Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование понятий межэтнических отношений и этнической толерантности в глобализирующемся мире 13
1.1. Межэтнические отношения в условиях глобализации 13
1.2. Теоретическое осмысление этнической толерантности в условиях
глобализации 21
Глава 2. Проблемы толерантности в российском обществе 32
2.1. Исследование уровня этнической толерантности населения г. о. Тольятти
32
2.2. Измерение индекса национальной дистанции (шкала Богардуса) 40
Заключение 52
Список используемой литературы и источников 56
Приложения 63
Актуальность темы исследования. Характерной чертой современного общества является активное взаимодействие стран и народов, целью которого является взаимообогащение культур. Развивающиеся процессы глобализации изменяют образ жизни как государства в целом, так и отдельного гражданина в частности. Данное явление предполагает смывание границ между странами и возникновение тесных международных связей в различных сферах жизнедеятельности. Необходимым условием совместного сосуществования людей становится соблюдение норм, регулирующих взаимоотношения индивидов на основе признания права этнокультурных групп сохранять свою индивидуальность, не ущемляя при этом прав других. Современное развитие общества требует формирования толерантного сознания каждого человека. Важным является тот факт, что результатом происходящих во всем мире преобразований становится переоценка и переосмысление традиционных ценностей, возникновение новых ценностных ориентиров, провозглашение идей, направленных на становление нравственного общества, скрепляющегося духовными идеями и ценностями.
Социальные отношения, которые возникают в социуме на тех или иных стадиях, связаны с различным набором свобод, что в свою очередь требует понимания природы формирования и функционирования в обществе толерантности. Развитие и интеграция общества приводит к тому, что проблема толерантности становится предметом изучения ученых различных направлений. Толерантность на сегодняшний день изучается философами, историками, психологами, социологами и т. д. Однако ученым до сих пор не удалось прийти к общему мнению о том, что является сущностью понятия толерантности. Многие современные концепции толерантности допускают многообразие различных точек зрения на ее понимание.
Несмотря на это толерантность имеет определенный смысл и предел. В современном обществе объектом толерантности становится отношение к иному образу жизни и мировоззрению, отличному от привычного.
Современные процессы глобализации, изменившие культуру, экономику и политику, предельно обостряют вопросы, связанные с отношением к «другому», «иному», «чужому». Все чаще возникает проблема нетерпимости, результатом которой является отказ в объединении этносов. Нетерпимость в свою очередь приводит к конфликтам между народами. В этой ситуации возникает вопрос о совместном сосуществовании различных этнических и социальных групп, все большую актуальность приобретает проблема этнической толерантности.
С одной стороны, этническая толерантность считается показателем высокого уровня культуры полиэтнического взаимодействия. С другой стороны она является способом и результатом становления и функционирования новой системы отношений в различных сферах жизнедеятельности государства, исходящим из приоритета общечеловеческих ценностей. В современном обществе этническая толерантность становится необходимой предпосылкой социальных связей и новых форм отношений. Однако на сегодняшний день становится очевидно, что перенесение западного типа гражданского общества на российскую почву несостоятельно.
Россия является поликультурным государством. Согласно результатам исследования «Межнациональные отношения: мониторинг» , проведенного в 2014 г. Фондом Общественного Мнения, 44 % респондентов считают, что многонациональность приносит нашей стране больше пользы. Однако, больше половины опрошенных (58 %) придерживаются мнения о том, что следует ограничить въезд представителей некоторых национальностей в регион их проживания. Вместе с этим наблюдается проблема межнациональных конфликтов. Так, 30 % участников опроса отмечают, что в районе их проживания возникают противоречия, конфликты между приезжими других национальностей и местными жителями. По мнению большинства респондентов, для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо вести воспитательную работу, пропагандировать толерантность и уважение к другим национальностям. В связи с этим возникает потребность в новом мировоззрении, которое будет направлено на объединение культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения.
Вопрос о распространении идей толерантности в российском обществе является важным и актуальным. Следует отметить, что данный процесс сталкивается со значительными сопротивлениями, так как рассматривается как импорт зарубежных концепций, противоречащих привычному для россиянина образу мысли и образу жизни. Однако как общественное явление толерантность имеет давние традиции в социокультурной жизни России.
