ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы формирования географических понятий у
младших школьников 6
1.1. Проблема формирования научных понятий у младших школьников
в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Современные подходы в формировании географических понятий у
младших школьников 15
Выводы по первой главе 25
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию
географических понятий у младших школьников 27
2.1. Диагностика уровня сформированности географических понятий у
младших школьников 27
2.2. Разработка и внедрение комплекса игровых заданий по
формированию географических понятий у младших школьников 39
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 48
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложения 64
Глава 1.Теоретические основы формирования географических понятий у
младших школьников 6
1.1. Проблема формирования научных понятий у младших школьников
в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Современные подходы в формировании географических понятий у
младших школьников 15
Выводы по первой главе 25
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию
географических понятий у младших школьников 27
2.1. Диагностика уровня сформированности географических понятий у
младших школьников 27
2.2. Разработка и внедрение комплекса игровых заданий по
формированию географических понятий у младших школьников 39
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 48
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложения 64
Современные условия жизни общества обязывают переоценить и пересмотреть цели образования. Главная цель должна заключаться в развитии личности на начальном этапе обучения.
Начальное образование обеспечивает получение предметных знаний и формирование понятийного мышления. В осуществлении этих задач главным является формирование научных понятий, которые помогают учащимся приспосабливаться к социальной среде. Начинать знакомить с первоначальными географическими понятиями нужно в младшем школьном возрасте. Так как в этот период развития формируется представление о мире и планете в целом.
В учебной деятельности эту задачу выполняют уроки по окружающему миру. Работа на уроке включает знакомство с геосферой, географической картой, глобусом и планом местности. В будущем полученные знания помогут усвоить курс «География» на средней ступени обучения.
Понятия, изучаемые в начальной школе, являются главным звеном дальнейшего обучения. Известно, что понятия включают четкие определения и лишены эмоциональной окраски. Ученики стараются заучить наизусть, но при этом не имеют представление о самом понятии. Поэтому перед учителем возникает проблема: как заинтересовать учащихся, и какие следует создать условия по формированию географических понятий.
Тема нашей исследовательской работы наиболее актуальна на данный момент. Доказательство этому представлено в ФГОС начального общего образования. В нем описаны требования к результатам освоения программы начального образования. Личностные результаты заключаются в: 1) формировании целостного взгляда на мир; 2) овладении умениями адаптации в развивающемся мире.
Метапредметные результаты, должны обеспечить овладение начальными знаниями о природных объектах, процессах и явлениях. Предметные результаты в курсе по «Окружающему миру» должны заключаться в формировании у учащихся представлений о планете и мире, знаний о природных объектах. Также ученики должны усвоить элементарные нравственные правила в мире природы и людей [42, с.6].
Среди ученых сложились разные мнения по формированию географических понятий. Н.Ф.Виноградова утверждает, что учащиеся должны изучать не только масштабы нашей страны, но и знакомится с первооткрывателями континентов Земли, природных зон [10, с.26]. Л.В. Занков же считал, что без знаний в области географии невозможно получить представление о явлениях, происходящих во времени и пространстве [30, с.6]. А В.В. Давыдов утверждает, что усвоение понятий должно происходить с первого раза, без первоначального повторения. Но всех ученых объединяет общее представление о понятии в целом. Понятие, по их мнению, главный компонент получения знаний, помогающий добиться результатов в практической деятельности.
Цель исследования: спроектировать и проверить на практике эффективность комплекса игровых заданий по формированию географических понятий у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: процесс формирования географических понятий на уроках окружающего мира.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что формирование географических понятий у младших школьников будет проходить более эффективно, если:
1. Раскрыть теоретическую базу вопроса формирования географических
понятий; создать условия, способствующие лучшему усвоению понятий.
2. Разработать и внедрить в содержание уроков окружающего мира комплекс игровых заданий.
3. Использовать различные виды игровой деятельности:
интеллектуальные, дидактические и подвижные.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, мы обосновали ряд задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования географических понятий.
2. Выявить специфику формирования географических понятий у младших школьников.
3. Разработать и реализовать комплекс игровых заданий по формированию географических понятий.
4. Провести контрольную диагностику, чтобы выявить изменения в уровнях сформированности географических понятий у младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение школьной документации, эксперимент, количественная и качественная обработка результатов.
