Спецпроект как тип мультимедийного продукта (на примере информационного агентства «ТАСС»)
|
Введение 3
Глава 1 Мультимедийность СМИ: генезис, история развития и современные форматы 12
1.1 Истоки мультимедийности и проявление ее сущностных черт
в журналистике 12
1.2 Спецпроект как тип мультимедийного текста: сущностные
признаки и технологические детерминанты 21
Глава 2 Современный дискурс спецпроектов: специфика и тенденции развития 35
2.1 Спецпроекты в СМИ: типология, функциональные,
содержательные, жанровые, стилистические и форматные характеристики 35
2.2. Технологический цикл как природообразующий признак спецпроекта (на примере «Информационного телеграфного агентства России (ИТАР-ТАСС)») 61
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 76
Глава 1 Мультимедийность СМИ: генезис, история развития и современные форматы 12
1.1 Истоки мультимедийности и проявление ее сущностных черт
в журналистике 12
1.2 Спецпроект как тип мультимедийного текста: сущностные
признаки и технологические детерминанты 21
Глава 2 Современный дискурс спецпроектов: специфика и тенденции развития 35
2.1 Спецпроекты в СМИ: типология, функциональные,
содержательные, жанровые, стилистические и форматные характеристики 35
2.2. Технологический цикл как природообразующий признак спецпроекта (на примере «Информационного телеграфного агентства России (ИТАР-ТАСС)») 61
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 76
Существование СМИ и массмедиа XXI века в системе рыночных отношений обострило конкурентную борьбу за аудиторию. Для повышения конкурентоспособности на медиарынке производители и распространители массовой информации стали наращивать степень актуальности и практической ориентированности материалов, а также использовать в подаче инструменты, которые придают массмедийному контенту более привлекательный вид. Заведующий кафедрой журналистики Челябинского государственного университета С. И. Симакова отмечает, что «кардинальной трансформации подвергаются и сами СМИ: визуальные компоненты (иллюстрации, фотографии, инфографика, элементы дизайна) начинают играть ведущую роль и дополнять, а также трансформировать вербальный контент. Особенно ярко эта тенденция проявляется в интернет- СМИ в силу такого свойства интернет-коммуникации, как мультимедийность» [47].
Журналистика и СМИ включились в процесс экспериментирования с форматами представления массовой информации и стали активно апробировать новые модели в информационно-коммуникационной среде.
Наибольшее распространение и популярность в сетевых СМИ получил мультимедийный формат, познавательные и коммуникативные ресурсы которого были впервые использованы в лонгриде - линейном мультимедийном медиатексте, собранном с помощью е-конструктора на специальной платформе. Благодаря таким свойствам, как интерактивность и объемность картинок, а также широкому спектру аудиовизуальных компонентов, лонгриды обеспечивали глубокое погружение (вовлечение) читателя в тему.
В российских электронных СМИ мультимедийный лонгрид был адаптирован к разнообразным задачам, стоящим перед СМИ, и получил развитие благодаря новым технологическим и программным возможностям цифровой коммуникации. Именно в мультимедийном формате редакции СМИ стали создавать партнерские материалы, которые получили название «специальный проект» или «спецпроект» (ИА ТАСС [152], РБК [151], «РИА Новости» [147], Lenta.ru[148], «Коммерсантъ» [150], «Ведомости» [153], «Новая газета» [146], The Village [149], «Аргументы и факты» [145]). Именно спецпроект как тип медиаконтента позволяет максимально реализовать возможности мультимедийного формата.
О популярности мультимедийного спецпроекта в электронных российских СМИ можно судить по количеству и разнообразию публикаций данного типа. К примеру, на сайте медиахолдинга РБК в период с января 2019 года по январь 2020 года было опубликовано 27 партнерских (коммерческих) мультимедийных спецпроектов. За аналогичный временной период информационное агентство ТАСС разместило 29 партнерских мультимедийных спецпроектов, городское московское электронное издание The Village - 26 мультимедийных спецпроектов в партнерстве с различными компаниями; электронное издание Lenta.ru- 46 партнерских спецпроектов.
Несмотря на широкое распространение в массмедийной практике, в науке спецпроект как тип медиаконтента, производимый редакциями СМИ совместно с партнерами, открывающийся как мини-сайт (подсайт) в отдельном окне со стартовой страницы сайта СМИ, использующий широкий спектр инструментов мультимедиа, по сей день остается малоизученным. Требуется выделение его специфических характеристик, описание функциональных, содержательных, жанрово-форматных, стилистических и технических возможностей для эффективного использования данного типа медиапродукта при решении совокупности задач информационного, имиджевого и коммерческого плана. Именно в этом нам видится актуальность данного исследования.
Объектом исследования в магистерской диссертации является спецпроект как тип мультимедийного медиапродукта, представленный в российских сетевых СМИ.
Предметом - типология спецпроектов, их функциональные, содержательные, жанрово-форматные, стилистические, программно-технологические возможности, а также технология их производства.
