Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ 9
1.1. Исследование проблемы готовности к инновациям личности в условиях педагогической деятельности 9
1.2. Понятие рефлексивности личности, ее проявление 25
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Результаты исследования готовности к инновациям и рефлексивности личности 39
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Мир, в котором мы живём, постоянно развивается, привнося в нашу жизнь невероятное количество нового и удивительного. Нововведения, или инновации, окружают нас повсюду. Они изменяют не только образ жизни людей, но и их профессиональную деятельность.
Инновационные изменения не могут не отразиться и на деятельность современной личности, что требуют от него уже иной степени ответственности и иной степени образованности.
Путь инновационного развития нашего государства, закрепленный в стратегии инновационного развития РФ до 2020 года, определяет, что задача формирования и развития инновационного потенциала личности становится приоритетной.
Связано это с тем, что без развития собственно субъекта инновации - инновационной личности - инновационное развитие государства невозможно в принципе. Другими словами, формирование инновационной личности - залог успеха для дальнейшего инновационного развития страны.
Диалектический характер инновационной личности заключается в том, что с одной стороны это творческая личность, но с другой ее развитие ограничено условиями современности.
Поэтому, только выявив готовность личности к инновациям и механизмы формирования инновационной деятельности личности и создав модель взаимозависимости этих механизмов, можно будет говорить об осознанном и контролируемом переходе к инновациям.
Таким образом, инновационная готовность - это сложная личностно-профессиональная характеристика, определяющая её направленность на развитие собственной профессиональной деятельности, активность и самостоятельность освоения, творческую реализацию, создание новых способов, приемов профессиональной деятельности, имеющих инновационную направленность.
Проблемами инновационной готовности в разных теоретических аспектах занимались и занимаются Г. М. Андреева, В. И. Антошок, А. Л. Журавлев, Н. А. Ильина, В. В. Крамник, М. В. Кроз, Н. И. Лапин, А. Н. Лебедев, О. С. Советова, Б. Д. Парыгин, А. И. Пригожин, И. С. Перлаки, В. П. Поздняков, Б. В. Сазонов, А. Л. Свенцицкий, В. С. Толстой, В. А. Хащенко, И. П. Шихирев, С. Р. Яголковский и др.
Особый интерес для нашего исследования представляют работы следующих направлений: психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ в высшей школе (И.А. Володарская, Ю.П. Зинченко, О.А. Карабанова, Т.В. Корнилова, А.И. Подольский, С.Д. Смирнов); формирование психологической готовности к инновационной деятельности специалистов сферы образования (Т.А. Прищепа, И.В. Ракова, Е.Н. Францева, О.Ф. Хараман, А.С. Хорвина) и социальной сферы.
Так как, система образования в настоящий период интенсивно меняется: разрабатываются и внедряются новые образовательные стандарты, так же применяют всё новые формы обучения, педагоги дополняют традиционные методы обучения новыми интерактивными, информативными технологиями и этот процесс в настоящее время имеет крупные масштабы.
Об инновациях в российской системе образования заговорили с 80-х гг. XX века. Именно в это время проблема инноваций и её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований в педагогике. Педагогическая инновация - это нововведения в педагогическую деятельность, которые изменяют содержание и технологию обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности и результативности.
Психология рефлексии прошла достаточно длительный путь своего становлении (от Античности до современности). Современные направления рефлексивной психологии характеризуется разнообразием теоретических и методологических подходов к ее исследованию, многоаспектностью понимания рефлексии и, соответственно, ее моделей, механизмов, и структурных компонентов.
На рубеже ХХ-ХХ1 веков началось быстрое развитие прикладных исследований рефлексии в рамках гуманистической психологии (Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко, И.С. Ладенко, В.В. Рубцов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Г.П. Щедровицкий и др.), рефлексивно-деятельностной педагогики (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, И.М. Войтик, Б.З. Вульфов, В.В. Давыдов, Г.И. Давыдова, А.А. Деркач, С.В. Дмитриев, М. Дюков, Ю.Н. Кулюткин, О.И. Лаптева, А.В. Сухоруков, В.Н. Харькин и др.) и рефлексивной акмеологии (О.С. Анисимов, А.А. Деркач, И.Н. Семенов, Ю.Степанов и др.) [5, 38]. Учеными разработаны и экспериментально апробированы инновационные рефлексивно-деятельностные образовательные технологии, способствующие активизации рефлексивных механизмов личностного самоопределения.