База исследования: ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Воротнее.
Практическая значимость: комплекс игровых заданий может быть использован учителями начальных классов на уроках «Окружающего мира», а также в среднем звене обучения курса «География».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Всего в работе представлено 84 стр., 14 таблиц и 8 рисунков.
Начальное образование обеспечивает получение предметных знаний и формирование понятийного мышления. В осуществлении этих задач главным является формирование научных понятий, которые помогают учащимся приспосабливаться к социальной среде. Начинать знакомить с первоначальными географическими понятиями нужно в младшем школьном возрасте. Так как в этот период развития формируется представление о мире и планете в целом.
В учебной деятельности эту задачу выполняют уроки по окружающему миру. Работа на уроке включает знакомство с геосферой, географической картой, глобусом и планом местности. В будущем полученные знания помогут усвоить курс «География» на средней ступени обучения.
Понятия, изучаемые в начальной школе, являются главным звеном дальнейшего обучения. Известно, что понятия включают четкие определения и лишены эмоциональной окраски. Ученики стараются заучить наизусть, но при этом не имеют представление о самом понятии. Поэтому перед учителем возникает проблема: как заинтересовать учащихся, и какие следует создать условия по формированию географических понятий.
Тема нашей исследовательской работы наиболее актуальна на данный момент. Доказательство этому представлено в ФГОС начального общего образования. В нем описаны требования к результатам освоения программы начального образования. Личностные результаты заключаются в: 1) формировании целостного взгляда на мир; 2) овладении умениями адаптации в развивающемся мире.
Метапредметные результаты, должны обеспечить овладение начальными знаниями о природных объектах, процессах и явлениях. Предметные результаты в курсе по «Окружающему миру» должны заключаться в формировании у учащихся представлений о планете и мире, знаний о природных объектах. Также ученики должны усвоить элементарные нравственные правила в мире природы и людей [42, с.6].
Среди ученых сложились разные мнения по формированию географических понятий. Н.Ф.Виноградова утверждает, что учащиеся должны изучать не только масштабы нашей страны, но и знакомится с первооткрывателями континентов Земли, природных зон [10, с.26]. Л.В. Занков же считал, что без знаний в области географии невозможно получить представление о явлениях, происходящих во времени и пространстве [30, с.6]. А В.В. Давыдов утверждает, что усвоение понятий должно происходить с первого раза, без первоначального повторения. Но всех ученых объединяет общее представление о понятии в целом. Понятие, по их мнению, главный компонент получения знаний, помогающий добиться результатов в практической деятельности.
Цель исследования: спроектировать и проверить на практике эффективность комплекса игровых заданий по формированию географических понятий у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: процесс формирования географических понятий на уроках окружающего мира.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что формирование географических понятий у младших школьников будет проходить более эффективно, если:
1. Раскрыть теоретическую базу вопроса формирования географических
понятий; создать условия, способствующие лучшему усвоению понятий.
2. Разработать и внедрить в содержание уроков окружающего мира комплекс игровых заданий.
3. Использовать различные виды игровой деятельности:
интеллектуальные, дидактические и подвижные.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, мы обосновали ряд задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования географических понятий.
2. Выявить специфику формирования географических понятий у младших школьников.
3. Разработать и реализовать комплекс игровых заданий по формированию географических понятий.
4. Провести контрольную диагностику, чтобы выявить изменения в уровнях сформированности географических понятий у младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение школьной документации, эксперимент, количественная и качественная обработка результатов.
База исследования: ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Воротнее.
Практическая значимость: комплекс игровых заданий может быть использован учителями начальных классов на уроках «Окружающего мира», а также в среднем звене обучения курса «География».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Всего в работе представлено 84 стр., 14 таблиц и 8 рисунков.
Современные условия жизни обязывают нас иметь представление о мире и планете в целом. Отправляясь в отпуск, путешествуя по стране и попросту идя на работу, везде человеку нужны знания о географии. Начинать знакомить с первоначальными географическими понятиями нужно в младшем школьном возрасте.