Современные процессы глобализации и преобразование российского государства поставили на повестку дня переход к новому типу социальных и социально-правовых отношений, основанных на принципах толерантности. Для его осуществления необходимо формирование и массовое воспроизводство личности, характеризующейся развитой правовой культурой, одним из важнейших элементов которой является культура толерантности.
Таким образом, проблема толерантности не потеряла своей актуальности в современном мире и действительно является вопросом выживания человечества. Толерантность - это принцип жизни современного человека, проживающего в поликультурном социуме, в многообразии этносов и референтных групп. Без адекватного решения проблемы толерантности нельзя полагаться на решение проблемы межэтнического взаимодействия. С учетом реалий современного мира понятие толерантности нуждается в глубоком осмыслении как в социологии, политологии, теории межкультурной коммуникации, так и в других смежных науках.
Степень разработанности проблемы. Особый вклад в развитие идей глобализации внес английский социолог Р. Роберстсон. Своей целью он ставил не просто объяснить значение понятия «глобализация», но и предоставить логическое обоснование данного термина.
Русский философ, политолог, публицист А. С. Панарин большое значение уделял проблеме развития процессов глобализации в рамках американизации общества. Глобализация, с его точки зрения, это определенный проект США, направленный на создание однополярного мира.
Определенное значение в развитии концептуальных основ глобализации имеют взгляды французского исследователя Б. Бади, определившего наличие трех измерений глобализации: как непрерываемый процесс истории, как гомогенизация и универсализация мира, как «размывание» национальных границ.
В центре внимания таких социологов как Д. Белл, Э. Гидденс, В. Л. Иноземцев, А. И. Уткин и др. находится исследование фактов, которые свидетельствуют о сближении образа жизни людей в результате универсализации культуры. Согласно их точке зрения, глобализация есть процесс, который направлен на взаимосвязывание, взаимопроникновение, взаимное обусловливание субъектов, культур, народов в мировом масштабе.
Разработкой идей и концепций этнической толерантности занимались и занимаются ученые различных научных областей: социологи, философы, психологи, историки, этнографы, политологи. В России в изучение проблем толерантности вклад внесли: А. Г. Асломов, который изучал общие подходы к определению толерантности; В. Л. Лекторский, изучавший критерии этической толерантности; В. В. Шалин, занимающийся исследование толерантности как либеральной ценности.
Определенный вклад в развитие идей толерантности внес русский социолог П. А. Кропоткин. В своей работе «Взаимная помощь как фактор эволюции» ученый сформулировал закон о взаимной помощи и солидарности как обязательное условие прогресса. Он определяет основой толерантности взаимопомощь.
Исследованием уровня этнической толерантности в молодежной среде занимались Ж. В. Пузанова, И. И. Демидова. Кандидат социологически наук И. И. Демидова большое внимание в своих исследованиях уделяет изучению этнической толерантности среди молодежи. По мнению Ж. В. Пузановой формирование толерантности к представителям различных наций является необходимой задачей в современном обществе.
За рубежом развитием идей толерантности занимались П. Николсон, рассматривавший толерантность как моральный идеал, М. Уолцер, предлагавший выделить несколько степеней проявления толерантности личности, Дж. Роле, который определял толерантность в качестве моральной добродетели в рамках своей теории справедливости. Так же стоит выделить таких зарубежных ученых как: Э. Богардуса, разработавшего шкалу социальной дистанции; Г. Маркузе, уделявшего внимание идеям развития этнической толерантности в индустриальном обществе.
Немецкий философ и социолог современности Ю. Хабермас рассматривал толерантность как процесс, который возникает при взаимодействии равных субъектов, наделенных равными правами. Таким образом, отношения между людьми, обладающими неравными правами, не могут быть основаны на толерантности.
Немаловажную роль в развитии идей толерантности сыграл П. А. Сорокин. По его мнению, толерантность должна быть основной ценностью, так как именно она является условием общественного согласия и мира. В своей работе «Человек. Цивилизация. Общество» он рассматривал толерантность как активное действие. Под активной толерантностью подразумевается способность понять другого и принять факт его существования.
В исследованиях К. Ф. Граумана толерантность рассматривается как осознанный процесс, который «предполагает способность видения перспективы и желание действовать с учетом этой перспективы» . В основе идей толерантности Граумана лежит перспектива и ее взаимное видение.
