Работа сделана на примере Детского оздоровительного лагеря «Дружба». Он расположен в 40 км от г. Улан-Удэ, с. Онохой-Шибирь Заиграевского района.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Нормативно-правовая основа деятельности детского оздоровительного лагеря 6
1.2. Функции детского оздоровительного лагеря 10
Глава 2 ДОСУГ КАК ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ 15
2.1 Формы досуговой деятельности в практике детских оздоровительных лагерей 15
2.2 Особенности организации досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере «Дружба» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 29
Актуальность исследования определяется тем, что вопросы организации свободного времени и досуга детей в период отдыха от образовательного процесса имеют большое значение. В связи с тем, что в летний период детям нужно отдохнуть от привычной обстановки, завести новых друзей и интересно, с пользой для здоровья провести время.
Потребностям удовлетворения рекреационных задач, улучшения здоровья детей, построения социокультурной среды наиболее полно отвечают детские оздоровительные лагеря.
Детские оздоровительные лагеря имеют большую значимость в деле организации содержательного досуга в каникулярное время, популярны как у детей младшего возраста, так и у подростков.
Летний оздоровительный лагерь относится к системе управления учреждениями дополнительного образования детей и подростков как наиболее массовая форма организации отдыха детей в период школьных каникул.
По статистическим данным Министерства просвещения России ежегодно отдыхают в лагерях более 10 миллионов детей и подростков.
Степень изученности проблемы
Вопросам организации деятельности досуговых площадок и детских оздоровительных лагерей посвящали свои исследования такие педагоги и практики, как А.А. Данилков, Ю.Н. Григоренко, Б.В.Куприянов, Н.Н. Мугаллимова, М.П. Кулаченко и другие.
Анализ литературных материалов и информации интернет-источников позволяет сделать вывод, что с течением времени, за рубежом и в нашей стране накопилось достаточное количество разнообразного опыта организации летнего отдыха детей.
По мнению Внуковского М.В. (Председатель президиума АНО «Право и Милосердие») – Культурно-досуговая деятельность детских оздоровительных лагерей – важное поле самоутверждения личности ребенка. Она таит в себе возможность побед, необходимых для человека и представляющих один из мощнейших стимулов жизнедеятельности и дальнейшего его развития. Успех в театрализации, игровой деятельности придает ему уверенность в собственных силах, поднимает настроение. Преодолевая трудности, которые всегда возникают в ходе состязаний, дети получают определенную нравственную, а во многих программах – и физическую закалку. Когда культурно-досуговая деятельность приобретает регулярный характер, победное выступление приносит довольно широкое распространение признания, даже популярности. Интересно, что в культурно-досуговой сфере детских оздоровительных лагерей устанавливаются специфические взаимоотношения между детьми [20].
Между тем, перед педагогами и организаторами детского досуга встает проблема так построить педагогический процесс, чтобы с одной стороны решая задачи воспитательного, физкультурно-оздоровительного и образовательного плана, с другой стороны дать детям возможность отдохнуть, насладится природой, завести новых друзей и набрать силы для последующей учебы.
В связи с чем перед педагогами стоит задача разработки эффективных форм организации содержательного досуга в условиях детского оздоровительного лагеря, которые удовлетворяют потребности современных детей.
Цель исследования – изучить сущность детского досуга и описать современные формы его организации в детском оздоровительном лагере.
Задачи исследования:
- изучить теоретико-методологические основы организации детского оздоровительного лагеря как образовательной организации;
- рассмотреть сущность понятия досуговая деятельность;
- охарактеризовать формы организации досуга;
- проанализировать формы организации досуга в детском оздоровительном лагере;
- предложить пути улучшения досуга детей.
Объект исследования – досуговая деятельность детей
Предмет исследования – особенности организации досуговой деятельности в условиях лагеря «Дружба»
Гипотеза исследования: недостаточная подготовка педагогических работников не позволяет обеспечить полноценный и содержательный отдых и развитие детей в течении всего года в детском оздоровительном лагере.
База исследования: Лагерь «Дружба» Респ. Бурятия, Заиграевский район.
