Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №115957

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических средств профилактики профессионального стресса 7
1.1 Стресс в профессиональной деятельности воспитателей
дошкольных образовательных учреждений 7
1.2 Факторы стресса в профессиональной деятельности воспитателей
дошкольных образовательных учреждений 11
1.3 Профилактика профессионального стресса 15
1.4 Средства психической саморегуляции 19
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния средств психической саморегуляции на профессиональный стресс 39
2.1 Методы и организация исследования 39
2.2 Этапы профилактической работы и анализ результатов эмпирического исследования 50
Выводы по второй главе 73
Заключение 75
Список используемой литературы 78
Приложение

Профессиональная деятельность воспитателя связана с большими энергозатратами (физическими, интеллектуальными, психическими), постоянным высоким уровнем эмоционального и социального напряжения, информационными перегрузками. Все это со временем может привести к истощению внутренних ресурсов организма, и как следствие, к развитию соматических, эмоциональных и поведенических нарушений.
Среди наиболее часто встречающихся у педагогических работников соматических нарушений можно выделить заболевания системы кровообращения, желудочно-кишечного тракта, а также заболевания опорно-двигательного аппарата. Нарушения эмоциональной сферы находят свое выражение в виде эмоционального, умственного и физического утомления, депрессивных и тревожных состояниях. Расстройства поведения проявляются появлением большого числа профессиональных стереотипов защитного характера [47].
Негативное психологическое состояние воспитателя становится причиной снижения эффективности воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками и их родителями, коллегами, разрушает психологическое здоровье.
Эффективным решением проблемы предотвращения эмоционального выгорания, а также развития стрессоустойчивости и оптимизации неблагоприятных эмоциональных состояний педагогов дошкольных образовательных учреждений может стать применение средств саморегуляции. Их использование помогает педагогам раскрыть свои внутренние психофизиологические и личностные ресурсы, которые дают им относительную свободу от обстоятельств и обеспечивают возможность самоактуализации в любых условиях. Таким образом, средства психической саморегуляции становятся средствами управления состояниями, а умение их применять на практике определяют степень профессионализации и профпригодности.
Объект исследования: профессиональный стресс у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Предмет исследования: психологические средства профилактики стресса в профессиональной деятельности
Цель исследования: выявить влияние психологических средств на профессиональный стресс у воспитателей дошкольных образовательных учреждений, оценить эффективность их использования для профилактики профессионального стресса.
Гипотеза исследования: профессиональная деятельность воспитателей является стрессовой; для профилактики профессионального стресса целесообразно провести курс нервно-мышечной релаксации.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать применение средств психической саморегуляции как методов профилактики профессионального стресса.
2. Подобрать диагностический инструментарий для оценки профессионального стресса.
3. Оценить уровень стресса у воспитателей.
4. Эмпирически исследовать и оценить влияние профилактического курса нервно-мышечной релаксации на уровень профессионального стресса воспитателей.
Научная новизна. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблеме стресса в профессиональной деятельности педагогов, анализ отечественной и зарубежной литературы показал недостаточную изученность данной темы в отношении воспитателей дошкольных образовательных учреждений, специфика трудовой деятельности которых существенно отличается от других категорий педагогических работников.
Для эмпирического исследования была выбрана нервно-мышечная релаксация по Джекобсону как одно из наиболее разработанных, но вместе с тем недостаточно описанных в научной литературе средств психологической профилактики стресса.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении специфики стрессогенности профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений и обзоре основных средств психологической профилактики стресса.
Практическая значимость заключается в применении результатов эксперимента при разработке стратегий по психопрофилактике стресса у педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Организация и методы исследования
В качестве испытуемых выступили 22 воспитателя одного дошкольного образовательного учреждения (женщины в возрасте от 22 до 65 лет с трудовым стажем от 1 года до 45 лет).
Исследование проводилось на людях ранее не знакомых с техниками психической саморегуляции и не практикующими их.
Для исследования нами были использованы следующие методики:
• шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера - Ханина (State-Trate-Anxiety-Inventory);
• методика дифференцированной оценки состояний сниженной работоспособности (ДОРС) разработанная А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской на основе теста BMSII H. E. Plath и P. Richter;
• опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
• нервно-мышечная релаксация по Джекобсону;
Профилактическая работа с помощью техники нервно-мышечной релаксации состояла из двух этапов.
