Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности 10
1.1 Понятие самостоятельности в психолого-педагогических исследованиях 10
1.2 Особенности развития самостоятельности у детей 5-6 лет 15
1.3 Характеристика педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности 22
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности 29
2.1 Организация и методика выявления уровня развития самостоятельности детей 5-6 лет 29
2.2 Содержание и организация педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности 39
2.3 Анализ эффективности педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет самостоятельности 50
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 60
Феномен самостоятельности в современном мире является одним из наиболее важных аспектов развития личности. Возможности проявления индивидуальных качеств, которыми обладает личность, напрямую зависят от тех волевых способностей, которыми эта личность обладает. Самостоятельность - важнейшее волевое качество, необходимое для самореализации ребенка и его развития в целом. Однако навыки самостоятельности закладываются с детства - в период, когда личность формируется под влиянием воспитания.
Актуальность исследования заключается в том, что самостоятельность не является врожденным качеством, в то время как именно от нее зависит дальнейшее развитие ребенка. Самостоятельность считается опорной точкой для развития личности старшего дошкольника, поэтому перед дошкольной педагогикой встает вопрос о разработке диагностических методик для выявления уровня развития самостоятельности детей, способов, технологий ее поддержки и развития в разных видах деятельности. Важно понимать, что именно самостоятельность обеспечивает дальнейшее личностное развитие ребенка, особенно в старшем дошкольном возрасте при становлении новообразований, предпосылок перехода к следующему возрастному периоду - младшему школьному возрасту.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности. Поэтому современная педагогическая наука уделяет серьезное внимание проблеме формирования самостоятельных навыков у детей 5-6 лет. Большинство из педагогических теорий развития самостоятельности имеют гуманистический характер, основаны на значимости навыков подобного рода в жизни ребенка. С каждым возрастным этапом жизнь детей становится сложнее и многообразнее, что, в свою очередь, требует от личности умения самостоятельно справляться с задачами и проблемами, достигать цели и прикладывать для этого усилия, использовать творческий подход. В связи с этим самостоятельность входит в обязательный перечень навыков, которые должны развиваться в старшем дошкольном возрасте, так как именно в этом возрастном периоде закладываются перспективные для будущего развития.
Изучением вопросов развития самостоятельности у детей 5-6 лет занимались различные педагоги и психологи. В число таких работ входят труды Т. Гуськовой, А.А. Люблинской, А.К. Осницкого, Л.А. Порембской и других.
Сущность самостоятельности и источники его развития у учащихся рассматривались таким педагогом, как П.И. Пидкасистый. Ученый утверждал, что проявление самостоятельности напрямую зависит от предоставляемых взрослыми возможностей для самостоятельной деятельности детей.
Теория взаимоотношений различных компонентов самостоятельности и уровней их развития у старших дошкольников рассматривались К.П. Кузовковой, Т. Гуськовой. Одновременно с данными исследованиями педагогическая наука получила возможность подробно изучить все этапы и методы развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста благодаря работам З.В. Елисеевой, Н.С. Кривовой и А.А. Люблинской. Н.А. Цыркун в процессе наблюдения за волевым развитием детей старшего дошкольного возраста предполагает, что уровень самостоятельности дошкольника зависит не только от тех возможностей, что дает взрослый, но и от внутренних психических процессов.
С.Н. Теплюк в исследовании развития самостоятельности у дошкольников отметила, что родитель играют важную роль в развития данного качества. По мнению исследователя, развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет происходить при постепенном снижении степени помощи ребенку со стороны взрослого.
Итак, развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста является значимой проблемой в педагогической науке, однако в ходе анализа литературы и педагогической практики нами было выявлено следующее: процесс развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста широко описан различными педагогами и психологами, однако современному педагогу сложно отследить динамику развития самостоятельности у каждого ребенка в силу отсутствия четких представлений о способах и методах диагностики, а также осуществить педагогическую поддержку развития данного качества у каждого ребенка в связи с фронтальностью образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Необходимо непрерывное педагогическое сопровождение развития самостоятельности детей в разных видах деятельности. В данном исследовании, принимая во внимание значение игровой деятельности для психического развития детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леолнтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие) мы решили использовать потенциал данной ведущей деятельности для организации педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет самостоятельности.
На основании вышеизложенного, нами были установлены противоречия:
• между доказанной необходимостью развития у детей дошкольного возраста самостоятельности в разных видах деятельности и недостаточным использованием потенциала игровой деятельности в данном процессе;
• между декларируемой в связи с принципами, задачами, целевыми ориентирами дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО) необходимостью развития у детей самостоятельности и недостаточным вниманием к педагогическому сопровождению данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогическое сопровождение развития у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность и результативность педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет самостоятельности.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение развития у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности.
