Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
|
Введение 5
1 Общетеоретические вопросы регулирования вопроса административной
ответственности в области безопасности дорожного движения 9
1.1 Определение понятия «административная ответственность за
правонарушения в области безопасности дорожного движения» 9
1.2 Методология и степень исследования проблемы административной
ответственности в области дорожного движения и ответственность за них 20
1.3 Нормативные основания административной ответственности
водителей при дорожно-транспортном происшествии 26
2 Зарубежный опыт привлечения к административной ответственности за
правонарушения в сфере безопасности дорожного движения 33
2.1 Опыт зарубежных стран в применении мер административной
ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения 33
2.2 Зарубежный опыт привлечения к административной ответственности нарушителей правил дорожного движения с помощью автоматизированных технических систем 38
3 Перспективы и пути совершенствования в сфере законодательства об
административных правонарушениях в области дорожного движения 42
3.1 Административные правонарушения в области дорожного движения
и ответственность за них 42
3.2 Пути повышения эффективности мер административной
ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения 46
3.3 Перспективы совершенствования законодательства об административных правонарушениях в области дорожного движения . 52
Заключение 60
Список используемой литературы и источников 64
1 Общетеоретические вопросы регулирования вопроса административной
ответственности в области безопасности дорожного движения 9
1.1 Определение понятия «административная ответственность за
правонарушения в области безопасности дорожного движения» 9
1.2 Методология и степень исследования проблемы административной
ответственности в области дорожного движения и ответственность за них 20
1.3 Нормативные основания административной ответственности
водителей при дорожно-транспортном происшествии 26
2 Зарубежный опыт привлечения к административной ответственности за
правонарушения в сфере безопасности дорожного движения 33
2.1 Опыт зарубежных стран в применении мер административной
ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения 33
2.2 Зарубежный опыт привлечения к административной ответственности нарушителей правил дорожного движения с помощью автоматизированных технических систем 38
3 Перспективы и пути совершенствования в сфере законодательства об
административных правонарушениях в области дорожного движения 42
3.1 Административные правонарушения в области дорожного движения
и ответственность за них 42
3.2 Пути повышения эффективности мер административной
ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения 46
3.3 Перспективы совершенствования законодательства об административных правонарушениях в области дорожного движения . 52
Заключение 60
Список используемой литературы и источников 64
В условиях развития современного общества постоянного внимания требуют вопросы обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также поддержание правопорядка. Это осуществляется с помощью различных правовых средств, среди которых значительное место отведено административной ответственности.
Каждый год на дорогах увеличивается количество транспортных средств, следовательно, увеличивается их плотность, как следствие, это приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий. Статистика ежегодно фиксирует огромное количество дорожно-транспортных происшествий, которые возникают в основном именно по вине водителя автотранспортного средства. Довольно часто нарушения установленных правил дорожного движения водителями автотранспортных средств не приводят к наступлению вредных последствий, но несут потенциальную опасность их наступления. Именно с целью предупреждение противоправных деяний в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и воспитание граждан в духе соблюдения установленных правовых предписаний государство и предусматривает такое правовое средство, как административная ответственность.
Административная ответственность водителей автотранспортных средств служит для предотвращения этим негативным общественным явлениям.
Административная ответственность как институт административного права находилась в поле зрения ученых-административистов как в советские времена, так и в современный период развития государства. Однако вопросом административной ответственности на транспорте, в сфере дорожного движения, непосредственно административной ответственности водителей в административно-правовой науке уделялось недостаточно внимания. Этот вопрос исследовался фрагментарно или рассматривался в рамках более широких научных исследований. Хотя он в значительной мере интересует субъектов контроля за соблюдением правил дорожного движения и, конечно, водителей транспортных средств.
Цель и задачи исследования. Целью дипломной работы является формирование теоретических знаний относительно понятия, правовой природы административной ответственности, а также выработка на этой основе предложения по совершенствованию действующего административно-деликтного законодательства в исследуемой сфере и практики его применения.
Указанная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:
- дать определение понятия «административная ответственность за правонарушения в области безопасности дорожного движения»;
- определить методологию и степень исследования проблемы административной ответственности в области дорожного движения и ответственность за них;
- рассмотреть нормативные основания административной ответственности водителей при дорожно-транспортном происшествии;
- изучить правонарушения в сфере безопасности дорожного движения опыт зарубежных стран в применении мер административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения;
- исследовать зарубежный опыт привлечения к административной ответственности нарушителей правил дорожного движения с помощью автоматизированных технических систем;
- рассмотреть административные правонарушения в области дорожного движения и ответственность за них;
- определить пути повышения эффективности мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
- выявить перспективы совершенствования законодательства об административных правонарушениях в области дорожного движения;
Объектом исследования являются отношения административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения.
