ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ 5
1.1. Становление художественно-педагогической системы в школах России 5
1.2. Содержание и основные методические принципы преподавания ДПИ в общеобразовательной школе 15
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ 24
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА НАГЛЯДНЫХ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОРНАМЕНТАМ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ 25
2.1. Методика изучения семантики и семиотики орнамента Поволжья на занятиях ИЗО младшего школьного возраста 25
2.2. Разработка наглядных демонстрационных материалов по орнаментам народов Поволжья для младших школьников (на примере орнамента чувашского и татарского народов) 37
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Искусство является центральным элементом в художественной культуре. Обучение детей изобразительному творчеству, знакомство с художественными произведениями и воспитание бережного отношения к наследию предков, сохранению традиций являются для учащихся составными частями овладения художественной культурой. Для эффективного решения поставленных задач формы занятий на уроках изобразительного искусства должны отличаться разнообразием деятельности учащихся. Несмотря на множество программ по изобразительному искусству, потенциал этого предмета используется в школах и лицеях не полностью. Это происходит потому, что часто учителя на практике используют однотипные задания, направленные на механическое рисование, не оказывающее влияния на внутренний мир ребенка, его мировоззрение.
Для изучения художественной культуры детей школьного возраста автор предлагает изучить национальное своеобразие орнаментов народов Поволжья. Орнамент - уникальное, художественное явление, объединяющее прошлое с настоящим. Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, оружия) и архитектурных сооружений. Именно орнаменты народов Поволжья обусловлены многовековыми традициями, сложившимися в период Древнерусского государства. В прошлом многие орнаменты играли важную роль в жизни народов России.
...
B данной дипломной работе были рассмотрены основные источники и принципы становления системы выразительных средств и художественных приемов искусства орнамента на занятиях ИЗО. Так же были изучены различные концепции в теории происхождения орнамента на основе анализа орнаментального творчества народов Поволжья (на примере орнамента чувашского и татарского народов).
Роль искусства в образовательном процессе трудно переоценить. Учителям изобразительного искусства важно уже с младшего школьного возраста учащихся использовать весь потенциал своего предмета для их эстетического, духовно-нравственного воспитания, приобщения к мировым и отечественным художественным произведениям.
Отвечая внутренним потребностям ребенка в творчестве, изобразительная деятельность сопровождает его от начала дошкольного возраста и до того времени, когда кончаются занятия по изобразительному искусству в школе. Меняясь по своему характеру на каждой ступени, изобразительная деятельность дает детям доступные им средства познания жизни, развивает зрительное восприятие, воспитывает эстетическую восприимчивость к прекрасному в жизни и искусстве, художественный вкус и творческие способности.
Любая методическая система хорошо выстраивается только тогда, когда опирается на сложившиеся традиции. И надо отдать должное традиции преподавания изобразительного искусства в российских школах достаточно велики и богаты.
В первом разделе выпускной квалификационной работы, было раскрыто теоретика–методологические основы художественного образования в РФ, а именно становление художественно-педагогической системы в школах России, содержание и основные методические принципы преподавания ДПИ в общеобразовательной школе.
...
1. Алексеева В. В. Что такое искусство? О том, как, график и скульптор: Альбом. / В. В. Алексеева – М.: Советский художник, с; ил.
2. 2. Афонькин С. Ю., Афонькина А. С. Орнамент народов мира. / С. Ю. Афонькин, А. С. Афонькина, С-П.: Кристалл с.
3. Афанасьев А.Н. До гимназии и в гимназии// Народ-художник. – М.: Сов. Россия, 1986. – С. 263-286.
4. Бейер В.И., Воскресенский А.К., Лепилов К.М., Разыграев Е.В., Саглин В.А., Смирнов А.Н. Рисование на начальной ступени обучения в связи с лепкой и черчением. Спб., 1912. (2 изд. – Пг.,1918).
5. Белорыбкин, Г. Н. Орнамент чувашский. - М., 2001. - С. 420-421.
6. Береснева В.Л., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. - М., 1977. - 192с
7. Блонский П.П. Память и мышление. - М.: ЛКИ, 2007, 208с.
8. Бугуславская И. Я. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русской народной вышивке. М., 1964.
9. Буткевич Л. Н. История орнамента. М., 2004., с.21.
10. Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 2003., с.65.
11. Вундерлих Т. История методики рисования от руки в общеобразовательных учебных заведениях/ Сост. Т.Вундерлих. Вып.1.: Собственность Ю.Ф.Брокмана, 1897. 58 с.
12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. С. 96.
13. Гиппиус Г.А. Очерки теории рисования, как общего учебного предмета. Спб.: Типография Военно-учебных заведений, 1844,- 380 с.
14. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: 5 кл./ Н.А. Горяева; Под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2009.- 109 с.
15. Декоративно прикладное искусство в системе эстетического воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ им. Ленина, 2008.- 168 с.
... всего 44 источника