Введение4
Глава 1. Теоретическое и психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе 7
1.1 Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников 7
1.2 Условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка 12
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий 21
2.1 Диагностика уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий 21
2.2 Разработка и внедрение комплекса приемов, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка33
2.3 Анализ и обобщение результатов 38
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение 53
Аннотация. Введение.
Цель исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования регулятивных
универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: совокупность приемов для осуществления процесса формирования регулятивных учебных действий .
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников .
3. Разработать и апробировать систему приёмов для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
4. Выявить динамику уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников .
В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что формирование регулятивных универсальных учебных действий является актуальным в современном образовании. Было изучено и проанализировано большое количество научно-методической литературы по данной проблеме. Также мы рассмотрели понятия универсальных учебных действий, регулятивных ууд и условия их формирования. Обосновали важность предмета «Русский язык» для формирования учебных действий.
Мы изучили критерии сформированности регулятивных универсальных учебных действий и провели педагогический эксперимент, который описан во второй главе. Он состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
Базой исследования являлась МБУ СОШ №70 города Тольятти. За контрольную группу был взят 2 «Б» класс в количестве 25 человек, за экспериментальную - 2 «А» класс в количестве 25 человек. Для диагностики мы использовали три методики, каждая из которых раскрывала определенный компонент. С их помощью был выявлен уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий . Проанализировав полученные результаты, мы разработали и внедрили комплекс приемов на уроках русского языка, направленный на повышение уровня регулятивных универсальных учебных действий .
По итогам результатов исследования можно сделать общий вывод о том, что проведенная нами работа полностью себя оправдала, потому что после проведенных уроков русского языка с использованием комплекса приемов заметно повысился уровень регулятивных универсальных учебных действий. Учащиеся стали лучше справляться с постановкой цели, составлением плана урока и своей работы. Также повысился уровень таких учебных действий как коррекция и оценка.
Следовательно, разработанный нами комплекс приемов на уроках русского языка, дает возможность формировать у младших школьников регулятивных универсальные учебные действия.
Таким образом, нами были решены задачи, которые были поставлены перед нами в начале исследования, достигнута цель, а также подтверждена гипотеза.