ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических средств профилактики профессионального стресса 7
1.1 Стресс в профессиональной деятельности воспитателей
дошкольных образовательных учреждений 7
1.2 Факторы стресса в профессиональной деятельности воспитателей
дошкольных образовательных учреждений 11
1.3 Профилактика профессионального стресса 15
1.4 Средства психической саморегуляции 19
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния средств психической саморегуляции на профессиональный стресс 39
2.1 Методы и организация исследования 39
2.2 Этапы профилактической работы и анализ результатов эмпирического исследования 50
Выводы по второй главе 73
Заключение 75
Список используемой литературы 78
Приложение
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических средств профилактики профессионального стресса 7
1.1 Стресс в профессиональной деятельности воспитателей
дошкольных образовательных учреждений 7
1.2 Факторы стресса в профессиональной деятельности воспитателей
дошкольных образовательных учреждений 11
1.3 Профилактика профессионального стресса 15
1.4 Средства психической саморегуляции 19
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния средств психической саморегуляции на профессиональный стресс 39
2.1 Методы и организация исследования 39
2.2 Этапы профилактической работы и анализ результатов эмпирического исследования 50
Выводы по второй главе 73
Заключение 75
Список используемой литературы 78
Приложение
Профессиональная деятельность воспитателя связана с большими энергозатратами (физическими, интеллектуальными, психическими), постоянным высоким уровнем эмоционального и социального напряжения, информационными перегрузками. Все это со временем может привести к истощению внутренних ресурсов организма, и как следствие, к развитию соматических, эмоциональных и поведенических нарушений.
Среди наиболее часто встречающихся у педагогических работников соматических нарушений можно выделить заболевания системы кровообращения, желудочно-кишечного тракта, а также заболевания опорно-двигательного аппарата. Нарушения эмоциональной сферы находят свое выражение в виде эмоционального, умственного и физического утомления, депрессивных и тревожных состояниях. Расстройства поведения проявляются появлением большого числа профессиональных стереотипов защитного характера [47].
Негативное психологическое состояние воспитателя становится причиной снижения эффективности воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками и их родителями, коллегами, разрушает психологическое здоровье.
Эффективным решением проблемы предотвращения эмоционального выгорания, а также развития стрессоустойчивости и оптимизации неблагоприятных эмоциональных состояний педагогов дошкольных образовательных учреждений может стать применение средств саморегуляции. Их использование помогает педагогам раскрыть свои внутренние психофизиологические и личностные ресурсы, которые дают им относительную свободу от обстоятельств и обеспечивают возможность самоактуализации в любых условиях. Таким образом, средства психической саморегуляции становятся средствами управления состояниями, а умение их применять на практике определяют степень профессионализации и профпригодности.
Объект исследования: профессиональный стресс у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Предмет исследования: психологические средства профилактики стресса в профессиональной деятельности
Цель исследования: выявить влияние психологических средств на профессиональный стресс у воспитателей дошкольных образовательных учреждений, оценить эффективность их использования для профилактики профессионального стресса.
Гипотеза исследования: профессиональная деятельность воспитателей является стрессовой; для профилактики профессионального стресса целесообразно провести курс нервно-мышечной релаксации.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать применение средств психической саморегуляции как методов профилактики профессионального стресса.
2. Подобрать диагностический инструментарий для оценки профессионального стресса.
3. Оценить уровень стресса у воспитателей.
4. Эмпирически исследовать и оценить влияние профилактического курса нервно-мышечной релаксации на уровень профессионального стресса воспитателей.
Научная новизна. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблеме стресса в профессиональной деятельности педагогов, анализ отечественной и зарубежной литературы показал недостаточную изученность данной темы в отношении воспитателей дошкольных образовательных учреждений, специфика трудовой деятельности которых существенно отличается от других категорий педагогических работников.
Для эмпирического исследования была выбрана нервно-мышечная релаксация по Джекобсону как одно из наиболее разработанных, но вместе с тем недостаточно описанных в научной литературе средств психологической профилактики стресса.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении специфики стрессогенности профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений и обзоре основных средств психологической профилактики стресса.
Практическая значимость заключается в применении результатов эксперимента при разработке стратегий по психопрофилактике стресса у педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Организация и методы исследования
В качестве испытуемых выступили 22 воспитателя одного дошкольного образовательного учреждения (женщины в возрасте от 22 до 65 лет с трудовым стажем от 1 года до 45 лет).
Исследование проводилось на людях ранее не знакомых с техниками психической саморегуляции и не практикующими их.