Цель диссертационного исследования: охарактеризовать современное состояние спецпроекта как типа мультимедийного медиапродукта и технологии его производства в СМИ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Систематизировать научные представления о мультимедийном формате и его разновидностях, а также обобщить имеющиеся в теории и практике данные о специфических характеристиках спецпроекта как типа мультимедийного медиапродукта.
2. На основе анализа спецпроектов федеральных и городских (сетевых СМИ выделить сущностные и второстепенные признаки данного типа медиатекста.
3. Предметно изучить типологию, функциональные, содержательные, жанрово-форматные, стилистические, технические характеристики спецпроектов в федеральном государственном унитарном предприятии «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР- ТАСС)».
4. Описать организационную модель авторского коллектива, создающего спецпроекты, охарактеризовать технологию производства спецпроектов, сделав акцент на использовании программно-технологических ресурсов.
Степень научного исследования темы. Специфике мультимедийности в целом и мультимедийных лонгридов в частности посвящены труды многих исследователей. На истоки мультимедийности в работах немецкого композитора Рихарда Вагнера указывали американские исследователи Р. Пакер и К. Джордан [64]. Истоки конвергенции как стирания границ между медиа изучал профессор Массачусетского технологического института Итьель де Сол Пул [68]. Различные интерпретации и типы конвергенции рассматривали норвежские ученые Андерс Фагерйорд и Танья Сторсул [60, с. 19-32]. Проблеме использования мультимедиа в журналистике были посвящены работы голландского исследователя Марка Дезе [58, с. 139-152]. Специфику взаимодействия аудитории с мультимедийным контентом на различных платформах разрабатывал датский специалист по юзабилити Якоб Нильсен. Именно ему принадлежит первенство выделения типов чтения: lean back и lean forward чтения [66]. Характеристикам новых медиа посвящены труды американского ученого российского происхождения Льва Мановича. Выделенные им пять принципов признаны природообразующими для новых медиа: числовое представление, модульность, автоматизация, изменчивость и транскодинг [62, с. 27-48]. Лонгриды в российских СМИ исследовали А. В. Колесниченко [28], Г. Р. Амирханова [3], А. Галустян и Д. Кульчицкая [12], А. А. Шинкарюк [56], М. Н. Булаева [8], А. А. Градюшко [16], А. А. Золотухин и Ю. Н. Мажарина [20], потенциал мультимедийных элементов в медиатексте изучал А. В. Вырковский [11], природу визуальной культуры рассматривали А. Е. Вольчина [9], Т. Горючева [15], визуальный текст как явление современной культуры характеризовала Н. А. Симбирцева [51]. С. И. Симакова [46] глубоко проработала вопросы, связанные с инструментами и способами визуализации массовой информации в СМИ, а Б. Н. Шестов [55] акцентировал внимание на проблеме манипулятивного воздействия визуализации данных. И С. И. Симакова, и А. Л. Свитич [45] сделали предметом научного интереса графическую иллюстрацию и инфографику - компоненты контента качественных изданий. Сведения о периодизации и трендах развития инфографики в российских СМИ можно найти в работах Я. В. Лайковой [33], о тенденциях развития визуального контента - у В. Э. Шевченко [54]. Предметом научного интереса Л. А. Кругловой [29] стали медиапотребление видеоконтента цифровым поколением. Однако все эти исследования не дают исчерпывающих представлений о современном состоянии спецпроектов и тенденциях их развития в сетевых СМИ.
Интересующему нас предмету - спецпроектам - посвящены единичные работы, которые и составили теоретико-методологическую базу данного исследования. Научные статьи Н. В. Прохоровой [41] и Л. В. Ивановой [21] о феномене спецпроектов были использованы для формирования понятийной базы магистерской диссертации. Теоретические представления С. И. Симаковой и С. А. Панюковой о мультимедийной истории [49] и мультимедийном сторителлинге [48], А. М. Анюхиной о digital storytelling [4], М. Н. Булаевой о мультимедийном лонгриде как новом журналистском формате [7], М. С. Горшковой о специфических особенностях лонгрида [14], Д. В. Шпилёвой о лонгриде как актуальном журналистском методе подачи информации [57] помогли формированию ряда концептуальных положений исследования. Возможности использования новых интернет-технологий для форматирования медиаконтента в сферах связей с общественностью, государственной информационной политики и рекламы мы рассмотрели через призму работ А. В. Падалкина [40], Е. С. Егоровой [18].
