Аннотация 2
Введение 6
Глава 1. Понятие и общая характеристика права на жизнь 11
1.1 Исторический аспект права на жизнь 17
1.2 Момент начала жизни и приобретения основных прав человеком 23
1.3 Момент прекращения жизни 29
Глава 2. Смертная казнь 44
2.1 Исторический аспект применения смертной казни 44
2.2 Проблемы смертной казни 56
Заключение 66
Список используемых источников 69
Основным по значимости из всех естественных прав человека является право на жизнь. Человек обладает правами в силу того, что он человек, и он не обязан никакой высшей сакральной или светской власти за свои права, они принадлежат ему уже в силу того, что он человек, в силу человеческой природы1. Естественные права, прежде всего, право на жизнь, называются естественными, так как они заключены в самом естестве человека, в его натуре. Они не нуждаются в каком-либо закреплении или оформлении. Естественные права существуют объективно и не зависят от человека - носителя данных прав.
Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, не отчуждаемы и представляют собой основу правового статуса человека и личности.
Киселева Н.А. так высказывалась по поводу права на жизнь: «Жизнь человека - это промежуток между ее началом и прекращением. Однако, по поводу данных временных границ в современном праве нет четких определений.
Для юристов, медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов, даже для простых граждан актуальным остается вопрос об определении моментов начала и окончания жизни, и, соответственно, охраны жизни и защиты законных интересов граждан»2.
Смертная казнь является одним из противоречивых элементов права на жизнь. Право на жизнь является высшей ценностью во всем мире, поскольку образует первооснову всех других прав и свобод, которые складываются в этой сфере3. В связи с этим смертная казнь представляет собой самый спорный вид уголовного наказания.
В последние годы тенденции применения смертной казни серьезно изменились. Человечество избрало направление на минимизацию вынесения судом смертных приговоров. Тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что еще остались случаи использования смертной казни.
В наши дни количество государств, применяющих смертную казнь и количество государств, ее отменивших, примерно одинаково.
Ярким примером государства, применяющего смертную казнь, являются США. Там не только широко используется смертная казнь, но и одобряется подавляющим числом населения. Первая особенность - каждый штат имеет относительную самостоятельность в выборе применения смертной казни. Вторая особенность - это то, что смертные приговоры выносятся как женщинам, так и несовершеннолетним, а это противоречит всем международным нормам прав человека.
В России главным фактором в отмене смертной казни явилось международное право. Международные договоры в наше время регулируют ограничение и отмену смертной казни. Всеобщая Декларация прав человека ООН основана на фундаментальном принципе, согласно которому основой прав человека является достоинство, присущее каждому человеку. Права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность имеет каждый человек4.
В последующем многие конвенции, пакты и договоры по вопросам прав человека, заключенные после 1948 года, основаны на этой Декларации. Так, по части 1 статьи 20 Конституции РФ «каждый имеет право на жизнь». А часть 2 статьи 20 Конституции РФ гласит: «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных»5.
В Российской Федерации фактически установлен мораторий на смертную казнь. Россией в 1997 году был подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, но не был ратифицирован Протокол № 6, в котором говорится: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен. Отступления от положения настоящего Протокола не допускаются»6.
Конституционный суд в своем Постановлении РФ от 02.02.1999 года № 3-П по данному вопросу отмечает: «Каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого назначается исключительная мера наказания смертная казнь, федеральным законом дается право на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей»7.
С января 2010 года в Чеченской республике начали функционировать суды присяжных, хотя Чеченская республика на тот момент была субъектом, где запрет на смертную казнь еще не был введен. С запросом о разъяснении Постановления 1999 года по вопросу применения смертной казни обратился Верховный суд РФ. Конституционным судом было вынесено определение от 19 ноября 2009 года № 21344, согласно которому назначение смертной казни невозможно. Основным аргументом было то, что в течение 10 лет был введен мораторий на смертную казнь. Также на всей территории Российской Федерации 1 января 2010 года был введен суд присяжных, для того чтобы не было возможности назначить смертную казнь, как одну из мер уголовного наказания8.
