Введение4
Глава 1. Теоретическое и психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе 7
1.1 Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников 7
1.2 Условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка 12
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий 21
2.1 Диагностика уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий 21
2.2 Разработка и внедрение комплекса приемов, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка33
2.3 Анализ и обобщение результатов 38
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение 53
Аннотация. Введение.
Цель исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования регулятивных
универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: совокупность приемов для осуществления процесса формирования регулятивных учебных действий .
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников .
3. Разработать и апробировать систему приёмов для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
4. Выявить динамику уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников .
В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что формирование регулятивных универсальных учебных действий является актуальным в современном образовании. Было изучено и проанализировано большое количество научно-методической литературы по данной проблеме. Также мы рассмотрели понятия универсальных учебных действий, регулятивных ууд и условия их формирования. Обосновали важность предмета «Русский язык» для формирования учебных действий.
Мы изучили критерии сформированности регулятивных универсальных учебных действий и провели педагогический эксперимент, который описан во второй главе. Он состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
Базой исследования являлась МБУ СОШ №70 города Тольятти. За контрольную группу был взят 2 «Б» класс в количестве 25 человек, за экспериментальную - 2 «А» класс в количестве 25 человек. Для диагностики мы использовали три методики, каждая из которых раскрывала определенный компонент. С их помощью был выявлен уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий . Проанализировав полученные результаты, мы разработали и внедрили комплекс приемов на уроках русского языка, направленный на повышение уровня регулятивных универсальных учебных действий .
По итогам результатов исследования можно сделать общий вывод о том, что проведенная нами работа полностью себя оправдала, потому что после проведенных уроков русского языка с использованием комплекса приемов заметно повысился уровень регулятивных универсальных учебных действий. Учащиеся стали лучше справляться с постановкой цели, составлением плана урока и своей работы. Также повысился уровень таких учебных действий как коррекция и оценка.
Следовательно, разработанный нами комплекс приемов на уроках русского языка, дает возможность формировать у младших школьников регулятивных универсальные учебные действия.
Таким образом, нами были решены задачи, которые были поставлены перед нами в начале исследования, достигнута цель, а также подтверждена гипотеза.
1. Александрова, Э.И. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова [Текст] / Э.И. Алексагндрова - М.: Вита-Пресс, 2010. - 192 с.
2. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход [Текст]: учеб.пособие / Е.С. Антонова. - М.: КНОРУС, 2007. - 464 с.
3. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая системно деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования [Текст] / А.Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина // Вопросы психологии. - 2007. - № 4.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли [Текст] / А.Г. Асмолов. М.: "Просвещение", 2011. - 152 с.
5. Ахмеджанова, Г.В. Современные проблемы теории и практики начального образования. Монография. Под общей реакцией Г.В. Ахмеджановой. Тольятти: Издательство ТГУ, 2013. - 142 с.
6. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. – 2006. – №1.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2007. – 398 с.
8. Бурменская Г.В. Формирование универсальных учебных действий в ос- новной школе: от действия к мысли / Г.В. Бруменская, И.А. Володарская, А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение. – 2014. – 159 с.
9. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с.
10. Вергелес, Г.И., Конева В.С. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности) [Текст]: Учебно методическое пособие / Г.И. Вергелес, В.С. Конева – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – 180 с.
11. Воровщиков, С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Текст] / С.Г. Воровщиков // Эйдос: интернет-журн. - 2012. - № 5.
12. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности [Текст] / А.Б. Воронцов. - М.:Рассказовъ, 2012. – 304 с.
13. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / П.Я. Гальперин.- М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. – 396 с.
14. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.
15. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних учеб. заведений / В.В. Давыдов, - Томск: «Пеленг», 1992. – 114 с.
...