Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уголовная ответственность за автотранспортное преступление

Работа №103936

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Исторические и пространственные аспекты транспортных преступлений
1.1. Исторические аспекты транспортных преступлений в России 8
1.2. Пространственные аспекты современных транспортных преступлений за рубежом
2. Состав преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации
2.1. Объективные признаки состава преступления,
предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации
2.2. Субъективные признаки состава преступления,
предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации
2.3. Квалифицирующие признаки состава преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации
3. Вопросы квалификации состава преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации
3.1 Судебная практика по уголовной ответственности за автотранспортные происшествия
3.2 Отграничение состава преступления, предусмотренного ст. 264
УК РФ, от смежных составов
Заключение 55
Список используемых источников и литературы 57


В современном мире жизнь и жизнедеятельность человека неразрывно связаны с использованием различных транспортных средств, как в личной жизни, так и в сфере производства.
Очевидно, что без постоянного развития автомобильного и иного транспорта оказался бы невозможным технический и социальный прогресс человечества.
Темпы автомобилизации, вместе с тем, неизбежно ведут к увеличению количества транспортных средств на автомобильных дорогах, повышению интенсивности движения, оказывают непосредственное влияние на количество и характер дорожно-транспортных происшествий.
В данном случае речь идёт о нашей действительности, а именно как о правотворчестве, так и о правоприменении, поскольку вся общественная безопасность, в частности, на автомобильных дорогах, где в настоящий момент иной раз бывают определённо беспредельные ситуации, зависят от многих факторов, в частности, привлечения к уголовной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения.
При этом стоит обратить внимание, что транспортное средство, без которого в настоящее время не может обойтись современный человек, при безответственном вождении может превратиться в более опасное, чем просто источник повышенной опасности.
Повышение уровня безопасности дорожного движения достигается законодателем также за счет норм уголовного права, особое место среди которых занимает ст. 264 УК РФ. Данная норма предусматривает наступление уголовной ответственности за нарушение требований о безопасности дорожного движения и эксплуатации механических транспортных средств. Значимость указанной нормы определяется тем, что законодатель поместил её в раздел преступлений против общественной безопасности, тем самым подчеркнул опасность рассматриваемых преступлений не только для конкретного человека, но и для всего общества в целом.
В связи с этим, можно говорить об актуальности темы данной выпускной квалификационной работы, которая обусловлена наличием нерешенных концептуальных проблем, по вопросам установления комплекса эффективных и согласованных мероприятий направленных на предупреждение, преступлений против безопасности дорожного движения. Решение указанных вопросов представляет собой как теоретический, так и практический интерес, в связи со сложной аварийной обстановкой сложившейся на дорогах нашей страны, которая характеризуется крайне высоким уровнем жертв.
Теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы послужил ряд изданий (книг, учебников, монографии и статей из научных журналов, а также комментарий Уголовному кодексу Российской Федерации): И.С. Алексеева, Л.Д. Гаухман, В.Г. Ившин, Т.В. Калмыков. Кроме того, изучались труды следующих научных исследователей в данной области: М.П. Клеймёнов, А.И. Коробеев, Б.А. Куринов, В.М. Лебедев, В.В. Лукьянов, В.И. Плохова и другие.
Цель исследования - рассмотреть уголовно-правовую характеристику состава преступления, предусмотренного статьёй 264 УК РФ.
Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач:
1) рассмотреть исторические аспекты транспортных преступлений;
2) провести обзор пространственных аспектов современных
транспортных преступлений за рубежом;
3) изучить объективные признаки состава преступления,
предусмотренного статьёй 264 УК РФ;
4) изучить субъективные признаки состава преступления,
предусмотренного статьёй 264 УК РФ;
5) изучить квалифицирующие признаки состава преступления, предусмотренного статьёй 264 УК РФ, и её примечания;
6) провести обзор материалов судебной практики.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования является нормы российского законодательства, которое непосредственно связано с общественными отношениями в сфере безопасности дорожного движения, а также сами общественно опасные деяния, которые посягают на безопасность дорожного движения, а также на жизнь и здоровье граждан.
При написании работы мы исходили из устоявшегося подхода, согласно которому квалификация деяния, предусмотренного статьёй 264 УК РФ, складывается из современной судебной практики. В свою очередь, научные исследования имеют под собой очень важные значения для более комплексного понимания изучаемой темы. Так, в книгах, учебных пособиях и научно-исследовательских статьях таких лиц, как И.С. Алексеевой, Л.Д. Гаухман, В.Г. Ившина, Т.В. Калмыкова, М.П. Клеймёнова, А.И. Коробеева, Б.А. Куринова, В.М. Лебедева, В.В. Лукьянова, В.И. Плоховой и других, определяются исторические и теоретико-обосновательные аспекты, которые позволят междисциплинарно и комплексно изучить данную тему.
