Уголовная ответственность за автотранспортные преступления
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы уголовной ответственности за автотранспортные преступления 7
1.1 История развития законодательства об ответственности за
автотранспортные преступления в России 7
1.2 Понятие и виды автотранспортных преступлений в действующем
уголовном законодательстве Российской Федерации 14
Глава 2 Юридическая характеристика состава автотранспортных преступлений 19
2.1 Объективные признаки состава автотранспортных преступлений 19
2.2 Субъективные признаки состава автотранспортных преступлений 28
Глава 3 Практические вопросы уголовно-правовой квалификации автотранспортных преступлений 34
3.1 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки
автотранспортных преступлений 34
3.2 Разграничение автотранспортных преступлений со смежными составами
преступлений 41
Заключение 46
Список используемой литературы и используемых источников 50
Глава 1 Теоретические основы уголовной ответственности за автотранспортные преступления 7
1.1 История развития законодательства об ответственности за
автотранспортные преступления в России 7
1.2 Понятие и виды автотранспортных преступлений в действующем
уголовном законодательстве Российской Федерации 14
Глава 2 Юридическая характеристика состава автотранспортных преступлений 19
2.1 Объективные признаки состава автотранспортных преступлений 19
2.2 Субъективные признаки состава автотранспортных преступлений 28
Глава 3 Практические вопросы уголовно-правовой квалификации автотранспортных преступлений 34
3.1 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки
автотранспортных преступлений 34
3.2 Разграничение автотранспортных преступлений со смежными составами
преступлений 41
Заключение 46
Список используемой литературы и используемых источников 50
Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что в современном мире, научно-технический прогресс и связанное с ним логичное увеличение числа разнообразных транспортных средств, в частности автотранспорта, приводит к актуализации проблем регулирования отношений участников дорожного движения. Но безопасность этих участников, их жизнь и здоровье, как отдельного гражданина, так и всего населения страны, является одной из главных задач государства, и государственной политики в целом.
Трудно себе представить, чем может обернуться несвоевременная разработка и применение государственных мер в области обеспечения безопасности дорожного движения. Именно безопасность на дорогах является важнейшей качественной составляющей, от которой зависит социально-экономическое развитие, как конкретного региона, так и страны, и всей транспортной инфраструктуры России.
Огромное внимание уделяется ремонту и реконструкции транспортных магистралей, качеству дорожной сети. Также началось внедрение таких новшеств, как обязательная установка на заводе-изготовителе колесных транспортных средств устройств «ЭРА-ГЛОНАСС», необходимых для оперативного реагирования на дорожные происшествия, оповещение в автоматическом режиме служб спасения о произошедших на трассах дорожно-транспортных происшествий. Продолжается постоянная разработка и совершенствование правил дорожного движения. Вводятся изменения в отдельных статьях, связанных с ответственностью за нарушения правил дорожного движения.
Тем не менее, автомобильные трассы остаются местом наивысшей опасности и частой причиной гибели и травматизма граждан.
Учитывая вышеизложенное, можно сформулировать актуальность исследования, которая определена возросшим количеством резонансных уголовных дел в отношении автотранспортных преступлений и актуальностью проблемы безопасности на дорогах, а также необходимостью решения целого ряда насущных проблем, касающихся уголовной ответственности граждан за автотранспортные преступления в Российской Федерации.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в ходе применения уголовного законодательства к автотранспортным преступлениям.
Предмет исследования - действующие нормы российского уголовного законодательства об ответственности за автотранспортные преступления и судебно-следственная практика в данной сфере.
Целью исследования данной выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических вопросов уголовно-правовой ответственности за автотранспортные преступления.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы уголовной ответственности за автотранспортные преступления;
- дать юридическую характеристику состава автотранспортных преступлений;
- проанализировать практические вопросы уголовно-правовой
квалификации автотранспортных преступлений.
Теоретическую основу исследования составили положения, выработанные теорией уголовного права, в отношении вопросов уголовной ответственности за автотранспортные преступления, представленные научными трудами Н.И. Пикурова, М.В. Баранчиковой, А.А. Назарова, С.Н. Тетеревлевой, Т.А. Дураева, К.С. Шишенкова, Е.В. Медведева, Д.О. Поповой, М.С. Ревенко, А.И. Сирохина, Е.Е. Яськовой, А.М. Саидова, И.М. Паршиной, Е.А. Ходанович, М.А. Пермяковой, А.И. Наговицыной, Д.Н. Попович, М.Х. Османова, А.В. Кудряшова, Е.В. Молчановой, и других авторов.