Австрийский и британский социолог К. Р. Поппер является еще одним приверженцем идей толерантности. Его заслуга заключается в изучении «парадокса толерантности». Он состоит в том, «что неограниченная терпимость должна привести к исчезновению терпимости» .
Таким образом, понятие толерантности обладает многообразием характеристик, присваиваемых ей различными авторами. Несмотря на это стоит отметить, что основными свойствами толерантности являются терпимое отношение к иному образу жизни, ценностям, традициям, культуре. Толерантность рассматривается учеными как способность к конструктивному взаимодействию, уважительное отношение к представителям других социальных групп, способность проявлять терпение и выражать активную позицию во взаимоотношении с другими людьми.
Цель бакалаврской работы изучить значение этнической толерантности в формировании межэтнических отношений в условиях глобализации.
Объектом исследования является этническая толерантность.
Предмет исследования - роль этнической толерантности в межэтнических отношениях в условиях глобализации.
Задачи исследования:
1) изучить понятия: «толерантность», «этническая толерантность», «межэтнические взаимоотношения», «глобализация»;
2) проанализировать роль толерантности в условиях глобализации;
3) рассмотреть основные подходы к пониманию феномена толерантности;
4) определить значение этнической толерантности в межэтническом взаимодействии;
5) проанализировать факторы этнической толерантности в современной России;
6) изучить динамику уровня социальной дистанции населения.
Теоретико-методологическая база исследования. Содержательный смысл и особенности феномена толерантности определяют подходы: структурно-функциональный, феноменологический, социокультурный, феноменологический.
Структурно-функциональный подход позволяет рассмотреть толерантность как целостную систему, состоящую из ряда взаимосвязанных компонентов, что позволяет подробнее изучить функции толерантности в обществе.
Феноменологический подход. Основываясь на данном подходе толерантность рассматривается как социальная реальность, которую люди наблюдают в повседневной жизни, когда социальная значимость различий, существующих между ними воспринимается как психологическая угроза и трансформирует их социально-психологическую активность, направляя ее на снижение или усиление значимости этих различий.
Социокультурный подход позволяет изучить феномен толерантности как форму социального действия. В данном случае анализ толерантности основывается на взаимодействии индивидов в контексте «мы-чужие».
Конфликтологический подход. С помощью данного подхода межэтнические отношения могут быть рассмотрены как борьба представителей этносов, ограниченная определенными рамками, в качестве которых выступает толерантность.
Гипотеза исследования: в условиях глобализации этническая толерантность является основополагающим фактором формирования межэтнических отношений.
Методы исследования: анкетный опрос, комплексное компаративистское исследование этнической толерантности по шкале Богардуса.
Эмпирическая база исследования. В работе были использованы следующие социологические методы исследования: анкетирование и комплексное компаративистское исследование этнической толерантности по шкале социальной дистанции Э. Богардуса.
Для получения информации об уровне этнической толерантности жителей г. о. Тольятти было проведено анкетирование. В ходе исследования изучается выборочная совокупность (п = 200 человек, по 100 человек в возрасте 18 - 25 лет и 35 - 50 лет). Тип выборки - квотная, пропорциональная выборка, где респонденты распределялись по ряду критериев: пол, возраст, национальность, уровень образования. Обработка и анализ полученной информации производились с помощью программ Microsoft Excel и SPSS. 2.0.
Для изучения уровня национальной дистанции респондентов с представителями других национальностей было использовано компаративистское исследование уровня этнической толерантности по шкале Богардуса.
Апробация работы:
1. «Студенческие Дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция, 1-24 апреля 2015 г., г. Тольятти.
2. «Студенческие дни науки в ТГУ»: научно-практическая
конференция,1-25 апреля 2016 г., г. Тольятти.
3. Конференция «Гражданское общество в России: вызовы
современности» УлГТУ, апрель 2016 г., г. Ульяновск.
4. V Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость», 19-21 октября 2016 г., г. Екатеринбург.
5. XLV студенческая международная научно-практическая
конференция: «Научное сообщество студентов XXI столетия», 2016 г., г. Новосибирск.
6. X Международная научно-практическая конференция: «Научные исследования: от теории к практике», 30 октября 2016 г., г. Чебоксары.
7. Международная научная конференция Российское социологическое общество: история, современность, место в мировой науке (К 100-летию Русского социологического общества имени М. М. Ковалевского), 10-12 ноября 2016 г., г. Санкт-Петербург.
8. Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны
АТР: материалы Второй всерос. научно-практич. конф. с междунар.
участием, Владивосток, 7-8 декабря 2016 г. / [отв. ред. И. Г. Кузина] - Владивосток : Дальневост. федерал. ун-т, 2016. -780 с.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и источников, приложения.
Россия всегда была и является сейчас многонациональным государством. Гражданин российского государства постоянно находится в тесном взаимодействии с людьми других национальностей. В таких условиях часто возникает проблема нетерпимости, результатом которой является отказ в объединении этносов. Выходом из данной ситуации является формирование толерантности у народов. Эта проблема очень значима в данный момент развития нашего общества, так как одной из самых уязвимых сфер человеческих отношений является сфера отношений между различными этическими группами.
Толерантность необходима по отношению к особенностям народов, наций, религий. Она означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Благодаря этнической толерантности процесс глобализации будет проходить более успешно и эффективно. Важнейшей задачей на сегодня является преодоление негативных тенденций в сфере межэтнических отношений, формирование межэтнической толерантности.
В нашей работе нам удалось узнать, что развитие уровня толерантности необходимо для современного российского общества в условиях глобализация.
В первой части нашей работы мы изучили специфику межэтнических отношений в условиях глобализации, а также рассмотрели методологические подходы в исследовании толерантности. Каждый из этих подходов имеет свою специфику в изучении и описании толерантности. Несмотря на это, мы выяснили, что толерантность к другому человеку, народу, государству является источником гармонии в современном мире. Прогресс этнической толерантности в мировом сообществе становится индикатором зрелости политической, юридической, психологической и экологической культуры, показателем нравственной высоты нации, ее общественного сознания.
Во второй части работы мы провели исследование, направленное на анализ ситуации в области межэтнических отношений и измерение уровня этнической толерантности жителей г. Тольятти. Также было проведено комплексное компаративистское исследование по школе Богардуса, целью которого было получение информации о национальной дистанции жителей.
С помощью метода анкетирования мы выяснили, что проблема нетерпимого отношения к представителям других национальностей в России действительно существует. Так же нам удалось узнать, что на уровень толерантности действует ряд факторов: уровень образования, пол, возраст. Так, в ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза о том, что уровень образования оказывает влияние на толерантность. У людей с высшим и неконченым высшим образованием уровень этнической толерантности оказался выше, чем у людей со средним и средним профессиональным образованием.
Помимо этого мы смогли подтвердить гипотезу о том, что у мужчин степень толерантности к представителям других национальностей выше, чем у женщин. Женщины в своих ответах оказались более категоричными.
Однако гипотеза о том, что люди старшего возраста проявляют толерантность в большей степени, чем молодежь, не подтвердилась. Зависимость получилась обратной: респонденты в возрасте 18-25 лет оказались положительнее настроенными к представителям других национальностей, чем старшее поколение.
Важно, что одним из способов сохранения этнической толерантности является распространение полных и достоверных знаний о культуре других этносов. Однако выяснилось, что жители г. о. Тольятти не проявляют значительного интереса к культуре других народов. В основном они знают о культуре лишь частично и считают свои знания достаточными.
Так же в ходе нашего исследования был использован метод измерения национальной дистанции по шкале Богардуса. С помощью данной шкалы мы получили информацию об индексах национальной дистанции жителей г. о. Тольятти к представителям других национальностей. Выяснилось, что уровень изолированности жителей зависит от того о какой конкретно национальности идет речь. К одним национальностям дистанция оказалось минимальной, к другим - максимальной. Вместе с этим мы узнали об отношении жителей к различным категориям иммигрантов. В данном случае индексы национальной дистанции так же оказались зависимы от конкретных категорий иммигрантов.
Посредством комплексного компаративистского исследования уровня этнической толерантности нам удалось сравнить, как изменились показатели национальной дистанции спустя пять лет. Оказалось, что со временем население становится наиболее открытым к представителям другой национальности.
На основании анализа научной литературы, посвященной проблемам толерантности и межэтнических взаимодействий, и результатов проведенного исследования можно сформулировать определенные рекомендации:
1) Проведение мероприятий, направленных на ознакомление граждан с историей и культурой своего и других народов и этносов. Данная мера способствует формированию позитивной этнической идентичности граждан, что является важным условием развития этнической толерантности.
