Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретико-прикладной анализ саморегулируемых организаций 8
1.1 Понятие саморегулирования и саморегулируемых организаций, их признаки 8
1.2 Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций 31
1.3 Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях, функции, права и обязанности саморегулируемой организации 34
Глава 2 Структура управления и контроль за деятельностью саморегулируемых организаций 43
2.1 Органы управления саморегулируемой организации 43
2.2 Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций 53
Глава 3 Актуальные проблемы и перспективы развития саморегулируемых организаций 62
3.1 Проблемы правового регулирования саморегулируемых организаций в Российской Федерации 62
3.2 Перспективы развития саморегулируемых организаций 74
Заключение 81
Список используемой литературы и используемых источник 85
Актуальность темы исследования. Саморегулирование является относительно новым для российской правовой системы институтом, который нашел окончательное оформление с вступлением в силу Федерального закона от 1 декабря 2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [36].
До принятия данного Закона государством проводилась активная политика, связанная с поиском эффективных инструментов воздействия на экономические отношения. Становление в России экономики рыночного типа должно было сопровождаться изменением степени и форм участия государства в упорядочении хозяйственных процессов. Для этого прежние методы руководства административно-командного типа уже не могли быть эффективными. К тому же с появлением экономических субъектов, не состоящих в государственном секторе, прямое государственно-управленческое воздействие на них стало невозможным с учетом конституционно декларируемой свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации [21]). Тем не менее государство не могло и не может самоустраниться от участия в регулировании хозяйственных процессов, создавая правила, благоприятствующие повышению предпринимательской активности, заинтересованности бизнеса в соблюдении законности и экономической дисциплины и необходимые для поступательного развития экономики. Свобода экономической деятельности не может быть абсолютной; она заканчивается там, где начинаются права и законные интересы других участников общественных отношений, публично-властных субъектов. Для обеспечения баланса публичных и частных интересов государство в лице уполномоченных органов исполнительной власти осуществляет различные меры и процедуры упорядочивающего воздействия на участников рынка (контроль и надзор, лицензирование, государственная регистрация, техническое регулирование, аккредитация).
Однако расширение непрямого государственного вмешательства в экономические отношения таит в себе угрозу создания административных барьеров для хозяйствующих субъектов. Собственно, их фактическое наличие утверждается на уровне как бизнеса, так и органов государственной власти, вынужденных искать пути трансформации воздействия на участников рыночных отношений. Одним из направлений такой трансформации должно стать развитие саморегулирования [3,c. 101].
Проводимая с начала ХХI в. административная реформа поставила задачу устранить избыточность государственного регулирования, ограничить воздействие государства на хозяйственную деятельность экономических субъектов и развивать систему саморегулируемых организаций в экономической области [32]. В конкретизированном виде эта идея нашла отражение в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах [30], которая стала стратегической основой для подготовки законопроектов, обеспечивающих передачу саморегулируемым организациям отдельных государственных функций и формирование эффективной системы саморегулирования в области экономики. Сложившаяся к настоящему времени система отношений в сфере саморегулирования вызывает споры в юридической науке относительно сущности данного явления.
Однако, существует ряд проблем, которые касаются функционирования данного института. В настоящее время он остается не проработанным, а законодательное регулирование правового положения данных организаций обладает рамочным характером, что образует пробелы, и, как следствие, препятствует эффективной деятельности арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций. Например, не проработаны вопросы организационно-правовой формы, порядка создания и ликвидации организации, формирования компенсационного фонда, особенностей деятельности специализированных органов организаций и т.д.
Степень научной разработанности темы исследования. Что касается разработанности указанной проблемы, то изучением теоретико-практических основ данного института занимались такие специалисты в области права, как В.В.Витрянский, П.Н.Пархоменко, А.В. Романихин, Е.Е. Смирнов, Ю.В. Тай, Н.В. Федоренко и т.д.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с функционированием саморегулируемых организаций.
Предмет исследования - совокупность правовых норм, регулирующих указанные общественные отношения.
Целью дипломной работы является теоретико-правовое осмысление института саморегулирования и, как следствие, выявление проблем в рассматриваемой сфере и путей их решения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: раскрыть понятие саморегулирования и саморегулируемых организаций, их признаки; рассмотреть правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций; исследовать членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях, функции, права и обязанности саморегулируемой организации; проанализировать органы управления саморегулируемой организации; охарактеризовать федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций; выявить проблемы правового регулирования саморегулируемых организаций в Российской Федерации, а также перспективы развития саморегулируемых организаций.