Нормативную основу исследования составили положения Конституции РФ [18], УК РФ [41], КоАП РФ [16], Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [42], иного законодательства в сфере уголовной ответственности граждан за автотранспортные преступления в Российской Федерации.
Методология исследования. В качестве методов исследования применялись общенаучные методы познания: анализ, синтез, формально-логический, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный и логический анализ.
Структура данной выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Трудно себе представить, чем может обернуться несвоевременная разработка и применение государственных мер в области обеспечения безопасности дорожного движения. Именно безопасность на дорогах является важнейшей качественной составляющей, от которой зависит социально-экономическое развитие, как конкретного региона, так и страны, и всей транспортной инфраструктуры России.
Огромное внимание уделяется ремонту и реконструкции транспортных магистралей, качеству дорожной сети. Также началось внедрение таких новшеств, как обязательная установка на заводе-изготовителе колесных транспортных средств устройств «ЭРА-ГЛОНАСС», необходимых для оперативного реагирования на дорожные происшествия, оповещение в автоматическом режиме служб спасения о произошедших на трассах дорожно-транспортных происшествий. Продолжается постоянная разработка и совершенствование правил дорожного движения. Вводятся изменения в отдельных статьях, связанных с ответственностью за нарушения правил дорожного движения.
Тем не менее, автомобильные трассы остаются местом наивысшей опасности и частой причиной гибели и травматизма граждан.
Учитывая вышеизложенное, можно сформулировать актуальность исследования, которая определена возросшим количеством резонансных уголовных дел в отношении автотранспортных преступлений и актуальностью проблемы безопасности на дорогах, а также необходимостью решения целого ряда насущных проблем, касающихся уголовной ответственности граждан за автотранспортные преступления в Российской Федерации.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в ходе применения уголовного законодательства к автотранспортным преступлениям.
Предмет исследования - действующие нормы российского уголовного законодательства об ответственности за автотранспортные преступления и судебно-следственная практика в данной сфере.
Целью исследования данной выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических вопросов уголовно-правовой ответственности за автотранспортные преступления.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы уголовной ответственности за автотранспортные преступления;
- дать юридическую характеристику состава автотранспортных преступлений;
- проанализировать практические вопросы уголовно-правовой
квалификации автотранспортных преступлений.
Теоретическую основу исследования составили положения, выработанные теорией уголовного права, в отношении вопросов уголовной ответственности за автотранспортные преступления, представленные научными трудами Н.И. Пикурова, М.В. Баранчиковой, А.А. Назарова, С.Н. Тетеревлевой, Т.А. Дураева, К.С. Шишенкова, Е.В. Медведева, Д.О. Поповой, М.С. Ревенко, А.И. Сирохина, Е.Е. Яськовой, А.М. Саидова, И.М. Паршиной, Е.А. Ходанович, М.А. Пермяковой, А.И. Наговицыной, Д.Н. Попович, М.Х. Османова, А.В. Кудряшова, Е.В. Молчановой, и других авторов.
Нормативную основу исследования составили положения Конституции РФ [18], УК РФ [41], КоАП РФ [16], Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [42], иного законодательства в сфере уголовной ответственности граждан за автотранспортные преступления в Российской Федерации.
Методология исследования. В качестве методов исследования применялись общенаучные методы познания: анализ, синтез, формально-логический, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный и логический анализ.
Структура данной выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Проведенное в данной выпускной квалификационной работе исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
Анализ истории развития законодательства в сфере безопасности дорожного движения свидетельствует, что рассматриваемое преступление имеет сравнительно недолгий процесс становления. Длительное время дорожно-транспортные происшествия, в результате которых был причинен вред здоровью или смерть, рассматривались как преступления против личности.
В действующем законодательстве, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (автотранспортные преступления) - это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на безопасное функционирование транспорта, в результате чего наступают указанные в законе последствия. К видам автотранспортных преступлений можно отнести преступления, включенные в главу 27 УК РФ «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта».
Объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, следует считать безопасность функционирования (движения и эксплуатации) всех тех видов транспортных средств, о которых говорится в примечании к статье. При этом, объект нужно рассматривать как сложный, включающий в себя помимо общественных отношений в сфере безопасного функционирования транспорта, также жизнь и здоровье людей, окружающую среду и интересы безаварийной работы транспорта.
Преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, может быть совершено как путем действия, так и бездействия, в зависимости от того, указания Правил дорожного движения какого вида нарушены (запрет или предписание). Причинная связь рассматриваемого преступления может иметь как простой, так и сложный характер. В случае наступления общественно опасных последствий, предусмотренных ст. 264 УК РФ, в результате так называемого неосторожного сопричинения, действия каждого из участников дорожного движения следует квалифицировать самостоятельно по соответствующим нормам уголовного закона.
