер. – М.: УРСС, 2003.
29. Летина Н. Н. Имиджевый фактор восприятия аудиторией творчества журналиста-аналитика / Н. Н. Летина, Н. А. Буренина // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 3.
30. Лысякова М. В. Ток-шоу как жанр телевизионной журналистики и лингвистический феномен // Современное педагогическое образование, 2020. – № 1.
31. Магомедова П. М., Лекова П. А. Речевые стратегии телеведущего ток-шоу (на материале телепередачи «Давай поженимся») // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Т. 12. № 2., 2018.
32. Максимов. А. Журналист ТВ? Это просто!. – Спб.: Питер, 2017.
33. Матвеева Г. Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего. СПб., 1993.
34. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. 2-е изд. перераб. СПб.: Питер, 2008.
35. Мициева Э. Х. Специфика использования риторических стратегий в речи ведущих ток-шоу // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – № 2 (6). Грамота: Тамбов, 2010.
36. Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования // Коммуникации, 2006. – №15 (137).
37. Москвин В. П. Риторика и теория коммуникации: виды, стили и тактики речевого общения. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014.
38. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М.: Аспект-пресс, 2007.
39. Мухортов Д. С. Об общем и частном в понятиях «речевой портрет», «языковая личность», «Идиостиль» и «идиолект»// Политическая коммуникация: перспективы развития научного направления: материалы международной научной конференции, 2014.
40. Нефедова И., Власова Е. Я и мой имидж. – М.: Яуза; ЭКСМО-Пресс, 1997.
41. Новикова А. А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности. М.: Изд-во Высш. шк. экон., 2013.
42. Норлусенян В. С. К вопросу о языковой компетенции ведущего ток-шоу // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2017.
43. Орлова К. Е. Влияние положительного имиджа шоумена на ток-шоу // Проблемы современной науки и образования, 2017.
44. Распопова С. С. Автор мультимедийного текста // Вестник Челябинского государственного университета, 2012 – № 13 (267).
45. Соловьев Г. М. Феномен персонификации в современном медиатексте //Журналистика и литература в социокультурном диалоги современности. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015.
46. Сумская А. С. Моделирование типажей телеведущих при продюсировании форматных проектов // Вестник Челябинского государственного университета, 2018.
47. Цуриков А. Н. Владислав Листьев как символ российского телевидения // Символ науки, 2020. – №8.
Словари и справочная литература:
1. Большой Энциклопедический словарь. Изд. 2-е/Гл. ред. А. М. Прохоров. – М.; СПб., 2000.
2. Толковый словарь иностранных слов / сост.Л. П. Крысин. – М: Русский язык, 1998.
3. Словарь иностранных слов / сост. Комлев Н. Г. – М.: ЭКСМО, 2006.
4. EncyclopædiaBritannica: официальный сайт. – 2010.
5. ОxfordAdvancedLearner’sDictionary: официальный сайт. – (датаобращения. 15.11.2020).
6. Большой словарь иностранных слов на Gufo.me. – URL:https://gufo.me/dict/foreign_words/%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B6(дата обращения: 20.01.2021).
7. Психологический словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1990.
8. R. E. Denton, G. C. WoodwordPolitikalCommunikation in Amerika. – New York: Praeger Publishers, 1990.
Интернет-источники:
1. Выпуски телепередачи «Тема»
http://tv-videoarchive.ru/tema/51-tema-s-vladislavom-listevym-1992.html
2. Официальный канал телепередачи «Пусть говорят»
https://www.youtube.com/channel/UCD9jSZLsftoOACtkrDNZlsg
3. Официальный канал телепередачи «Прямой эфир»
https://www.youtube.com/channel/UCg-YCxiu2u54f9dcZXVPe3w
4. Официальный канал телеканала «78»
https://www.youtube.com/channel/UCtE_tb6_EBJMSMW8TS49ZAw
5. Официальный сайт исследовательской компании Mediascope
https://mediascope.net/
6. Первый канал. Официальная страница. – https://www.1tv.ru/
7. Телеканал «Россия-1». Официальная страница. – https://smotrim.ru/
8. Телеканал «78». Официальная страница. – https://78.ru/
9. Малахов, Андрей Николаевич. –
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
10. Борисов, Дмитрий Дмитриевич. –
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
11. Корчевников, Борис Вячеславович. – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%92%D1%8F%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
12. Зеленский, Михаил Владимирович. – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
13. Телепрограмма «Открытая студия». – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%8F
14. Телепрограмма «Тема». –
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D0%B0_(%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0
15. InterMedia. Андрей Малахов резко поднял рейтинги программы «Прямой эфир». 05.09.2017 https://www.intermedia.ru/news/313962
16. Коммерсантъ. «Сначала была любовь, потом это переросло в привычку» - Газета «Коммерсантъ» № 152 (6146) от 21.08.2017.
https://www.kommersant.ru/doc/3389723