Для исследования нами были использованы следующие методики:
• шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера - Ханина (State-Trate-Anxiety-Inventory);
• методика дифференцированной оценки состояний сниженной работоспособности (ДОРС) разработанная А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской на основе теста BMSII H. E. Plath и P. Richter;
• опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
• нервно-мышечная релаксация по Джекобсону;
Профилактическая работа с помощью техники нервно-мышечной релаксации состояла из двух этапов.
На первом этапе проходило обучение техники нервно-мышечной релаксации. Обучение проходило в подгруппах по 5 -10 человек. Занятия 2 раза в неделю в течение месяца. В течение первого сеанса испытуемыми были освоены первые два упражнения из комплекса, которые они должны были повторять ежедневно в домашних условиях в течение 15 минут. Далее на каждом занятии участники эксперимента разучивали по два новых упражнения. Таким образом, на освоение полного комплекса упражнений потребовалось 30 дней.
Второй этап - ежедневные самостоятельные 15-минутные тренировки в течение 30 дней.
Оценка эффективности профилактического курса нервно-психической релаксации у испытуемых проводилась на основании сравнения показателей: личной и ситуативной тревожности, утомления, монотонии, пресыщения, стресса (напряжения), самочувствия, активности, настроения перед началом обучения техники релаксации, после периода обучения, а затем после месяца ежедневных самостоятельных тренировок.
Для оценки разницы между двумя выборками парных измерений до и после эксперимента использовался t-критерий Стьюдента.
Структура диссертации. Магистерская диссертация включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В первой главе раскрыты факторы и особенности профессионального стресса у воспитателей дошкольных образовательных учреждений и проведен обзор средств его профилактики (аутогенная тренировка, биофидбэк, медитация, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция). Вторая глава содержит результаты эксперимента, проведенного на 22 испытуемых одного дошкольного образовательного учреждения г. Сызрани. Список литературы включает в себя 98 источников. Текст работы содержит 4 таблицы, 6 диаграмм, 4 приложения.
Среди наиболее часто встречающихся у педагогических работников соматических нарушений можно выделить заболевания системы кровообращения, желудочно-кишечного тракта, а также заболевания опорно-двигательного аппарата. Нарушения эмоциональной сферы находят свое выражение в виде эмоционального, умственного и физического утомления, депрессивных и тревожных состояниях. Расстройства поведения проявляются появлением большого числа профессиональных стереотипов защитного характера [47].
Негативное психологическое состояние воспитателя становится причиной снижения эффективности воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками и их родителями, коллегами, разрушает психологическое здоровье.
Эффективным решением проблемы предотвращения эмоционального выгорания, а также развития стрессоустойчивости и оптимизации неблагоприятных эмоциональных состояний педагогов дошкольных образовательных учреждений может стать применение средств саморегуляции. Их использование помогает педагогам раскрыть свои внутренние психофизиологические и личностные ресурсы, которые дают им относительную свободу от обстоятельств и обеспечивают возможность самоактуализации в любых условиях. Таким образом, средства психической саморегуляции становятся средствами управления состояниями, а умение их применять на практике определяют степень профессионализации и профпригодности.
Объект исследования: профессиональный стресс у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Предмет исследования: психологические средства профилактики стресса в профессиональной деятельности
Цель исследования: выявить влияние психологических средств на профессиональный стресс у воспитателей дошкольных образовательных учреждений, оценить эффективность их использования для профилактики профессионального стресса.
Гипотеза исследования: профессиональная деятельность воспитателей является стрессовой; для профилактики профессионального стресса целесообразно провести курс нервно-мышечной релаксации.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать применение средств психической саморегуляции как методов профилактики профессионального стресса.
2. Подобрать диагностический инструментарий для оценки профессионального стресса.
3. Оценить уровень стресса у воспитателей.
4. Эмпирически исследовать и оценить влияние профилактического курса нервно-мышечной релаксации на уровень профессионального стресса воспитателей.
Научная новизна. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблеме стресса в профессиональной деятельности педагогов, анализ отечественной и зарубежной литературы показал недостаточную изученность данной темы в отношении воспитателей дошкольных образовательных учреждений, специфика трудовой деятельности которых существенно отличается от других категорий педагогических работников.
Для эмпирического исследования была выбрана нервно-мышечная релаксация по Джекобсону как одно из наиболее разработанных, но вместе с тем недостаточно описанных в научной литературе средств психологической профилактики стресса.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении специфики стрессогенности профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений и обзоре основных средств психологической профилактики стресса.
Практическая значимость заключается в применении результатов эксперимента при разработке стратегий по психопрофилактике стресса у педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Организация и методы исследования
В качестве испытуемых выступили 22 воспитателя одного дошкольного образовательного учреждения (женщины в возрасте от 22 до 65 лет с трудовым стажем от 1 года до 45 лет).