Эмпирическую базу исследования составили спецпроекты ведущих информационных агентств России, электронных изданий и электронных версий качественных печатных изданий:
- 27 партнерских (коммерческих) мультимедийных спецпроектов,
созданных редакцией медиахолдинга РБК совместно с компаниями из сферы финансов (VISA, банки «Сбербанк», «ЮниКредит Банк», «Открытие», ВТБ, «Райффайзен Банк» и другие), электроники и технологий (Samsung, Microsoft, Xiaomi, Huawei, Phillips, Asus, Canon и другие), а также из сферы автомобилестроения (LADA, Audi, BMW, Toyota, Mercedes, Porsche, Lexus, Mitsubishi и другие);
- 37 партнерских (коммерческих) мультимедийных спецпроектов, созданных информационным агентством ТАСС совместно с компаниями «ЛУКОЙЛ», «Транснефть», «Газпром нефть», WorldSkills, «ГЛОНАСС», «Яндекс», Cordiant, госкорпорациями «Росатом» (два спецпроекта), «Роснано», а также с МГИМО, ВДНХ (два спецпроекта), Министерством по делам Северного Кавказа, департаментом информационной политики Краснодарского края, Ставропольского края, республики Карелия, финским туристическим центром VisitKouvola и правительством китайской провинции Хайнань, а также 38 редакционных спецпроектов - о достижениях России в сферах оборонно-промышленного комплекса, космонавтики и других;
- 26 партнерских (коммерческих) мультимедийных спецпроектов, созданных городским московским электронным изданием The Village в партнерстве с компаниями из сферы фармацевтики (Bayer, Novartis, «Кагоцел» и другие), электроники (Bosch, Fujifilm, Miele), с разного рода сервисами (агрегатором доставок еды из кафе и ресторанов Delivery Club, агрегатором такси Gett, агрегатором заказчиков и исполнителей Profi.ru, «Манго Страхование»), а также с Adidas, Purina, Lipton, Infiniti и ДОМ.РФ.
- 46 партнерских (коммерческих) мультимедийных спецпроектов, созданных редакцией электронного издания Lenta.ruсовместно с автомобильными компаниями (Maserati, Nissan, Range Rover, два спецпроекта с KIA и другие), компаниями с финансовой сфере («Сбербанк», «Открытие», три спецпроекта с Mastercard и другие), а также с авиакомпанией S7 Airlines, с компаниями «Авито», Google, Nestle, BOSS, Cordiant, ГМИИ им. А. С. Пушкина и музеем «Гараж».
- 10 мультимедийных спецпроектов, созданных редакцией электронной версии печатного издания «Новая газета»: о Великой Отечественной войне, людях, больных гепатитом C, людях гомосексуальной ориентации из Чечни, российских политиках и другие.
- 12 мультимедийных партнерских (коммерческих) спецпроектов,
созданных редакцией электронной версии печатного издания «Ведомости» совместно с производителями техники Samsung и Honor, агрегатором доставок из кафе и ресторанов Delivery Club, мобильным оператором Yota, международной компанией в области киберугроз Kaspersky, авиакомпанией British Airways, платформой бизнес-образования Executive Academy, премией SAP Value Award, банком «Промсвязьбанк» и другие.
Основанием отбора спецпроектов в качестве эмпирической базы является классификация средств массовой информации по их типоформирующим признакам. Для данного магистерского исследования мы взяли два информационных агентства (РБК и ТАСС), два электронных издания (Lenta.ruи The Village), а также две электронные версии качественных печатных изданий («Ведомости» и «Новая газета»).
Спецпроекты указанных сетевых ресурсов представляют собой не просто мультимедийный материал, а имеют оригинальную верстку на специальной платформе, что является обязательным условием разговора о спецпроекте.
Хронологические рамки исследования охватывают период с января 2019 по январь 2020 года. Данный период является достаточными для того, чтобы запечатлеть современное состояние формата спецпроекта и определить тренды его развития.
Положения, выносимые на защиту:
Спецпроект в российских сетевых СМИ представлен как полифункциональный и мультиформатный медиапродукт, качественные характеристики которого формируются в процессе экспериментирования с содержательно-форматными, стилистическими и программно-технологическими ресурсами сетевых (цифровых) медиа под влиянием современных трендов развития интернет-технологий и особенностей восприятия информации современной аудиторией.
Спецпроект - это и тип дискурса СМИ, и раздел в структуре СМИ.
Специфической чертой спецпроекта является его синкретическая природа; синкретизм (смешение, объединение) характерен и для содержания, и для жанровой модели, и для его производства.
Преимуществом спецпроекта является его полимедийность: объединение признаков журналистского и имиджевого текста обеспечивает реализацию функций разного типа и воздействие одновременно на несколько сегментов аудитории.
Детерминантами спецпроектов являются заказчики, пользовательские привычки и информационные медиатехнологии.
Теоретическая значимость исследования.
Магистерская диссертация и ее результаты вносят определенный вклад в формирование научного знания о спецпроекте как типе мультимедийного медиатекста. В частности, в ней систематизируются и соотносятся между собой различные научные представления по данному вопросу, вырабатывается концептуально обоснованное определение понятия «спецпроект», проводится типологизация спецпроектов, выделяются функционально-прагматические, содержательные, жанрово-форматные, стилистические и технические характеристики данного типа медиапродукта. Магистерская диссертация фиксирует современное состояние спецпроектов крупнейшего информационного агентства ТАСС, в том числе технологическую цепочку их производства, что может быть полезным для исследователей его специфики и динамики развития.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования его результатов в профессионально-практической деятельности редакций, специализирующихся на создании спецпроектов, а также в учебно-образовательном процессе студентов- журналистов, в частности при формировании профессиональных компетенций, необходимых для создания медиапродуктов в мультимедийном формате. Ценность магистерской диссертации также заключается в возможности использования описания технологического процесса создания спецпроекта коллективом сотрудников федерального государственного унитарного предприятия «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» для организации аналогичной деятельности студенческих проектных групп.
