Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация досуга детей в условиях детского оздоровительного лагеря (Восточно-Сибирский Государственный Институт Культуры)

Работа №116024

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Детского оздоровительного лагеря «Дружба». Он расположен в 40 км от г. Улан-Удэ, с. Онохой-Шибирь Заиграевского района.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Нормативно-правовая основа деятельности детского оздоровительного лагеря 8
1.2 Функции детского оздоровительного лагеря 12
ГЛАВА 2 ОПЫТ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ДРУЖБА» В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 21
2.1 Особенности организации досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере «Дружба» 21
2.2. Результаты социологического исследования 26
2.3 Оптимизация организации досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере «Дружба» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 32

Актуальность исследования определяется тем, что вопросы организации свободного времени и досуга детей в период отдыха от образовательного процесса имеют большое значение. В связи с тем, что в летний период детям нужно отдохнуть от привычной обстановки, завести новых друзей и интересно, с пользой для здоровья провести время.
Потребностям удовлетворения рекреационных задач, улучшения здоровья детей, построения социокультурной среды наиболее полно отвечают детские оздоровительные лагеря.
Детские оздоровительные лагеря имеют большую значимость в деле организации содержательного досуга в каникулярное время, популярны как у детей младшего возраста, так и у подростков.
Летний оздоровительный лагерь относится к системе управления учреждениями дополнительного образования детей и подростков как наиболее массовая форма организации отдыха детей в период школьных каникул.
По статистическим данным Министерства просвещения России ежегодно отдыхают в лагерях более 10 миллионов детей и подростков.
Степень изученности проблемы
Вопросам организации деятельности досуговых площадок и детских оздоровительных лагерей посвящали свои исследования такие педагоги и практики, как А.А. Данилков, Ю.Н. Григоренко, Б.В.Куприянов, Н.Н. Мугаллимова, М.П. Кулаченко и другие.
Анализ литературных материалов и информации интернет-источников позволяет сделать вывод, что с течением времени, за рубежом и в нашей стране накопилось достаточное количество разнообразного опыта организации летнего отдыха детей.
По мнению Внуковского М.В. (Председатель президиума АНО «Право и Милосердие») – Культурно-досуговая деятельность детских оздоровительных лагерей – важное поле самоутверждения личности ребенка. Она таит в себе возможность побед, необходимых для человека и представляющих один из мощнейших стимулов жизнедеятельности и дальнейшего его развития. Успех в театрализации, игровой деятельности придает ему уверенность в собственных силах, поднимает настроение. Преодолевая трудности, которые всегда возникают в ходе состязаний, дети получают определенную нравственную, а во многих программах – и физическую закалку. Когда культурно-досуговая деятельность приобретает регулярный характер, победное выступление приносит довольно широкое распространение признания, даже популярности. Интересно, что в культурно-досуговой сфере детских оздоровительных лагерей устанавливаются специфические взаимоотношения между детьми [20].
Между тем, перед педагогами и организаторами детского досуга встает проблема так построить педагогический процесс, чтобы с одной стороны решая задачи воспитательного, физкультурно-оздоровительного и образовательного плана, с другой стороны дать детям возможность отдохнуть, насладится природой, завести новых друзей и набрать силы для последующей учебы.
В связи с чем перед педагогами стоит задача разработки эффективных форм организации содержательного досуга в условиях детского оздоровительного лагеря, которые удовлетворяют потребности современных детей.
Цель исследования – изучить сущность детского досуга и описать современные формы его организации в детском оздоровительном лагере.
Задачи исследования:
- изучить теоретико-методологические основы организации детского оздоровительного лагеря как образовательной организации;
- рассмотреть сущность понятия досуговая деятельность;
- охарактеризовать формы организации досуга;
- проанализировать формы организации досуга в детском оздоровительном лагере;
- предложить пути улучшения досуга детей.
Объект исследования – досуговая деятельность детей
Предмет исследования – особенности организации досуговой деятельности в условиях лагеря «Дружба»
Гипотеза исследования: недостаточная подготовка педагогических работников не позволяет обеспечить полноценный и содержательный отдых и развитие детей в течении всего года в детском оздоровительном лагере.
База исследования: Лагерь «Дружба» Респ. Бурятия, Заиграевский район.
Методологическая база исследования
В работе были использованы материалы научных исследований А.А. Данилкова, Е.А Гурбина., О. С. Лукина, Н. Н. Мугаллимова.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературных документов и других источников информации, обобщение, наблюдение.
Практическая значимость: материал исследования может являться дополнительным материалом для изучения организации досуга детей и подростков в детском оздоровительном лагере и способах улучшения его эффективности и востребованности.
Положения, выносимые на защиту