В ходе исследования применялись как общенаучный диалектический метод познания, так и специальные методы (исторический, статистический, системный, логико-юридический, сравнительно-правовой).
Эмпирической основой исследования выступают материалы обобщения судебной практики, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, официальные статистические данные МВД России о состоянии аварийности в РФ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Государство, принимая с каждым годом все более жесткие меры по отношению к нарушителям Правил дорожного движения, несомненно, заботится о благополучии и здоровье всего общества и отдельных его членов.
Подведение итогов реализации этих государственных мер - дело будущих исследователей. Нарушения правил дорожного движения имеют самый разнообразный характер. Так они могут выражаться в превышении максимально допустимой скорости движения, либо носить иной характер, прямо указанный в правилах дорожного движения РФ.
Таким образом, проведенное в работе исследование позволяет нам сделать вывод о том, что выполнены следующие задачи, а именно мы:
1) рассмотрели исторические аспекты транспортных преступлений. По истечении времени нормативная база формировалась с учётом развития всей транспортной инфраструктуры, что представляло собой долгий и серьёзный процесс становления действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего общественные отношения в данной области.
2) Провели обзор пространственных аспектов современных транспортных преступлений за рубежом. Результаты настоящего исследования показали, что в основном уголовное законодательство об ответственности за транспортные преступления различных стран мира приблизительно в равной степени развито.
3) Изучили объективные признаки состава преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ. Так, объектом исследуемого состава преступления являются как безопасность движения и эксплуатации на транспорте, так и жизнь и здоровье человека.
4) Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления заключается в неосторожной форме вины (легкомыслие или небрежность), а так же в умышленной.
5) Квалифицирующими признаками состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, являются тяжесть вреда или состояние обвиняемого.
6) Для правильно квалификации по ст. 264 УК РФ необходимо знать критерии отграничения указанного состава от смежных составов преступления.
Таким образом, цель научного исследования в рамках написания выпускной квалификационной работы была достигнута, а именно: мы рассмотрели уголовно-правовую характеристику состава преступления, предусмотренного статьёй 264 УК РФ.



1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от
13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019). URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/
3. УК РСФСР 1960 г. (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // Ведомости ВС РСФСР. - 1960. - № 40. - ст. 591.
4. Уголовный кодекс Республики Армения от 29 апреля 2003 года №ЗР-528
5. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики
(утвержден Законом Азербайджанской Республики от 30 декабря 1999 года № 787-IQ) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.10.2018 г.)
6. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275- З
7. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 года № 68 -Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25(ред. от 23.12.2010) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25
9. Отчёт начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области о деятельности органов и подразделений внутренних дел Самарской области за 2016 год.
Материалы судебной практики:
10. Дело № 1-602/2013 из архива Тракторозаводского районного суда г. Челябинска за 2013 г.
11. Дело № 1-12/2013 // Архив Томского районного суда Томской области.
12. Дело № 1-2/2014 из архива Курчатовского районного суда г. Челябинска за 2014 г.
13. Дело № 1-45/2015 // Архив Северского городского суда Томской области
14. Дело № 1-72/2015 из архива Центрального районного суда г. Челябинска за 2015 г.
15. Дело № 1-200/2015 // Архив Томского районного суд Томской области
16. Дело № 1-90/2015 // Архив Томского районного суда Томской области.
17. Дело № 1-79/2016 // Архив Томского районного суда Томской области.
18. Дело № 1-33/2016 из архива Грайворонского районного суда Белгородской области за 2016 г.
19. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с
нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также в связи с их неправомерным завладением без цели хищения: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008. № 25 //
Российская газета. - 2008. - 26 декабря.
20. Приговор Тогучинского районного суда Новосибирской области от 31 марта 2016 года. Дело № 1-73/2015 // Архив Тогучинского районного суда Новосибирской области
21. Приговор Именем Российской Федерации Кизлярского
районного суда Республики Дагестан по делу № 1-110/2011г [Электронный ресурс]// ГАС РФ «Правосудие».-
URL:https://bsr.sudrf.ru/bigs/showDocument.html?id=c162bf2342b690ce6974cfaff031f24d&shard%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D 0%BD%D1%8B%D0%B5%20D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0&fieldName =court document documentext 1 tag&from=p
22. Приговор Мирового суда судебного участка №1 Каменского
судебного района Свердловской области от 10.06.2016г. по делу № 1-52/2016. URL: https: //ro spravo sudie.com/court- sudebnyj -uchastok-mirovo go-sudi-1-
kamenskogo-rajona-gkamensk-uralskogo-s/act-232169461
23. Приговор Мирового судьи судебного участка №3 Камышловского судебного района Свердловской области от 03.09.2015г. №1¬34/2015 Статья 264.1 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию»// Архив Мирового суда судебного участка №3 Камышловского судебного района Свердловской области
24. Приговор Богдановичского судебного района Свердловской
области от 07.09.2015г. №1-60/2015 Статья 264.1 Нарушение правил
дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию// Архив Богдановичского судебного района Свердловской области
25. Приговор Зареченского районного суда г. Тулы от 14.02.2011 г.