Исследование проводилось на людях ранее не знакомых с техниками психической саморегуляции и не практикующими их.
Для исследования нами были использованы следующие методики:
• шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера - Ханина (State-Trate-Anxiety-Inventory);
• методика дифференцированной оценки состояний сниженной работоспособности (ДОРС) разработанная А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской на основе теста BMSII H. E. Plath и P. Richter;
• опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
• нервно-мышечная релаксация по Джекобсону;
Профилактическая работа с помощью техники нервно-мышечной релаксации состояла из двух этапов.
На первом этапе проходило обучение техники нервно-мышечной релаксации. Обучение проходило в подгруппах по 5 -10 человек. Занятия 2 раза в неделю в течение месяца. В течение первого сеанса испытуемыми были освоены первые два упражнения из комплекса, которые они должны были повторять ежедневно в домашних условиях в течение 15 минут. Далее на каждом занятии участники эксперимента разучивали по два новых упражнения. Таким образом, на освоение полного комплекса упражнений потребовалось 30 дней.
Второй этап - ежедневные самостоятельные 15-минутные тренировки в течение 30 дней.
Оценка эффективности профилактического курса нервно-психической релаксации у испытуемых проводилась на основании сравнения показателей: личной и ситуативной тревожности, утомления, монотонии, пресыщения, стресса (напряжения), самочувствия, активности, настроения перед началом обучения техники релаксации, после периода обучения, а затем после месяца ежедневных самостоятельных тренировок.
Для оценки разницы между двумя выборками парных измерений до и после эксперимента использовался t-критерий Стьюдента.
Структура диссертации. Магистерская диссертация включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В первой главе раскрыты факторы и особенности профессионального стресса у воспитателей дошкольных образовательных учреждений и проведен обзор средств его профилактики (аутогенная тренировка, биофидбэк, медитация, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция). Вторая глава содержит результаты эксперимента, проведенного на 22 испытуемых одного дошкольного образовательного учреждения г. Сызрани. Список литературы включает в себя 98 источников. Текст работы содержит 4 таблицы, 6 диаграмм, 4 приложения.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы профилактики профессионального стресса: приведены данные исследований профессионального стресса отечественный и зарубежных авторов; проведен анализ стресс-факторов, характерных для профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Подробно рассмотрены основные средства психической саморегуляции (аутотренинг, БОС-технологии, медитативные практики, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция), их значение для развития стрессоустойчивости и снижения уровня стресса.
Вторая глава содержит подробное описание диагностического инструментария. Описаны условия и этапы проведения исследования. Обоснован выбор психологического средства для профилактики стресса в профессиональной деятельности воспитателей, подобран комплекс упражнений. Представлен сравнительный анализ между исходными данными до начала эксперимента и показателями после освоения курса техники релаксации и между показателями после освоения курса техники релаксации и 30-дневного профилактического курса нервно-мышечной релаксации. Сравниваемые количественные данные представлены графически в виде диаграмм. Приведен подробный качественный анализ результатов эксперимента.
Полученные нами в ходе исследования данные показали, что проведение профилактического курса нервно-мышечной релаксации оказало положительное влияние на развитие стрессоустойчивости у воспитателей дошкольного образовательного учреждения и снизило у них уровень профессионального стресса, помогло им стать более работоспособными и собранными.
Согласно диагностике, проведенной после завершения контрольного этапа исследования, все участники эксперимента независимо от возраста и педагогического стажа отметили у себя улучшение физиологического и психологического состояния.
Работники стали меньше чувствовать себя измученными и разбитыми. У них уменьшилось чувство сонливости и вялости. Увеличилась активность и педагоги стали с большим желанием выполнять свою работу.
Кроме того, у испытуемых наблюдается улучшение когнитивных процессов. Они стали более собранными и организованными в работе. Повысилась концентрация внимания и быстрота реакции на происходящее.
Снижение усталости и утомления привело к тому, что педагоги стали затрачивать меньше усилий на выполнение своих профессиональных обязанностей.
Положительные изменения в эмоциональной сфере нашли свое проявление в уменьшении взволнованности, раздражительности, нервозности, возбужденности. Участники эксперимента стали более спокойными и уравновешенными. У них стало преобладать радостное и хорошее настроение, и снова вернулся интерес к работе.
Также необходимо отметить, никому из участников эксперимента не удалось снизить уровень ситуативной тревожности до низкого уровня. У респондентов сохраняется высокий и умеренный уровни ситуативной тревожности.
Несмотря на снижение стресса, 25% сотрудников коллектива по- прежнему отметили у себя выраженный уровень стресса. У остальных педагогов сохраняется умеренный уровень.