Предмет исследования - административная ответственность как правовое явление.
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен поставленной целью, спецификой объекта, предмета и задач исследования. При исследовании применялись как общие, так и специальные методы. В частности, диалектический метод применялся при рассмотрении изучаемых проблем и определении основных направлений совершенствования нормативного обеспечения административной ответственности водителей автотранспортных средств. Метод системного анализа позволил определить место правовых норм, регламентирующих административную ответственность специальных субъектов - водителей автотранспортных средств в системе норм права, регламентирующих административную ответственность вообще, а также использованы во время исследования производства по делам о правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Структурно-функциональный метод использовался при исследовании системы и признаков административной ответственности водителей автотранспортных средств, признаков административных проступков, которые совершаются ими, системы административных взысканий. Логико-семантический и формально-логический методы применялись при исследовании понятийного аппарата. Метод историко-правового анализа позволил проработать эволюцию развития законодательства об административной ответственность в сфере дорожного движения. Сравнительно-правовой метод позволил сравнить особенности института административной ответственности водителей на разных этапах его развития и в других странах.
Метод статистического анализа использовался при анализе состояния аварийности на автодорогах, анализе эмпирической информации, касающейся проблемы исследование.
Теоретическим основанием для исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам юридической и административной ответственности вообще и в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в частности.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, которые включают семь параграфов, заключения и списка использованных источников.
Каждый год на дорогах увеличивается количество транспортных средств, следовательно, увеличивается их плотность, как следствие, это приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий. Статистика ежегодно фиксирует огромное количество дорожно-транспортных происшествий, которые возникают в основном именно по вине водителя автотранспортного средства. Довольно часто нарушения установленных правил дорожного движения водителями автотранспортных средств не приводят к наступлению вредных последствий, но несут потенциальную опасность их наступления. Именно с целью предупреждение противоправных деяний в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и воспитание граждан в духе соблюдения установленных правовых предписаний государство и предусматривает такое правовое средство, как административная ответственность.
Административная ответственность водителей автотранспортных средств служит для предотвращения этим негативным общественным явлениям.
Административная ответственность как институт административного права находилась в поле зрения ученых-административистов как в советские времена, так и в современный период развития государства. Однако вопросом административной ответственности на транспорте, в сфере дорожного движения, непосредственно административной ответственности водителей в административно-правовой науке уделялось недостаточно внимания. Этот вопрос исследовался фрагментарно или рассматривался в рамках более широких научных исследований. Хотя он в значительной мере интересует субъектов контроля за соблюдением правил дорожного движения и, конечно, водителей транспортных средств.
Цель и задачи исследования. Целью дипломной работы является формирование теоретических знаний относительно понятия, правовой природы административной ответственности, а также выработка на этой основе предложения по совершенствованию действующего административно-деликтного законодательства в исследуемой сфере и практики его применения.
Указанная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:
- дать определение понятия «административная ответственность за правонарушения в области безопасности дорожного движения»;
- определить методологию и степень исследования проблемы административной ответственности в области дорожного движения и ответственность за них;
- рассмотреть нормативные основания административной ответственности водителей при дорожно-транспортном происшествии;
- изучить правонарушения в сфере безопасности дорожного движения опыт зарубежных стран в применении мер административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения;
- исследовать зарубежный опыт привлечения к административной ответственности нарушителей правил дорожного движения с помощью автоматизированных технических систем;
- рассмотреть административные правонарушения в области дорожного движения и ответственность за них;
- определить пути повышения эффективности мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
- выявить перспективы совершенствования законодательства об административных правонарушениях в области дорожного движения;
Объектом исследования являются отношения административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения.
Предмет исследования - административная ответственность как правовое явление.