2) Введение в образовательную систему различных факультативов и предметов, цель которых - предоставление знаний о народах, проживающих на территории данного государства.
3) Проведение систематической и целенаправленной работы государственных органов, общественных объединений, учебных заведений по профилактике экстремизма в межэтнических отношениях.
4) В регионах с высоким уровнем миграции необходима организация работы по включению мигрантов в социальную и культурную жизнь местного населения. Данная мера направлена на снижение и устранение конфликтов между представителями различных национальностей.
5) Проведение социально-психологических тренингов в сфере межкультурного взаимодействия, направленных на формирование навыка межкультурного диалога.
Таким образом, результаты теоретического и эмпирических исследований вопросов межличностных отношений в межнациональном общении однозначно свидетельствует об одном - проблема формирования основ толерантности в современном российском обществе является актуальной. Именно отношение основной массы людей к различным идеологическим теориям, моральным, религиозным взглядам, культурным явлениям, к людям разных национальностей в значительной степени определяет общественную стабильность, являются непременным условием социального и духовно-нравственного прогресса.
1. Андронов, И. С. Экстремизм и толерантность в социокультурной
картине мира: место и роль в социальных отношениях /
И. С. Андронов, М. И. Егоров, Я. А. Маргулян // Современные
проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 1-8.
2. Ахметова, С. А. Социальное дистанцирование или солидаризм этнокультурных групп в региональном обществе: территориальный аспект / С. А. Ахметова // Ученые записки Казанского университета. -
2012. - № 6. - С. 52-61.
3. Бадамшина, А. Р. Анализ состояния межэтнических отношений разных этнических групп / А. Р. Бадамшина, С. Л. Гилева // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 20. - С. 45-47.
4. Бакулина, С. Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам: учебное пособие / С. Д. Бакулина. - М. - 2014. - 195 с.
5. Бессарабова, И. С. Поликультурное образование в России: современное состояние проблемы / И. С. Бессарабова // Известия Волгоградского педагогического университета. - 2012. - № 5. - С. 12-15.
6. Билан, Ю. В. Особенности транснационального миграционного проекта EUMAGINE / Ю. В. Билан // Социологические исследования. -
2015. - № 1. - С. 146-147.
7. Вартаньян, Э. Г. Межэтнические отношения и пути регулирования межнациональных конфликтов / Э. Г. Вартаньян // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 3. - С. 155-158.
8. Волова, Л. А. Социокультурная интеграция и идентификация в условиях глобализации общества / Л. А. Волова // Вестник финансового университета. - 2012. - № 3. - С. 244-252.
9. Дагбаева, С. Б. Анализ путей оптимизации межэтнического взаимодействия в поликультурных условиях жизнедеятельности населения Забайкальского края / С. Б. Дагбаева // Российская академия естествознания. - М., 2011. - 56 с.
10. Даллакян, К. С. Тенденции современной глобализации / К. С. Даллакян // Вестник финансового университета . - 2016. - № 3. - С. 150-156.
11. Даниелян, П. С. Сравнительный анализ развития толерантности и факторов риска в современном российском обществе / П. С. Даниелян // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 1 (31). - С. 13-19.
12. Дугин, А. Г. Социология глобального общества / А. Г. Дугин // Вестник Московского университета. - 2012. - № 2. - С. 133-143.
13. Елгина, Л. С. Этническая толерантность как сдерживающий фактор социальной напряженности / Л. С. Елгина // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 5. - С. 285-290.
14. Ерохина, Е. А. «Местные» и «Приезжие»: этническая граница и межэтническое взаимодействие в современном российском мегаполисе / Е. А. Ерохина // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 2. - С.72-78.
15. Жукова, Н. В. Межэтническое взаимодействие и его механизмы / Н. В. Жукова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 617. - С. 85-95.
16. Журченко, Е. Б. Категория толерантности в социологическом аспекте / Е. Б. Журченко // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 12. - С. 57-61.
17.Зубкевич, Л. А. Глобализация как способ перехода к новому качеству в общественном развитии / Л. А. Зубкевич // Вестник Пермского университета. - 2015. - № 1(21). - С. 5-15.