по делу № 1-7/2011. URL: https://zarechensky--
tula.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number= 1408415&delo_id=1540006&n ew=0&text_number=1&case_id=952083
26. Постановление суда Президиума Верховного суда р.
Башкортостан по делу № 44у17716 от 13 июля 2016 г. по кассационной жалобе Праздникова на приговор мирового судьи о конфискации автомобиля. URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sudrespubliki-
bashkortostan-respublika-bashkortostan-s/act-532907499
27. Литература:
28. Алексеев Н.С. Транспортные преступления. Л., 1957.
29. Бокша, И.В. Состояние опьянения как признак состава
преступления «нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / И.В. Бокша // Транспортное дело России. - 2015. - № 3.
30. Бояркина, Н.А. Разграничение ст. 125 УК РФ со смежными составами / Н.А. Бояркина // Сибирский юридический вестник. - 2012. - № 2.
31. Валдаев, Е.В. Эволюция законодательства об ответственности за транспортные преступления по праву России / Е.В. Валадев, А.И. Гуров // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2015. - № 1.
32. Глистин В.К., Боровский Б.Е. Автотранспортные преступления.
Квалификация и методика расследования. - Л.: Институт
усовершенствования следственных работников, 1969.
33. Грачева Ю.В., Чучаев А.И. Дополнительные уголовно-правовые меры обеспечения безопасности автотранспорта // Уголовное право. 2015. № 3. С. 10 - 15.
34. Клеймёнов М.П. Криминология: учебник. М., 2012.
35. Кременов И.Н. Уголовная ответственность за транспортные преступления. Ташкент, 1990.
36. Козаев, Н.Ш. К вопросу об обеспечении транспортной безопасности уголовноправовыми средствами / Н.Ш. Козаев // Транспортное право. - 2014. - № 4. - С. 20-23
37. Курс уголовного права. Особенная часть: Учебник для вузов. М., 2002. Т. 4.
38. Любимов, Л.В. Проблемы квалификации автотранспортных преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / Л.В. Любимов // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: Сборник научных статей. - Орел: МВД РФ, Орловский Юридический институт, 1998.
39. Нерсесян В. Уголовная ответственность сопричинителей вреда по неосторожности // Российская юстиция. 1999. № 10.
40. Коробеев, А.И. Транспортные преступления. Квалификация. Ответственность. Предупреждение / А.И. Коробеев. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1992. - 300 с.;
41. Линкевич, А.Е. Состояние опьянения как квалифицирующий признак нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и его социально-правовая обусловленность / А.Е. Линкевич // Транспортное дело России. - 2015. - № 3.
42. Макашвили, В.Г. Уголовная ответственность за неосторожность / В.Г. Макашвили. - М.: Госюриздат, 1957. - 211 с.;
43. Пикуров, Н.И. Квалификация дорожно-транспортных
преступлений / Н.И. Пикуров. - Волгоград: Изд-во Волгоград. Акад. МВД России, 2001.
44. Портнов, А.А. Клиника алкоголизма / А.А. Портнов, И.Н. Пятницкая. - Л.: Медицина, 1973.
45. Рогатых, Л.Ф. Соотношение преступления, предусмотренного ст.
264 УК РФ, и преступлений против жизни и здоровья / Л.Ф. Рогатых // Криминалисты - 2009. - № 2.
46. Рифицкий, Г.П. Безопасность дорожного движения в России. История и современность / Г.П. Рифицкий. - М.: Книжный мир, 2005.
47. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая. В 2 т.. М., 1994. Т.1. С. 178
48. Тарбагаев А. Место совершения преступления. // Уголовное право. 2009. №3.
49. Чучаев А.И. Механизм транспортного преступления (понятие и общая характеристика) // Lex russica. 2013. № 6. С. 641 - 654.
50. Энтин, Г.М. Лечение алкоголизма и организация наркологической помощи / Г.М. Энтин. - М.: Медицина, 1979.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