Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности организации 7
1.1 Понятие, сущность, методы и направления маркетинговой деятельности организации 7
1.2 Методы оценки маркетинговой деятельности организации 13
2 Оценка маркетинговой деятельности транспортной организации ТОО «Транскарго Астана» 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ТОО «Транскарго Астана» 22
2.2 Анализ маркетинговой среды и маркетинговой деятельности ТОО «Транскарго Астана» 29
3 Мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности транспортной организации ТОО «Транскарго Астана» 45
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ТОО «Транскарго Астана» 45
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ТОО «Транскарго Астана» 50
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение А Основные задачи направлений маркетинговой деятельности 66
Приложение Б Классификация грузового автотранспорта по конструкции кузовов 68
Приложение В Особенности конструкции автомобилей и полуприцепов «евро» и «мега» (используемых в ТОО «Транскарго Астана») 69
Приложение Г Финансовая отчетность ТОО «Транскарго Астана» за 2017 - 2019 гг. Бухгалтерский баланс 2017-2019 гг 70
Приложение Д Отчет о прибылях и убытках 2017-2019 гг 72
Приложение Е PEST-анализ ТОО «Транскарго Астана» 73
Актуальность исследования заключается в том, что маркетинговая деятельность и управление маркетингом - важное направление менеджмента любой коммерческой организации, включая и те, которые работают в сфере логистики, транспортных грузовых перевозок. В настоящее время в условиях обострения конкуренции, монополизации рынка и трансформации экономического базиса, важную роль начинает играть маркетинговая деятельность предприятия, а также определение ее эффективности. За последнее десятилетие в научно-теоретическом базисе и практических подходах к осуществлению маркетинговой деятельности произошло значительное развитие в использовании нового маркетингового инструментария. Этому процессу значительно способствовали развитие информационных технологий и появление концепции цифрового маркетинга. В контексте новых подходов сформировалась необходимость, и даже потребность, нового взгляда на маркетинговую деятельность предприятий. При этом, использование концепции традиционного маркетинга также не утратило своей актуальности. На современном этапе хозяйствования маркетинговая деятельность предприятия должна быстро и гибко реагировать на постоянные изменения маркетинговой среды. Необходимо также отметить, что использование маркетинга приобрело широкую популярность и является неотъемлемой частью деятельности большинства предприятий, но, к сожалению, можно наблюдать лишь фрагментарное применение некоторых направлений, что неминуемо ведет к снижению общей эффективности маркетинговой деятельности.
Формирование комплекса маркетинга предприятия является главной задачей, однако для эффективной организации деятельности необходимы подходы к анализу управления маркетинговой деятельностью предприятия. В этой связи возникает необходимость разработки и формирования методики оценки маркетинговой деятельности предприятия и на ее основе разработка мероприятий по ее совершенствованию, учитывая предпочтения и технологическое развитие.
Проблемам исследования маркетинговой деятельности предприятий, а также оценке ее эффективности посвящены труды таких авторов как Г. Ассель, Ф. Котлер, К. Келлер, Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич и многих других.
Цель исследования - разработать мероприятия, направленные на совершенствование маркетинговой деятельности ТОО «Транскарго Астана».
Задачи исследования:
• изучить понятие, сущность, методы и направления маркетинговой деятельности предприятия;
• обозначить методы оценки маркетинговой деятельности предприятия;
• дать организационно-экономическую характеристику ТОО «Транскарго Астана»;
• провести анализ маркетинговой среды и маркетинговой деятельности ТОО «Транскарго Астана»;
• разработать мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности ТОО «Транскарго Астана»;
• провести оценку экономической эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ТОО «Транскарго Астана».
Объект исследования - товарищество с ограниченной ответственностью «Транскарго Астана» (ТОО «Транскарго Астана»).
Предмет исследования - маркетинговая деятельность транспортной организации ТОО «Транскарго Астана».
В процессе исследования использовались такие методы научного исследования, как сравнительный метод, аналитический метод, метод экономико-статистического анализа.
Теоретическую базу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области изучения маркетинга, маркетинговой деятельности предприятия, оценки эффективности маркетинговой деятельности, а также менеджмента предприятия.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных мероприятий в рамках стратегии развития компании, а также в том, что отдельные материалы анализа маркетинговой среды и маркетинговой деятельности могут быть применены специалистами организации.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы из 31 источника и 6 приложений. Общий объем работы без приложений составляет 63 страницы машинописного текста, в том числе таблиц - 19, рисунков - 11.