Причиной этого могут быть неразрешенные проблемы организационного характера, большие эмоциональные и информационные нагрузки, связанными с профессиональной деятельностью, личные качества работников, сверхурочные часы работы, финансовые трудности, сложности в отношениях с руководством и коллегами.
При этом уровень личностной тревожности, монотонии и пресыщения участников эксперимента после проведения эксперимента остались на первоначальном уровне, то есть курс нервно-мышечной релаксации не оказал влияния на эти показатели.
Следовательно, в ходе нашего исследования обнаружилось, что развитие стрессоустойчивости может зависеть от большого количества факторов. В связи с этим очевидна необходимость продолжения исследований в этой области.
Таким образом, мы делаем вывод о частичном доказательстве гипотезы: нервно-мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психическое здоровье испытуемых и ее можно рекомендовать как средство для профилактики профессионального стресса у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Вторая глава содержит подробное описание диагностического инструментария. Описаны условия и этапы проведения исследования. Обоснован выбор психологического средства для профилактики стресса в профессиональной деятельности воспитателей, подобран комплекс упражнений. Представлен сравнительный анализ между исходными данными до начала эксперимента и показателями после освоения курса техники релаксации и между показателями после освоения курса техники релаксации и 30-дневного профилактического курса нервно-мышечной релаксации. Сравниваемые количественные данные представлены графически в виде диаграмм. Приведен подробный качественный анализ результатов эксперимента.
Полученные нами в ходе исследования данные показали, что проведение профилактического курса нервно-мышечной релаксации оказало положительное влияние на развитие стрессоустойчивости у воспитателей дошкольного образовательного учреждения и снизило у них уровень профессионального стресса, помогло им стать более работоспособными и собранными.
Согласно диагностике, проведенной после завершения контрольного этапа исследования, все участники эксперимента независимо от возраста и педагогического стажа отметили у себя улучшение физиологического и психологического состояния.
Работники стали меньше чувствовать себя измученными и разбитыми. У них уменьшилось чувство сонливости и вялости. Увеличилась активность и педагоги стали с большим желанием выполнять свою работу.
Кроме того, у испытуемых наблюдается улучшение когнитивных процессов. Они стали более собранными и организованными в работе. Повысилась концентрация внимания и быстрота реакции на происходящее.
Снижение усталости и утомления привело к тому, что педагоги стали затрачивать меньше усилий на выполнение своих профессиональных обязанностей.
Положительные изменения в эмоциональной сфере нашли свое проявление в уменьшении взволнованности, раздражительности, нервозности, возбужденности. Участники эксперимента стали более спокойными и уравновешенными. У них стало преобладать радостное и хорошее настроение, и снова вернулся интерес к работе.
Также необходимо отметить, никому из участников эксперимента не удалось снизить уровень ситуативной тревожности до низкого уровня. У респондентов сохраняется высокий и умеренный уровни ситуативной тревожности.
Несмотря на снижение стресса, 25% сотрудников коллектива по- прежнему отметили у себя выраженный уровень стресса. У остальных педагогов сохраняется умеренный уровень.
Причиной этого могут быть неразрешенные проблемы организационного характера, большие эмоциональные и информационные нагрузки, связанными с профессиональной деятельностью, личные качества работников, сверхурочные часы работы, финансовые трудности, сложности в отношениях с руководством и коллегами.
При этом уровень личностной тревожности, монотонии и пресыщения участников эксперимента после проведения эксперимента остались на первоначальном уровне, то есть курс нервно-мышечной релаксации не оказал влияния на эти показатели.
Следовательно, в ходе нашего исследования обнаружилось, что развитие стрессоустойчивости может зависеть от большого количества факторов. В связи с этим очевидна необходимость продолжения исследований в этой области.
Таким образом, мы делаем вывод о частичном доказательстве гипотезы: нервно-мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психическое здоровье испытуемых и ее можно рекомендовать как средство для профилактики профессионального стресса у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Подобные работы
- Психологическая программа профилактики стресса у сотрудников производственной организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021 - Особенности стрессоустойчивости в профессиональной деятельности и её влияние на психологическое состояние педагога (Тольяттинский государственный университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Стрессоустойчивость сотрудников спасателей и её повышение
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ПОДВЕРЖЕННОСТЬ СТРЕССУ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И
СПЕЦИАЛИСТОВ СО СТАЖЕМ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекция нервно-психического напряжения сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Особенности мотивации профессиональной деятельности молодого специалиста в системе здравоохранения Алтайского края
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Особенности профессионального стресса у сотрудников образовательного учреждения
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫРАЖЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У РАБОТНИКОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