На первом этапе проходило обучение техники нервно-мышечной релаксации. Обучение проходило в подгруппах по 5 -10 человек. Занятия 2 раза в неделю в течение месяца. В течение первого сеанса испытуемыми были освоены первые два упражнения из комплекса, которые они должны были повторять ежедневно в домашних условиях в течение 15 минут. Далее на каждом занятии участники эксперимента разучивали по два новых упражнения. Таким образом, на освоение полного комплекса упражнений потребовалось 30 дней.
Второй этап - ежедневные самостоятельные 15-минутные тренировки в течение 30 дней.
Оценка эффективности профилактического курса нервно-психической релаксации у испытуемых проводилась на основании сравнения показателей: личной и ситуативной тревожности, утомления, монотонии, пресыщения, стресса (напряжения), самочувствия, активности, настроения перед началом обучения техники релаксации, после периода обучения, а затем после месяца ежедневных самостоятельных тренировок.
Для оценки разницы между двумя выборками парных измерений до и после эксперимента использовался t-критерий Стьюдента.
Структура диссертации. Магистерская диссертация включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В первой главе раскрыты факторы и особенности профессионального стресса у воспитателей дошкольных образовательных учреждений и проведен обзор средств его профилактики (аутогенная тренировка, биофидбэк, медитация, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция). Вторая глава содержит результаты эксперимента, проведенного на 22 испытуемых одного дошкольного образовательного учреждения г. Сызрани. Список литературы включает в себя 98 источников. Текст работы содержит 4 таблицы, 6 диаграмм, 4 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первой главе были рассмотрены теоретические основы профилактики профессионального стресса: приведены данные исследований профессионального стресса отечественный и зарубежных авторов; проведен анализ стресс-факторов, характерных для профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Подробно рассмотрены основные средства психической саморегуляции (аутотренинг, БОС-технологии, медитативные практики, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция), их значение для развития стрессоустойчивости и снижения уровня стресса.
Вторая глава содержит подробное описание диагностического инструментария. Описаны условия и этапы проведения исследования. Обоснован выбор психологического средства для профилактики стресса в профессиональной деятельности воспитателей, подобран комплекс упражнений. Представлен сравнительный анализ между исходными данными до начала эксперимента и показателями после освоения курса техники релаксации и между показателями после освоения курса техники релаксации и 30-дневного профилактического курса нервно-мышечной релаксации. Сравниваемые количественные данные представлены графически в виде диаграмм. Приведен подробный качественный анализ результатов эксперимента.
Полученные нами в ходе исследования данные показали, что проведение профилактического курса нервно-мышечной релаксации оказало положительное влияние на развитие стрессоустойчивости у воспитателей дошкольного образовательного учреждения и снизило у них уровень профессионального стресса, помогло им стать более работоспособными и собранными.
Согласно диагностике, проведенной после завершения контрольного этапа исследования, все участники эксперимента независимо от возраста и педагогического стажа отметили у себя улучшение физиологического и психологического состояния.
Работники стали меньше чувствовать себя измученными и разбитыми. У них уменьшилось чувство сонливости и вялости. Увеличилась активность и педагоги стали с большим желанием выполнять свою работу.
Кроме того, у испытуемых наблюдается улучшение когнитивных процессов. Они стали более собранными и организованными в работе. Повысилась концентрация внимания и быстрота реакции на происходящее.
Снижение усталости и утомления привело к тому, что педагоги стали затрачивать меньше усилий на выполнение своих профессиональных обязанностей.
Положительные изменения в эмоциональной сфере нашли свое проявление в уменьшении взволнованности, раздражительности, нервозности, возбужденности. Участники эксперимента стали более спокойными и уравновешенными. У них стало преобладать радостное и хорошее настроение, и снова вернулся интерес к работе.
Также необходимо отметить, никому из участников эксперимента не удалось снизить уровень ситуативной тревожности до низкого уровня. У респондентов сохраняется высокий и умеренный уровни ситуативной тревожности.
Несмотря на снижение стресса, 25% сотрудников коллектива по- прежнему отметили у себя выраженный уровень стресса. У остальных педагогов сохраняется умеренный уровень.
