Аннотация 2
Введение 4
1. Экономическая сущность и значение анализа деловой активности предприятия 6
1.1. Деловая активность как экономическая категория 6
1.2. Основные методы анализа деловой активности предприятия 11
1.3. Бухгалтерская отчетность как источник информации для анализа деловой активности предприятия 18
2. Анализ деловой активности и результатов деятельности ПАО «Ростелеком» 24
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия 24
2.2. Анализ показателей деловой активности предприятия 28
2.3. Анализ и оценка результатов деятельности ПАО «Ростелеком» 41
3. Разработка рекомендаций, направленных на повышение деловой активности и результатов деятельности ПАО «Ростелеком» 59
3.1. Основные пути обеспечения деловой активности предприятия 59
3.2 Мероприятия по повышению уровня деловой активности и результатов деятельности ПАО «Ростелеком» 63
Заключение 82
Список используемых источников 87
Приложения 92
Актуальность темы. В условиях современного рынка деловая активность предприятий выступает в качестве решающего фактора коммерческого успеха. Причин низкой деловой активности в целом очень много, одна из главных - некачественный менеджмент. Проблемы, связанные с обеспечением деловой активности как фактора эффективного функционирования рыночной экономики, требуют дальнейшего изучения и разработки экономического механизма. В связи с этим важным моментом является определение системы показателей и методов оценки деловой активности и конкурентоспособности предприятия.
Анализ последних научных исследований по этой тематике отражен в работах ученых, а именно: В.Немцов, Л. Довгань, Р. Фатхутдинов, М. Денисенко, В.Шкардун, Н. Колпак, М. Спирина и другие. Изучением проблем занимались следующие исследователи: И.А. Блaнк, Дж.Ван Хорн, В.В. Ковалев, И.А. Лисовская, В.В. Ильин, Г.В. Савицкая, Н. Батурина, Д. Мигель, Е. П. Коптева, Л. Л. Холод, Е. Ю. Хрусталев и др.
Систематически анализируя деловую активность предприятия, можно установить тенденции изменения деловой активности в деятельности, контролировать соотношение уровня финансовых показателей предприятия и его конкурентов как с целью долгосрочного планирования развития, так и для принятия решений в текущем планировании, потому в работе проведен анализ деловой активности предприятия.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка рекомендаций, направленных на повышение деловой активности предприятия и повышения финансовых результатов предприятия.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
• изучить экономическая сущность и значение анализа деловой активности предприятия;
• провести анализ деловой активности и результатов деятельности ПАО «Ростелеком»;
• разработать рекомендации, направленные на повышение деловой активности и результатов деятельности ПАО «Ростелеком».
Объектом исследования является ПАО «Ростелеком».
Предмет исследования - процесс влияния деловой активности на имидж предприятия и финансовые результаты предприятия.
Теоретико-методологическую основу работы составляют нормативно-законодательные документы (законы, указы, приказы, распоряжения), труды зарубежных и российских ученых и специалистов (Атаманчук Г., Абрамов В.Л., Власова М.И., Ивасенко А.Г., Киреев А.П., Травин В.В., Дятлов В.А. Пономаренко В.Е., Чеботарев Н.Ф, Хасбулатов Р.И. и другие).
Практическое значение полученных результатов. Разработанные в бакалаврской работе подходы, мероприятия и полученные результаты создают методическую базу относительно совершенствования мероприятий в области применения анализа деловой активности компаний.
Методы исследования: балансовый метод, метод группировок, коэффициентный метод, метод сравнения, анализ динамических рядов, метод средних величин, статистический, графический и т. д.
Методической базой бакалаврской работы являются нормативно-правовые акты, учебные пособия, аналитические статьи отраслевых журналов, а также сайты системы Интернет. В качестве информационной основы выступают законодательные и нормативные акты федеральных и местных органов власти, труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, плановые, статистические, учетные и отчетные данные ПАО «Ростелеком».