Гипотеза исследования основана на предположении, что развитие у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности возможно благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению, включающему:
• осуществление педагогической диагностики уровней проявления самостоятельности детей 5-6 лет в разных видах деятельности и учет ее результатов при планировании педагогического сопровождения;
• создание проблемно-игровых ситуаций в совместной игровой деятельности педагога и детей для активизации показателей самостоятельности;
• оптимизация развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения условий поддержки и развития самостоятельности детей 5-6 лет;
• организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в аспекте педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы проблемы педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности.
2. Определить показатели и выявить уровень развития самостоятельности детей 5-6 лет.
3. Определить содержание и апробировать организацию педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
• наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
• подход Л.А. Порембской к определению понятия «самостоятельность»;
• подход М.Н. Поляковой к выделению показателей самостоятельности детей в разных видах деятельности;
• положения исследований Т. Гуськовой, К.П. Кузовковой, о зависимости уровня самостоятельности детей от содержания конкретной деятельности;
• положения исследований Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина о самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Новизна исследования заключается в том, что доказана возможность развития у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности при целенаправленном педагогическом сопровождении.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены составляющие педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности: педагогическая диагностика уровней проявления самостоятельности детей 5-6 лет; учет ее результатов при руководстве игровой деятельностью детей 5-6 лет; оптимизация развивающей предметно-пространственной среды; организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в аспекте педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированное содержание работы по педагогическому сопровождению развития у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности может быть использовано воспитателями в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 138 «Дубравушка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 источников) и одного приложения. В тексте работы представлены 7 таблиц, 8 рисунков.
Теоретическое исследование проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы.
Теоретический анализ нормативных документов, психолого-педагогической и методической литературы показал актуальность проблемы развития самостоятельности детей дошкольного возраста.
Самостоятельность, как интегральное личностное качество, характеризуется способностью к автономным действиям, инициативностью, решительностью, целенаправленностью и результативностью деятельности.
Однако данное качество не развивается стихийно. Необходимо непрерывное педагогическое сопровождение развития самостоятельности детей в разных видах деятельности. В данном исследовании, принимая во внимание значение игровой деятельности для психического развития детей дошкольного возраста, мы использовали потенциал игровой деятельности для организации педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет самостоятельности.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБУ детский сад № 138 «Дубравушка» г. о. Тольятти в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На этапе констатирующего эксперимента мы определили показатели, методы педагогической диагностики и выявили исходный уровень развития самостоятельности детей 5-6 лет.
Результаты диагностики на констатирующем этапе послужили основой разработки содержания формирующего эксперимента. Для создания условий, способствующих развитию у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности, педагогическое сопровождение включало:
• учет результатов педагогической диагностики проявления самостоятельности детей в игре, а также игровых предпочтений детей при планировании педагогического сопровождения;
• создание проблемно-игровых ситуаций в совместной игровой деятельности педагога и детей для активизации показателей самостоятельности;
• оптимизация развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения условий поддержки и развития самостоятельности детей 5-6 лет;
• организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в аспекте педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности.
В результате проведенной повторной педагогической диагностики на контрольном этапе эксперимента, мы отметили положительную динамику развития показателей самостоятельности у детей экспериментальной группы. Произошли качественные изменения в проявлении таких качеств, как независимость и автономность (умение выполнять действие без помощи взрослого), инициативность и решительность, проявление творческого подхода к решению задачи, целенаправленность и результативность деятельности. По сравнению с констатирующим этапом количество детей с критическим уровнем сократилось до 7% (1 ребенок). В группе детей, составивших экспериментальную выборку, преобладают оптимальный и допустимый уровни самостоятельности. Произошедшая положительная динамика показателей самостоятельности у детей экспериментальной группы свидетельствует об эффективности предложенного содержания и организации педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет самостоятельности в игровой деятельности.
Следовательно, гипотеза исследования доказана, поставленные задачи решены.
1. Борисова О. Ф. Детский сад по системе Монтессори. Проект Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. М. : Национальное образование, 2015. 192 с.
2. Борисова О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника // Детский сад от А до Я. 2008. № 1. С. 124-132.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : АСТ, 2005. 670 с.
4. Гуськова Т. В. Что такое самостоятельный ребёнок // Дошкольное воспитание. 2006. № 11. С. 60-64.
5. Ефимкина Р. П. Детская психология. М. : Педагогика, 2005. 389 с.
6. Запорожец А. В. Психологическое развитие ребенка. Психологические труды в 2 т. М. : Педагогика, 2010. 360 с.
7. Иванов В. Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами. М. : Просвещение, 1991. 392 с.
8. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М. : Педагогика, 2012. 704 с.
9. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002. 243 с.
10. Кон И. С. Психология самостоятельности. М. : Педагогика-Пресс, 1992. 169 с.
11. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М. : Институт практической психологии, 2008. 384 с.
12. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М. : Просвещение, 2013. 310 с.
13. Маркова Т. А. Воспитание дошкольника в семье. М. : Педагогика, 2002. 283 с.
14. Микляева Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности // Детский сад от А до Я. 2008. № 1. С. 1723.
15. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М. : Академия, 2005. 260 с.
...