Теоретическая основа исследования охватывает фундаментальные разработки гражданского права, включая труды досоветских, советских и российских ученых-юристов, в ряду которых: E.H. Абрамова, H.H. Аверченко, Т.Д. Аленичева, М.И. Брагинский, В.Н. Ткачев, А.Ф. Трайнин, В.А. Химичев, П.П. Цитович, Г.Ф. Шершеневич и другие.
Нормативную основу работы составили федеральные законы, регламентирующие деятельность саморегулируемых организаций.
Эмпирическую основу исследования составили акты разных судебных инстанций Российской Федерации.
Методологическую основу дипломного исследования составили частноправовые методы исследования: формально-юридический, историко-правовой и сравнительно-правовой, а также общенаучные приемы, методы и средства познания, среди которых можно выделить анализ и синтез, дедукцию и индукцию.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Институт саморегулирования в национальном праве, соответственно, развивается на базе разумной корреляции интересов государственных и частных, принадлежащих субъектам предпринимательской (профессиональной) деятельности, которые реализуются саморегулируемой организацией, характеризующейся особым административно-правовым статусом, с учетом прав и законных интересов ее членов, как и потребителей товаров, работ и услуг. Однако, с учетом того факта, что отдельным организациям делегированы публичные полномочия в определенной экономической сфере, включая полномочия, отражающие контрольно-надзорные функции, а также в силу отсутствия названного признака данных юридических лиц в законе, предлагается новая дефиниция, отражающая названные особенности (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»): «Саморегулируемыми признаются такие некоммерческие организации, которые основаны на членстве субъектов предпринимательской деятельности, с учетом единства интересов соответствующей отрасли экономики, либо субъектов профессиональной деятельности определенного вида, которые созданы для реализации предусмотренных законом полномочий, включая публичные полномочия».
Членство в саморегулируемых организациях может быть по общему правилу добровольным, но федеральное законодательство закрепляет случаи и обязательного членства в саморегулируемых организациях. Так, например, обязательное членство в саморегулируемой организации предусмотрено для арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов, участников строительных организаций и т.д.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» выделяет:
а. Органы управления (ст. 15):
1) общее собрание членов саморегулируемой организации;
2) постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации;
3) исполнительный орган саморегулируемой организации.
б. Специализированные органы (ст. 19):
1) орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами саморегулируемых организаций требований стандартов и правил саморегулируемой организации;
2) орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемых организаций мер дисциплинарного воздействия;
3) иные органы, которые могут создаваться.
Законодательством Российской Федерации на саморегулируемые организации возлагается обязанность по формированию компенсационного фонда возмещения вреда. Необходимо отметить, что на саморегулируемые организации в сфере строительства в случаях, установленных Градостроительного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по созданию двух компенсационных фондов: вышеуказанного и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Создание второго фонда было обусловлено необходимостью, так как из компенсационного фонда невозможно возместить убытки, возникающие при ненадлежащем исполнении или неисполнении договорных обязательств (здесь только возможно говорить о внедоговорных обязательствах). Законодателем за счет компенсационного фонда предусмотрена субсидиарная ответственность саморегулируемых организаций в сфере строительства, но только в отношении тех обязательств, которые возникли на основании договора, заключенного с использованием конкурентных способов.
Деятельность саморегулируемых организаций контролируется уполномоченными государственными органами, которые осуществляют федеральный государственный (контроль) надзор, предусмотренный ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Считаем необходимым изменить законодательный подход, при котором предусмотрено распределение контрольных и надзорных полномочий за деятельностью организаций различных профессиональных направлений между многочисленными государственными органами. Отдельные сегменты саморегулирования находятся, в целом, вне сферы контроля, надзора (нотариальные, адвокатские палаты, ряд других). Названные факты способствуют необходимости закрепления данных полномочий за одним органом исполнительной власти - Федеральной службой по надзору за саморегулируемыми организациями (на уровне Правительства Российской Федерации).
