Введение 9
1 Клиентоориентированный подход в менеджменте 12
1.1 Сущность клиентоориентированного подхода в менеджменте 12
1.2 Клиентоориентированные технологии управления 26
2 Организационные основы функционирования контактного
центра 40
2.1 Понятие и актуальность контактного центра 40
2.2 Формы организационной работы контактного центра 48
2.3 Структура и распределение ответственности и полномочий
работников контактного центра 55
3 Совершенствование работы контактного центра “ПАО
Сбербанк” 63
3.1 Характеристика предприятия “ПАО Сбербанк” 63
3.2 Анализ системы планирования загрузки специалистов 71
3.3 Предложения по совершенствованию работы и механизмы по
реализации предлагаемых изменений 92
4 Социальная ответственность 100
Заключение 109
Список публикаций 112
Список используемых источников 113
Приложение А 118
В современных условиях ужесточение конкуренции требует от хозяйствующих субъектов расширения арсенала средств конкурентной борьбы. Особенностью современного этапа развития является обесценивание ценовых методов конкуренции и повышение важности выстраивания партнерских отношений с клиентами, что требует расширения числа и пропускной способности информационных каналов взаимодействия, повышения результативности процессов привлечения клиентов, повышения стабильности процессов обслуживания, улучшения процессов обмена информацией с клиентом, что, в конечном итоге, позволяет управлять лояльностью последних.
Технологии, целью которых является управление взаимоотношений с клиентами для обеспечения их лояльности, носят название CRM (Customer Relation Management) или Менеджмент взаимоотношений с потребителями. Инструментами CRM являются CRM-системы - специальное компьютерное программное обеспечение, набор приложений, автоматизирующих процессы взаимоотношений компании с клиентом и позволяющих хранить, обрабатывать и собирать информацию о нем. Такие системы ориентированы на поддержку контактов со своими клиентами и на пользование этими данными о клиентах в своих целях. Одним из элементов CRM систем являются Контактные центры. Работа контактного центра основана на совокупности аппаратных и программных средств, а так же алгоритмов, предназначенных для регистрации запросов пользователей (поступающих лично, по телефону или с помощью других средств связи), их маршрутизации, контроля решения задач и выдачи результирующей информации пользователю.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что технологии, помогающие управлять взаимоотношениями с клиентами, видятся нам неотъемлемой частью любого бизнеса имеющего активный контакт с
людьми и правильное понимание работы данных технологий является важным моментом для его организации и дальнейшего функционирования.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов клиентоориентированных технологий управления и совершенствования работы контактного центра на примере “ПАО Сбербанк”.
Поэтому при написании ВКР были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть клиентоориетированный подход в менеджменте;
2. Проанализировать организационные основы функционирования контактного центра;
3. Спланировать комплекс мероприятий по улучшению работы центра, провести расчеты потребности в ресурсах (на примере ПАО Сбербанк).
Необходимость выделения отдельного контактного центра у хозяйствующего субъекта возникает при одновременном выполнении следующих условий:
□ Хозяйствующий субъект предоставляет продукцию/услуги физическим лицам.
□ Невозможно организовать специализацию сотрудников клиентских служб по региональному, клиентскому или продуктовому типу, обеспечив при этом равномерность их загрузки.
□ При заключении договоров с открытыми условиями, под которыми понимается договор, определяющий общие условия взаимоотношений сторон, а условия по номенклатуре и ассортименту, цене, объему поставляемой продукции/ оказываемых услуг конкретизируются путем заключения дополнительных соглашений, подачи заявок или по факту предоставления продукции/ оказания услуг за период.
Предмет исследования - клиентоориентированные технологии управления в организации.
Объектом исследования данной работы является контактный центр ПАО Сбербанк.
В ходе проведения исследования были использованы следующие методы:
□ изучения и анализа научной литературы;
□ сравнение, анализ и синтез;
□ аналитическая группировка данных;
Практическая значимость ВКР заключается в том, что она дает рекомендательные сведенья предприятию для улучшения работы контактного центра.
Научная новизна:
1. Сформулировано понятие клиентоориентированных технологий управления;
2. Выявлены факторы обуславливающие необходимость создания контактного центра.
