Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экологической культуры младших школьников с задержкой психического развития

Работа №115815

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2023
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «Увинская средняя общеобразовательная школа №4».
Выборка: учащиеся 3 класса в количестве 8 человек в возрасте 10-11 лет.
Есть приложения (методические материалы).

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы изучения формирования экологической культуры младших школьников с задержкой психического развития………..7
1.1 Сущность экологической культуры …7
1.2 Основные направления, формы и средства экологического воспитания и формирования экологической культуры младших школьников………13
1.3 Особенности процесса воспитания и обучения младших школьников с задержкой психического развития……………………………..24
Выводы по главе 1…29
Глава 2 Эмпирическое исследование экологической культуры младших школьников с задержкой психического развития…31
2.1 Организация и методическое обеспечение исследования………….31
2.2 Анализ результатов исследования……36
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры младших школьников с задержкой психического развития…..
3.1 Организация и методы работы
3.2 Результаты работы……41
Выводы по главе 2 .……46
Заключение………………………………………………………………...48
Список используемых источников…51
Приложения………………………………………………………………54

В современном мире человечество постоянно сталкивается с тяжелыми последствиями неразумного отношения к природе. Основной причиной возникновения экологических проблем считается применение несовершенных промышленных и сельскохозяйственных технологий.
Экологическая культура в настоящее время приобретает всё большую значимость, т.к. это одна из важнейших проблем общества.
Теоретические основы экологического образования определены в исследованиях И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Н. Пономаревой, Н.А. Рыкова, И.Т. Суравегиной (концепция и программа деятельности школы по экологическому образованию), Д.Н. Кавтарадзе, В.Г. Брудного (основы экологического мировоззрения как задача народного образования) и многих других ученых.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.
Несмотря на значительный прогресс в деле экологического просвещения населения, уровень экологической культуры большинства людей остается недостаточно высоким.
Многолетние изучения экологических проблем в образовании позволили исследователям определить понятие экологической культуры. По мнению И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважение жизни и её главным показателем является социальная и индивидуальная ответственность за события, происходящие в природе.
Одной из важнейших задач современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, то есть воспитание у школьников экологической культуры.
Экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности являются: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Формирование экологической культуры рассматривается как развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережно относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране в целом.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования изложена программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Экологическая культура развивается в процессе экологического воспитания, то есть систематической и целенаправленной деятельности учащихся. В процессе данной деятельности учитель подбирает соответствующие методы и приемы, которые способствуют эффективному достижению поставленных целей, а именно формированию экологических знаний о природе, усвоение правил взаимодействия с окружающим миром, участие в природоохранной деятельности.
Вышесказанное определило цель исследования: теоретическое и практическое обоснование формирования экологической культуры младших школьников с задержкой психического развития применением педагогических кейсов.
Объект исследования: экологическая культура младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: формирование экологической культуры младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза: экологическая культура младших школьников с задержкой психического развития сформирована неравномерно. Когнитивный компонент сформированности экологической культуры находится на низком уровне, а действенно-практический и эмоционально-ценностный компоненты на среднем уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность понятия «экологическая культура», описать основные направления, формы и средства формирования экологической культуры младших школьников;
- рассмотреть особенности процесса воспитания и обучения младших школьников с задержкой психического развития;
- провести диагностику уровня сформированности компонентов экологической культуры детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- предложить и апробировать педагогические кейсы, направленные на повышение уровня экологической культуры младших школьников с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ имеющейся литературы по теме исследования);
- эмпирические (анкетирование, работа с методическими материалами);
- статистические (количественный и качественный анализ).
Практическая значимость данной работы состоит в том, что подобранные педагогические приемы и методы, могут быть использованы педагогами образовательных учреждений в практической деятельности с целью формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, разбитые на параграфы, заключения, списка использованных литературных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог исследования, изучив теоретическую литературу и проведя эмпирическое исследование можно сделать следующие выводы:
1.Младший школьный возраст – это период жизни ребёнка от 7 до 11 лет, он является наиболее ответственным этапом школьного детства. В младшем школьном возрасте происходят основные психологические новообразования, которые свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, завершающему детство – это непринужденность и осмысление всех психических процессов, их интеллектуализация и внутреннее опосредование, которое происходит благодаря овладению системой научных понятий, а также понимание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Именно в этом возрасте формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.
2. Был сделан вывод о том, что экологическая культура направлена на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является основой и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
3.Содержание экологической культуры включает в себя три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный, действенно-практичсекий. Они применяются при отборе экологических знаний и умений в начальной школе с соответствующей их направленностью на младший школьный возраст.
Каждый компонент включает соответствующие формы и методы работы для решения задач экологического воспитания.
4.Урок как традиционная и основная форма учебно-воспитательного процесса, невзирая на строго регламентированную структуру, дает большие возможности для формирования экологических знаний и воспитанности учащихся. Чем содержательнее и увлекательнее материал, тем результативнее будет происходить усвоение экологических знаний учащимися.
Ведущие методы преподавания - наблюдение, эксперимент, моделирование. Названные методы определяют формы организации учебной деятельности учащихся, специфические для данного учебного предмета.
Существуют различные формы проведения уроков в начальной школе: уроки в форме соревнований и игр (КВН, викторины, дидактические игры), уроки в форме мероприятий (экскурсии, прогулки), уроки с групповыми формами работы, уроки творчества, уроки-беседы.
Соответственно, для повышения уровня экологической воспитанности педагогом должны быть учтены рассмотренные методы и формы и применены в соответствии с поставленными целями урока.
5.Результатом экологической культуры является, экологическая культура личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту) и нравственно-эстетическое восприятие природной среды.
6.Подходы к обучению детей с ЗПР отличаются от подходов к обучению нормальных детей: нужно уделять такому школьнику больше времени и больше сил, придумывать индивидуальные методы работы, подключать других специалистов и родителей.
7.Эмпирическое исследование по определению уровня экологического воспитания младших школьников показал, что с учащимися ведется недостаточная практическая работа. Опираясь на результаты исследования, можно сказать, что основной проблемой экологического воспитания является низкий уровень деятельностного и когнитивного компонентов. Причиной таких результатов может являться недостаточное разнообразие применяемых методов и форм в общеобразовательной организации.
8. Нами был создан комплекс мероприятий, направленный на формирование экологической культуры.
Таким образом в ходе экспериментальной работы была достигнута цель и решены все поставленные задачи, гипотеза частично подтвердилась.



