Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством математической сказки 8
1.1 Особенности мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 8
1.2 Математическая сказка как средство развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 12
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством математической сказки 16
2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 16
2.2 Содержание и организация работы по развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством математической сказки 27
2.3 Выявление динамики уровня развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 49
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Характеристика выборки исследования 62
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 63
Приложение В Картотека дидактических игр к математическим сказкам 64
Приложение Г Конспекты образовательной деятельности для детей 6-7 лет с задержкой психического развития с применением математических сказок 70
Приложение Д Результаты исследования на этапе контроля 90
Актуальность исследования. Мыслительные операции - это мыслительные действия, с помощью которых ребенок познает окружающую его действительность, интеллектуально развивается. Актуальность их изучения у детей 6-7 лет с задержкой психического развития непосредственно связана с тем, что от того, как развиты мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение и обобщение, зависит успешность дальнейшей учебной деятельности детей.
Проблемой изучения особенностей мыслительной деятельности детей 6-7 лет с задержкой психического развития занимались Л.С. Выготский, Т.В. Егорова, С.Л. Рубинштейн, Т.А. Стрекалова, У.В. Ульенкова. Дети 6-7 лет с задержкой психического развития не могут выделить составные части предметов, не учитывают малозаметные детали, не могут сложить предметы в целостную картину, сравнивают предметы или изображения непоследовательно, чаще всего по несопоставимым признакам, при обобщении дети не могут выделить существенные признаки и объединить их в одну группу.
Для построения процесса развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дошкольных организациях необходимы новые формы и методы. Л.М. Кулагина отмечает, что математическая сказка представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для детей удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию, развивает математическое мышление и мыслительные операции. Именно с помощью математической сказки можно повысить эффективность развития основных операций мышления.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить противоречие между необходимостью развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием возможностей математической сказки для осуществления данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности математической сказки в развитии мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством математической сказки».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством математической сказки.
Объект исследования: процесс развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: математическая сказка как средство развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза: развитие мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством математической сказки будет успешным, если:
• разработано содержание математических сказок, направленное на развитие мыслительных операций у детей 6-7 лет с ЗПР;
• включены математические сказки в образовательную деятельность по реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие»;
• вовлечены родители в коррекционно-развивающую работу в форме интерактивных консультаций.
На основе цели и гипотезы сформулируем задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством математической сказки;
2) выявить уровень развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
3) разработать и апробировать содержание работы по развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством математической сказки.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическую основу исследования составили:
• концепция о культурно-историческом происхождении психики и формировании высших психических функций Л.С. Выготского;
• концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии Л.С. Выготского;
• исследования особенностей психического развития детей 6-7 лет с задержкой психического развития Л.С. Выготского, Т.В. Егоровой, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Стрекаловой, У.В. Ульенковой;
• исследования особенностей развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития Т.В. Егоровой, Н.И. Королько, В.И. Лубовского, Л.И. Переслени, У.В. Ульенковой, Т.А Фотековой, С.Г. Шевченко;
• исследования возможностей математической сказки в развитии мыслительных операций у детей 6-7 лет Н.Я. Большуновой, Т.И. Ерофеевой, Т.А. Шорыгиной, Л.М. Кулагиной.
Новизна исследования: обоснована возможность развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством математической сказки.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития мыслительных операций; в разработке и обосновании содержания работы с использованием математической сказки, которое может составить основу для более широких научных представлений о средствах развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования коррекционно-развивающих занятий с применением математической сказки учителями-дефектологами для развития мыслительных операций у детей с задержкой психического развития в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада»» детский сад № 198 «Вишенка» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 13 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (23 источника) и 5 приложений. Работа проиллюстрирована 17 таблицами.
Мыслительные операции - это мыслительные действия, с помощью которых ребенок познает окружающую его действительность, интеллектуально развивается. Актуальность их изучения у детей 6-7 лет с задержкой психического развития непосредственно связана с тем, что от того, как развиты мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение и обобщение, зависит успешность дальнейшей учебной деятельности детей.