В соответствии с поставленными задачами структура магистерской диссертации включает первую главу «Мультимедийность СМИ: генезис, история развития и современные форматы», в которой систематизируются научные представления западных и отечественных исследователей мультимедийного формата, а также теории, обосновывающие его культурологические, содержательные, стилистические и технические характеристики. Анализируются концепции отечественных ученых, посвященные спецпроекту как синтетической форме, позволяющей решать комплекс задач: коммуникативных, познавательных, имиджевых, коммерческих. Во второй главе «Современный дискурс спецпроектов: специфика и тенденции развития» представлены результаты анализа дискурса спецпроектов, подготовленных специальной редакцией федерального государственного унитарного предприятия «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)». Акцент при разработке вопроса сделан на профессионально-практической деятельности проектной группы, на организационно-процессуальной специфике производства спецпроектов. Для воссоздания контекста развития спецпроектов ТАСС анализируются аналогичные медиапродукты, подготовленные и размещенные на сайтах крупных информационных агентств, популярных сетевых изданий, авторитетных печатных изданий, представленных на интернет-платформах.
В заключении делаются выводы о тенденциях развития спецпроекта, предлагаются прогностические суждения о возможных векторах его развития.
Журналистика и СМИ включились в процесс экспериментирования с форматами представления массовой информации и стали активно апробировать новые модели в информационно-коммуникационной среде.
Наибольшее распространение и популярность в сетевых СМИ получил мультимедийный формат, познавательные и коммуникативные ресурсы которого были впервые использованы в лонгриде - линейном мультимедийном медиатексте, собранном с помощью е-конструктора на специальной платформе. Благодаря таким свойствам, как интерактивность и объемность картинок, а также широкому спектру аудиовизуальных компонентов, лонгриды обеспечивали глубокое погружение (вовлечение) читателя в тему.
В российских электронных СМИ мультимедийный лонгрид был адаптирован к разнообразным задачам, стоящим перед СМИ, и получил развитие благодаря новым технологическим и программным возможностям цифровой коммуникации. Именно в мультимедийном формате редакции СМИ стали создавать партнерские материалы, которые получили название «специальный проект» или «спецпроект» (ИА ТАСС [152], РБК [151], «РИА Новости» [147], Lenta.ru[148], «Коммерсантъ» [150], «Ведомости» [153], «Новая газета» [146], The Village [149], «Аргументы и факты» [145]). Именно спецпроект как тип медиаконтента позволяет максимально реализовать возможности мультимедийного формата.
О популярности мультимедийного спецпроекта в электронных российских СМИ можно судить по количеству и разнообразию публикаций данного типа. К примеру, на сайте медиахолдинга РБК в период с января 2019 года по январь 2020 года было опубликовано 27 партнерских (коммерческих) мультимедийных спецпроектов. За аналогичный временной период информационное агентство ТАСС разместило 29 партнерских мультимедийных спецпроектов, городское московское электронное издание The Village - 26 мультимедийных спецпроектов в партнерстве с различными компаниями; электронное издание Lenta.ru- 46 партнерских спецпроектов.
Несмотря на широкое распространение в массмедийной практике, в науке спецпроект как тип медиаконтента, производимый редакциями СМИ совместно с партнерами, открывающийся как мини-сайт (подсайт) в отдельном окне со стартовой страницы сайта СМИ, использующий широкий спектр инструментов мультимедиа, по сей день остается малоизученным. Требуется выделение его специфических характеристик, описание функциональных, содержательных, жанрово-форматных, стилистических и технических возможностей для эффективного использования данного типа медиапродукта при решении совокупности задач информационного, имиджевого и коммерческого плана. Именно в этом нам видится актуальность данного исследования.
Объектом исследования в магистерской диссертации является спецпроект как тип мультимедийного медиапродукта, представленный в российских сетевых СМИ.
Предметом - типология спецпроектов, их функциональные, содержательные, жанрово-форматные, стилистические, программно-технологические возможности, а также технология их производства.
Цель диссертационного исследования: охарактеризовать современное состояние спецпроекта как типа мультимедийного медиапродукта и технологии его производства в СМИ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Систематизировать научные представления о мультимедийном формате и его разновидностях, а также обобщить имеющиеся в теории и практике данные о специфических характеристиках спецпроекта как типа мультимедийного медиапродукта.
2. На основе анализа спецпроектов федеральных и городских (сетевых СМИ выделить сущностные и второстепенные признаки данного типа медиатекста.