В рамках первой главы рассматриваются теоретические основы маркетинговой деятельности, а именно: понятие, сущность, методы и направления маркетинговой деятельности организации, а также методы оценки маркетинговой деятельности.
Во второй главе проводится оценка маркетинговой деятельности на примере ТОО «Транскарго Астана». В рамках данной главы дается общая организационно-экономическая характеристика ТОО «Транскарго Астана», организации управления данной компанией, организации работы с клиентами, финансово-экономические показатели деятельности компании. Проводится анализ маркетинговой среды и маркетинговой деятельности ТОО «Транскарго Астана».
В третьей главе на основании результатов проведенного исследования разработаны мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности ТОО «Транскарго Астана» и оценивается экономическая эффективность предложенных мероприятий.
Проведенное исследование дает возможность сделать следующие выводы.
Маркетинговая деятельность представляет собой процесс многоаспектный, управляемый, основная цель которого - удовлетворить потребности потребителей, как потенциальных, так и реальных. Данный процесс, в рамках реализации, имеет в своем составе не только функции маркетинга, но и конкретные цели, способы и источники ресурсов для достижения этих целей. К основным методам маркетинговой деятельности можно отнести: ориентация на продукт, ориентация на потребителя, интегрированный метод и метод открытых систем. К основным направлениям маркетинговой деятельности можно отнести: стратегический маркетинг, внешнюю среду (дальнюю), рынок услуг (услуги, потребители, конкуренция), продвижение услуг к потребителям, оказание услуг, ценообразование и продажу услуг, сервис и осязаемые факторы, внутренний маркетинг, маркетинговую информационную систему (МИС) и развитие компании.
Процесс оценки эффективности маркетинговой деятельности можно разделить на три основных этапа: на первом формируются стратегические маркетинговые цели, на втором определяются показатели оценки и на третьем происходит оценка изменения их значения для внедрения маркетинговой стратегии в процессе реализации и после внедрения на предприятии.
Различные подходы в оценке маркетинговой деятельности предполагают множество показателей, которые могут использоваться. На основании чего был сформирован набор показателей, расчет которых обеспечивает оценку эффективности и результативности маркетинговой деятельности предприятия.
В ходе исследования была проведена оценка маркетинговой деятельности компании ТОО «Транскарго Астана».
ТОО «Транскарго Астана» -предприятие, занимающееся транспортной логистикой (грузоперевозки по Казахстану, в Россию, Беларусь, Узбекистан), входящее в группу Transcargo Asia (с логистическими центрами в России, Беларуси, Казахстане, Узбекистане). Организация перевозит как грузы для крупных клиентов, так и сборные грузы между логистическими центрами. Логистический центр фирмы (для комплектования и доставки сборных грузов) находится в г. Нур-Султан, в районе Сарыарка. Компания имеет линейно-функциональную структуру управления. Директору подчинены заместитель, главный бухгалтер и менеджер по техническому обслуживанию. Заместитель директора управляет коммерческой и маркетинговой работой, оказанием основных услуг предприятия. Коммерческий отдел работает с клиентами, комплектацией и выдачей сборных грузов, диспетчерская контролирует движение собственного транспорта и транспорта фирм- партнеров с грузами фирмы. Ряд видов работ (техобслуживание и ремонт, автомойка, медицинский контроль, клининг, информационные технологии (IT)) вынесены на аутсорсинг.
В 2019 году приросте выручки затраты предприятия увеличиваются с более высокими темпами. В результате прибыль от продаж и чистая прибыль (и, следовательно, рентабельность) так же снижаются, что отражается в значительном ухудшении финансовых результатов деятельности организации. При этом, в 2019 году также снижается и производительность труда при росте средней заработной платы персонала и численности работников. То есть, можно сделать вывод об ухудшении финансово-экономических показателей деятельности предприятия в 2019 году по сравнению с 2018 годом.