Проблемой изучения особенностей мыслительной деятельности детей 6-7 лет с задержкой психического развития занимались Л.С. Выготский, Т.В. Егорова, С.Л. Рубинштейн, Т.А. Стрекалова, У.В. Ульенкова. Дети 6-7 лет с задержкой психического развития не могут выделить составные части предметов, не учитывают малозаметные детали, не могут сложить предметы в целостную картину, сравнивают предметы или изображения непоследовательно, чаще всего по несопоставимым признакам, при обобщении дети не могут выделить существенные признаки и объединить их в одну группу.
По данным констатирующего этапа исследования в группе обследованных детей 6-7 лет с задержкой психического развития преобладал низкий уровень равития мыслительных операций.
В данном исследовании мы предложили, что развитие мыслительных операций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством математической сказки будет возможным, если:
• разработано содержание математических сказок, направленное на развитие мыслительных операций у детей 6-7 лет с ЗПР;
• включены математические сказки в образовательную деятельность по реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие»;
• вовлечены родители в коррекционно-развивающую работу в форме интерактивных консультаций.
В результате проведенной работы на формирующем этапе эксперимента у детей 6-7 лет с задержкой психического развития произошли качественные изменения показателей развития мыслительных операций. Дети справляются с заданиями, в которых нужно описать предмет, собрать картинку в единое целое, сравнить два предмета, обобщить группу предметов, классифицировать предметы.
Таким образом, по данным, которые мы получили в контрольном эксперименте можно сказать, что проделанная работа является результативной и позволяет повысить уровень развития у детей 6-7 лет с ЗПР мыслительных операций. Количество детей с низким уровнем развития мыслительных операций уменьшилось на 23%, количество детей со средним уровнем развития мыслительных операций увеличилось на 7%, количество детей с высоким уровнем развития мыслительных операций увеличилось на 16%.
Следовательно, содержание работы с применением математической сказки может использоваться учителями-дефектологами для развития мыслительных операций у детей с задержкой психического развития в дошкольных образовательных организациях. Поставленная в работе цель и задачи решены, гипотеза исследования доказана.
1. Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. Новосибирск : НГПУ, 2000. С. 215-217.
2. Власова Т. А., Лубовский В. И. Дети с задержкой психического развития. М. : Педагогика, 1984. С. 136-137.
3. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб. : Лань, 2003. 654 с.
4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе: учебное пособие. СПб. : Питер, 2007. С. 193-196.
5. Егорова Т. В. Исследование методики «Простые аналогии» при диагностике задержки психического развития // Психологическая диагностика, ее проблемы и методы. М., 1975. C. 23-45.
6. Ельцова А. С. Особенности развития мышления у дошкольников с ЗПР // Проблемы и перспективы развития образования. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. С. 65-68.
7. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: методические рекомендации. М. : ВЛАДОС, 2003. С. 21-25.
8. Забродина Н. А. Математическая сказка как средство формирования мыслительных операций у старших дошкольников // Современные научные исследования и инновации. Ульяновск : УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2015. С. 18-22.
9. Иванова А. Ю., Васина Ю. М. Особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников с ЗПР // Психология и педагогика: методологические и методические проблемы и пути их решения. Оренбург : Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2019. С. 59-61.
10. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М. : ВЛАДОС, 2001. С. 56-57.
11. Маленов А. А. Психологический практикум «Мышление и речь»: учебно-методическое пособие. Омск : ОмГУ, 2005. С. 32-33.
12. Немов Р. С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики // Психология: Книга в 3 томах. Кн. 3. М. : ВЛАДОС, 2001. С. 436-442.
13. Плетникова О. В. Формирование мыслительных операций у детей с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений // Современные тенденции развития науки и технологий. Белгород : Индивидуальный предприниматель Ткачева Екатерина Петровна, 2016. С. 86-89.
14. Повернова С. А. Особенности развития мышления у детей с задержкой психического развития // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации. Тамбов: «Державинский», 2018. С. 108-112.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2015. 705 с.
...