18. Кишлакова, Н. М. Идеология толерантности как субстанциальная основа бытия России в глобальном мире / Н. М. Кушлакова // Гуманитарная теория в интелектуальном поиске. - 2015. - № 3 (19). - С. 45-49.
19. Клименко, Е. В. Толерантность и различие в социокультурном пространстве современной России / Е. В. Клименко // Вестник Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 1. - С. 64-68.
20. Коробкова, Н. П. Индекс этнической толерантности как методика изучения межнациональных отношений в среде студенческой молодежи / Н. П. Коробкова, А. Д. Дерендяева, Д. А. Казанцев // Известия Алтайского государственного университета. - 2015. - № 2 (86). - С. 231-236.
21. Ломских, Н. В. Толерантность в национальном вопросе. Опыт социологического исследования / Н. В. Ломских, Е. А. Кошелева // Ползуновский альманах. - 2014. - № 2. - С. 167-170.
22. Мальцева, В. В. Толерантность и мультикультурализм: сравнительный анализ / В. В. Мальцева // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 2 (45). - С. 36-38.
23. Межкультурное взаимодействие в полиэтничной молодежной среде: социологический подход: монография / Н. П. Нарбута [и др.]; под ред. Н. П. Нарбута. - М.: Экон-иформ, 2012. - 239 с.
24. Михайлова, М. А. Этнокультурная идентичность в условиях культурной глобализации / М. А. Михайлова. - Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 14. - С. 191-196.
25. Мосолова, С. Ю. Толерантность в аспекте различных научных направлений / С. Ю. Мосолова // Вестник Тамбовского университета. -
2013. - № 5 (121). - С. 88-92.
26. Мурашева, С. В. Формирование толерантности как основы предупреждения этнических конфликтов / С. В. Мурашева // Конфликтология. - 2012. - № 2. - С. 91-101.
27. Нарбута, Н. П. Межкультурное взаимодействие в полиэтничной
молодежной среде: социологический подход Н. П. Нарбута,
Д. Г. Подвойского. - М.: Экон-информ, 2012. - С. 146-182.
28. Новикова, Н. В. Толерантность в современном обществе: опыт
междисциплинарных исследований: сборник научных статей /
М. В. Новикова, Н. В. Нижегородцевой. - Ярославль.: ЯГПУ, 2011. - 357 с.
29.Окладникова, Е. А. Пределы этнической толерантности: трудовая миграция, образование и трансформация современного российского общества / Е. А. Окладникова // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 2. - С. 374-384.
30.Омарбекова, С. В. Межэтнические взаимоотношения в современном российском обществе / С. В. Омарбекова // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 23-27.
31. Осипова, С. И. Генезис сущности и содержания понятия «толерантность» / С. И. Осипова, А. Л. Богданова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 6. - С. 114-130.
32. Парфенов, А. И. Толерантность и дискурсивная власть /
А. И. Парфенов // Известия Саратовского университета. - № 4-1. - С. 42-46.
33. Перевозчикова, Л. С. Толерантность в межкультурном взаимодействии: эпистемологическая процедура понимания / Л. С. Перевозчикова // Известия Саратовского университета. - 2012. - № 3. - С. 44-48.
34. Петухова, Т. Н. Теоретико-методологический анализ понятия «толерантность» / Т. Н. Петухова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2012. - № 20 (279). - С. 18-22.
35. Попков, Ю. В. Национальная политика в России: целевые установки и региональные модели / Ю. В. Попков // Социологические исследования. - 2015. - № 4. - С. 39-44.
36. Почебут, Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие / Л. Г. Почебуг - СПб.: Питер. - 2012. - 336 с.
37. Ростомян, Д. М. Проблемы межнациональной толерантности в условиях мегаполиса / Д. М. Ростомян // Труда Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - Т. 195. - С. 143-145.
38. Русских, Л. В. Основные направления политики мультикультурализма в России / Л. В. Русских // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 85-89.
39. Сагалакова, Г. А. Проблема толерантности и интолерантности в современном мире / Г. А. Сагалакова // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - № 2 (78). - С. 230-233.
40. Санаи, М. Глобализация и мультикультурализм: изменение в понятиях и основах. - 2015. - № 2. - С. 48-58.
41. Сербина, Л. Ф. Проблема формирования этнонациональной толерантности у подростков / Л. Ф. Сербина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2011. - № 4. - С. 86-94.