До сих пор не утихают споры о необходимости отмены или применения смертной казни. Те, кто являются сторонниками смертной казни, утверждают, что страх собственной смерти удержит лицо от совершения преступления. Но, тем не менее, как показывает опыт разных стран, страх перед смертным приговором не снижает уровень преступности.
Сторонниками отмены использования смертной казни высказывается мнение о том, что человек, который совершил преступление, должен понять свою вину и раскаяться, осознать вред, который был им нанесен потерпевшему. Смертная казнь не является наказанием, так как наказание предполагает исправление, а не узаконенное лишение человека жизни. Если казнить человека, то ни о каком исправлении не может идти речи. К тому же нельзя исключать и ошибки при расследовании преступления, и возможность привлечении к ответственности невиновного человека. По опубликованным данным 2016 года в США каждые 25 человек, то есть 4,1%, приговорены к смерти за преступления, которые они не совершали9.
Надо признать, что на рост преступности больше влияет не отмена смертной казни, а отсутствие аппарата предотвращения и предупреждения преступлений. Поэтому, если и вводить смертную казнь, то, прежде всего, следует отладить и довести до максимально высокого уровня систему расследования преступлений, чтобы исключить возможность казни невинных людей. А это сделать очень сложно.
По наличию либо отсутствию смертной казни в уголовном законодательстве можно судить о государстве в целом, его политике, демократичности. Ведь формы, способы и методы борьбы с преступностью отличаются, в различных социально-политических системах они разные.
Большое влияние на решение вопроса о применении смертной казни либо отказа от нее оказывает качество работы правоохранительных органов и система расследования преступлений, так как от этого зависит доказательство виновности преступника и вероятность совершения судебной ошибки, а также коррупционный фактор, который сильно подрывает такие принципы работы государственных органов как справедливость, беспристрастность, неотвратимость наказания.
Жизнь - это исходная точка всего сущего на земле. Это самое ценное, что есть у всех живых организмов и мы, люди, не исключение. Наша задача состоит в сохранении жизни, бережном отношении к ней.
Естественно, что ни о каком законодательном закреплении права на жизнь во времена древности речи не шло. Но люди развивались, образовывали общины, те преобразовались в государства со временем.
Во все периоды становления общества происходили военные столкновения. И вот после Второй Мировой Войны, когда государства столкнулись с разрушительными последствиями этой войны, с огромными человеческими жертвами, человечество пришло к мысли, что необходимо на законодательном уровне признать жизнь величайшей ценностью на земле.
Всеобщая Декларация прав человека 1948 года закрепила основные естественные права человека, установила их охрану и защиту.
Декларация 1948 года стала отправной точкой законодательных баз всех государств мира. Данный акт международный, поэтому страны должны неукоснительно ее соблюдать.
В дальнейшем на основе Всеобщей Декларации 1948 года были приняты такие законодательные акты, как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года.
Данный акты, в отличие от Всеобщей Декларации прав человека 1948 года, носившей скорее рекомендательный характер, уже носят нормативный характер, Европейская конвенция предусматривает и орган, осуществляющий защиту основных прав человека - Европейский суд по правам человека.
В Российском государстве первое упоминание права человека на жизнь мы встречаем в Конституции СССР 1977 года. Закон жизни страны объявлял заботу всех о благе каждого и заботу каждого о благе всех. Хотя в советском государстве преобладали интересы государства, государство пропагандировало заботу о ближнем, а это означало, что для государства важны люди, оно заинтересовано в полноценных членах общества, а для того, чтобы люди были полноценными членами общества, следует создать для них благоприятные условия существования в государстве и, как следствие, закрепить право на жизнь, пусть и таким определением как «забота всех о каждом и забота каждого о всех».
После распада Советского союза в Конституции РФ 1993 года было закреплено право человека на жизнь, которое принадлежит каждому человеку и является неотчуждаемым.