Рефлексия рассматривается как процесс критического осмысления текущей деятельности и создания оснований для перехода к новой организации деятельности.
Таким образом, рефлексивный анализ (как первый этап инновационной деятельности) необходим для того, чтобы выявить, создать основания для развивающего процесса.
Актуальность исследования продиктована необходимостью повышения готовности к инновационной деятельности и рефлексивности личности, в связи с тем, что отсутствие развитой рефлексивной позиции лишает личность сознательного самоформирования и затрудняет успешное решение поставленных задач, подготовку к дальнейшим этапам развития. Значительный рост немотивированных поступков, депрессивных состояний в обществе, обострение проблемы зависимости от психоактивных веществ - обусловливает востребованность анализа проблематики готовности к инновациям, рефлексии и целенаправленного создания условий для их развития.
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически определить особенности готовности к инновациям в соответствии с выраженностью уровня рефлексивности личности.
Объект исследования - готовность к инновациям.
Предмет исследования - проявление готовности к инновациям педагогов с различной рефлексивностью.
Гипотеза исследования - предполагается, что показатели готовности к инновациям и рефлексивности личности взаимосвязаны. Так, чем выше уровень проявления рефлексивности, тем выше готовность к инновациям.
Задачи исследования:
1. Описать исследования проблемы готовности к инновациям личности.
2. Определить понятие рефлексивности личности, ее проявление.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование готовности к инновациям и рефлексивности личности.
4. Проанализировать результаты исследования взаимосвязи готовности к инновациям и рефлексивности личности.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
• теоретический анализ психологической научной (анализ и синтез научной информации по теме исследования;
• эмпирические, объединенные в рамках констатирующего эксперимента, включали тестирование;
• статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Результаты исследования могут быть использованы при создании программы развития инновационных компетенций для повышения способности к инновационной деятельности и вовлечения перспективных молодых специалистов в научно-исследовательскую и научно-практическую деятельность.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Путь инновационного развития нашего государства, закрепленный в стратегии инновационного развития РФ до 2020 года, определяет, что задача формирования и развития инновационного потенциала личности становится приоритетной.
Связано это с тем, что без развития собственно субъекта инновации - инновационной личности - инновационное развитие государства невозможно в принципе. Другими словами, формирование инновационной личности - залог успеха для дальнейшего инновационного развития страны.
Поэтому, только выявив готовность личности к инновациям и механизмы формирования инновационной деятельности личности и создав модель взаимозависимости этих механизмов, можно будет говорить об осознанном и контролируемом переходе к инновациям.
Таким образом, инновационная готовность - это сложная личностно-профессиональная характеристика, определяющая его направленность на развитие собственной профессиональной деятельности, активность и самостоятельность освоения, творческую реализацию, создание новых способов, приемов профессиональной деятельности, имеющих инновационную направленность.
Рефлексия рассматривается как процесс критического осмысления текущей деятельности и создания оснований для перехода к новой организации деятельности.
Таким образом, рефлексивный анализ (как первый этап инновационной деятельности) необходим для того, чтобы выявить, создать основания для развивающего процесса.
Актуальность исследования продиктована необходимостью повышения готовности к инновационной деятельности и рефлексивности личности, в связи с тем, что отсутствие развитой рефлексивной позиции лишает личность сознательного самоформирования и затрудняет успешное решение поставленных задач, подготовку к дальнейшим этапам развития. Так же, мы в своём исследовании уделили отдельное внимание педагогической деятельности, так как, система образования в настоящий период интенсивно меняется: разрабатываются и внедряются новые образовательные стандарты, так же применяют всё новые формы обучения, педагоги дополняют традиционные методы обучения новыми интерактивными, информативными технологиями и этот процесс в настоящее время имеет крупные масштабы.
Анализ научной литературы позволил выделить и описать основные содержательные характеристики и компоненты психологической готовности к инновационной деятельности. Под психологической готовностью личности к инновационной деятельности мы будем понимать активное психическое состояние, обеспечивающее эффективную включенность субъекта в инновационную деятельность и представляющее собой единство мотивационного, когнитивного, операционального, эмоционально-волевого и творческого компонентов. Выделение данных компонентов в структуре психологической готовности обосновано нами теоретически и эмпирически.