Цель и задачи определили структуры ВКР, она состоит из ведения, трех глав, заключения.
В первой главе “ сущность клиентоориентированного подхода в менеджменте” рассматриваются теоретические аспекты
клиентоориентированных технологий.
Во второй главе “ организационные основы функционирования контактного центра ” рассматриваются основы контактного, которые необходимы для понимания работы контактного центра и его дальнейшего существования.
В третьей главе “Совершенствование работы контактного центра ПАО “Сбербанк” реализуются мероприятия по анализу работы контактного центра, проводятся расчеты потребностей в ресурсах, а так же спланирован комплекс мероприятий по улучшению работы контактного центра.
В четвертой главе “Социальная ответственность” рассматривается концепция социальной ответственности ПАО “Сбербанк”.
В настоящей дипломной работе был рассмотрен клиентоориентированный подход в менеджменте.
Клиентоориентированный менеджмент - это процесс формулировки и достижения целей организации за счет инициирования и максимального удовлетворения потребностей и целей клиентов предприятия, а также установления долгосрочных доверительных отношений с ними.
Рассмотрено понятие контактного центра. Под контактным центром следует понимать совокупность аппаратных и программных средств и алгоритмов, предназначенных для регистрации заявок пользователей (поступающих по телефону или с помощью других средств связи — радио, пейджинговая связь и т.д.), их маршрутизации, контроля решения задач и выдачи результирующей информации пользователю.
Работа контактного центра основана на совокупности аппаратных и программных средств и алгоритмов, предназначенных для регистрации запросов пользователей (поступающих лично, по телефону или с помощью других средств связи), их маршрутизации, контроля решения задач и выдачи результирующей информации пользователю.
В первой главе были рассмотрена клиентоориентированный подход в менеджменте, его сущность и виды клиентоориентированных технологий.
Во второй главе настоящей дипломной работы были рассмотрены организационные основы контактного центра, такие как:
□ Понятие и актуальность контактного центра;
□ Формы организационной работы контактного центра;
□ Управление персоналом контактного центра.
В третьей главе было рассмотрено характеристика предприятия “ПАО Сбербанк”, проведен анализ системы планирования загрузки специалистов, а так же предложены мероприятия по совершенствованию работы контактного центра “ПАО Сбербанк”, такие как:
□ Отсутствие возможности переклассификации вызова с одного на другой;
□ Нормирование по времени обслуживания продающих поступающих вызовов не менее 5 минут;
□ Возможность взятия нескольких талонов одним клиентом;
□ Автоматическая приоритетность талонов по операции;
□ Низкая компетентность сотрудников.
Данные мероприятия позволят улучшить систему работы контактного центра всей системы, что позволит оптимизировать работу контактного центра и улучшить качество обслуживания клиентов а следовательно повысить уровень клиентоориентированности.
В четвертой главе “Социальная ответственность” рассматривается концепция социальной ответственности ПАО “Сбербанк”.
Цель данной работы “рассмотрение теоретических аспектов клиентоориентированных технологий управления и совершенствования работы контактного центра на примере “ПАО Сбербанк”” была полностью достигнута. Для достижения поставленной цели, нами были реализованы следующие задачи:
1. Рассмотрен клиентоориетированный подход в менеджменте;
2. Проанализированы организационные основы функционирования контактного центра;
3. Спланирован комплекс мероприятий по улучшению работы центра, проведены расчеты потребности в ресурсах (на примере ПАО Сбербанк).
Так же в ходе работы нами были сформулировано понятие клиентоориентированных технологий управления и выявлены факторы, обуславливающие необходимость создание контактного центра.
Клиентоориентированные технологии управления - это система мероприятий и операций, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями в определенной последовательности, с использованием необходимых методов и технических средств, что бы обеспечить оптимальное соотношение между степенью удовлетворенности клиентов и финансовым результатом организации.
Факторы, обуславливающие необходимость создания контактного центра:
□ обеспечивать оптимизацию сроков изготовления продукции, выполнения работ, услуг;
□ обеспечивать удовлетворенность клиента в таких показателях как: цена, качество, сервис;
□ способствовать созданию системы лояльности;
□ обеспечивать предоставление информации клиентам о стадии прохождения запроса;
□ обеспечивать сокращение себестоимости продукции;
□ способствовать оптимизации процесса обслуживания клиента;
□ способствовать сокращению сроков поставки продукции.