Причиной этого могут быть неразрешенные проблемы организационного характера, большие эмоциональные и информационные нагрузки, связанными с профессиональной деятельностью, личные качества работников, сверхурочные часы работы, финансовые трудности, сложности в отношениях с руководством и коллегами.
При этом уровень личностной тревожности, монотонии и пресыщения участников эксперимента после проведения эксперимента остались на первоначальном уровне, то есть курс нервно-мышечной релаксации не оказал влияния на эти показатели.
Следовательно, в ходе нашего исследования обнаружилось, что развитие стрессоустойчивости может зависеть от большого количества факторов. В связи с этим очевидна необходимость продолжения исследований в этой области.
Таким образом, мы делаем вывод о частичном доказательстве гипотезы: нервно-мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психическое здоровье испытуемых и ее можно рекомендовать как средство для профилактики профессионального стресса у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.



1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] / В.А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Речь, 2004. - 166 с.
2. Абдурасулов, Р. А. Научно-методические основы применения аутогенных тренировок в спортивной деятельности [Текст] / Р.А. Абдурасулов // Известия Самарского научного центра РАН. - 2009. - №4-6. - С.1468-1471.
3. Акимов, Б. Медитация. Самовнушение. Аутотренинг. Самые эффективные психотехники [Текст] / Б. Акимов. - М.: Свет, 2014. - 80 с.
4. Александров, А. А. Аутотренинг [Текст] / А.А. Александров. - СПб.: Питер, 2011. - 240 с.
5. Александров, А. А. Психотерапия [Текст]: учеб. пособие / А.А. Александров. - СПб.: Питер, 2004. - 240 с.
6. Александрова, Н. В. Факторы эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации [Текст] / Н.В. Александрова // Вестник НовГУ. - 2016. - №5 (96). - С.7-9.
7. Алексейцев, Н. Ф. Психологические средства как фактор формирования правового поведения личности сотрудника [Текст] / Н.Ф. Алексейцев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2001. - №2. - С.75-78.
8. Ананьев, В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья [Текст] / В.А. Ананьев. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
9. Астахова, А. И. Оценка эффективности проведения реабилитационных процедур БОС-тренинга [Текст] /А.И. Астахова, А.А. Скоморохов, Д.А. Скоморохов // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2004. - №6. - С.32-35.
10. Аякова, Ж. А. Медитативный буддизм в США [Текст] / Ж.А. Аякова // Вестник БГУ. - 2015. - №S14. - С.181-184.
11. Багадирова, С. К. Динамика волевых механизмов саморегуляции спортсменов-дзюдоистов в процессе развивающих тренингов [Текст] / С.К. Багадирова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - №7. - С.212¬216.
12. Балацкая, Л. Н. Современные подходы к голосовой реабилитации больных раком гортани с использованием биоуправления и компьютерных технологий [Текст] / Л.Н. Балацкая, Е.Л. Чойнзонов, Е.А. Красавина, Н.Г. Абдулкина, Ю.В. Горелова // Бюллетень СО РАМН. - 2006. - №3. - С.133-136.
13. Батоцыренов, В. Б. Понятие «Саморегуляция»: терминология и основные подходы [Текст] / В.Б. Батоцыренов //Вестник ЗабГУ. - 2011. - №6. - С.67-72.
14. Бильданова, В. Р. Приемы психологической саморегуляции в деятельности учителя [Текст] / В.Р. Бильданова // Концепт. - 2013. - № 1.
15. Бобровницкий, И. П. Применение модифицированной аутогенной тренировки и физических факторов при психовегетативном синдроме [Текст] / И.П. Бобровницкий, В.М. Звоников, В.В. Арьков // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2002. - №5. - С.12-13.
16. Бодров, В. А. Психологический стресс. Развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. - М.: Пер Сэ, 2006. - 528 с.
17. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2004. - 470с.
18. Букша, С. Б. Эффективность комплексной физической реабилитации
при гипертонической болезни 1 степени на амбулаторно¬
поликлиническом этапе [Текст] / С.Б. Букша, С.В. Шабашов // ППМБПФВС. - 2012. - №1. - С.38-41.
19. Быков, Ю. Н. Стимулирующие методы терапии в нейрореабилитации [Текст] / Ю.Н. Быков, Т.Б. Бендер, С.В. Николайчук // Сибирское медицинское обозрение. - 2017. - №1(103). - С. 35-37.