Анализ маркетинговой среды и маркетинговой деятельности предприятия показал, что ТОО «Транскарго Астана» использует в своей деятельности как маркетинговые оффлайн-коммуникации, так и онлайн- коммуникации для сбыта и продвижения услуг. На данный момент при росте, прежде всего, технических возможностей развития, пока что слабо используются возможности маркетинговых коммуникаций в сети Интернет, прежде всего, сайта и инструментов продвижения услуг в сети Интернет. Для перехода в стратегическое положение «Сила и возможности» необходимо сделать упор на совершенствование использования в маркетинговой деятельности Интернет-маркетинга, как одного из динамично развивающихся направлений маркетинга.
Таким образом, для ТОО «Транскарго Астана», с учетом выявленных негативных сторон маркетинговой деятельности предложено, прежде всего:
• совершенствование сайта компании (информацию на сайте плюс взаимодействие с клиентами: увеличение юзабилити, скорости, улучшение контента);
• совершенствование Интернет-рекламы (увеличение объема поисковой рекламы в поисковых сервисах и социальных сетях, ведение социальных групп в социальных сетях, развитие партнерских сервисов, управление репутацией в сети Интернет).
Благодаря реализации этих мероприятий предполагается увеличение уникальных посетителей сайта до 200 тыс. в год, а объема заказов через сайт до 3500 в год (что должно быть достигнуто в 2021 году).
Расходы на первое мероприятие составят 330,0 тыс. руб. и на второе мероприятие 374,6 тыс. руб. За счет реализации мероприятий на ближайшую перспективу за 2020-2023 годы компанией планируется получить дополнительно валовой прибыли 51,84 млн руб. А с учетом роста расходов на Интернет-маркетинг, прибыль от продаж увеличится на 49,87 млн руб., а чистая прибыль - на 39,9 млн руб.
Все это говорит об эффективности предлагаемых мероприятий.
1. Арефьева Т.С. Открытые образовательные ресурсы: международный опыт и ситуация в России // Экономика, статистика и информатика: Вестник УМО. 2015. № 2. C. 3-6.
2. Багиев Г.Л. Маркетинг: учебник для студ. вузов по экономическим специальностям; рек. МО и науки РФ; для бакалавров и специалистов. 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2015. 560 с.
3. Багиев Г.Л. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник для бакалавров по направлению подготовки «Менеджмент». СПб.: Астерион, 2016. 339 с.
4. Багиев Г.Л. Маркетинг для реализации концепции устойчивого развития: сущность и терминологическая парадигма // Известия СПб ГЭУ. 2018. № 4. С. 139-151.
5. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) [Электронный ресурс]: принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года (ред. от 01.07.2019 г.). URL: https://online.zakon.kz (дата обращения: 15.05.2020).
6. Гражданский кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс] : от 1 июля 1999 года № 409-I (Особенная часть) (ред. от 01.07.2019 г.). URL: https://online.zakon.kz (дата обращения: 15.05.2020).
7. Гуськов Ю.В. Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2017. 263 с. URL: https://znanium.com/catalog/document?pid=526441 (дата обращения: 15.05.2020).
8. Егорова М.М. Маркетинг: конспект лекций [Электронный ресурс] : учебное пособие. URL: https://nashol.com/2011032553956/marketing-konspekt- lekcii-egorova-m-m-loginova-e-u-shvaiko-i-g.html(дата обращения: 15.05.2020).
9. Иванов Ю.Б. Эффективность маркетинговой деятельности предприятий в современных условиях повышенной динамичности и рискованности предпринимательства // Экономика: реалии времени. 2015. №1(11). С. 155-160.
10. Ильяшенко С.М. Маркетинг в примерах и задачах [Электронный ресурс]: учебное пособие. URL: https://ru.b-ok.cc/book/3193196/494d9b (дата обращения: 15.05.2020).
11. Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Дж. Основы маркетинга. 5-е европейское издание. М.: Вильямс, 2017. 752 с.
12. Меленчук Ю.Т. Теоретико-методологические подходы к оценке эффективности маркетинговой деятельности предприятия // Экономика и управление предприятием. 2015.№1/6(21). С. 18-21.
13. Менеджмент [Электронный ресурс]: учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017. 259 с.
14. Моисеева H. C. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учеб. Пособие. URL: http://web.krao.kg/6_marketing/0_pdf/23.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
15. Нортон Д., Каплан Р., Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2017. 320 с.
...