3. Предметно изучить типологию, функциональные, содержательные, жанрово-форматные, стилистические, технические характеристики спецпроектов в федеральном государственном унитарном предприятии «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР- ТАСС)».
4. Описать организационную модель авторского коллектива, создающего спецпроекты, охарактеризовать технологию производства спецпроектов, сделав акцент на использовании программно-технологических ресурсов.
Степень научного исследования темы. Специфике мультимедийности в целом и мультимедийных лонгридов в частности посвящены труды многих исследователей. На истоки мультимедийности в работах немецкого композитора Рихарда Вагнера указывали американские исследователи Р. Пакер и К. Джордан [64]. Истоки конвергенции как стирания границ между медиа изучал профессор Массачусетского технологического института Итьель де Сол Пул [68]. Различные интерпретации и типы конвергенции рассматривали норвежские ученые Андерс Фагерйорд и Танья Сторсул [60, с. 19-32]. Проблеме использования мультимедиа в журналистике были посвящены работы голландского исследователя Марка Дезе [58, с. 139-152]. Специфику взаимодействия аудитории с мультимедийным контентом на различных платформах разрабатывал датский специалист по юзабилити Якоб Нильсен. Именно ему принадлежит первенство выделения типов чтения: lean back и lean forward чтения [66]. Характеристикам новых медиа посвящены труды американского ученого российского происхождения Льва Мановича. Выделенные им пять принципов признаны природообразующими для новых медиа: числовое представление, модульность, автоматизация, изменчивость и транскодинг [62, с. 27-48]. Лонгриды в российских СМИ исследовали А. В. Колесниченко [28], Г. Р. Амирханова [3], А. Галустян и Д. Кульчицкая [12], А. А. Шинкарюк [56], М. Н. Булаева [8], А. А. Градюшко [16], А. А. Золотухин и Ю. Н. Мажарина [20], потенциал мультимедийных элементов в медиатексте изучал А. В. Вырковский [11], природу визуальной культуры рассматривали А. Е. Вольчина [9], Т. Горючева [15], визуальный текст как явление современной культуры характеризовала Н. А. Симбирцева [51]. С. И. Симакова [46] глубоко проработала вопросы, связанные с инструментами и способами визуализации массовой информации в СМИ, а Б. Н. Шестов [55] акцентировал внимание на проблеме манипулятивного воздействия визуализации данных. И С. И. Симакова, и А. Л. Свитич [45] сделали предметом научного интереса графическую иллюстрацию и инфографику - компоненты контента качественных изданий. Сведения о периодизации и трендах развития инфографики в российских СМИ можно найти в работах Я. В. Лайковой [33], о тенденциях развития визуального контента - у В. Э. Шевченко [54]. Предметом научного интереса Л. А. Кругловой [29] стали медиапотребление видеоконтента цифровым поколением. Однако все эти исследования не дают исчерпывающих представлений о современном состоянии спецпроектов и тенденциях их развития в сетевых СМИ.
Интересующему нас предмету - спецпроектам - посвящены единичные работы, которые и составили теоретико-методологическую базу данного исследования. Научные статьи Н. В. Прохоровой [41] и Л. В. Ивановой [21] о феномене спецпроектов были использованы для формирования понятийной базы магистерской диссертации. Теоретические представления С. И. Симаковой и С. А. Панюковой о мультимедийной истории [49] и мультимедийном сторителлинге [48], А. М. Анюхиной о digital storytelling [4], М. Н. Булаевой о мультимедийном лонгриде как новом журналистском формате [7], М. С. Горшковой о специфических особенностях лонгрида [14], Д. В. Шпилёвой о лонгриде как актуальном журналистском методе подачи информации [57] помогли формированию ряда концептуальных положений исследования. Возможности использования новых интернет-технологий для форматирования медиаконтента в сферах связей с общественностью, государственной информационной политики и рекламы мы рассмотрели через призму работ А. В. Падалкина [40], Е. С. Егоровой [18].
Эмпирическую базу исследования составили спецпроекты ведущих информационных агентств России, электронных изданий и электронных версий качественных печатных изданий:
- 27 партнерских (коммерческих) мультимедийных спецпроектов,
созданных редакцией медиахолдинга РБК совместно с компаниями из сферы финансов (VISA, банки «Сбербанк», «ЮниКредит Банк», «Открытие», ВТБ, «Райффайзен Банк» и другие), электроники и технологий (Samsung, Microsoft, Xiaomi, Huawei, Phillips, Asus, Canon и другие), а также из сферы автомобилестроения (LADA, Audi, BMW, Toyota, Mercedes, Porsche, Lexus, Mitsubishi и другие);
- 37 партнерских (коммерческих) мультимедийных спецпроектов, созданных информационным агентством ТАСС совместно с компаниями «ЛУКОЙЛ», «Транснефть», «Газпром нефть», WorldSkills, «ГЛОНАСС», «Яндекс», Cordiant, госкорпорациями «Росатом» (два спецпроекта), «Роснано», а также с МГИМО, ВДНХ (два спецпроекта), Министерством по делам Северного Кавказа, департаментом информационной политики Краснодарского края, Ставропольского края, республики Карелия, финским туристическим центром VisitKouvola и правительством китайской провинции Хайнань, а также 38 редакционных спецпроектов - о достижениях России в сферах оборонно-промышленного комплекса, космонавтики и других;
- 26 партнерских (коммерческих) мультимедийных спецпроектов, созданных городским московским электронным изданием The Village в партнерстве с компаниями из сферы фармацевтики (Bayer, Novartis, «Кагоцел» и другие), электроники (Bosch, Fujifilm, Miele), с разного рода сервисами (агрегатором доставок еды из кафе и ресторанов Delivery Club, агрегатором такси Gett, агрегатором заказчиков и исполнителей Profi.ru, «Манго Страхование»), а также с Adidas, Purina, Lipton, Infiniti и ДОМ.РФ.