Сегодня контактный центр видится неотъемлемой частью любого бизнеса, имеющего активный контакт с людьми: банковского дела, провайдеров телекоммуникационных услуг, крупных кредитных и страховых агентов, ресурсоснабжающих организаций.
Таким образом, очевидно, что контактные центры являются эффективным конкурентоспособным решением для любого хозяйствующего субъекта. Эффективное функционирование контактного центра позволяет также говорить и об уровне компании, о том, насколько современно она справляется с задачами ведения бизнеса.
1. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.
2. Лошков В. Клиентоориентированность, в чем суть? - URL: www.rosbo.ru/articles.php7cat id=2 (дата обращения 15. 10. 2014).
3. Манн И. Клиентоориентированность: что делать, как делать, взять и сделать. - URL: www.strategy.com.ua/Articles/Content7idH478 (дата обращения 14.10.2014).
4. Narver J. C., and S. F. Slater. 1990. The Effect of a Market Orientation on Business Profitability //journal of Marketing 54: 20-35.
5. Бусаркина В. В. Понятие клиентоориентированности предприятия и проблемы ее оценки // Проблемы современной экономики. -
2007. - № 4 (24). - URL: www. Meconomy.ru/art.php7nArtid=1660 (дата обращения 11.10.2014).
6. Русанова А. А. Системный взгляд на клиентоориентирвоанность // Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции “Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями”. - Ставрополь, 2008.
7. Рыжковский Б. Когда клиент голосует деньгами? //Управление компанией. - 2005. - № 7. - URL: http://www.advertology.ru/article27313.htm. (дата обращения: 11.06.2014).
8. Deshpande R., Farley J. U., and Webster F. E. 1993. Corporate culture, customer orientation and inno-vativeness in Japanese firms: a quadrant analysis. Journal of Marketing 57(1):23-37.
9. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в 21 веке. - М.: “Вильямс”, 2003, 272с.
10. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПБ.: Питер Ком, 1999. - 416с
11. Прохоров А.П. Русская модель управления. М.: ЗАО “Журнал Эксперт”, 2002. - 241.
12. Бовыкин Ю. В., Корольков В. Ф. Путь QFD: проектирование и производство продукции исходя из ожиданий потребителей. Ярославль: Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение “Центр качества”, 2009. - 240с.
13. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. Пер. с англ. А. И. Зак. - М.: “Контроллинг”, 2007. - 104с.
14. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Наука, 2010. - 546 с.
15. Коу Д. Маркетинг и продажи B2B. — М.: РОСМЭН-ПРЕСС,
2004.
16. Кунде Й. Уникальность теперь... или никогда. — СПб.:
Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.
17. Пепперс Д., Роджерс М. Управление отношениями с клиентами: Как превратить базу ваших клиентов в деньги. — M.: Манн, Иванов и Фербер, 2006.
18. История бережливого производства // Академия менеджмента. URL: http://www.lean-academy.ru/lean/history.php (дата обращения: 26.04.14г).
19. Бережливое производство // Менеджмент качества. URL: http://www.kpms.ru/General_info/Lean_Production.htm (дата обращения: 26.04.14г).
20. Just in time // Менеджмент качества. URL:
http://www.kpms.ru/General_info/Just_in_Time.htm (дата обращения: 26.04.14г).
21. Дырина Е. Н. , Гаврикова Н. А. Теория и практика внедрения системы 5С // Качество - стратегия XXI века: сборник научных трудов XVIII Международной научно-практической конференции, Томск, 9-12 декабря 2013. - Томск: ТПУ, 2014 - C. 80-84.
22. Серия состоит из трех стандартов версии 2000 года: ISO 9000 "СМК. Основные положения и словарь", ISO 9001 "СМК. Требования", ISO 9004 "СМК. Руководство по улучшению деятельности"
23. Ермолаева Н. CRM: ориентация на клиента / Н. Ермолаева - М.: БОСС, 2002.
24. Всё о CRM: [Customer Relationship Management] / А. Албитов, Е. Соломатин - Информация и бизнес, 2002. №3.