1.Аквилеева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе /– М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
2.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / – Казань, 1996. – 568 с.
3.Владышевский Д.В. Экология лесных птиц и зверей / – Новосибирск, 1980. –120 с.
4.Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития / -М. 1985. – 47 с.
5.Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование / – М., 1989. – С. 11-19.
6.Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической
культуры / С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова // Экологическая культура: пробное учебное пособие. – М.: «Академия», 2008. – 276 с.
7.Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: Опыт России и Югославии / В.И. Данилова - Данильяна, Д.Ж. Маркович. – М.: Изд-во «ЭКОС», 1998. – 212 с.
8.Голубев И.Р. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся /М.: Просвещение, 2005. – 192 с.
9.Давыдова А.А. Витагенный опыт как механизм индивидуализации младших школьников в образовательном пространстве / А.А. Давыдова // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: учебное пособие / отв.ред. О.В. Муромцева, Е.В. Иващенко, А.А. Лухтина. – Белгород: «Политера», 2015. – С. 198-199 с.
10.Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. 29 с.
11.Зверев И. Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. М.: Просвещение, 2006. 491 с.
12.Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ - М.: Педагогика, 1982. 112 с.
13.Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации / – Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2001. – 157 с.
14.Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.
15.Лихачев Б.Т. Экология личности / Б.Т. Лихачев // Педагогика. – 1993 – N 2. – С. 19-21.
16. Михеева Н.А. К вопросу об управлении процессом экосоциализации
населения России / Н.А. Михеева, П.В. Жуков // Современные исследования социальных проблем: журнал. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2010. – N1. – С. 112-114.
17.Моисеева Л. В. Региональное экологическое образование: теория и
практика : авто.реф. дисс. доктора пед. наук. Екатеринбург, 1997. 46 с.
18.Молодова Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию / Минск – Асар, 2004. 158 с.
19.Мухина В. С. Младший школьник. М.: Новая школа, 2014. 367 с.
20.Мухамедшина Л.М. О сущности и содержании понятия «экологическая
культура» / Л.М. Мухамедшина // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – N1. – С. 12-16.
21.Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию /– М.: Говая школа, 2006. - 330 с.
22.Новиков А. М. Основания педагогики. М.: Эгвес, 1-е изд., 2010. 208 с.
23.Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития./ Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В.М. - Москва. Международная педагогическая академия, 1993. – с. 81-93.
24.Пекелис Э.Я. Педагогическая характеристика детей с ЗПР и работа с ними.// Дети с временными задержками развития./ Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. - Москва. Педагогика,1971. – 208 с.
25.Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе /Л.П. Печко // Советская педагогика. – 1987. – N3. – С.29-32.
26.Симонова Л. П. Экологическое образование в начальной школе. М.:
«Академия», 2000. 104 с.
27.Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. – М.: 2018. – 53 с.
28.Фомина Н.Н. Русская культура в контексте мировой культуры. / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова, - Санкт-Петербург, 2003. – 97-118 с.
29.Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова. – М.: Педагогическое общество Россиии, 2000. – 176 с.
30.Чижова В.П. Экологическое образование (учебные тропы) / В.П. Чижова, Е.Г. Петрова, А.В. Рыбаков. – СПб.: СПбГИПСР, 2011. – 35-40 с.
31.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. - Москва. Владос, 1999. – 87 с.
32.Шевченко С.Г. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа. - Москва. 1998. – 45 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