В работе был рассмотрен исторический аспект права на жизнь, его развитие, анализ зарубежного и российского законодательств.
Придя к тому, что жизнь - это временный процесс, законодатель стукнулся с проблемой определения момента начала жизни, момента, когда человек приобретает свои основные права и момента прекращения жизни.
На данный момент в Российской Федерации правами наделяется новорожденный, эмбрион является частью организма матери.
Если наделить эмбриона основными правами человека, то это повлечет критичные изменения в жизни граждан, в частности, нарушение прав женщины (а она уже является полноценным членом общества и обладаем всем комплексом прав, которые защищаются), скачок уровня криминальных абортов, возрастание уровня заболеваний, бесплодия и снижение демографии. Следовательно, мы приходим к выводу о том, что правами следует наделять только родившегося ребенка.
Подробным образом был исследован противоречивый вопрос о праве человека на смерть. Такое право в теории подразумевает под собой суицид (добровольный уход из жизни, совершаемый человеком самостоятельно) и эвтаназию (ускорение смерти неизлечимого больного, совершенное намеренно и имеющее своей целью избавление пациента от страданий). Проанализировав все выше сказанное по данному аспекту, мы пришли к выводу, что право на жизнь и право на смерть - это две стороны одной медали. Смысла законодательно регламентировать право на суицид нет. Задача государства установить такие условия в социуме, чтобы у граждан не возникало мотиваций к самоубийству.
Что касается эвтаназии, в России ее введение невозможно, так как уровень оснащенности медицинских учреждений оборудованием слишком низок, также как и уровень профессиональной подготовки медицинского персонала.
Подробно рассмотрена смертная казнь, ее понятие, история развития применения смертной казни.
Изучены системы применения смертной казни в зарубежных странах, а также опыт ее применения в российском государстве. Выявлены недостатки работы правоохранительных органов.
Также изучена специфика преступлений, которые попадают под наказание смертной казнью (в данный момент на которую наложен мораторий).
Исследована общественная опасность таких преступников, которые совершают особо тяжкие преступления.
Итогом изучения смертной казни является вывод о том, что смертная казнь необходима для наказания преступников, совершивших особо тяжкие преступления, носящие характер множественности эпизодов.
Однако, на данный момент в России применение смертной казни невозможно, так как уровень качества деятельности правоохранительных органов и система следствия не позволяет обеспечить неотвратимость наказания и не может в полной мере исключить возможность совершения судебной ошибки.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной ассамблеей ООН) // Российская газета. - 1995. - 5 апреля.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы / отв. ред. А. Л. Адамшин [и др.]. - Москва : Междунар. отношения, 1989. - С. 302-320.
4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.). Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 20. - Ст. 2143.
5. Декларация об эвтаназии: принята 39-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Мадрид, Испания, октябрь 1987 [Электронный ресурс] // Medicus Amicus: сайт для врачей и фармацевтов. - Режим доступа: medicusamicus.com/index.php?action=laws8, свободный. - Загл. с экрана.
6. Венецианская декларация о терминальном состоянии (Принято 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983) [Электронный ресурс] // Медицина и право. - Режим доступа: med- pravo.ru/Intemational/Terminal.htm, свободный. - Загл. с экрана.
7. Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
8. Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. №174-ФЗ «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. Ст. 4921.
9. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Российская газета. - 1993. - 9 января.
10. Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 146.
11. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6724.
12. Распоряжение Президента Российской Федерации от 27.02.1997 г. № 53-рп «О подписании Протокола № 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 9. - Ст. 1092.
13. Конституция СССР от 07.10.1977 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. - Режим доступа: pravo.gov.ru/. (утратила силу).
14. Белобрагина, Н. А. Международно-правовые стандарты обеспечения и защиты права на жизнь / Н. А. Белобрагина, А. Н. Морозова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - № 2-2. - С. 83-91.
15. Боброва, Н. А. Гармонизация власти и законодательства как первооснова борьбы с коррупцией / Н. А. Боброва // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. - 2010. - № 1. - С. 55-56.
...