25. Все о CRM-системе / [Электронный ресурс]. - Точка доступа http://www.SAP.com/CIS
26. Уткин Э.А., «Бизнес-реинжиниринг. Обновление бизнеса», ЭКМОС, М-2009.
27. Шрагенхайм Э. Теория ограничений в действии: Системный подход к повышению эффективности компании = Management Dilemmas. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 286 с.
28. Голдратт М. Э., Джефф Кокс Цель. Процесс непрерывного совершенствования = англ. The Goal: A Process of Ongoing Improvement. — Минск: Попурри, 2009. — 496 с.
29. Гаврикова Н. А., Сухопаров Д. М. Клиентоориентированные технологии управления - Томск: ТПУ, 2015.
30. Портал о call-центрах. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.callonline.m924 (дата обращения:18.04.16)
31. История возникновения и развития call-центров в мире. [Электронный ресурс]. URL: http://www.metapoint.ru/callcentre-history (дата обращения:01.08.15)
32. call-центр. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.tadviser.m/mdex.php/Статьи:CaП-
центр_назначение,_типы_и_задачи#.D0.ALD0.B8.DL8LDL82.D0.B5.D0.BC. D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B0.D0.BA.D1.82.D0.B8.D0.B2.D 0.BD.D0.BE.D0.B3.D0.BE .D0.B2.D0.B7.D0.B0.D0.B8.D0.BC.D0.BE.D0.B4.D 0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B8.D1.8F_.28IVR.29 (дата обращения: 18.08.15)
33. Портал о call-центрах. [Электронный ресурс]. Фишки для
современного call-центра. URL:
http://www.callonline.ru/phparticles/show news one.php?n id=967 (дата
обращения: 27.08.15)
34. Современный call-центр изнутри и снаружи. [Электронный ресурс]. URL: http://sadovskiy.com/personnel_2.php (дата обращения:05.05.14)
35. Ходак Е. CRM - технология взаимодействия с клиентами. [Электронный ресурс]. URL: http://www.norbit.ru/press/articles/crm/701.html/ (дата обращения: 12.09.15)
36. Все о call-центрах. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://procallcenter.ru (дата обращения: 03.09.15)
37. Алиев А. CRM - Call-центр - не роскошь. [Электронный ресурс].
URL: http://www.computerra.ru/cio/old/offline/2007/64/336533/ (дата
обращения: 12.09.15)
38. Клиентоориентированность. [Электронный ресурс]. URL: http://planetahr.ru/publication/4151/ (дата обращения:14.09.15)
39. Самолюбова А.Б. Call-center на 100% - М.: Альпина Бизнес Бук, 2004. - С. 309.
40. Call-center guru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.callcenterguru.ru (дата обращения: 20.10.15)
41. Портал о call-центрах. [Электронный ресурс]/Типы входящих
звонков в колл-центр/ URL:
http://www.callonline.ru/phparticles/show_news_one.php?n_id=924 (дата
обращения: 27.10.15)
42. Росляков А. В., Самсонов М. Ю. Центры обслуживания вызовов (Call Centre). — М.: Эко-трендз, 2002. — С. 272.
43. Гольдштейн В. А., Фрейнкман Б. С, Call-центры и компьютерная телефония. — М.: Санкт-Петербург, 2002 - С. 372.
44. Вольский В. В. Веселова О. В. Золкина Н. К. Оператор call- центра:от найма до увольнения. — М.: Софитель, 2008. - С. 200.
45. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С. 224.
46. Травин В. В. Основы кадрового менеджмента. М.: Высшая школа,
2004. - С. 362.
47. Филяев А.А. Оптимизация управления эффективностью и качеством обслуживания клиентов контакт-центра. // Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2012. - № 9. - С. 207.
48. Сбербанк. [Электронный ресурс]/Информация о банке/ URL: http://www.sberbank.ru/ru/about/today (дата обращения: 27.04.16).
49. Сбербанк. [Электронный ресурс]/Финансовая отчетность/ URL: http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/ifrs (дата обращения: 27.04.16).
50. Метод научного познания. [Электронный ресурс]/Центр
гуманитарных технологий/ URL: http://gtmarket.ru/concepts/6874(дата
обращения: 01.06.16).