- 46 партнерских (коммерческих) мультимедийных спецпроектов, созданных редакцией электронного издания Lenta.ruсовместно с автомобильными компаниями (Maserati, Nissan, Range Rover, два спецпроекта с KIA и другие), компаниями с финансовой сфере («Сбербанк», «Открытие», три спецпроекта с Mastercard и другие), а также с авиакомпанией S7 Airlines, с компаниями «Авито», Google, Nestle, BOSS, Cordiant, ГМИИ им. А. С. Пушкина и музеем «Гараж».
- 10 мультимедийных спецпроектов, созданных редакцией электронной версии печатного издания «Новая газета»: о Великой Отечественной войне, людях, больных гепатитом C, людях гомосексуальной ориентации из Чечни, российских политиках и другие.
- 12 мультимедийных партнерских (коммерческих) спецпроектов,
созданных редакцией электронной версии печатного издания «Ведомости» совместно с производителями техники Samsung и Honor, агрегатором доставок из кафе и ресторанов Delivery Club, мобильным оператором Yota, международной компанией в области киберугроз Kaspersky, авиакомпанией British Airways, платформой бизнес-образования Executive Academy, премией SAP Value Award, банком «Промсвязьбанк» и другие.
Основанием отбора спецпроектов в качестве эмпирической базы является классификация средств массовой информации по их типоформирующим признакам. Для данного магистерского исследования мы взяли два информационных агентства (РБК и ТАСС), два электронных издания (Lenta.ruи The Village), а также две электронные версии качественных печатных изданий («Ведомости» и «Новая газета»).
Спецпроекты указанных сетевых ресурсов представляют собой не просто мультимедийный материал, а имеют оригинальную верстку на специальной платформе, что является обязательным условием разговора о спецпроекте.
Хронологические рамки исследования охватывают период с января 2019 по январь 2020 года. Данный период является достаточными для того, чтобы запечатлеть современное состояние формата спецпроекта и определить тренды его развития.
Положения, выносимые на защиту:
Спецпроект в российских сетевых СМИ представлен как полифункциональный и мультиформатный медиапродукт, качественные характеристики которого формируются в процессе экспериментирования с содержательно-форматными, стилистическими и программно-технологическими ресурсами сетевых (цифровых) медиа под влиянием современных трендов развития интернет-технологий и особенностей восприятия информации современной аудиторией.
Спецпроект - это и тип дискурса СМИ, и раздел в структуре СМИ.
Специфической чертой спецпроекта является его синкретическая природа; синкретизм (смешение, объединение) характерен и для содержания, и для жанровой модели, и для его производства.
Преимуществом спецпроекта является его полимедийность: объединение признаков журналистского и имиджевого текста обеспечивает реализацию функций разного типа и воздействие одновременно на несколько сегментов аудитории.
Детерминантами спецпроектов являются заказчики, пользовательские привычки и информационные медиатехнологии.
Теоретическая значимость исследования.
Магистерская диссертация и ее результаты вносят определенный вклад в формирование научного знания о спецпроекте как типе мультимедийного медиатекста. В частности, в ней систематизируются и соотносятся между собой различные научные представления по данному вопросу, вырабатывается концептуально обоснованное определение понятия «спецпроект», проводится типологизация спецпроектов, выделяются функционально-прагматические, содержательные, жанрово-форматные, стилистические и технические характеристики данного типа медиапродукта. Магистерская диссертация фиксирует современное состояние спецпроектов крупнейшего информационного агентства ТАСС, в том числе технологическую цепочку их производства, что может быть полезным для исследователей его специфики и динамики развития.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования его результатов в профессионально-практической деятельности редакций, специализирующихся на создании спецпроектов, а также в учебно-образовательном процессе студентов- журналистов, в частности при формировании профессиональных компетенций, необходимых для создания медиапродуктов в мультимедийном формате. Ценность магистерской диссертации также заключается в возможности использования описания технологического процесса создания спецпроекта коллективом сотрудников федерального государственного унитарного предприятия «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» для организации аналогичной деятельности студенческих проектных групп.
