Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование методов телесно-ориентированной терапии в работе с эмоциональным состоянием воспитателей детского сада

Работа №116084

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы143
Год сдачи2020
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Телесно-ориентированная терапия: понятия и подходы 10
1.1 Становление и развитие телесно-ориентированной терапии. Сложившиеся подходы 10
1.2 Понятия и процессы, раскрывающие суть работы с эмоциональным состоянием в телесно-ориентированном подходе 30
Глава 2 Разработка программы работы педагога-психолога с эмоциональным состоянием воспитателей 47
2.1 Диагностика эмоционального состояния воспитателей 47
2.2 Групповая коррекционно-профилактическая работа с эмоциональным состоянием педагогов 61
2.3 Индивидуальная коррекционная работа с эмоциональным состоянием воспитателей 93
Заключение 105
Список используемой литературы 109
Приложение А Диагностика воспитателей в ракурсе эмоциональных состояний и соматической наполненности 116

Актуальность темы исследования: В работе психолога в детском саду основной упор обычно делается на диагностику и коррекционно-развивающие занятия с детьми. Консультации с воспитателями, как правило, ограничиваются рекомендациями: как найти подход к тому или иному ребенку, как строить взаимодействие с детками в соответствии с возрастными нормами развития и так далее. Редко кто из психологов работает непосредственно с эмоциональным состоянием воспитателей. Конечно в течение года (весной) в плане педагога- психолога детского сада предполагается диагностика молодых воспитателей на синдром эмоционального выгорания, которая проводится в форме анкетирования. Однако результаты ее далеко не всегда достоверны, так как большинство воспитателей отвечают в режиме «сохранить лицо», пытаясь угадать правильные ответы. Редко кто из них чувствует важность своевременного выявления эмоционального перенапряжения. Ведь именно это могло бы предотвратить эмоциональное выгорание.
Воспитатели являются значимыми взрослыми для воспитанников. Они создают образ поведения и состояний активно считываемый детьми. Нормализация состояния воспитателей приводит автоматически к улучшению психологического состояния детей. Поэтому работа с эмоциональным состоянием педагогов является одним из приоритетных направлений педагога- психолога детского сада.
Как известно из возрастной психологии дети дошкольного возраста 3-6 лет лучше всего развиваются посредством игровой деятельности, находясь в благоприятно настроенной среде. Про первую часть (игровая деятельность) воспитатели очень хорошо помнят, выстраивая свои занятия с детками, а вот вторая составляющая иногда выходит из ракурса их внимания. И при большом накале внутреннего напряжения воспитателя это фрустрирует детей, и все усилия от занятия сводятся к нулю. А при постоянно повторяющихся «срывах» у воспитанников формируются определенные паттерны поведения (например, затаиться или сбежать), которые значительно ограничивают возможности их эффективного функционирования не только в детском, но и в дальнейшем взрослом возрасте. А иногда это могут быть и более глубокие психологические травмы.
В обязанности педагога-психолога входит обеспечение психологического здоровья всех членов образовательного процесса: воспитанников и педагогов.
Однако направление деятельности педагога-психолога, связанное с коррекцией эмоциональных состояний воспитателей, ограничивается сразу с двух сторон. С одной стороны это не предусмотрено законодательно, то есть не отражено в профстандарте [53]. С другой стороны отсутствует желание самих воспитателей. Хотя это совершенно не означает, что этой проблемы нет. Скорее ей просто не придают должного значения. Ведь воспитатели - это после родителей, самые значимые взрослые в жизни ребенка, которые очень сильно влияют на формирование его характера.
Поэтому единственный выход - это психопрофилактика, которая является одним из пунктов профстандарта [53]. Только с этого ракурса педагог- психолог может найти подход к воспитателю. С этой стороны проблема не обозначается четко, а может быть решена более завуалированным образом, не нанося удара по самооценке воспитателя и не роняя его престижа в глазах сотрудников и руководства.
Для этих целей как нельзя более подходят методы и техники телесно - ориентированной терапии. Воспитатели не готовы пока полностью раскрываться и рассказывать психологу о своем внутреннем мире, отношениях и переживаниях. Работа через тело, помогает снять внутреннее сопротивление и страх и нормализовать напряженное эмоциональное состояние. Расслабляя и гармонизируя тело, работая через центрирование, заземление, помогая выстраивать психологические границы, знакомя с телесной метафорой для каждой базовой эмоции, и используя другие приемы, психолог автоматически расслабляет и гармонизирует общее состояние воспитателя, выравнивая эмоциональный фон и запуская мысли в новом направлении. А если брать шире, то своевременное использование методов телесно-ориентированной терапии в целях коррекции эмоциональных состояний воспитателей не только значительно снижает риски эмоционального выгорания самих педагогов, но и позволяет им, как значимым взрослым, воспитывать психологически здоровых детей, находящихся в контакте с собой и с миром.