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы спроектировать и проверить на практике комплекс игровых заданий по формированию географических понятий у младших школьников.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования нами было реализовано осуществление следующих задач. Первая задача нами была выполнена в ходе анализа психолого-педагогической литературы. Были рассмотрены термины «понятие» и «научные понятия». Изучены мнения различных ученых по проблеме формирования научных понятий. Далее был выделен термин «географические понятия», его виды, и этапы формирования. В результате чего нами были созданы условия. Для выявления специфики значимости географических понятий, в следующем параграфе мы выделили современные подходы по формированию понятий. Провели анализ учебных программ и их подходы по формированию географических понятий. Далее выделили критерии и уровни сформированности географических понятий.
Во второй главе нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Сначала был выявлен исходный уровень сформированности географических понятий у учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов. Результаты методики показали уровень в 3 «А» классе ниже, что позволило нам обозначить класс как экспериментальная группа. С ней и был проведен формирующий этап эксперимента.
Мы предположили, что формирование географических понятий будет проходить более эффективно, если: раскрыть теоретическую базу вопроса формирования понятий, создать условия, способствующие лучшему усвоению понятий; разработать и внедрить в содержание уроков окружающего мира комплекс игровых заданий; использовать различные виды игровой деятельности: интеллектуальные, дидактические и подвижные.
Исходя из этого, мы разработали комплекс игровых заданий по окружающему миру. В комплекс были включены десять игровых заданий. Заключительная задача была реализована в результате проведения контрольной диагностики по выявлению изменений в уровнях сформированности географических понятий у младших школьников. Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень сформированности географических понятий у экспериментальной группы значительно повысился.
Следовательно, мы доказали, что формирование географических понятий будет проходить более эффективно, если создать условия, внедрить комплекс игровых заданий и использовать различные виды игровой деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза успешно доказана, цель достигнута. Комплекс игровых заданий показал свою эффективность и в дальнейшем может быть использован учителями начальных классов на уроках «Окружающего мира» и в среднем звене обучения в курсе «География».
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы спроектировать и проверить на практике комплекс игровых заданий по формированию географических понятий у младших школьников.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования нами было реализовано осуществление следующих задач. Первая задача нами была выполнена в ходе анализа психолого-педагогической литературы. Были рассмотрены термины «понятие» и «научные понятия». Изучены мнения различных ученых по проблеме формирования научных понятий. Далее был выделен термин «географические понятия», его виды, и этапы формирования. В результате чего нами были созданы условия. Для выявления специфики значимости географических понятий, в следующем параграфе мы выделили современные подходы по формированию понятий. Провели анализ учебных программ и их подходы по формированию географических понятий. Далее выделили критерии и уровни сформированности географических понятий.
Во второй главе нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Сначала был выявлен исходный уровень сформированности географических понятий у учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов. Результаты методики показали уровень в 3 «А» классе ниже, что позволило нам обозначить класс как экспериментальная группа. С ней и был проведен формирующий этап эксперимента.
Мы предположили, что формирование географических понятий будет проходить более эффективно, если: раскрыть теоретическую базу вопроса формирования понятий, создать условия, способствующие лучшему усвоению понятий; разработать и внедрить в содержание уроков окружающего мира комплекс игровых заданий; использовать различные виды игровой деятельности: интеллектуальные, дидактические и подвижные.
Исходя из этого, мы разработали комплекс игровых заданий по окружающему миру. В комплекс были включены десять игровых заданий. Заключительная задача была реализована в результате проведения контрольной диагностики по выявлению изменений в уровнях сформированности географических понятий у младших школьников. Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень сформированности географических понятий у экспериментальной группы значительно повысился.
Следовательно, мы доказали, что формирование географических понятий будет проходить более эффективно, если создать условия, внедрить комплекс игровых заданий и использовать различные виды игровой деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза успешно доказана, цель достигнута. Комплекс игровых заданий показал свою эффективность и в дальнейшем может быть использован учителями начальных классов на уроках «Окружающего мира» и в среднем звене обучения в курсе «География».
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование целостной картины мира у младших школьников на уроках «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - Формирование географических понятий у младших школьников в процессе ознакомления с природой родного края
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Формирование природоведческих понятий у младших школьников посредством мультимедийных дидактических материалов
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие креативности у учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки (на основе геокультурных образов мира)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ
РАБОТАТЬ С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОЙ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