Методологическая база исследования
В работе были использованы материалы научных исследований А.А. Данилкова, Е.А Гурбина., О. С. Лукина, Н. Н. Мугаллимова.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературных документов и других источников информации, обобщение, наблюдение.
Практическая значимость: материал исследования может являться дополнительным материалом для изучения организации досуга детей и подростков в детском оздоровительном лагере и способах улучшения его эффективности и востребованности.
Положения, выносимые на защиту
1. Процесс организации летнего досуга детей и подростков основан на нормативно законодательной базе (21 документ) и включает в себя комплекс мер по обеспечению их безопасности и здоровья, дополнительного образования, проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
2. Предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. В детском оздоровительном лагере формируется особое социокультурное пространство, создающее условия для личностного развития, эффективного социального взаимодействия детей и транслирующее важные социальные установки и жизненные ценности. При этом, специфика воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря обусловлена созданием условий для раскрытия социокультурного опыта детей в ситуации их включения в оптимальное социо природное пространство, социокультурное взаимодействие с педагогами и детьми, различные формы творческой работы, а также за счет отдаления от ставшей привычной, иногда не вполне позитивной среды общения, и это способствует раскрытию личностного потенциала детей.
3. В настоящее время актуальным становится вопрос создания условий для отдыха и оздоровления детей в организациях круглогодичного действия. Однако большинство детских оздоровительных лагерей Республики Бурятия функционируют только в каникулярный период, в них отсутствует долгосрочный комплекс мер по обеспечению организации управлением стратегии, направленной на превращение детского оздоровительного лагеря в центр организации и отдыха детей круглогодичного действия. В связи с чем можно рекомендовать руководству и педагогическому коллективу детского оздоровительного лагеря «Дружба» разработать и реализовать программу круглогодичной работы лагеря, по примеру центра развития и оздоровления детей «Байкальский бор».
4. Детский оздоровительный лагерь «Дружба» является популярным местом отдыха в каникулы среди детей и подростков Республики Бурятия и других регионов, что обусловлено постоянной работой администрации и педагогического коллектива лагеря над совершенствованием условий реализации программ смен, досуговой, творческой, оздоровительной, спортивной и образовательной деятельности, комфортного проживания детей и рабочего персонала.
5. В рамках проведения 3 смены 2021 года «Проект» учитывая традиции и возможности лагеря, а также педагогический опыт, полученный в процессе обучения в педагогическом колледже, опираясь на желания и интересы детей и родителей, была разработана программа досуговой, развивающей и воспитательной работы.
6. Программа предполагала создание и поддержание новых условий для проведения целенаправленных культурно-досуговых, спортивных, познавательных, здоровье сберегающих мероприятий во время летнего отдыха детей и подростков в условиях пандемии короновирусной инфекции , их физического развития, охраны и укрепления здоровья, формирование ценностей здорового образа жизни, направленных на выработку стойких положительных жизненных ориентиров, смены психологического состояния, расширение кругозора, выработке необходимых социальных умений и навыков, сохранения и укрепления здоровья детей.
7. На фоне пандемии коронавирусной инфекции и ограничениях с этим связанных, которые в течении года привели к малоподвижному образу жизни у детей произошло развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом, сформировались навыки здорового образа жизни, укрепилось здоровье, были сформирована навыки общения и налажена социализация детей, нарушенная в период локдауна и дистанционного образования в домашних условиях, что в свою очередь подтвердило гипотезу исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Поэтому лето для них – это разрядка накопившейся за год напряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в лично значимых сферах деятельности, развлечений, свободы выбора занятий.
Но при этом многие родители не умеют правильно организовать досуг своего ребенка.
В решении этой проблемы помогают летние оздоровительные лагеря, которые направлены на организацию дифференцированного досуга, способствующему физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей.
В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. В процессе активного досугового времяпровождения происходит укрепление чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
В процессе исследования была изучена специфика организации содержательного досуга детского оздоровительного лагеря «Дружба «.