В соответствии с поставленными задачами структура магистерской диссертации включает первую главу «Мультимедийность СМИ: генезис, история развития и современные форматы», в которой систематизируются научные представления западных и отечественных исследователей мультимедийного формата, а также теории, обосновывающие его культурологические, содержательные, стилистические и технические характеристики. Анализируются концепции отечественных ученых, посвященные спецпроекту как синтетической форме, позволяющей решать комплекс задач: коммуникативных, познавательных, имиджевых, коммерческих. Во второй главе «Современный дискурс спецпроектов: специфика и тенденции развития» представлены результаты анализа дискурса спецпроектов, подготовленных специальной редакцией федерального государственного унитарного предприятия «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)». Акцент при разработке вопроса сделан на профессионально-практической деятельности проектной группы, на организационно-процессуальной специфике производства спецпроектов. Для воссоздания контекста развития спецпроектов ТАСС анализируются аналогичные медиапродукты, подготовленные и размещенные на сайтах крупных информационных агентств, популярных сетевых изданий, авторитетных печатных изданий, представленных на интернет-платформах.
В заключении делаются выводы о тенденциях развития спецпроекта, предлагаются прогностические суждения о возможных векторах его развития.
На сегодняшний день специальный проект в сетевых СМИ и электронных версиях традиционных печатных изданий - это тип мультимедийного информационного медиапродукта, который позволяет решать несколько задач одновременно.
Во-первых, он способен вовлечь в чтение крупноблочных текстов широкую аудиторию. В эпоху, когда времена длинных текстов, казалось бы, прошли, а пользователи знакомятся с новостями исключительно по заголовкам, спецпроект как «представитель» «медленного медиа» помогает воспринимать и усваивать большой объем информации.
Разбивая массивный текст разнообразными аудиовизуальными элементами, предлагая читателю пройти тест или сыграть в игру, создатели спецпроекта поднимают и успешно разрабатывают сложные для быстрого понимания темы, доводя подготовку читателя по ним до уровня свободного обсуждения и собственного мнения.
Во-вторых, спецпроект на сегодняшний день - это тип информационного продукта, который обеспечивает решение коммерческих задач редакции, при этом «без жертв» со стороны качества и прагматической ориентированности медиатекста. И это его очевидное преимущество перед традиционными партнерскими статьями, а уж тем более - перед рекламными баннерами, которые не способны представить рекламируемый продукт с разных сторон и параллельно рассказать историю, которая увлекла бы аудиторию.
Кроме того, спецпроект позволяет выстраивать информационные продукты таким образом, чтобы они в итоге были наиболее приближены к стилистическим характеристикам конкретного издания и не смотрелись на его страницах «чужеродным» рекламным материалом, а были гармонично интегрированы в существующую систему рубрик и разделов СМИ.
Качественные характеристики спецпроекта формируются в процессе экспериментирования с содержательно-форматными, стилистическими и программно-технологическими ресурсами сетевых медиа. Это происходит под влиянием двух факторов: современных трендов развития интернет- технологий и особенностей восприятия информации современной аудиторией.
Благодаря первому фактору спецпроекты служат «первым фронтом» в медиа, на котором апробируются новые технологии. В соцсетях появляется формат «сториз» - через некоторое время его используют в качестве иллюстративного материала в спецпроекте, потому что видеоролик, представленный таким образом, вызывает у аудитории большее доверие и отклик. Аудитория не готова воспринимать «простыню» текста - создатели спецпроекта ее трансформируют и оригинально компонуют таким образом, чтобы внимание читателя не отключалось и не рассеивалось.
Нам видится логичным, что в скором времени в связи с развитием новых интернет-технологий в спецпроектах электронных СМИ будут использованы технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности, а также станет более популярна и востребована адаптация новых игровых и интерактивных механик, в том числе взятых из социальных сетей - Instagram, Twitter, Facebook, Tik Tok и других - «сториз», маски, хэштеги, эмодзи, стикеры-иллюстрации и прочее.
Использование интерактивных и игровых технологий в специальных информационных проектах призвано не только увлечь читателя и разнообразить процесс чтения медиатекста, не только развлечь аудиторию, но и облегчить восприятие информации, помочь запомнить или усвоить ее полноценно и эффективно.
Метод эдьютеймента (англ. edutainment), развлекательного образования, позволяет спецпроектам успешно реализовывать культурно-образовательную функцию одновременно с рекреативно-развлекательной, а также повышать вовлеченность аудитории. Интерактивным спецпроектом, из которого можно получить не только полезную и интересную информацию, но и проявить активность, поиграть с ней, представители целевой аудитории электронных изданий охотнее делятся на своих страницах в социальных сетях, тем самым увеличивая охват спецпроекта и способствуя решению коммерческих задач редакции.
Вслед за полифункциональностью и мультиформатностью редакции, производящие спецпроекты, стали использовать для привлечения и удержания аудитории многоплатформенность, адаптируя информационные продукты под разные носители: экраны компьютеров, дисплеи смартфонов и т. д.