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен поставленной целью, спецификой объекта, предмета и задач исследования. При исследовании применялись как общие, так и специальные методы. В частности, диалектический метод применялся при рассмотрении изучаемых проблем и определении основных направлений совершенствования нормативного обеспечения административной ответственности водителей автотранспортных средств. Метод системного анализа позволил определить место правовых норм, регламентирующих административную ответственность специальных субъектов - водителей автотранспортных средств в системе норм права, регламентирующих административную ответственность вообще, а также использованы во время исследования производства по делам о правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Структурно-функциональный метод использовался при исследовании системы и признаков административной ответственности водителей автотранспортных средств, признаков административных проступков, которые совершаются ими, системы административных взысканий. Логико-семантический и формально-логический методы применялись при исследовании понятийного аппарата. Метод историко-правового анализа позволил проработать эволюцию развития законодательства об административной ответственность в сфере дорожного движения. Сравнительно-правовой метод позволил сравнить особенности института административной ответственности водителей на разных этапах его развития и в других странах.
Метод статистического анализа использовался при анализе состояния аварийности на автодорогах, анализе эмпирической информации, касающейся проблемы исследование.
Теоретическим основанием для исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам юридической и административной ответственности вообще и в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в частности.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, которые включают семь параграфов, заключения и списка использованных источников.
С учетом всего выше сказанного предлагаем следующее определение административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения: «административная ответственность за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения - это применение к лицам, которые совершили административные правонарушения, посягающие на состояние защищенности жизни, здоровья людей, их интересов, а также интересов других лиц во время перемещения людей и грузов механическими транспортными средствами, а также людей без транспортных средств по дорогах, административных взысканий, влекущих для этих лиц негативные последствия имущественного, морального, личностного или иного характера и налагаемых уполномоченными на то органами или должностными лицами на основаниях и в порядке установленных нормами административного законодательства».
«Безопасность дорожного движения в целом, предотвращение административных правонарушений в сфере дорожного движения в частности на сегодняшний день является первоочередной задачей Правительства Российской Федерации, поскольку имеет общенациональное значение. По некоторым данным, латентность административных правонарушений достигает 30 % и является достаточно высокой» [38, с.150]. Этому способствует появление у многих водителей чувства безнаказанности при совершении административных правонарушений в области дорожного движения, как следствие, пренебрежение правилами дорожного движения. Также в большинстве случаев водители-нарушители уверены в неэффективной работе правоохранительных органов.
«Многократные изменения нормативно-правовых актов в течение короткого промежутка времени и устанавливающих санкций на административные правонарушения не благоприятствуют повышению уровня безопасности дорожного движения. В результате деятельность юрисдикционных органов по профилактике нарушений Правил дорожного движения становится менее эффективной, появляется ряд проблем. Таким образом, основной юрисдикционный принцип - неотвратимость наказания за совершенное административное правонарушение в области дорожного движения - подвергается сомнению и не соблюдается в практической деятельности» [54].
Учитывая изложенное выше, можно сделать вывод о необходимости заимствования опыта зарубежных стран относительно: видов административных взысканий за нарушение правил дорожного движения (в частности, систему административных взысканий может быть дополнено такими мероприятиями как ограничение, запрет или прекращение деятельности субъекта хозяйствования); размеров административных штрафов (устанавливается в основном в размере реального вреда, а в некоторых государствах до реальной суммы ущерба прилагается еще и имущественный размер последствий, которые этот вред нанесет в будущем); внедрение системы начисления штрафных баллов (США, Канада, Великобритания); применение комбинации из различных санкций (например, в Норвегии изъятие удостоверения водителя применяется как дополнительная мера наказания в сочетании со штрафом и тюремным заключением); взыскания штрафа на месте совершения административного правонарушения (Германия, Швеция, Швейцария, Франция); установления наказания за опасные нарушения правил дорожного движения в виде тюремного заключения (Япония); законодательного закрепления пожизненного лишение права на управление транспортными средствами (Дания, Норвегия); совершенствование технических средств организации и надзора за дорожным движением и тому подобное.
Считаем, что совершенствование законодательства РФ о административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения с учетом зарубежного опыта должно происходить таким образом, чтобы сохранить положительные аспекты достояние отечественной системы права.
Анализ возможных путей повышения эффективности мер административной ответственности, применяемых для повышения безопасности дорожного движения, позволяет сформировать следующие выводы:
1. Неприемлемость установления административной ответственности за совершение правонарушений рассматриваемой категории иначе, чем в федеральном законе - Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации.
2. Наличие таких направлений повышения эффективности мер административной ответственности, как: дифференциация размеров административных штрафов, дифференциация (с возможностью существенного сокращения) сроков лишения права управления транспортным средством, создание дополнительных процессуальных гарантий лицам, привлекаемым к административной ответственности, и потерпевшим.
3. Необходимость установления административно-правовой категории злоупотребления правами со стороны лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также специального перечня обстоятельств, отягчающих административное наказание за совершение правонарушений в области дорожного движения.