Проблема отношения личности к инновациям выражается в действии антиинновационных барьеров - внешних и внутренних препятствий, которые мешают осуществлению деятельности. Среди внутренних (психологических) барьеров исследователи выделяют консерватизм, ригидность, догматизм, конформизм, стереотипы, неадекватность самооценки, мотивацию избегания неудач. Длительно формирующийся в профессии опыт педагога становится препятствием к осуществлению инновационной деятельности. Востребованность одних и угасание других личностных свойств в профессиональной деятельности приводит к развитию профессиональной деформации личности. Данный вывод означает содержательную близость понятий деформации личности и антиинновационного барьера. Личность игнорирует новые технологии, если они предполагают полный отказ от имеющегося опыта, что делает обогащение опыта затруднительным.
В ходе эмпирического исследования установлено следующее.
Педагоги, которые слабо анализируют содержание своего внутреннего мира и внешнего опыта, им свойственно уходить в мир фантазий, замещать реальные объекты, придумывать то, чего на самом деле нет, определен выраженный интерес к внедрению в своем труде новых технологий, освоению новых способов выполнения деятельности и готовности воспользоваться предложенной перспективой преобразований на рабочем месте.
Педагоги, которые качественно и глубоко осмысляют, анализируют содержание своего внутреннего мира (эмоции, чувства, мысли, характер), а также действий и поступков, которые они совершают во внешнем мире; качественно осмысляют свой внутренний мир и поступки во внешнем мире, преобладают внутренние мотивы к участию в инновациях, связанных с достижением успеха, самореализацией, получением удовлетворения от процесса разработки новшеств. Они готовы нести ответственность за определенные последствия изменений, так как усматривают в них дополнительные возможности для самореализации.
Такие респонденты не только могут предложить что-то новое, но и обладают знаниями, достаточными для внедрения новшеств в организационный процесс, имеют представление о том, как получить необходимую ей информацию. У них в наличии значительное количество личностных особенностей, повышающих эффективность инновационной деятельности (уверенность в себе, умеренная склонность к риску, практичность, радикализм, креативность).
Проведенное исследование и сделанные выводы конкретизируют гипотезу.
1. Ананьев, Б. Г. Психология человека [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб., 1997. - 282 с.
2. Ашрафьян, И. Б. Психологические и психофизиологические исследования С. В. Кравкова [Текст] / И.Б. Ашрафьян. - М., 1973. - 262 с.
3. Батурин, Н. А. Многоуровневая модель инновационного потенциала профессионала и подходы к ее операционализации [Текст] / Н.А. Батурин, А. С. Науменко, Т.Д. Ким // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2010. - Вып. 4. - 48-58 с.
4. Варламова, Е. П. Рефлексивная диагностика в системе образования [Текст] / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 2007. - №5. - 28-43 с.
5. Величковский, Б. М. Современная когнитивная психология [Текст] / Б.М. Величковский. - М.: МГУ, 2012. - 336с.
6. Власенко, Ю. А. Психологический анализ инновационного потенциала личности: дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Ю.А. Власенко. - Симферополь Таврический национальный ун-т им. В.И. Вернадского, 2003. - 305 с.
7. Выготский, JI. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика Пресс, 1996. - 536 с.
8. Герасимов, Г. И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы [Текст] / Г. И. Герасимов, Л.В. Илюхина. - Ростов н/Д.: НМД «Логос», 1999. - 136 с.
9. Герасимова, В. А. Формирование концепции инновационного человека в условиях экономики знаний [Текст] / В.А. Герасимова, С.В. Мокичев. - Экономические науки. - 2013. - №2 (99). - 42-45 с.
10. Горшенин, В. П. Критерии и показатели инновационного потенциала персонала корпорации [Текст] / В.П. Горешенин // Инновации. - № 4. - 2006. - 115-119 с.
11. Гостев, А. А. Психология вторичного образа Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук [Текст] / А.А. Гостев. - СПб., 2001. - 36 с.
12. Двоеглазова, М. Ю. Подходы к интерпретации понятия «рефлексия» в трудах отечественных исследователей [Текст] / М.Ю. Двоеглазова // Психология обучения. - 2012. - № 6. - 17-29 с.
13. Делия, В. П. Инновационное мышление в XXI веке; монография [Текст] / В.П. Делия. - Балашиха: Де-По, 2011. - 228 с.
14. Деркач, А. А. Подготовка психолога инновационной формации на современном факультете психологии [Текст] / А.А. Деркач, Л.А. Степанова, А.В. Гагарин // Акмеология. - Т. 1-2. - 2014. - 259-260 с.
15. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. - 320 с.
...