Государство, на наш взгляд, «доверяет» контролирующие (надзирающие) функции самим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям путем объединения их в крупные саморегулируемые организации. Это «разрешение» сопровождается уменьшением контроля и надзора как за данным видом правоотношений, так и за саморегулируемыми организациями. Можно сказать, что таким методом государство избавляется от экономической нагрузки администрирования всего государственного аппарата. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что саморегулируемые организации, по сути, лишены внешневластных полномочий, они могут воздействовать только на членов данной организации. Хотелось бы отметить, что государственный контроль в отличие от контроля саморегулируемых организаций обладает всеми элементами механизма, а саморегулируемые организации могут осуществлять управленческую деятельность только применительно к ее членам.
Тенденция к развитию и внедрению саморегулирования в различных сферах общественной жизни продиктована усложнением гражданско- правовых отношений в обществе. Именно с целью распределения функций по контролю и надзору за деятельностью субъектов предпринимательства, снижения административных преград в их деятельности в Российской Федерации развивается система саморегулирования.
В работе предложено создать саморегулируемые организации юристов. Объединение юристов в саморегулируемые организации - это высокие стандарты юридической профессии, направленные на повышение качества образования и на воспитание молодых юристов. Полагаем, что вопрос создания саморегулируемой организации профессиональных участников рынка правовых услуг в настоящее время является самым актуальным для нашей профессии. Наиболее оптимальной формой такой организации, на наш взгляд, является некоммерческое партнерство. Обязав частных предпринимателей объединяться в саморегулируемые организации, государство планировало существенно повысить качество предоставляемых услуг. На сегодняшний день можно утверждать, что такие организации справляются с поставленной задачей.
Также отмечено, что в настоящее время существуют реальные проблемы государственного контроля и надзора за деятельностью частных медицинских организаций. Предлагаем создать саморегулируемые организации в сфере медицины. Саморегулирование медицинских организаций позволит сделать более эффективной выработку совместных стандартов и принципов деятельности, что, несомненно, повысит уровень оказываемых услуг. Для потребителя же подобная система будет удобна упрощённым порядком получения компенсации за оказание медицинских услуг ненадлежащего качества.
1. Аверкина Ю. Б. К вопросу о саморегулируемых организациях в России. URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/k-voprosu-o-samoreguliruemyh- orga№izatsiyah-v-rossii (дата обращения: 10.04.2022).
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // Российская газета, № 137, 27.07.2002.
3. Асадов А. М. Косвенные (опосредованные) административно-правовые отношения в сфере экономики и финансов : дис. ... д-ра юрид. наук. Челябинск, 2014. 369 с.
4. Баймуратова З. М. Саморегулируемые организации в сфере предпринимательской деятельности: административно-правовой аспект: автореф...дис...кандидата юридических наук: 12.004.14. М., 2010. 199 с.
5. Глазунова И. В. К вопросу об административной ответственности в сфере саморегулирования в РФ // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2019. №3 (48). С. 17-20.
6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Парламентская газета, № 5-6, 14.01.2005.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
8. Демин А. А. Субъекты административного права Российской Федерации. М.: Книгодел, 2010. 272 с.
9. Егорова М. А. К вопросу о правовом статусе саморегулируемых организаций в Российской Федерации. URL: http://lexa№dbusi№ess.ru/view- article.php?id=7578 (дата обращения: 10.04.2022).
10. Егорова М. А. Концепция совершенствования механизмов саморегулирования: pro et co№tra: монография. М.: Юстицинформ, 2017. 180 с.
11. Ершова И. В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности (лекция в рамках учебного курса «Предпринимательское право») // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2014. № 3. С. 2 - 15.
12. Ершова И. В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация: монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. С. 18-19.
13. Захарова А. Э. Особенности ответственности членов саморегулируемых организаций оценщиков в Российской Федерации / А. Э. Захарова // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2019. № 42. С. 108-112.
14. Иванов А. В. Роль институтов саморегулирования в обеспечении устойчивого развития. // Проблемы устойчивого развития регионов и потребительской кооперации в контексте глобальных экономических процессов: материалы международной научно-практ. Конференции. Владимирский филиал Российского университета кооперации. Владимир, 2018. С. 12-14.
15. Кванина В. В. Защитные институты в сфере предпринимательской и профессиональной деятельности: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 630 с.
...