Полагаем целесообразным закрепить административную ответственность за неисполнение вышеуказанных обязанностей в виде административного штрафа. Также следует устранить противоречие между ПДД и КоАП в части возрастного ценза. На наш взгляд, лицо, допущенное к участию в дорожном движении, на основании и в соответствии с ПДД должно нести административную ответственность вне зависимости от его возраста.
На основании вышеизложенного остается лишь констатировать, что административное законодательство при его обширности, динамичности, детальной проработке остается пробельным, противоречивым и в силу его растущей актуальности нуждается во внимании со стороны законодателя.
«Безопасность дорожного движения в целом, предотвращение административных правонарушений в сфере дорожного движения в частности на сегодняшний день является первоочередной задачей Правительства Российской Федерации, поскольку имеет общенациональное значение. По некоторым данным, латентность административных правонарушений достигает 30 % и является достаточно высокой» [38, с.150]. Этому способствует появление у многих водителей чувства безнаказанности при совершении административных правонарушений в области дорожного движения, как следствие, пренебрежение правилами дорожного движения. Также в большинстве случаев водители-нарушители уверены в неэффективной работе правоохранительных органов.
«Многократные изменения нормативно-правовых актов в течение короткого промежутка времени и устанавливающих санкций на административные правонарушения не благоприятствуют повышению уровня безопасности дорожного движения. В результате деятельность юрисдикционных органов по профилактике нарушений Правил дорожного движения становится менее эффективной, появляется ряд проблем. Таким образом, основной юрисдикционный принцип - неотвратимость наказания за совершенное административное правонарушение в области дорожного движения - подвергается сомнению и не соблюдается в практической деятельности» [54].
Учитывая изложенное выше, можно сделать вывод о необходимости заимствования опыта зарубежных стран относительно: видов административных взысканий за нарушение правил дорожного движения (в частности, систему административных взысканий может быть дополнено такими мероприятиями как ограничение, запрет или прекращение деятельности субъекта хозяйствования); размеров административных штрафов (устанавливается в основном в размере реального вреда, а в некоторых государствах до реальной суммы ущерба прилагается еще и имущественный размер последствий, которые этот вред нанесет в будущем); внедрение системы начисления штрафных баллов (США, Канада, Великобритания); применение комбинации из различных санкций (например, в Норвегии изъятие удостоверения водителя применяется как дополнительная мера наказания в сочетании со штрафом и тюремным заключением); взыскания штрафа на месте совершения административного правонарушения (Германия, Швеция, Швейцария, Франция); установления наказания за опасные нарушения правил дорожного движения в виде тюремного заключения (Япония); законодательного закрепления пожизненного лишение права на управление транспортными средствами (Дания, Норвегия); совершенствование технических средств организации и надзора за дорожным движением и тому подобное.
Считаем, что совершенствование законодательства РФ о административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения с учетом зарубежного опыта должно происходить таким образом, чтобы сохранить положительные аспекты достояние отечественной системы права.
Анализ возможных путей повышения эффективности мер административной ответственности, применяемых для повышения безопасности дорожного движения, позволяет сформировать следующие выводы:
1. Неприемлемость установления административной ответственности за совершение правонарушений рассматриваемой категории иначе, чем в федеральном законе - Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации.
2. Наличие таких направлений повышения эффективности мер административной ответственности, как: дифференциация размеров административных штрафов, дифференциация (с возможностью существенного сокращения) сроков лишения права управления транспортным средством, создание дополнительных процессуальных гарантий лицам, привлекаемым к административной ответственности, и потерпевшим.
3. Необходимость установления административно-правовой категории злоупотребления правами со стороны лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также специального перечня обстоятельств, отягчающих административное наказание за совершение правонарушений в области дорожного движения.
Полагаем целесообразным закрепить административную ответственность за неисполнение вышеуказанных обязанностей в виде административного штрафа. Также следует устранить противоречие между ПДД и КоАП в части возрастного ценза. На наш взгляд, лицо, допущенное к участию в дорожном движении, на основании и в соответствии с ПДД должно нести административную ответственность вне зависимости от его возраста.
На основании вышеизложенного остается лишь констатировать, что административное законодательство при его обширности, динамичности, детальной проработке остается пробельным, противоречивым и в силу его растущей актуальности нуждается во внимании со стороны законодателя.
Подобные работы
- Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2022 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Административная ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2022 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - «Административная ответственность за правонарушения в области безопасности дорожного движения»
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



