Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития у детей с общим недоразвитием речи связной монологической речи посредством лэпбуков 9
1.1 Особенности монологической речи детей с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Лэпбук как средство развития у детей с общим недоразвитием речи связной монологической речи 13
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня связной монологической речи посредством лэпбуков 20
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 20
2.2 Содержание, формы и методы работы по развитию у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня связной монологической речи посредством лэпбуков 32
2.3 Выявление динамики в развитии связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 42
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложения 54
Развитие связной монологической речи определяет полноценное речевое и психическое развитие ребенка, так как язык и речь выполняют основную функцию в развитии мышления, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Монологическая речь непосредственно связана с развитием важнейших психических познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, а также развития других сфер (коммуникативной и эмоционально-волевой).
Развитие связной речи считается центральной задачей дошкольного образования. Это обусловлено ее общественной значимостью и ролью в развитии индивида. Непосредственно в связной речи реализуется главная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь служит и способом получения знаний, и способом контроля за ними, характеризует уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Качество связной монологической речи определяет подготовленность ребенка к обучению в школе. Связную монологическую речь необходимо целенаправленно развивать, так как при произвольном развитии она не достигает необходимого для обучения в школе уровня. Особенно это касается детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, при котором нарушается формирование всех структурных компонентов речи (Н.С. Жукова, В.П. Глухов, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева).
В настоящее время развитие связной монологической речи детей осуществляется при негативном влиянии визуальной наглядности гаджетов, видеоматериалов, компьютерных игр. Снижается время и качество общения в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».
Особенности развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи изучали В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко.
Анализ теоретического материала и логопедической практики показал, что проблема развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи является актуальной. Актуальность обусловлена увеличивающимся количеством детей с нарушениями речи и необходимостью разработки эффективных подходов к осуществлению такого направления логопедической работы, как развитие связной монологической речи.
Необходимость учитывать возрастные, а также индивидуальные возможности каждого ребенка с ограниченными возможности здоровья определяет индивидуализацию коррекционно-образовательного процесса, дифференциацию содержания, методов и приемов коррекционно-развивающей работы. Эти положения определили выбор в нашем исследовании конкретного возраста детей и уровня общего недоразвития речи - дети 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В данном исследовании в качестве ведущего коррекционно-развивающего средства мы определили лэпбук. Это инновационное интерактивное пособие в форме тематической папки, в структуре которой представлены задания для совместной деятельности взрослого (педагогов, родителей) и ребёнка, а также для самостоятельной деятельности детей. В настоящее время в периодических изданиях и на порталах различных профессиональных сообществ появляются публикации, обобщающие опыт использования лэпбуков в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе с общим недоразвитием речи. Однако специальные научные исследования, посвященные проблеме развития у детей с общим недоразвитием речи связной монологической речи посредством лэпбуков, отсутствуют.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью специальной дифференцированной работы по развитию у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня связной монологической речи и недостаточным использованием такого инновационного средства как лэпбук в коррекционно-развивающей работе.
Таким образом, актуальность исследования и выявленное противоречие позволили обозначить проблему: каковы потенциальные возможности лэпбуков как средства развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня связной монологической речи?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования лэпбуков как средства развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня связной монологической речи.
Объект исследования - процесс развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня связной монологической речи.
Предмет исследования - лэпбук как средство развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня связной монологической речи.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня связной монологической речи будет эффективным, если:
• разработаны лэпбуки по лексическим темам;
• определены задания с материалами лэпбуков для поэтапного развития связной монологической речи детей;
• лэпбуки используются на групповых и индивидуальных логопедических занятиях, в совместной деятельности воспитателя с детьми в режимных моментах.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи связной монологической речи посредством лэпбуков, определить степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень развития связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить и апробировать содержание, формы и методы работы по развитию у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня связной монологической речи посредством лэпбуков.
Теоретической основой исследования явились:
• исследования в области развития связной речи у детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, О. П.Короткова, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Б.И. Яшина, А.М. Бородич);
• исследования в области коррекционно-педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
В исследовании использовались следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, периодических изданий); эмпирические методы (наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы); анализ и интерпретация эмпирических данных.
Новизна исследования заключается в обосновании потенциальных возможностей использования в коррекционно-развивающей работе лэпбуков как средства развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня связной монологической речи.
