Аннотация 2
Ведение 4
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы этнопсихологических особенностей взаимоотношений в системе “родитель-ребенок” в младшем школьном возрасте 7
1.1 Проблема детско-родительских отношений и стиля воспитания в семье в современной психологической литературе 7
1.2 Этнопсихологические особенности взаимодействий родителей с детьми 15
1.3 Психологические особенности младшего школьного возраста 22
Вывод по первой главе 25
Глава 2. Эмпирическое исследование этнопсихологических особенностей взаимоотношений в системе “родитель-ребенок” в младшем школьном возрасте 27
2.1 Организация эксперимента и методики исследования 27
2.2 Результаты исследования 33
Вывод по второй главе 41
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Семья - малая или большая ячейка в гражданском обществе, которая определяет существование и развитие человека, накладывает отпечаток на его дальнейший статус в обществе, но главное определяет его развитие, деятельность и общение.
Детско-родительские отношения имеют прямую и непосредственную связь с развитием любого общества. В создавшихся социально-экономических, современных условиях образования в России, существенная доля воспитательного процесса отводится семье.
В психологической и педагогической науке и практике утверждается идея о том, что при взаимодействии в семье особое место должно принадлежать детско-родительским взаимоотношениям.
В современной отечественной и зарубежной психологической литературе подчеркивается, что несомненную роль и влияние на детско- родительские отношения оказывают этнопсихологические особенности, среди которых выделяют этническую идентичность, этническое сознание, а так же этническую культуру.
Этнопсихологические особенности и детско-родительские отношения изучали такие психологи как: Е. Бене, Р. Бернс, Л.Я. Гозман, Э.А. Саракуев, Р.С. Хамматова, А.В. Сухарева и др.
Актуальность настоящей проблемы определена её недостаточной теоретической изученностью, не хваткой эмпирических данных. Мало разработано методов, средств и подходов для психологического сопровождения детей, слабых взаимосвязей с практикой национальных школ и их психологических служб.
Семья является отражением многих событий, в которой представлены субъектно все перипетии личной и общественной жизни её членов, уровень духовного и культурного развития народа и его представителей.
В современных мировых сообществах налицо деформация национальных отношениях. В мире наряду с процессами самоопределений наций, борьбы за свою независимость происходят интернациональные процессы, назначение которых состоит в воспитании духа культуры межэтнических контактов, но в то же время сохранения исторических обусловленной национальной неповторимости, национального достоинства, этническую идентичности.
Цель работы: изучение этнопсихологических особенностей взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: этнопсихологические особенности взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: предполагаем существование этнопсихологических особенностей родителей во взаимоотношениях с детьми младшего школьного возраста, проявляющего в стиле родительского отношения к ребенку.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ социально-психологической литературы по проблеме детско-родительских отношений.
2. Выявить стили родительского отношения в системе «родитель- ребенок» у младших школьников с учетом этнических качеств.
3. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по теме.
2. Эмпирические методы:
• методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела (вопросов 105, 16РБ-опросник).
• методика диагностики родительского отношения (авторы А.Л. Варга, В.В. Столин.)
• опросник «Взаимодействие родитель-ребёнок» И.М. Марковская.
3. Методы обработки данных.
Практическая значимость исследования, заключается в том, что полученные данные об взаимоотношения родитель ребенок, помогут педагогам и психологам школы определять направление индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей с учётом этнопсихологических особенностей, а также просвещать (консультировать) родителей, с целью повышения эффективности обучения.
Выборка исследования: в исследовании приняли 25 матерей младших школьников.
Эмпирическая база: МОУ Школа №16 , МБУ Лицей №19.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы.
Этническая психология как проявление социального сознания существует в форме этнопсихологических особенностей. Специфика развития этнической психологии зависят от, социально-экономических, исторических, природно-климатических, культурной установки жизни людей.
Этническая принадлежность задается с момента рождения ребенка. Связано это с его развитием речи, способностью говорить на родном языке, знакомится с культурными ценностями, которые задаются общепринятыми национальными традициями и развитием личности.
Анализ работы показывает, что воспитательная функция - развитие и формирование личности должно принадлежать не только семье, но и социальным институтам - школе, общественности и др. Традиции, национальное самосознание, характер имеют важное значение для развития детей любой национальности, придавая психологическим функциям особенность их проявление в быту, поведении, деятельности. Этнопсихологическая и личностная уникальность, определяется в той или иной степени на стиле семейных отношений. Стиль, который выбирает родитель по отношению к своему ребенку, зависит от жизненного стиля личности родителя. Присутствует установка на своеобразие личности родителей на отношения и обращения с ребенком. Существует связь между этнопсихологическими и личностными особенностями матерей и его отношение к ребенку.
Исследовательская работа проводилась в МБУ «Лицей №19» и МОУ «Школа№16». В исследование участвовало 25 человек (матерей) , 15 русской национальности и не 10 не русской. Средний возраст у испытуемых 26-38.
По 16 факторному опроснику Р. Кеттала выявили, что у родителей (матерей), самый характерный фактор личностных особенностей, составляет приспособленность-тревожность результат который 32%, далее интроверсия-экстраверсия 28%, подчиненность-независимость 28% и малый процент регидность-гибкость 12% .
Методика диагностики родительского отношения авторов А.Л. Варга, В.В. Столина, показал, что наиболее характерен для родителей такой стиль как кооперация 32%, принятие 24%, симбиоз 20%,контроль 16%, отвержение 6%.
Тест-опросник И.М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок» показал основные стили воспитания родителей. Большей части родителей предпочитают гармоничный стиль воспитания 39%, хотя и авторитарный достаточно распространен 35%, опекающий 26%.
Следовательно, этнопсихологических особенностей взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» в младшем школьном возрасте существенных различий не выявлено. Возможно, это объясняется малой выборкой или социальными условиями, в которых совершалась социализация русских и не русских национальностей.
Однако некоторые отличия всё-таки были выявлены, для матерей не русской национальности характерны такие личностные черты как большая жестокость, суровость, практичность, хитрость, скрытность, высокий самоконтроль. Матерям же русской национальности присуще такие личностные черты как мягкосердечность, чувствительность, доверчивость, терпимость, богатство воображения. Личностные черты появляются в процессе воспитания и сказываются н отношениях между матерями и детьми.
Малая подборка русской и не русской национальности не позволяет сделать единое заключение о разных стилях воспитания, но по нашему исследованию прослеживается склонность у русских матерей к доверительно-попустительскому, а не у русских к доверительно-авторитарному стилю отношения с ребенком.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.