Субъект рассматриваемого преступления специальный, то есть, помимо признаков общего субъекта (вменяемость и достижение определенного возраста), виновное лицо должно отвечать и дополнительным признакам, предъявляемым диспозицией статьи - управление транспортным средством.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, характеризуется неоднородным психическим отношением субъекта к нарушению правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (умысел и неосторожность), и к наступившим общественно опасным последствиям (неосторожная форма вины).
При квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств необходим индивидуальных подход к рассмотрению каждого отдельного случая. Что касается судейского усмотрения, то можно утверждать, что судья принимает решения, руководствуясь исключительно законом и совестью. Важно соблюдение принципа справедливости. Судья свободен в назначении наказания в установленных законом пределах, а при некоторых обстоятельствах - вправе назначить ниже низшего предела. Верная квалификация состава преступления дает возможность для индивидуализации наказания и дифференцировании ответственности за содеянное
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств зависит от многих обстоятельств, в том числе и от технических составляющих, и общей ситуации на дороге и прочее. Однако, при точной квалификации преступления по рассматриваемой статье важно установить причинно-следственную связь между деянием, которое заключает в нарушении Правил и наступившими последствиями.
Ужесточение санкций за нарушения в состоянии опьянения путем включения административного ареста, а также исключение возможности отказа от медицинского освидетельствования позволит значительно уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах. Также необходимо поддерживать уровень теоретических знаний водителей на знание Правил дорожного движения путем переквалификации с периодичностью хотя бы в 2 года.
Государство несет ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения, создавая надежные условия для граждан, в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Установка дорожных знаков, светофоров, искусственных неровностей и ограждений, нанесение разметок - все это является основой организации дорожного движения. Кроме того, ужесточена ответственность за нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств, проводится усиленный контроль на дорогах сотрудниками органов правопорядка, нередки и профилактический проверки водителей. Имеющиеся в работе предложения по совершенствованию уголовно-правовой нормы об ответственности за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств могут быть использованы, в том числе, и для проведения профилактических мероприятий.
Проведенное в данной выпускной квалификационной работе исследование позволяет сформулировать следующие предложения по совершенствованию законодательства в сфере уголовно-правовой ответственности за автотранспортные преступления:
- действующие правила дорожного движения не содержат определения, характеризующего такой вид транспорта, как электросамокаты. Необходимо закрепить определение электросамокатов в п. 1.2 Постановления Правительства РФ «О правилах дорожного движения, приравнять электросамокаты, мощность двигателя которых аналогична мощности мопедов, внести изменение в абз. 10 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» касаемо права управления электросамокатом, приравненным к мопеду. Данные изменения будут основой правового обеспечения безопасности как для пешеходов, так и для лиц, управляющих электросамокатами; закрепят правовой статус электросамокатов; позволят квалифицировать при ДТП лиц управляющих электросамокатами в качестве водителя данного транспортного средства, а не пешеходами;
- как показало проведенное исследование, при разграничении автотранспортных преступлений со смежными составами преступлений возникают определенные сложности. Законодатель не дает точного определения дорожно-транспортного преступления, некоторые составы преступлений вызывают трудности при разграничении со ст. 264 УК РФ. Во избежание ошибок на практике, следует конкретизировать отдельные понятия и исключить спорные ситуации, а именно: ввести понятие дорожно-транспортного преступления, что позволит не путаться в составах со схожими правонарушениями; уточнить и закрепить норму, которая позволит безошибочно квалифицировать и отграничить состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ;
- чтобы исключить ошибки при квалификации автотранспортных преступлений, необходимо детальное разъяснение Пленума Верховного Суда РФ с учетом всех возможных ситуаций в данной категории преступлений.
Анализ истории развития законодательства в сфере безопасности дорожного движения свидетельствует, что рассматриваемое преступление имеет сравнительно недолгий процесс становления. Длительное время дорожно-транспортные происшествия, в результате которых был причинен вред здоровью или смерть, рассматривались как преступления против личности.
В действующем законодательстве, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (автотранспортные преступления) - это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на безопасное функционирование транспорта, в результате чего наступают указанные в законе последствия. К видам автотранспортных преступлений можно отнести преступления, включенные в главу 27 УК РФ «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта».
Объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, следует считать безопасность функционирования (движения и эксплуатации) всех тех видов транспортных средств, о которых говорится в примечании к статье. При этом, объект нужно рассматривать как сложный, включающий в себя помимо общественных отношений в сфере безопасного функционирования транспорта, также жизнь и здоровье людей, окружающую среду и интересы безаварийной работы транспорта.
Преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, может быть совершено как путем действия, так и бездействия, в зависимости от того, указания Правил дорожного движения какого вида нарушены (запрет или предписание). Причинная связь рассматриваемого преступления может иметь как простой, так и сложный характер. В случае наступления общественно опасных последствий, предусмотренных ст. 264 УК РФ, в результате так называемого неосторожного сопричинения, действия каждого из участников дорожного движения следует квалифицировать самостоятельно по соответствующим нормам уголовного закона.
Субъект рассматриваемого преступления специальный, то есть, помимо признаков общего субъекта (вменяемость и достижение определенного возраста), виновное лицо должно отвечать и дополнительным признакам, предъявляемым диспозицией статьи - управление транспортным средством.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, характеризуется неоднородным психическим отношением субъекта к нарушению правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (умысел и неосторожность), и к наступившим общественно опасным последствиям (неосторожная форма вины).
При квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств необходим индивидуальных подход к рассмотрению каждого отдельного случая. Что касается судейского усмотрения, то можно утверждать, что судья принимает решения, руководствуясь исключительно законом и совестью. Важно соблюдение принципа справедливости. Судья свободен в назначении наказания в установленных законом пределах, а при некоторых обстоятельствах - вправе назначить ниже низшего предела. Верная квалификация состава преступления дает возможность для индивидуализации наказания и дифференцировании ответственности за содеянное
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств зависит от многих обстоятельств, в том числе и от технических составляющих, и общей ситуации на дороге и прочее. Однако, при точной квалификации преступления по рассматриваемой статье важно установить причинно-следственную связь между деянием, которое заключает в нарушении Правил и наступившими последствиями.
Ужесточение санкций за нарушения в состоянии опьянения путем включения административного ареста, а также исключение возможности отказа от медицинского освидетельствования позволит значительно уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах. Также необходимо поддерживать уровень теоретических знаний водителей на знание Правил дорожного движения путем переквалификации с периодичностью хотя бы в 2 года.
Государство несет ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения, создавая надежные условия для граждан, в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Установка дорожных знаков, светофоров, искусственных неровностей и ограждений, нанесение разметок - все это является основой организации дорожного движения. Кроме того, ужесточена ответственность за нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств, проводится усиленный контроль на дорогах сотрудниками органов правопорядка, нередки и профилактический проверки водителей. Имеющиеся в работе предложения по совершенствованию уголовно-правовой нормы об ответственности за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств могут быть использованы, в том числе, и для проведения профилактических мероприятий.
Проведенное в данной выпускной квалификационной работе исследование позволяет сформулировать следующие предложения по совершенствованию законодательства в сфере уголовно-правовой ответственности за автотранспортные преступления:
- действующие правила дорожного движения не содержат определения, характеризующего такой вид транспорта, как электросамокаты. Необходимо закрепить определение электросамокатов в п. 1.2 Постановления Правительства РФ «О правилах дорожного движения, приравнять электросамокаты, мощность двигателя которых аналогична мощности мопедов, внести изменение в абз. 10 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» касаемо права управления электросамокатом, приравненным к мопеду. Данные изменения будут основой правового обеспечения безопасности как для пешеходов, так и для лиц, управляющих электросамокатами; закрепят правовой статус электросамокатов; позволят квалифицировать при ДТП лиц управляющих электросамокатами в качестве водителя данного транспортного средства, а не пешеходами;
- как показало проведенное исследование, при разграничении автотранспортных преступлений со смежными составами преступлений возникают определенные сложности. Законодатель не дает точного определения дорожно-транспортного преступления, некоторые составы преступлений вызывают трудности при разграничении со ст. 264 УК РФ. Во избежание ошибок на практике, следует конкретизировать отдельные понятия и исключить спорные ситуации, а именно: ввести понятие дорожно-транспортного преступления, что позволит не путаться в составах со схожими правонарушениями; уточнить и закрепить норму, которая позволит безошибочно квалифицировать и отграничить состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ;
- чтобы исключить ошибки при квалификации автотранспортных преступлений, необходимо детальное разъяснение Пленума Верховного Суда РФ с учетом всех возможных ситуаций в данной категории преступлений.
Подобные работы
- Уголовная ответственность за автотранспортные преступления
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Уголовная ответственность за автотранспортное преступление
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Уголовная ответственность за автотранспортные преступления
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - Преступность в сфере угонов и хищений автотранспортных средств в Республике Тыва за период 2010-2014 годы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Ответственность за нарушение правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств по Уголовному кодексу
Российской Федерации
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по УК РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016