20. Вангревич, О. А. Игровое биоуправление и стресс-зависимые
состояния [Текст] / О.А. Вангревич, О.Г. Донская, А.А. Зубков, М.Б. Штарк // Бюллетень СО РАМН. - 2004. - №3. - C53-60URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/igrovoe-bioupravlenie-i-stress-zavisimye- sostoyaniya(дата обращения: 18.12.2018).
21. Васильева, Е. В. Технологии индивидуальной и групповой работы социального педагога с подростками по профилактике компьютерной зависимости [Текст] / Е.В. Васильева // Гаудеамус. - 2016. - №3. - С.46¬53.
22. Васильева, О. С. Психология здоровья человека: эталоны,
представления, установки [Текст] / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.
23. Вассерман, Л. И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика [Текст]: Учебно-методическое пособие / Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, Е.А.Трифонова. - СПб.: Речь, 2010. - 192 с.
24. Величковская, С. Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: автореф. дис.... канд. псх. наук [Текст] / С.Б. Величковская. - М., 2005.
25. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н.Е.
Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
26. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
27. Габдреева, Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием [Текст] / Г.Ш. Габдреева. - Казань: Изд-во КГУ, 1981. - 64 с.
28. Головко, Д. А. Религиоведческий анализ медитативной сессии
буддийской традиции Махаяны в изложении Достопочтенного Геши Доги [Текст] / Д.А. Головко // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - 2013. - №16 (159). - С.232-238.
29. Грехов, Р. А. Психофизиологические основы применения лечебного метода биологической обратной связи [Текст] / Р.А. Грехов, Г.П. Сулейманова, С.А. Харченко, Е.И. Адамович // Вестник ВолГУ. Серия 11. Естественные науки. - 2015. - №3. - С.87-96.
30. Гринберг, Дж. Управление стрессом [Текст] / Дж. Гринберг; пер. с анг. Л. Гительман и М. Потаповой - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
31. Гунзунова, Б. А. Применение методов психической саморегуляции в
профессиональной педагогической деятельности // Вестник БГУ. - 2011. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metodov-
psihicheskoy-samoregulyatsii-v-professionalnoy-pedagogicheskoy- deyatelnosti (дата обращения: 02.03.2018).
32. Джафарова, О. А. Возможности биоуправления в учебной адаптации младших школьников [Текст] /О.А. Джафарова, Е.Н. Даниленко // Открытое образование. - 2016. - №2. - С.89-92.
33. Диасамидзе, Э. Д. Взаимосвязь жжения в полости рта и уровня личностной и реактивной тревожности пациента при дезадаптации к съемным пластиночным протезам, или правило трех «н» [Текст] / Э.Д. Диасамидзе // Украшський стоматолоычний альманах. - 2014. - №3.
34. Елфимов, М. А. Интегративный подход к лечению и реабилитации пациентов с некоторыми психосоматическими расстройствами [Текст] / М.А. Елфимов, Е.В. Елфимова // Вестник РУДН. Серия: Медицина. -
2004. - №1. - С.46-49.
35. Ермоленко, С. А. Психологические особенности подготовки
спортсменов [Текст] / С.А. Ермоленко, Ю.А. Лычагина // Вестник БелЮИ МВД России. - 2015. - №1. - С.55-58.
36.Зарубко, Е. Ю. Ранний буддизм и когнитивная психология [Текст] / Е.Ю. Зарубко, В.Е. Левкин // Вестник Тюменского государственного
университета. Социально-экономические и правовые исследования. -
2006. - №3. - С.252-258.
37. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. [Текст] / В.А. Иванников. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 144 с.
38. Иванов, Н. В. Методика поэтапной саморегуляции психических
состояний футбольного арбитра в период подготовки к матчу // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2010. - №3. URL:
https: //cyberleninka.ru/article/n/metodika-poetapnoy-samoregulyatsii- psihicheskih-sostoyaniy-futbolnogo-arbitra-v-period-podgotovki-k-matchu(дата обращения: 05.03.2018).
39. Иванова, Е. М. Психология профессиональной деятельности [Текст] / Е.М. Иванова. - М.: Пер Сэ, 2006. - 382 с.