Теоретическая значимость исследования: уточнены особенности связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость состоит в том, что разработано и апробировано содержание, формы и методы работы с лэпбуками для развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня связной монологической речи Материалы экспериментальной работы могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 171 «Крепыш» г.о. Тольятти, Самарской области. В исследовании участвовали 22 ребенка с ОНР III уровня, воспитанники подготовительных к школе групп компенсирующей направленности. Возраст испытуемых 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и 5 приложений. Работа иллюстрируется 11 таблицами, 6 рисунками.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Анализ теоретических основ и логопедической практики показал, что проблема развития связной монологической речи у детей 6-7 лет с ОНР является актуальной. Актуальность обусловлена увеличивающимся количеством детей с нарушениями речи и необходимостью разработки эффективных подходов к осуществлению такого направления логопедической работы, как развитие связной монологической речи.
Необходимость учитывать возрастные, а также индивидуальные возможности каждого ребенка с ограниченными возможности здоровья определяет индивидуализацию коррекционно-образовательного процесса, дифференциацию содержания, методов и приемов коррекционно-развивающей работы. Эти положения определили выбор в нашем исследовании конкретного возраста детей и уровня общего недоразвития речи - дети 6-7 лет с ОНР III уровня.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На этапе констатирующего эксперимента мы выявляли уровни развития связной монологической речи у детей 6-7 лет с ОНР III уровня (в экспериментальной и контрольной группах) по критериям: содержательность, логическая последовательность, грамматическая правильность построения предложений, структурирование текста, точность речи. Было выявлено, что у детей как экспериментальной, так и контрольной групп преобладают низкий и недостаточный уровни развития связной монологической речи.
В процессе формирующего эксперимента мы проверяли положения гипотезы. Развитие у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня связной монологической речи осуществлялось с использованием лэпбуков, разработанных по лексическим темам. Были определены задания с материалами лэпбуков для поэтапного развития у детей 6-7 лет с ОНР III уровня связной монологической речи (описательный рассказ - рассказ по сюжетной картинке - рассказ по серии сюжетных картинок - пересказ - рассказ из личного опыта). Лэпбуки использовались на групповых и индивидуальных логопедических занятиях, в совместной деятельности воспитателя с детьми в режимных моментах.
Контрольный этап исследования был направлен на выявление динамики в развитии связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Более высокие показатели положительной динамики уровня развития связной монологической речи у детей экспериментальной группы свидетельствуют об эффективности проведенной работы в процессе формирующего эксперимента. Так, количество детей, имеющих высокий уровень, составило 4 человека (36%), средний уровень - 4 человека (36%), недостаточный уровень - 2 человека (28%). Низкий уровень не был выявлен.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, состоятельность положений гипотезы доказана.
В качестве перспектив дальнейшего исследования данной темы может быть включение в содержание лэпбуков материалов для развития у детей 6-7 лет с ОНР монолога-рассуждения.
1. Бойкова, С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР [Текст] / С.В. Бойкова. - 2010. - № 3. - С. 42-48.
2. Бойкова, С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет [Текст] / С.В. Бойкова. - СПб : КАРО, 2010. - 191 с.
3. Бородин, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Бородин. - М. : Просвещение - 2004. - 278 с.
4. Ванюхина, Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями [Текст] / Г.А. Ванюхина // Логопед. - 2005. - № 5. - C. 18-25.
5. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.В. Волосовец. - М. : Под ред., 2002. - 144 с.
6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] : учебн.-метод. пособие / Г.А. Волкова. - СПб. : Детство-пресс, 2003. - 144 с.
7. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 2012. - 420 с.
8. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. - 2006. - № 2. - С. 56-73.
9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2002. - 256 с.
10. Голубева, Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников [Текст] / Г.Г. Голубева. - СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. - 121 с.
11. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург : Изд-во АРТ ЛТД, 1998. - 320 с.
12. Зайцева, Е.С. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет [Текст] / Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова. - СПб.: КАРО, 2012. - 72 с.
13. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи [Текст] / Р.А. Кирьянова - СПб. : КАРО, 2012. - 368 с.
14. Корицкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно - повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи: Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович, Р.А. Белова-Давид. - М. : Просвещение, 2002. - 320 с.
15. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. - М. : Просвещение, 2016. - 67-85 с.
...