1. Процесс организации летнего досуга детей и подростков основан на нормативно законодательной базе (21 документ) и включает в себя комплекс мер по обеспечению их безопасности и здоровья, дополнительного образования, проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
2. Предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. В детском оздоровительном лагере формируется особое социокультурное пространство, создающее условия для личностного развития, эффективного социального взаимодействия детей и транслирующее важные социальные установки и жизненные ценности. При этом, специфика воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря обусловлена созданием условий для раскрытия социокультурного опыта детей в ситуации их включения в оптимальное социоприродное пространство, социокультурное взаимодействие с педагогами и детьми, различные формы творческой работы, а также за счет отдаления от ставшей привычной, иногда не вполне позитивной среды общения, и это способствует раскрытию личностного потенциала детей.
3. В настоящее время актуальным становится вопрос создания условий для отдыха и оздоровления детей в организациях круглогодичного действия. Однако большинство детских оздоровительных лагерей Республики Бурятия функционируют только в каникулярный период, в них отсутствует долгосрочный комплекс мер по обеспечению организации управлением стратегии, направленной на превращение детского оздоровительного лагеря в центр организации и отдыха детей круглогодичного действия. В связи с чем можно рекомендовать руководству и педагогическому коллективу детского оздоровительного лагеря «Дружба» разработать и реализовать программу круглогодичной работы лагеря, по примеру центра развития и оздоровления детей «Байкальский бор».
4. Детский оздоровительный лагерь «Дружба» является популярным местом отдыха в каникулы среди детей и подростков Республики Бурятия и других регионов, что обусловлено постоянной работой администрации и педагогического коллектива лагеря над совершенствованием условий реализации программ смен, досуговой, творческой, оздоровительной, спортивной и образовательной деятельности, комфортного проживания детей и рабочего персонала.
5. В рамках проведения 3 смены 2021 года «Проект» учитывая традиции и возможности лагеря, а также педагогический опыт, полученный в процессе обучения в педагогическом колледже, опираясь на желания и интересы детей и родителей, была разработана программа досуговой, развивающей и воспитательной работы.
6. Программа предполагала создание и поддержание новых условий для проведения целенаправленных культурно-досуговых, спортивных, познавательных, здоровье сберегающих мероприятий во время летнего отдыха детей и подростков в условиях пандемии короновирусной инфекции , их физического развития, охраны и укрепления здоровья, формирование ценностей здорового образа жизни, направленных на выработку стойких положительных жизненных ориентиров, смены психологического состояния, расширение кругозора, выработке необходимых социальных умений и навыков, сохранения и укрепления здоровья детей.
7. На фоне пандемии коронавирусной инфекции и ограничениях с этим связанных, которые в течении года привели к малоподвижному образу жизни у детей произошло развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом, сформировались навыки здорового образа жизни, укрепилось здоровье, были сформирована навыки общения и налажена социализация детей, нарушенная в период локдауна и дистанционного образования в домашних условиях, что в свою очередь подтвердило гипотезу исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Поэтому лето для них – это разрядка накопившейся за год напряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в лично значимых сферах деятельности, развлечений, свободы выбора занятий.
Но при этом многие родители не умеют правильно организовать досуг своего ребенка.
В решении этой проблемы помогают летние оздоровительные лагеря, которые направлены на организацию дифференцированного досуга, способствующему физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей.
В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. В процессе активного досугового времяпровождения происходит укрепление чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
В процессе исследования была изучена специфика организации содержательного досуга детского оздоровительного лагеря «Дружба».
Следует отметить, что работа по организации досуга в ДОЛ «Дружба» корректируется каждый год, ведь каждый год в нашу жизнь приходят новые формы организации досуга. В процессе исследования были выделены основные особенности организации досуга детского оздоровительного лагеря «Дружба».
Отдых в ДОЛ предусматривает соблюдение правильного режима дня, сбалансированное питание, подвижный отдых, развлекательные мероприятия, обучающие занятия различных видов. Ребенку вдали от родителей и привычной обстановки создаются условия для восстановления сил и развития для взятия новых вершин в течении предстоящего учебного года.
В ходе реализации программы детского оздоровительного лагеря «Дружба» были затронуты следующие направления: художественно-творческое, физкультурно-оздоровительное, духовно-нравственное, образовательное. Каждое направление предусматривало определенные мероприятия, исходя из задач и ожидаемых результатов.
Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря системной продуманной работе в детском оздоровительном лагере «Дружба» каждый ребенок может найти себе дело по душе, ведь там интересно, комфортно и безопасно.