42. Ситникова, С. В. Социальные зоны толерантности в молодежной среде / С. В. Ситникова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Социология. Политология. - 2014. - № 3. - С. 16-19.
43. Сычева, Е. С. Оценка уровня межэтнической толерантности в
современном российском обществе / Е. С. Сычева // Проблемы современной науки и образования. - 2013. - № 4 (18). - С. 137-140.
44. Трофимова, И. Н. К проблеме регулирования межэтнических отношений в местных сообществах / И. Н. Трофимова // ARS ADMINISTRANDI. - 2014. - № 1. - С. 61-69.
45. Умарова, З. Я. Толерантность как стремление к взаимному пониманию и согласованию / З. Я. Умарова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 11. - С. 22-25.
46. Фадеев, С. Б. Сущность толерантности как многоаспектного феномена / С. Б. Фадеев // Вестник ЧГПУ. - 2012. - № 3. - С. 239-247.
47. Федюнина, С. М. Толерантность в поликультурном обществе XXI века: миф или возможность сохранения цивилизации? / С. М. Федюнина // Вестник Поволжского института управления. - 2015. - № 2 (47). - С. 102-109.
48. Хайруллина, Н. Г. Мониторинг межэтнической ситуации в Тюменской области / Н. Г. Хайруллина // Экономические науки. - 2015. - № 9. - С. 178-181.
49. Черникова, В. А. Межэтническая коммуникация в контексте современного поликультурного пространства / В. А. Черникова // Вестник Калмыцкого университета. - 2014. - № 3 (23) - С. 113-118.
50. Шарипов, Ф. Информационные технологии как средство
формирования толерантности в современном обществе / Ф. Шарипов // Ученые записки Худжандского государственного университета им. Б. Гафурова. - 2012. - № 2 (30). - С. 169-176.
51. Щукин, А. М. Толерантность в системе правовых ценностей молодежи / А. М. Щукин // Новые технологи. - 2011. - № 4. - С. 127-131.
52. Юдо, А. В. Подходы к определению понятия этнической толерантности / А. В. Юдо // Наука и современность. - 2013. - № 3. - С. 88-92.
53. Юрлова, С. В. Толерантность и патриотизм: парадоксы постсоветской идентичности / С. В. Юрлова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 17. - С. 109-114.
54. Ярош, Н. Н. Умный город - город толерантности / Н. Н. Ярош // Экономический журнал. - 2014. - № 2 (34). - С. 76-84.
Интернет ресурсы:
55. Гришина, С. О. Проблемы этнической толерантности в российском обществе на примере Юго-Западного государственного университета / С. О. Гришина, Е. А. Никитина [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:https://www.swsu.ru/structura/up/flmk/kip/folder3/sbornik tol.pdf(Дата обращения: 23.05.2016).
56. Кимлика, У. Либеральное равенство [Электронный ресурс] - Режим
доступа: URL:http: //kant.narod.ru/kymlicka.htm(Дата обращения:
28.052016)
57. Семеняченко Н. П. Роль толерантности в сохранении мира в полиэтническом обществе. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.konf2013.afurgi.ru/(Дата обращения : 25.04.2016 г.).
58. Сикевич, З. В. О соотношение этнического и социального
[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://nationalism.org/index.shtml (Дата обращения: 15.04.2016).
59. Уолцер, М. О терпимости [Электронный ресурс] - Режим доступа:
URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Polit/Walzer/03.php(Дата
обращения: 22.05.2016).
Источники на иностранном языке:
60. Bulut, M., Akkemik, K. A., Goksal, K. The Relation between worldviews and intergenerational altruism in Turkey: an empirical approach // Journal for the Study of Regions and Ideologies. - 2017. - № 45. - P. 234-256.
61. Chantal, M. The democratic paradox / M. Chantal. - London; New York: Verso, 2000/ - 143 p. - ISBN 1859847587.
62. Chuwunenye, C. N., Hamidin, A. H. Religion in a Secular State and State Religion in Practice: Assessing Religious Influence, Tolerance, and National Stability in Nigeria and Malaysia // Journal for the Study of Regions and Ideologies. - 2014. - № 39. - P. 203-235.
63.Sandu, F. Ethical leadership, religion and personal development in the context of global crisis // Journal for the Study of Regions and Ideologies. - 2017. - № 46. - P. 3-16.