Бакалаврская изложена на 90 страницах машинописного текста, содержит 9 рисунков, 34 таблиц. Состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка литературы, приложений.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Определенно, что деловую активность следует рассматривать как целеориентированный аспект деятельности предприятия, которое отображает важнейшие аспекты управления. Деловая активность позволяет изучать деятельность предприятия в конкурентной среде. Применение методик оценки деловой активности предприятия предусматривает использовать ее не только для анализа, но и для стратегического планирования. Перечень показателей может адаптироваться к конкретным целям и заданиям исследования. Оценка деловой активности позволяет оценить результативность управления и эффективность принятых решений. Применение результатов оценки деловой активности будет служить улучшению результативности производственно - хозяйственной деятельности и созданию основы для получения конкурентного преимущества в продукции и конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях ведения хозяйства. Доказано, что разработка действенных мероприятий и исследование высокого уровня деловой активности предприятия невозможны без систематического проведения глубокого и всестороннего анализа. Определенная методика анализа деловой активности, которая дала возможность повысить действенность проведения анализа в связи с тем, что будет определяться не только влияние факторов на прибыль предприятия, но и резервы его увеличения за счет улучшения операционной, финансовой и инвестиционной деятельности. Это в свою очередь позволит улучшить качество управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.
В соответствии с результатами анализа разработанные мероприятия относительно мобилизации определенных резервов для ПАО «Ростелеком». На основании обнаруженных факторов можно дать следующие рекомендации по увеличению валовой прибыли:
• наращивать объемы производства и реализации товаров;
• улучшать систему маркетинга на ПАО «Ростелеком», то есть делать только то, что безусловно будет покупаться, потому надо сгруппировать свою продукцию по признаку рентабельности и сосредоточить внимание на той продукции, которое является высокорентабельным;
• усовершенствовать продукцию со средним уровнем рентабельности, а низкорентабельную снять из производства;
• постоянно проводить научные исследования анализа рынка, поведения потребителей и конкурентов;
• сокращать расходы на производство продукции;
• грамотно строить договорные отношения с поставщиками, посредниками, покупателями.
Во второй главе проанализирована финансово-хозяйственная и маркетинговая деятельность компании ПАО «Ростелеком». Прогнозный данные показали, что выручка от реализации прогнозируется в размере 315599 тыс.руб. или на 112,55% больше чем в 2015 г., себестоимость реализованной услуг прогнозируется в размере 246558 тыс. руб. или на 113,84% больше. Чистая прибыль предприятия прогнозируется в размере 21574 тыс. руб. (темп прироста составит +131,03%). Рентабельность производства услуг увеличится на 2,42% с показателя 4,48% до 6,89%. Эффект финансового левериджа увеличится на 0,75% с показателя 3,84% до 4,59%. Таким образом, прогноз финансовых результатов ПАО «Ростелеком» показал, что предприятие в прогнозном периоде будет работать эффективнее.
Проведя исследование, можно сделать вывод, что обеспеченность маркетинговыми ресурсами компании ПАО «Ростелеком» на высоком уровне, результаты анализа свидетельствуют о том, что в целом для компании ПАО «Ростелеком» характерная полная обеспеченность маркетинговыми ресурсами.
Товарной рекламе в компании ПАО «Ростелеком» уделяется огромное внимание. Достижение высокой эффективности ее действия на аудиторию требует глубокого внедрения всех ее закономерностей и функций на практике. Рекламная информация выполняет очень нужную функцию - стимулирует потребителей к покупке услуг. Компания регулярно выпускает красочные плакаты, рекламируя бренды и условия в акциях.
Для компании ПАО «Ростелеком» появляется необходимость в использовании современных подходов к маркетинговому управлению деятельностью. Разработанная стратегия маркетингового управления, на примере компании ПАО «Ростелеком», ориентировочная на совершенствование ценовой политики и ее комплексного приложения в сочетании с рекламной деятельностью, позволит активизировать рыночные процессы, увеличить объемы производства и реализации продукции, обеспечить конъюнктурное поднесение, сформировать основания для поэтапного развития предприятия и повышения его конкурентоспособности. Применение данной модели адаптировано для любого предприятия.
В третьей главе предложен алгоритм решения проблем, выявленных по результатам анализа финансовой устойчивости, а именно увеличение объемов продаж, поддержания оптимального уровня себестоимости услуг, контроль за ее изменением, а также оценена экономическая эффективность описанных выше мероприятий.
Рассмотренные в работе варианты решения и рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия ПАО «Ростелеком» основываются, в большей степени, на увеличении объемов продаж, максимизации прибыли. Учитывая данные факторы, предприятие имеет большой шанс в будущем быть максимально финансово независимым, увеличивать прибыть от реализации товаров и предоставляемых услуг, расширить производство, тем самым привлекая больше новых клиентов, сможет закрепиться на рынке товаров и услуг как конкурентноспособный производитель и поставщик изготовляемой услуг.