Именно поэтому работа с эмоциональным состоянием воспитателей должна стать одной из первоочередных задач педагога-психолога детского сада. Этим мы сможем достигнуть сразу двух целей:
• Создание благоприятной атмосферы в группе.
• Овладение педагогами навыками эмоционального интеллекта, а в последствии, воспитанниками ДОУ.
Объект исследования: Эмоциональное состояние воспитателей (педагогов) МАДОУ.
Предмет исследования: Влияние методов и техник телесно- ориентированной терапии, позволяющих воспитателям сосредоточиться на ощущениях в теле, на гармонизацию их эмоционального состояния.
Цель исследования: Оценить возможности применения методов телесно-ориентированной терапии для коррекции эмоционального состояния воспитателей.
Гипотеза исследования: Методы телесно-ориентированной терапии (бодинамика, интуитивная остеогимнастика, психокатализ, психосоматические медитативные техники), работающие через погружение в ощущения тела, снимают внутреннее сопротивление, излишнюю рационализацию, обеспечивают связку ощущений тела с мыслями и чувствами, приводят к выравниванию и гармонизации эмоционального состояния воспитателей.
Задачи магистерской диссертации:
1. Изучить историю развития и основные сложившиеся подходы в телесно-ориентированной терапии.
2. Определить основные понятия и процессы, характеризующие работу в телесно-ориентированном направлении.
3. Разработать программу работы с эмоциональным состоянием воспитателей, включающую диагностику, индивидуальную и групповую коррекционно-профилактическую работу.
Методы и методики исследования: анализ теоретических положений, характерологическая типологизация по внешности, рисуночные тесты, метафорические материалы работы с образом тела, психотерапевтические методы телесно-ориентированной терапии, математико-статистические методы.
Теоретико-методологические основы исследования. В исследовании рассматривались работы В. Райха с вегетативной терапией, А. Лоуэна с биоэнергетическим анализом, Ф. Александера с комплексом двигательных упражнений, улучшающих привычные телесные позы, М. Фельденкрайза с осознанием и развитием энергии тела, И.П. Рольф с системой рольфинга, активно воздействующей на тело, Д. Боаделла с соматической терапией биосинтеза, Л. Марчер и команды с бодинамическим анализом соматического развития, последователей Р. Хейнрота с психосоматическую работой с телом, А. Ермошина и учеников с Соматопсихотерапией (ре-креативным психокатализом), продолжателей учения Э. Стила, развивающих классические техники остеопатии в различные направления телесной терапии.
Базовыми для настоящего исследования явились: бодинамика (Лизбет Марчер), психосоматика в направлении медитативных практик с образом тела разработанных В. Санжаровым, психокатализ (А. Ермошина) в исполнении его ученика А. Симоненко, остеопатия (Э. Стила), развитая Н. Соколовой в метод интуитивной остеогимнастики.
Научная новизна работы:
1) Сформулирован углубленный процессуальный подход в определении термина «телесное осознавание». Который рассматривает его не как статичный результат (получилось: ощущаю тело и происходящие в нем процессы), а как процесс: процесс постижения, с определенными характеристиками: продолжительность, темп, промежуточные достижения. В полном контексте телесное осознавание определяется как процесс понимания своего тела, имеющий определенную продолжительность, темп, промежуточные достижения, выражающийся в уровне чуткости к телесным ощущениям, имеющий индивидуальные характеристики для каждого человека.
2) Использование инструментария телесно-ориентированной терапии для работы с одной из самых сложных категорий клиентов - педагогов, имеющих в силу профессиональных особенностей большой отрыв от телесных ощущений и повышенный уровень внутреннего сопротивления. Комбинация модулей техник из различных подходов телесно-ориентированной терапии (взаимозаменяемых и взаимодополняемых) позволяет подстроиться под ситуацию с ограничением во времени занятий. Могут быть использованы коллегами из других ДОУ для гармонизации состояния педагогов.
3) Углубление и расширение диагностических инструментов (следуя за индивидуальной траекторией клиента) за счет слияния методов «Домики» Ореховой О.А. и «Гомункулюс» Семенович А.В., позволяющих через рисунок эмоций и тела человека выявить соматическую наполненность разных частей тела различными эмоциональными состояниями, и определить деструктивные связки чувств и первоочередные направления для гармонизации.
4) Развитие метода интуитивной остеогимнастики Соколовой Н. за счет введения в упражнения психологического блока работы: наполнение ресурсами образа тела и прокачка навыков заземления, центрирования и выстраивания границ, что переформатировало эту технику в интуитивную психологическую гимнастику.
5) Расширение в разделе индивидуальной работы техники «ТелоПроектор» Симоненко А. бодинамической работой со структурами характера (использование телесной поддержки и родительских посланий).