40. Исаченкова, О. А. Роль стресса в патогенезе сахарного диабета и его осложнений, возможные механизмы развития и методы коррекции [Текст] / О.А. Исаченкова // Медицинский альманах. - 2008. - №3. - С.178-181. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-stressa-v-patogeneze- saharnogo-diabeta-i-ego-oslozhneniy-vozmozhnye-mehanizmy-razvitiya-i- metody-korrektsii(дата обращения: 05.01.2019).
41. Карякина, Т. Н. Методы саморегуляции функциональных состояний личности [Текст] /Т.Н. Карякина, О.В. Голубь // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2006. - №5. - С.71-73.
42. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. Психологическая
антропология стресса [Текст] / Л.А. Китаев-Смык.- М.: Академический проект, 2009. - 944 с.
43. Коваль, К. Ю. Влияние принципов джиу-джитсу на эмоциональное состояние спортсменов [Текст] / К.Ю. Коваль // ППМБПФВС. - 2009. - №5. - С.121-124.
44. Колесникова, М. Г. Саморегуляция как основа здоровьесозидающей
деятельности педагога // ЧиО. - 2008. - №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/samoregulyatsiya-kak-osnova- zdoroviesozidayuschey-deyatelnosti-pedagoga (дата обращения:
02.01.2019).
45. Корнеенков, С. С. Психология йоги: ступени йоги и уровни сознания человека [Текст] / С.С. Корнеенков // Научный диалог. - 2012. - №11. - С.37-51.
46. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере [Текст] / Л.А. Коростылева. - СПб.: Речь,
2005. - 222 с.
47. Кузнецова, Е. В. Психология стресса и эмоционального выгорания: учеб. пособ. для студ. факультета психологии [Текст] / Е.В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. - Куйбышев, 2012. - 96 с.
48. Кулик, А. Л. Биологическая обратная связь и современная клиническая практика [Текст] / А.Л. Кулик, Н.И. Яблучанский // Вестник ХНУ им. В.Н. Каразина. Серия Медицина. - 2011. - №22 (975). - С.82-93.
49. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики [Текст] / Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
50. Куприянова, И. Е. Психотерапевтическая коррекция и реабилитация нарушений психического здоровья у беременных с угрозой невынашивания [Текст] / И.Е. Куприянова, Т.С. Ефанова, Р.И. Захаров // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. - 2014. - №4. - С.46¬50.
51. Леонова, А. Б. Психологические технологии управления состоянием человека [Текст] / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. - М.: Смысл, 2009. - 312 с.
52. Леонова, А. Б. Психопрофилактика стрессов [Текст] / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 123 с.
53. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
54. Либина, А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации [Текст] / А.В. Либина. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.
55. Лобзин, В. С. Аутогенная тренировка [Текст] / В.С. Лобзин, М.М. Решетников. - М.: Медицина, 1986. - 280 с.
56. Лопатин, А. А. Опыт использования альфа-стимулирующего тренинга в терапии пациентов кризисного стационара [Текст] / А.А. Лопатин, Н.П. Кокорина, М.А. Шевцова, О.В. Колотилина // Тюменский медицинский журнал. - 2012. - №3. - С.48-50.
57. Лопатин, А. А. Опыт использования электроэнцефалографического биоуправления (альфа-тренинга) в терапии табачной зависимости у пациентов кризисной службы [Текст] / А.А. Лопатин, Н.П.Кокорина, М.А. Шевцова, О.В. Колотилина // Бюллетень СО РАМН. - 2004. - №3. - С.143-144.
58. Луковцева, З. В. Представления воспитателей дошкольного
образовательного учреждения о причинах собственного эмоционального выгорания [Текст] / З.В. Луковцева, О.В. Куракина // СДО. - 2016. - №2 (64). - С.22-32. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/predstavleniya-vospitateley-doshkolnogo- obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-o-prichinah-sobstvennogo-emotsionalnogo- vygoraniya(дата обращения: 05.01.2019).
59. Малярчук, Н. Н. Становление и развитие культуры здоровья педагогов [Текст] / Н.Н. Малярчук // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №3. - С.285-293.
60. Мандель, Б. Р. Психология стресса [Электронный ресурс]: учебное пособие [Текст] / Б.Р. Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 280 с.
61. Маслова, М. В. Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность педагогов и пути их преодоления [Текст] / М.В. Маслова, Т.И. Митичева // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 855-857.
