Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самообразование молодёжи в информационном обществе

Работа №115746

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы96
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 4
Глава 1 Теоретические основы изучения самообразования в условиях информационного общества . 10
1.1 Методологические принципы анализа информационного общества.. 10
1.2 Самообразование молодёжи в информационном обществе. 222
Глава 2 Молодежь в информационном обществе. 322
2.1 Особенности самообразования молодёжи . 322
2.2 Оценка характеристик самообразования. 466
Заключение Ошибка! Закладка не определена.1
Список используемой литературы и источников.Ошибка! Закладка не определена.5
Приложение А Программа исследования 69
Приложение Б Анкета. 811
Приложение В Таблицы распределений по результатам анкетирования 87
Приложение Г Метод Стефенсона. 944


Аннотация. Введение.
Цель бакалаврской работы заключается в исследовании самообразования молодежи в условиях информационного общества.
Объект исследования - молодёжь в информационном обществе.
Предмет исследования - самообразование молодежи в информационном обществе.
Задачи исследования:
1. Изучить методологические принципы анализа информационного общества;
2. Выявить особенности самообразования молодежи в
информационном обществе;
3. Определить потребности и интересы молодёжи в самообразовании;
4. Проанализировать полученные данные.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мы изучили теоретические основы информатизации общества,
благодаря чему можно сделать следующие выводы.
Термин «информационное общество» был введен американским экономистом Ф. Машлупом в работе «Производство и распространение знания в Соединенных Штатах» в 1962 году. Основоположниками теории постиндустриального общества стали такие зарубежные социологи, как Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс, А. Турен, Ж. Фурастье и др. В отечественной науке фундамент теории в области информатизации общества заложили следующие учёные: Н. И Гендина, А. Д. Еляков, В. Г. Афанасьев, А. И. Ракитов, А. В. Соколов, А. Д. Урсул, и др.
Зарубежные учёные считают, что информационная деятельность станет основной для большей части населения развитых стран, соответственно главным продуктом производства и основным товаром становится информация. Отечественные исследователи отмечают, что главным двигателем в развитии цивилизации в настоящий момент времени приобретает интеллектуальный ресурс.
В ходе написания выпускной квалификационной работы мы узнали, что в информационном обществе ведущим видом деятельности становится работа человека с информацией. На данный момент такую деятельность именуют самообразованием. С социологической точки зрения, самообразование является свободным видом деятельности личности или социальной группы, предполагающим свободный выбор занятий, связанных с повышением образовательного, культурного, профессионального, научного уровней.
Одним из первых социологический подход к самообразованию предложил Н. И. Кареев. По его мнению, отличительной особенностью самообразования является учёт индивидуальности учащегося. Вместе с Рубакиным он выделял чтение книг как основную технологию самообразования.
Весомый вклад в науку также внести такие ученые, как Г. Зборовский, Е. Шуклина, Ю. А. Зубок, В. И. Чупров и др.
В формирующемся информационном российском обществе особую актуальность приобретает самообразование, поскольку наиболее востребованными людьми становятся те, кто идёт в ногу с развитием новых технологий. Это касается не только профессиональной деятельности, но и других жизненных сфер, к примеру, экономической. В связи с важностью данной темы нами были проведены социологические исследования.
В качестве первого метода было выбрано анкетирование, направленное на выявление потребностей и интересов молодёжи в самообразовании. Объектом исследования стали две группы населения, детерминированные по возрасту: это молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, а также от 25 до 35 лет. Всего в исследовании принимали участие 100 человек: 50 представителей первой возрастной группы и 50 человек второй. Процентное соотношение женщин и мужчин составило 56% против 44%.
В ходе проведенного исследования нами было выявлено, что самым популярным направлением самостоятельного обучения и в первой группе опрошенных, и во второй стал иностранный язык. Большинство респондентов считает, что заниматься самообразованием необходимо на протяжении всей жизни. Трудности в обучении испытывают и те, и другие практически в одинаковом процентном соотношении. Для первой группы респондентов основным препятствующим самообразованию фактором стала лень и недисциплинированность, а для второй - недостаток свободного времени. Главным мотивом для занятий самообразованием стал интерес к освоению новых навыков и умений и к новым знаниям в определенной сфере. Наиболее востребованными источниками получения знаний для первой возрастной группы стали курсы в сети Интернет, а для второй - мастер-классы.
Данные результаты мы сравнили с социологическим исследованием, проведенном ГБОУ ВО МО Технологическим университетом г. Королева с целью выяснения отношения молодежи Московской области к самообразованию. Итоги показали, что в настоящее время молодежь испытывает актуальную потребность в самообразовании и готова самостоятельно повышать свой интеллектуальный и профессиональный уровень. Большинство респондентов считают Интернет основным источником для получения необходимой информации, при этом каждый пятый черпает знания из книг, ходит в библиотеки. Мы выяснили, что респонденты относят к самообразованию не только серьёзную работу по изучению какой-то определённой проблемы, но и обращение в Интернет для поиска любой информации для учебного процесса.
Также мы провели сравнительный анализ результатов анкетирования с социологическим исследованием, проведенном «Ярославским областным молодёжным информационным центром». В ходе чего выявили, что основным источником информации для молодежи региона является Интернет, при этом с увеличением возраста респондентов наблюдается увеличение значимости интернета, телевидения и социального окружения . Интернетом как основным источником информации чаще пользуются девушки и молодежь в возрасте от 23 до 30 лет.
В качестве второго метода был выбран метод Стефенсона. В данном исследовании участвовали 20 респондентов (10м+10ж) в возрасте от 18 до 35 лет. Цель исследования состояла в выявлении мнения молодежи относительно характеристик самообразования в информационном обществе. Из 30 представленных утверждений респондентам было предложено выразить свое согласие или несогласие с ними, используя шкалу от -2 до +2. Таким образом, оцененные респондентами утверждения показали, что информационные технологии играют большую роль в самообразовании. Именно поэтому желание соответствовать современным требованиям жизни зачастую становится стимулом к занятиям.
Также мы выяснили, что на занятия самообразованием не влияет материальное положение людей. Основными трудностями в самообразовательной деятельности стали отсутствие должных наставников в окружении и невозможность получения практических навыков. Многие респонденты отмечали нужду в психологической поддержке. Достичь успеха в самообразовании, по мнению респондентов, возможно в двух условиях: при наличии базы знаний из школы или ВУЗа, а также при правильно выбранной методики усвоения знаний.
Утверждения, направленные на оценку внешних условий в самообразовании, дали понять, что Российские условия не отвечают потребностям молодёжи в самообразовании, поскольку находятся не на должном уровне.