Уже сейчас в редакциях, занимающихся производством спецпроектов, учитывают многообразие пользовательских привычек и оформляют несколько вариантов верстки готового информационного продукта - для традиционных экранов персональных компьютеров и ноутбуков, портативных планшетов и смартфонов.
Спецпроект - это тип информационного продукта, который эволюционирует и трансформируется в данный момент вслед за медиасредой и аудиторией массмедиа, и то состояние, к которому он в итоге придет, во многом зависит от пользовательских привычек читателей и информационных медиатехнологий, которые во многом детерминируют содержание.
Во-первых, он способен вовлечь в чтение крупноблочных текстов широкую аудиторию. В эпоху, когда времена длинных текстов, казалось бы, прошли, а пользователи знакомятся с новостями исключительно по заголовкам, спецпроект как «представитель» «медленного медиа» помогает воспринимать и усваивать большой объем информации.
Разбивая массивный текст разнообразными аудиовизуальными элементами, предлагая читателю пройти тест или сыграть в игру, создатели спецпроекта поднимают и успешно разрабатывают сложные для быстрого понимания темы, доводя подготовку читателя по ним до уровня свободного обсуждения и собственного мнения.
Во-вторых, спецпроект на сегодняшний день - это тип информационного продукта, который обеспечивает решение коммерческих задач редакции, при этом «без жертв» со стороны качества и прагматической ориентированности медиатекста. И это его очевидное преимущество перед традиционными партнерскими статьями, а уж тем более - перед рекламными баннерами, которые не способны представить рекламируемый продукт с разных сторон и параллельно рассказать историю, которая увлекла бы аудиторию.
Кроме того, спецпроект позволяет выстраивать информационные продукты таким образом, чтобы они в итоге были наиболее приближены к стилистическим характеристикам конкретного издания и не смотрелись на его страницах «чужеродным» рекламным материалом, а были гармонично интегрированы в существующую систему рубрик и разделов СМИ.
Качественные характеристики спецпроекта формируются в процессе экспериментирования с содержательно-форматными, стилистическими и программно-технологическими ресурсами сетевых медиа. Это происходит под влиянием двух факторов: современных трендов развития интернет- технологий и особенностей восприятия информации современной аудиторией.
Благодаря первому фактору спецпроекты служат «первым фронтом» в медиа, на котором апробируются новые технологии. В соцсетях появляется формат «сториз» - через некоторое время его используют в качестве иллюстративного материала в спецпроекте, потому что видеоролик, представленный таким образом, вызывает у аудитории большее доверие и отклик. Аудитория не готова воспринимать «простыню» текста - создатели спецпроекта ее трансформируют и оригинально компонуют таким образом, чтобы внимание читателя не отключалось и не рассеивалось.
Нам видится логичным, что в скором времени в связи с развитием новых интернет-технологий в спецпроектах электронных СМИ будут использованы технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности, а также станет более популярна и востребована адаптация новых игровых и интерактивных механик, в том числе взятых из социальных сетей - Instagram, Twitter, Facebook, Tik Tok и других - «сториз», маски, хэштеги, эмодзи, стикеры-иллюстрации и прочее.
Использование интерактивных и игровых технологий в специальных информационных проектах призвано не только увлечь читателя и разнообразить процесс чтения медиатекста, не только развлечь аудиторию, но и облегчить восприятие информации, помочь запомнить или усвоить ее полноценно и эффективно.
Метод эдьютеймента (англ. edutainment), развлекательного образования, позволяет спецпроектам успешно реализовывать культурно-образовательную функцию одновременно с рекреативно-развлекательной, а также повышать вовлеченность аудитории. Интерактивным спецпроектом, из которого можно получить не только полезную и интересную информацию, но и проявить активность, поиграть с ней, представители целевой аудитории электронных изданий охотнее делятся на своих страницах в социальных сетях, тем самым увеличивая охват спецпроекта и способствуя решению коммерческих задач редакции.
Вслед за полифункциональностью и мультиформатностью редакции, производящие спецпроекты, стали использовать для привлечения и удержания аудитории многоплатформенность, адаптируя информационные продукты под разные носители: экраны компьютеров, дисплеи смартфонов и т. д.
Уже сейчас в редакциях, занимающихся производством спецпроектов, учитывают многообразие пользовательских привычек и оформляют несколько вариантов верстки готового информационного продукта - для традиционных экранов персональных компьютеров и ноутбуков, портативных планшетов и смартфонов.
Спецпроект - это тип информационного продукта, который эволюционирует и трансформируется в данный момент вслед за медиасредой и аудиторией массмедиа, и то состояние, к которому он в итоге придет, во многом зависит от пользовательских привычек читателей и информационных медиатехнологий, которые во многом детерминируют содержание.
Подобные работы
- ТРАНСФОРМАЦИЯ СПЕЦПРОЕКТОВ РБК С 2017 ПО 2024 ГОД
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2024