Теоретическая значимость исследования заключается в:
• Обобщении существующих подходов телесно-ориентированной терапии по состоянию на сегодняшний день.
• Представлении понятий и процессов телесно-ориентированной терапии, характеризующих направление работы с эмоциональным состоянием.
• Составлении комплексной программы по работе с эмоциональным состоянием педагогов (воспитателей) ДОУ, что полностью обеспечивает методическим обоснованием соответствующее направление работы педагога- психолога. Программа может быть использована коллегами из других ДОУ.
Практическая значимость исследования: заключается в составлении и реализации комплексной программы по работе с эмоциональным состоянием воспитателей ДОУ. Общая гармонизация эмоциональных состояний воспитателей повлияет на развитие взаимоотношений в ДОУ как между коллегами, так и внутри групп: между воспитателями и воспитанниками. Поняв, как работают собственные чувства и эмоции, дав им место быть, воспитатели автоматически начнут позволять проявляться чувствам воспитанников, что неизменно повлияет на общую атмосферу в группе, улучшит показатели интеллектуальных занятий и повысит общий уровень здоровья. Поскольку используемые в групповой работе техники телесно-ориентированной терапии не имеют противопоказаний, то воспитатели могут воспользоваться ими в работе с детьми.
Достоверность и обоснованность выбранных подходов в работе с эмоциональным состоянием воспитателей заключается в положительной динамике соматического наполнения, которая наблюдалась по итогам групповой коррекционно-профилактической работы через рисуночные тесты, по результатам наблюдения через телесные проявления (расслабление в области плеч, улыбки) и по отзывам самих воспитателей.
Экспериментальная база исследования и апробация результатов: Исследование проводилось на базе МАДОУ "Детского сада N345 комбинированного вида" г. Казани. Расположенного по адресу: г. Казань, Московский район, ул. Бондаренко 7а. В детском саду 6 групп, 146 воспитанников, 13 педагогов вместе с педагогом-психологом (1 место вакантное). В целом в обследовании участвовало 12 педагогов (100%). Для соблюдения конфиденциальности каждому из педагогов (клиентов) присвоен шифр: КЛ 1- КЛ 12. По итогам исследования у педагогов повысилось доверие к психологу (стали чаще обращаться по индивидуальным вопросам и с большим удовольствием посещать групповые занятия), улучшилось общее самочувствие (сократилось количество жалоб на здоровье и на воспитанников).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит двадцать восемь рисунков в основной части и двенадцать в приложении, три таблицы, список используемых источников составил семьдесят восемь источников. Основной текст работы изложен на ста пятнадцати страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Существует множество разных подходов в телесно-ориентированной терапии (вегетотерапия, биоэнергетический анализ, осознавание через движение, рольфинг, биосинтез, бодинамика, психосоматика, психокатализ, остеопатические техники и ряд других), но все их объединяет направленность в своей работе на тело. При этом человек рассматривается как единый организм. То есть телесность и психика изучаются в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом в каких-то подходах воздействие на тело осуществляется в достаточно жесткой форме, в других, это будет деликатное воздействие приятное телу, в третьих, все воздействие будет происходить в воображении человека, но это ничуть не умаляет его результатов. Непосредственной опорой для исследования послужили телесно-ориентированные методы и техники: бодинамика, интуитивная остеогимнастика, психокатализ, психосоматические медитативные техники работы с образом тела. Эффективность их использования подтвердила апробация.
2. Важным моментом во взаимодействии с эмоциональным состоянием педагогов стало изучение понятий и освоение процессов телесно-ориентированного подхода: телесное осознавание, символика тела, взаимосвязь, дыхание, центрирование, заземление, границы. Сформулирован углубленный процессуальный подход в определении термина «телесное осознавание». Сделан акцент на том, что почти все рассмотренные базовые понятия телесно-ориентированной терапии не статичны, а являются процессами, течение которых терапевт обязательно должен отслеживать во взаимодействии с клиентом. Глубокая качественная работа в телесно-ориентированном подходе не сложится, если эти процессы не заработают.
Все эти процессы взаимозависимы и взаимодополняемы. Так же как наш организм является единой мудрой системой способной к самовосстановлению, так и процессы работы в телесно-ориентированном подходе гармонизируют друг друга. Это возможно если терапевт чутко реагирует на свои мысли, чувства, ощущения и находится в контакте с мыслями, чувствами и ощущениями клиента. Телесно-ориентированный терапевт не сможет качественно выстраивать контакт с клиентом, если он сам находится в нересурсном состоянии. Он сам (его тело, его личность) является инструментом необходимым для терапевтического взаимодействия. Поэтому прежде чем встречаться с клиентом необходимо сгармонизировать себя.