1.«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет писать и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться» Э. Тоффлер. URL: http://обществознание-онлайн.рф/info/news/bezgramotnymi-v-21-veke-budut ne-te-kto-ne-umeet-pisat-i-chitat-a-te-kto-ne-umeet-uchitsya-razuchiva/ (дата обращения: 15.11.2019).
2. Brzezinski Zb. Between Two Ages. America’s Role in the Technetronic Era. N. Y, 1970. 27 p.
3. Curtiss, Andrew. 1984 Redux : Say Hello to Big Brother, USA, Autor House, 2011. 317 p.
4. Алексеева И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. 1999. №1. С. 30–35.
5. Арефьев Б. А. Концепция информационного общества // Молодой ученый. 2014. №3. С. 54–56.
6. Багирова К. Э. От информационного общества к обществу знания // Известия Саратовского университета. 2015. №6. С. 29–35.
7. Берестовая Т. В., Кондакова М. А. Итоги областного социологического исследования «Информационные потребности молодежи – 2017» // Сборник социологических исследований в молодежной среде. Ярославль. 2017. С. 4–25.
8. Борисова М. Н. Взгляд на становление и проблемы развития информационного общества // Молодой ученый. 2015. №19(99). С. 557–560.
9. Бузмакова Т. И., Смирнов А.А., Ткаченко А.В., Зайцева А. В. Самообразование в жизни современной молодежи : сб. тр. по мат. науч. конф. / Под общ. научн. ред. Смирнова В. А. – М. : Издательство «Научный консультант». 2015. С. 223–231.
10. Бурчикова Е. О. Виртуализация как тенденция развития информационного общества // Гуманитарные и юридические исследования. 2015. №3 С. 134–137.
11. Вольфсон Ю. Р. Проблема классификации теорий информационного общества // Современные исследования социальных проблем. 2017. №3. С. 80–110.
12. Ворошилова О. С., Миронова М. Н. Формирование информационного поведения у студентов // Современная педагогика. 2016. № 12. С.11–13.
13. Еляков А. Д. Российское общество в информационном измерении // Социологические исследования. 2009. №7. С. 85–94.
14. Зборовский Г. Самообразование – парадигма XXI века // Высшее образование в России. 2003. №5. С. 25–32.
15. Ильин И. В. Устремленность в глобальное будущее. Творческая биография А. Д. Урсула // Вестник Московского университета. 2016. №1. С. 3–14.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