1. Байбородова Л.В., Симонова Г.И., Харисова И.Г. Педагогические основы деятельности детских оздоровительных лагерей // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – №2. – 512с.
2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе. 3-е изд. дополн. / М.: «Сентябрь», 2021. – 192 с
3. Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь. Нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности) / Е.А. Губина. – Волгоград: Учитель, 2017. – С. 165.
4. Данилков А.А. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография. / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Изд. НГОНБ, 2018. – 308 с.
5. Кругликова Г. Г., Линкер Г. Р. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: учеб. пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2019. 236 с.
6. Лескогон Н.Ю. Нормативно-правовые основы вожатской деятельности: Методические рекомендации / Н.Ю. Лесконог, Е.Н. Матюхина. – Москва: МПГУ, 2017. – 156 c.
7. Лукин, О. С. Социокультурное пространство детского оздоровительного лагеря / О. С. Лукин // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 3(29). – С. 166-176.
8. Мугаллимова Н.Н. Особенности организации воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере / Н.Н. Мугаллимова, М.Н. Чапурин, В.Т. Никоноров // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-3. – С. 207-210.
9. Оздоровление и занятость детей в период каникул // Нормативные документы образовательного учреждения. 2021. №12. С. 2-4.
10. Организаторам летней оздоровительной кампании: метод. рекомендации / под ред. Т. А. Файна. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2020. – 144 с.
11. Панченко С.А. Планирование лагерной смены // Народное образование. – 2018. – №3. – С. 212-220.
12. Симонова Д.А. Особенности взаимодействия педагогических работников с детьми в детском оздоровительном лагере социального обслуживания / Д. А. Симонова // Исследования молодых ученых: материалы Международной научной конференции, Казань, 20–23 июня 2019 года. – Казань: Молодой ученый, 2019. – С. 46-47.
13. Тартышная М.А. 20 тематических смен для пришкольного и загородного лагеря / М.А. Тартышная.- Ростов н/Д., 2017. – 34 с.
14. Учебник для вожатого / авт.-сост. М.П. Кулаченко, 2 е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 254 с.
15. Чернуха В.В. Воспитательные процессы в летних оздоровительных детских лагерях / В. В. Чернуха, Г. А. Тимошенко // Электронный научный журнал. – 2019. – № 4(26). – С. 57-60.
16. Шавринова, Е. Н. Детский оздоровительный лагерь как социальная лаборатория: векторы развития / Е. Н. Шавринова // Успехи гуманитарных наук. – 2020. – № 5. – С. 168-172.
17. Автономная некоммерческая организация «Право и Милосердие» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.anopim.com/o-nas/komanda-ano-pravo-i-miloserdie
18. Детский оздоровительный лагерь Дружба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://incamp.ru/camps/detskiy-ozdorovitelnyiy-lager--1882
19. Страница ДОЛ «Дружба» на сайте Бурятского республиканского педагогического колледжа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://brpc03.ru



20. Фришман И.И. Досуг в детском лагере как социокультурное явление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dosug-v-detskom-lagere-kak-sotsiokulturnoe-yavlenie
21. Федеральный Закон от 3 июля 1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. – 1998.
22. Федеральный закон от 21 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – №303
23. Приказ Министерства образования и науки России № 1008 от 29.08.2013 [Электронный ресурс] «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». – Режим доступа: https://base.garant.ru

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