62. Мелкумова, К. А. Когнитивно-поведенческая психотерапия при лечении хронической боли [Текст] / К.А. Мелкумова // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. - 2010. - №1. - С.9-13.
63. Мирошина, О. Н. Комплексная социально-гигиеническая оценка условий труда и здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений и пути их оптимизации: автореф. дис.... канд. мед. наук. [Текст] / О.Н. Мирошина. - М., 2005.
64. Монина, Г. Б. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости» [Текст] / Г.Б. Монина, Н.В. Раннала. - СПб.: Речь, 2009. - 250 с.
65. Найданова, С. М. Буддийские практики как духовный способ лечения в тибетской медицине [Текст] / С.М. Найданова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - №8. - С.38¬41.
66. Нисневич, Р. М. Психолого-педагогические аспекты агрессии и ее коррекция при помощи биологической обратной связи [Текст] / Р.М. Нисневич // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №6. - С.303-308.
67.Орел, В. Е. Личностные детерминанты возникновения синдрома психического выгорания у медицинских работников [Текст] / В.Е. Орел, Т.В. Большакова // Экология человека. - 2005. - №3. - С.40-43. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/lichnostnye-determinanty-
vozniknoveniya-sindroma-psihicheskogo-vygoraniya-u-meditsinskih- rabotnikov (дата обращения: 05.01.2019).
68.Оселаишвили, М. Н. Психические состояния у беременных и их коррекция методом биологической обратной связи [Текст] Z М.Н. Оселаишвили, Э.К. Айламазян, Д.Л. Спивак, В.В. Абр Мченко // Ж. акуш. и жен. болезн.. - 2004. - №3. - С.3-10.
69. Островский, В. А. Несколько технических решений задачи
интенсификации межполушарного взаимодействия в головном мозге человека [Текст] / В.А. Островский // Вестник ТГПУ. - 2011. - №6. - С.144-146.
70. Падун, М. А. Регуляция эмоций и ее нарушения [Текст] / М.А. Падун // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8, № 39. - С. 5.
71. Патрахина, Т. Н. Стресс-менеджмент: сущность понятия и процесса [Текст] / Т.Н. Патрахина, А.В. Павлова // Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 480-484.
72. Пахомов, С. В. Индуистские тантрические мантры: значение,
разновидности, практическое применение [Текст] / С.В. Пахомов // Вестник РХГА. - 2008. - №1. - С. 225-241.
73. Петренко, В. Ф. Психологические аспекты медитации [Текст] / В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2008. - №1. - С. 68-96.
74. Петренко, В. Ф. Медитация как психологическая практика работы с духом [Текст] / В.Ф. Петренко // Развитие личности. - 2013. - №4. - С.117-130.
75. Питкевич, М. Ю. Способы оценки и повышения уровня
стрессоустойчивости [Текст] / М.Ю. Питкевич // Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2013. - №5. - С.47-52.
76. Плыкин, А. Н. Обучающая методика БОС-тренинг. Как научиться
противостоять стрессу [Текст] / А.Н. Плыкин // Символ науки. - 2016. - №4-4. - С.176-181. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchayuschaya- metodika-bos-trening-kak-nauchitsya-protivostoyat-stressu (дата
обращения: 05.01.2019).
77. Полякова, А. Г. Оценка влияния биологической обратной связи в
комплексе реабилитационных мероприятий пациентов, перенесших стресс [Текст] / А.Г. Полякова, В.В. Матвеева // Вестник РУДН. Серия: Медицина. - 2010. - №4. - С.406-409. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vliyaniya-biologicheskoy-obratnoy- svyazi-v-komplekse-reabilitatsionnyh-meropriyatiy-patsientov-perenesshih- stress (дата обращения: 05.01.2019).
78. Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы: Учебно-методическое пособие [Текст] / под ред. М.В. Воронцовой. - Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013 - 272 с.
79. Психология здоровья [Текст] / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
80. Савченко, В. В. Методологические аспекты игрового биоуправления [Текст] / В.В. Савченко, // Бюллетень СО РАМН. - 2004. -№3. - С.61-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-aspekty-igrovogo- bioupravleniya(дата обращения: 05.01.2019).
81. Семиздралова, О. А. Пути преодоления стресса в условиях
педагогической деятельности [Текст] / О.А. Семиздралова //
Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №4. - С.60-62.