Следует отметить, что работа по организации досуга в ДОЛ «Дружба» корректируется каждый год, ведь каждый год в нашу жизнь приходят новые формы организации досуга. В процессе исследования были выделены основные особенности организации досуга детского оздоровительного лагеря «Дружба».
Отдых в ДОЛ предусматривает соблюдение правильного режима дня, сбалансированное питание, подвижный отдых, развлекательные мероприятия, обучающие занятия различных видов. Ребенку вдали от родителей и привычной обстановки создаются условия для восстановления сил и развития для взятия новых вершин в течении предстоящего учебного года.
В ходе реализации программы детского оздоровительного лагеря «Дружба» были затронуты следующие направления: художественно-творческое, физкультурно-оздоровительное, духовно-нравственное, образовательное. Каждое направление предусматривало определенные мероприятия, исходя из задач и ожидаемых результатов.
Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря системной продуманной работе в детском оздоровительном лагере «Дружба» каждый ребенок может найти себе дело по душе; там интересно, комфортно и безопасно.
1. Федеральный закон от 21 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – №303
2. Федеральный Закон от 3 июля 1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. – 1998.
3. Приказ Министерства образования и науки России № 1008 от 29.08.2013 [Электронный ресурс] «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». – Режим доступа: https://base.garant.ru
4. Байбородова Л.В., Симонова Г.И., Харисова И.Г. Педагогические основы деятельности детских оздоровительных лагерей // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – №2. – 512с.
5. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе. 3-е изд. дополн. / М.: «Сентябрь», 2021. – 192 с
6. Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь. Нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности) / Е.А. Губина. – Волгоград: Учитель, 2017. – С. 165.
7. Данилков А.А. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография. / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Изд. НГОНБ, 2018. – 308 с.
8. Кругликова Г. Г., Линкер Г. Р. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: учеб. пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2019. 236 с.
9. Лескогон Н.Ю. Нормативно-правовые основы вожатской деятельности: Методические рекомендации / Н.Ю. Лесконог, Е.Н. Матюхина. – Москва: МПГУ, 2017. – 156 c.
10. Лукин, О. С. Социокультурное пространство детского оздоровительного лагеря / О. С. Лукин // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 3(29). – С. 166-176.
11. Мугаллимова Н.Н. Особенности организации воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере / Н.Н. Мугаллимова, М.Н. Чапурин, В.Т. Никоноров // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-3. – С. 207-210.
12. Оздоровление и занятость детей в период каникул // Нормативные документы образовательного учреждения. 2021. №12. С. 2-4.
13. Организаторам летней оздоровительной кампании: метод. рекомендации / под ред. Т. А. Файна. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2020. – 144 с.
14. Панченко С.А. Планирование лагерной смены // Народное образование. – 2018. – №3. – С. 212-220.
15. Симонова Д.А. Особенности взаимодействия педагогических работников с детьми в детском оздоровительном лагере социального обслуживания / Д. А. Симонова // Исследования молодых ученых: материалы Международной научной конференции, Казань, 20–23 июня 2019 года. – Казань: Молодой ученый, 2019. – С. 46-47.
16. Тартышная М.А. 20 тематических смен для пришкольного и загородного лагеря / М.А. Тартышная.- Ростов н/Д., 2017. – 34 с.
17. Учебник для вожатого / авт.-сост. М.П. Кулаченко, 2 е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 254 с.
18. Чернуха В.В. Воспитательные процессы в летних оздоровительных детских лагерях / В. В. Чернуха, Г. А. Тимошенко // Электронный научный журнал. – 2019. – № 4(26). – С. 57-60.
19. Шавринова, Е. Н. Детский оздоровительный лагерь как социальная лаборатория: векторы развития / Е. Н. Шавринова // Успехи гуманитарных наук. – 2020. – № 5. – С. 168-172.
20. Автономная некоммерческая организация «Право и Милосердие» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.anopim.com/o-nas/komanda-ano-pravo-i-miloserdie
21. Детский оздоровительный лагерь Дружба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://incamp.ru/camps/detskiy-ozdorovitelnyiy-lager--1882
22. Страница ДОЛ «Дружба» на сайте Бурятского республиканского педагогического колледжа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://brpc03.ru