3. В процессе исследования была разработана и апробирована программа работы педагога - психолога с эмоциональным состоянием воспитателей. Эта программа может быть использована в любом детском дошкольном учреждении, в силу достаточной простоты и гибкости подхода с возможностью выстраивать индивидуальные траектории за счет имеющейся вариативности. Учитывая возможности и ограничения в работе педагога-психолога, были обозначены следующие этапы: диагностика, групповая коррекционно-профилактическая работа, индивидуальная коррекционная работа, просветительская работа.
4. Диагностика проводилась в два этапа. Это позволило выявить ведущие структуры характера, заложившиеся в процессе развития, и наделяющие клиента определенными физическими данными, психологическими особенностями и паттернами поведения. А так же обозначить наиболее актуальные (проблемные чувства и эмоции), дискомфорт в теле, деструктивные связки чувств и эмоций и энергопотенциал. Появилась возможность выстраивать групповые и индивидуальные занятия с учетом актуальности для воспитателей.
5. Разработка модулей для групповых коррекционно-профилактических занятий велась методом проб и ошибок. Необходимо было придерживаться трех принципов (выявленных в ходе работы): самостоятельность выполнения, ограничение во времени, низкий контакт с ощущениями в теле. В итоге, более продвинутые упражнения из бодинамики (требующие работы в парах) не подошли и была избрана остеопатическая гимнастика. Как более привычный алгоритм индивидуальной зарядки под руководством психолога.
6. Индивидуальная коррекционная работа проводилась только по личному запросу каждого из воспитателей. Первый вариант представлял использование техник и практик бодинамики, исходя из выявленной структуры характера. Самый ощутимый телесный эффект был получен при работе с чувством вины: расслабилась верхняя часть спины, шея, плечи, ушло давящее чувство из груди. Во втором варианте использовался набор метафорических материалов для психологической работы с внутренним состоянием "Тело проектор" Симоненко А.М. Использование этого метода значительно снижало внутреннее сопротивление. Кроме того в силу профессии воспитатели с большим удовольствием выкладывали фигурки, подошли к этому творчески (сами добавляя недостающие в наборе, по их мнению, детали). Что еще раз доказало верность выбранного метода. По итогам наблюдались легкость или тепло в теле.
7. Просветительские занятия должны строиться, исходя из выявленных проблемных зон коллектива. Включать знакомство с разными чувствами, концентрировать внимание на важности саморегуляции, умении пользоваться навыками заземления, центрирования и управления границами в жизни.
8. В целом исследование выявило важность работы с эмоциональным состоянием воспитателей, как фактором, влияющим не только на их собственное благополучие, но и на здоровье воспитанников (причем как физическое, так и психологическое). Разработанная программа показала свою эффективность. Все 12 (100%) педагогов, участвующих в исследовании посещали групповые занятия с удовольствием, поэтому приоритетность в работе с воспитателями должна делаться именно на это направление (групповые коррекционно-профилактические занятия).
9. Методы и техники телесно-ориентированной терапии стали тем инструментом, который позволил воспитателю найти контакт с собой, своими чувствами, мыслями и ощущениями в теле, и соединить их в один круг - круг гармонии. Воспитатели, в силу своей профессии, очень много времени проводят «в голове», а чувства, эмоции и ощущения в теле остаются невостребованными (подавленными). И именно методы телесно-ориентированной терапии позволяют через ощущения в теле выйти на контакт с чувствами и эмоциями: научится их слушать и слышать, принимать, давать им место, проживать экологичными способами для себя и окружающих.


1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. Пер.с.англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 352 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
3. Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти. Пер. на рус. Е.В. Алымовой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского государственного университета. 2004. 183 с.
4. Баскаков В.Ю. Танатотерапия посттравматического стресса. Актуальные проблемы психофизиологической коррекции функционального состояния военнослужащих// Материалы всеармейской научно-практической конференции. г. Санкт-Петербург, 2001.
5. Борисова Е.В., Воробьева Е.А., Евлампиева М.В., Иванова Н.А., Степанова В.А. Тело и внутренний мир. Рекомендации по работе со структурами характера с иллюстрациями. М.: ООО Принтлето, 2018. 189 с. + комплект карточек.
6. Бороздина Л. В., Видинска Л.Н. Притязания и самооценка // Вести. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 1986. № 3. С. 21—30.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990.
8. Вачков И. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М.: Эксмо, 2007. 416с.
9. Википедия. [ Электронный ресурс]: URL.: https://ru.wikipedia.org/ (даты обращения: 30.01.2020 - 10.05.2020).
10. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. N 4. С.50-63.
11. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. М.: ИМЕДИС, 1998. 205с.
12. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. 354с.
13. Газарова Е.Э. Психология телесности. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 362 с.
14. Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
15. Дунаев И.В. Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. М.: ЮКЭА, 2000. 480 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