82. Синева, Н. Л. Применение технологии БОС в лечении детей с нарушениями речи в условиях детской городской поликлиники [Текст] / Н.Л. Синева // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. - 2015. - №3. - С.38-40.
83. Сочнев, В. Н. Саморегуляция сотрудников МЧС: приемы и методы
[Текст] / В.Н. Сочнев, И.В. Сочнева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2011. - №1. - С.332-335. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoregulyatsiya-
sotrudnikov-mchs-priemy-i-metody (дата обращения: 18.12.2018).
84. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ [Текст] / Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - №1. - С.38-42.
85. Тендит, К. Н. Физкультура и культ (философские аспекты
традиционной китайской гимнастики) [Текст] / К.Н. Тендит // Вестник БГУ. - 2010. - №13. - С.138-143.
86. Тишакин, Д. И. Использование игрового биоуправления в комплексной
терапии тревожных расстройств [Текст] /Д.И. Тишакин // Бюллетень СО РАМН. - 2004. - №3. - С.149-150. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie-igrovogo-bioupravleniya-v- kompleksnoy-terapii-trevozhnyh-rasstroystv(дата обращения: 05.01.2019).
87. Тоскина, А. А. Формирование морального сознания студентов [Текст] / А.А. Тоскина // Вестник ТГПУ. - 2009. - №7. - С.110-113.
88. Труфанова, Т. А. Современные подходы к управлению
профессиональными стрессами [Текст] / Т.А. Труфанова // Вестник ТГУ. - 2015. - №4 (144). - С.77-84.
89. Филенко, И. А. Применение аутогенной тренировки с целью повышения уровня адаптации студентов будущих специалистов в области менеджмента [Текст] / И.А. Филенко // ППМБПФВС. - 2007. - №1. - С.144-148.
90.Чуева, Е. Н. Специфика проявления профессионального стресса у представителей социономических профессий [Текст] / Е.Н. Чуева ZZ Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2012. - №2 (20). - С.165-174.
91. Шарандова, Е. К. Физиологические критерии динамики овладения
методикой аутогенной тренировки [Электронный текст] / Е.К. Шарандова, Ю.П. Потехина, П.А. Продиус // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. - 2016. - №1. - С.102-107. URL: http:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZfiziologicheskie-kriterii-dinamiki- ovladeniya-metodikoy-autogennoy-trenirovki (дата обращения:
20.11.2017).
92. Шац, И. К. Анализ общих и специфических причин профессионального
стресса у педагогов [Текст] / И.К. Шац // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. - №3. - С.40-50. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZanaliz-obschih-i-spetsificheskih-prichin- professionalnogo-stressa-u-pedagogov(дата обращения: 18.12.2018).
93. Шац, И. К. Влияние физиологических и психологических эффектов
профессионального стресса на здоровье педагогов [Текст] / И.К. Шац // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2013. - №4. - С.19-27. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fiziologicheskih-i- psihologicheskih-effektov-professionalnogo-stressa-na-zdorovie-pedagogov(дата обращения: 05.01.2019).
94. Широкова, Л. М. Природа парадокса (постановка проблемы) [Текст] / Л.М. Широкова // Вестник ННГУ. - 2014. - №3-1. - С.275-279.
95. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
96. Amutio Kareaga, A. Afrontamiento del estres en las organizaciones: un programa de manejo a nivel individual/grupal. // Revista de Psicologla del Trabajo y de las Organizaciones. 2004. Vol. 20(1), P.77-93.
97. Moya-Albiol, L., Serrano, M.A., Gonzalez-Bono, E., Rodriguez-Alarcon, G., Salvador, A., Respuesta psicofisiologica de estres en una jornada laboral. // Psicothema. 2005. Vol. 17, P.205-211.
98. Serrano Rosa, M.A., Moya Albiol, L., Salvador, A. Estres laboral y salud: Indicadores cardiovasculares y endocrinosanales de Psicologla. 2009. Vol. 25, P.150-159.
99. Bradburn, N. The Structure of Psychological Well-Being [Текст] / N.Bradburn. - Chicago. - 1969.
100. Bishop G.D., Converse S.A. Illness representations: A prototype approach //Health Psychology. 1986. V.5. Р.95-114.
101. Blos P. Children think about illness. Their concepts and Belieefs // Psychosocial Aspects of Pediatric Care. N.Y., 1978. P1-18.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