Таким образом, снижение себестоимости услуг обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда, соблюдения строжайшего режима экономии на всех участках производственно- хозяйственной деятельности организации, улучшения услуг и совершенствование технологии производства, сокращения затрат на обслуживание производства и управление, потерь от брака и других непроизводительных расходов.
Предложенные основные направления совершенствования управления маркетинговой деятельностью компании ПАО «Ростелеком». Направлениями стратегии маркетинга для компании ПАО «Ростелеком» могут быть следующие:
• повышение качества потребительских свойств услуг. Надежность изделия, его гарантия. Престижность фирмы и закрепления ее как лидера по данной услуге, производству.
• продажа товара (услуг) с сопутствующими нужными услугами.
• наличие новизны, которая повышает узнавание продукта, который улучшает возможность использования и эстетического восприятия, которое усиливает эффективность и др.
Предложенные действия позволят повысить прибыль компании ПАО «Ростелеком» до 10 процентов.
Предложенные мероприятия и расчет бюджета по усовершенствованию управления маркетинговой деятельностью. Объективный подход к ожидаемой результативности внедрения маркетинговой стратегии в торговых предприятиях возможен только при условии учета погрешности от влияния таких критических факторов неопределенности бюджетного процесса как изменение: объемов продаж, предельной цены на единицу товара, цен на закупку товаров и топливно-энергетические ресурсы, условий оплаты труда, ставок налогов и других обязательных бюджетных платежей.
Сокращение расходов на 5,9% обеспечивает такой же размер дополнительной прибыли, как и увеличение объема продажи на 33%.
На основе проведенных исследований определены пути совершенствования политики при формировании стратегии развития рыночной деятельности предприятий через адаптацию маркетинговых методов управления. Для повышения эффективности управления компании ПАО «Ростелеком» предложено:
• проводить целеустремленную маркетинговую политику, которая поможет фирме определить конкурентоспособность услуг, позволит избежать значительных финансовых, предпринимательских и организационно - коммерческих рисков;
• активизировать проведение рекламной деятельности ПАО «Ростелеком», нацеленной на информацию потенциальных покупателей о качестве и свойствах услуг.
• наладить в фирме использование прогрессивных форм и методов изучения спроса.
Стратегические приоритеты ПАО «Ростелеком»:
• Лидер позитивных изменений в области клиентского сервиса;
• Культурная трансформация и внутренняя оптимизация;
• Ускорение внутренних процессов, ориентированных на результат;
• Достижение полного паритета по качеству связи.
Проанализировав, стоимость всех мероприятий по продвижению было выявлено, что стоимость маркетинговой стратегии ПАО «Ростелеком» составит 9,8 млн. руб., а доход от них составит 16,1 млн. руб.
Результаты прогнозирования для компании ПАО «Ростелеком» свидетельствуют о дальнейшем постепенном наращении объемов реализации продукции и соответствующем снижении цен при условии одновременного применения системного маркетингового управления деятельностью предприятия.
1. Конституция Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2011. - 56 с.
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изменениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/
3. Федеральный закон N 209-ФЗ от 24.07.2012 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89923/
4. Федеральный закон от 06.12.2013 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (с изменениями). - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/
5. Абдукаримов И.Т., Беспалов М.В. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур. М.: Инфра-М, 2014. - 216 с.
6. Акаев, А.А. Моделирование и прогнозирование глобального, регионального и национального развития / А.А. Акаев, А.В. Коротаев, Г.Г. Малинецкий. - М.: КД Либроком, 2016. - 488 c.
7. Афанасьев, В.Н. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебник / В.Н. Афанасьев, М.М. Юзбашев. - М.: ФиС, ИНФРА-М, 2014. - 320 c.
8. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие / О.В. Ефимова [и др.]. - М.: Омега-Л, 2014. - 388 с.
9. Бабич, Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 336 c.
10. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 260 c.
11. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Инфра-М, 2014. - 336 с.
12. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие / И.К. Беляевский. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2015. - 392 с.
13. Бережная, Е.В. Методы и модели принятия управленческих решений: Учебное пособие / Е.В. Бережная, В.И. Бережной. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 384 с.
14. Баканов М.И. Теория экономического анализа /М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2015. -416.
15. Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: учебник /И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 340 с.
...