Введение
Глава 1 Общая характеристика договора аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации
1.1Понятие и признаки договора аренды транспортных средств с
предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации
1.2Существенные условия договора аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации
1.3Права и обязанности сторон по договору аренды транспортных
средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации
Глава 2 Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации
2.1Ответственность за вред, причиненный транспортным средством
2.2Ответственность за вред, причиненный транспортному средству
Глава 3 Выработка рекомендаций по устранению проблем, выявленных в процессе исследования договора аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации
3.1Формирование проблемных направлений в законодательстве
3.2Разработка концептуального подхода к совершенствованию
законодательства
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Приложение А
Актуальность исследования обосновывается тем, что сегодня за
рубежом имеется уникальный опыт в поиске, спецификации, обслуживании и
утилизации транспортных средств в сочетании с финансовой стабильностью
и глубоким знанием государственного сектора делает арендодателей
транспорта важными партнерами частных компаний и государственных
органов.
Арендодатели транспорта предоставляют такие услуги, не только
частным лицам, но и органам власти по всей стране. Для этого они изучили
потребности в услугах, операционную настройку и бюджетные ожидания,
чтобы обеспечить правильный уровень доступности транспортных средств и
экономии на эффективности.
Поэтому изучение зарубежного опыта необходимо для современного
правового обеспечения права граждан на аренду транспортных средств и
предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации.
Степень разработанности проблемы. Институт аренды транспортных
средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации
изучали ученые многих отраслей права, таких как гражданское,
административное, финансовое право.
Основные исследования проводили Д.С. Левенсон (1960), А.Г. Калпин
(1989), Е. В. Вавилин (1999), Ю. Н. Игнатова (2014).
Отдельные аспекты правового регулирования аренды транспортных
средств, а именно ее гражданско-правовых аспектов, стали объектом
исследования многих ученых: М.М. Агаркова, С.Н. Братуся, Д. М. Генкина,
О. С. Иоффе, И. Б. Новицкого, H.H. Остроумова, В. Т. Смирнова, В. А.
Тархова, P.O. Халфиной. Однако указанные работы в основном касаются
лишь отдельных вопросов гражданско-правовой ответственности и не
охватывают всего комплекса правовых проблем, возникающих при аренды
транспортных средств с предоставлением услуг по управлению итехнической эксплуатации, поскольку освещают преимущественно только
определенные особенности и отдельные аспекты указанных
правоотношений, а потому не могут быть теоретической основой для
устранения имеющихся пробелов действующего законодательства,
возникновение которых неизбежно связано с постепенным развитием
общественных отношений.
Цель исследования состоит в изучении теоретических проблем,
связанных с основами института аренды транспортных средств с
предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, а также
изучение перспектив его развития.
Реализация указанной цели потребовала решения следующих
взаимосвязанных задач:
- исследование понятия и основных признаков;
- рассмотрение условий договора;
- изучение прав и обязательств сторон соглашения;
- изучение ответственности за ущерб, причиненный транспортом;
- анализ и оценка судебной практики;
- выявление недостатков применения соглашений по аренде
транспортных средств;
- разработка отличий от других соглашений;
- обоснование направлений по совершенствованию законодательства
- сформировать концептуальный подход к совершенствованию
законодательства.
Объектом исследования являются общественные отношения аренды
транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и
технической эксплуатации, которые регулируются законом и договором.
Предметом исследования являются отечественные научные взгляды,
идеи, концепции относительно правовой природы договора аренды
транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и
технической эксплуатации, его выполнения, прекращения; нормативноправовые акты в сфере правового регулирования аренды транспортных
средств, а также судебная практика.
Теоретическая и практическая значимость.
Практическая значимость исследования определяются его ориентацией
на решение актуальных проблем правового регулирования общественных
отношений в указанной области.
В научно-исследовательской сфере - основные положения и выводы
работы могут быть основой для дальнейшей разработки теоретико-правовых
вопросов деятельности хозяйствующих субъектов; реализации прав граждан
на аренду транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и
технической эксплуатации.
Научная новизна состоит в формулировании предложения закрепить в
статье 632 ГК РФ следующие признаки транспортного средства как предмета
договора аренды транспортных средств с предоставлением услуг по
управлению и технической эксплуатации:
– способность к перемещению в пространстве;
– самоходность;
– необходимость в управлении лицами, владеющими
соответствующими знаниями и навыками;
– пригодность для перевозки пассажиров или грузов;
– сложность технического строения;
– наличие признаков источника повышенной опасности;
– наличие специального законодательства, регламентирующего его
использования;
– особенности, обусловленные принадлежностью к транспортному
средству определенного вида.
Методологическую базу исследования составили современные
правовые учения и методология научного познания. Были использованы
общенаучные методы системного анализа, обобщения нормативныхправовых актов, диалектический подход к рассмотрению изучаемых
проблем.
Положения в работе, выносимые на защиту:
1. Выявлено, что комплексные исследования в разных странах о
предоставлении электромобилей в аренду, в том числе с предоставлением
услуг управления и технического сопровождения – практически не
проводилось. Между тем, у многих граждан, не способных в данный момент
к покупке электромобиля, есть возможности арендовать его. Поэтому
предложено разработать концептуальный подход к совершенствованию
законодательства в направлении развития аренды электромобилей.
2. Правительство может добиться увеличения аренды электромобилей,
предоставив скидки по регистрационным платежам для легковых
электромобилей. Для этого рекомендовано предоставлять государством
комплекс денежных стимулов (например, бесплатное обновление
транспортных средств, скидки на аренду и отсутствие налогов на аренду
электромобилей), что также может увеличить вероятность аренды
потребителями.
3. Установлено, что перспективными направлениями развития аренды
транспорта являются новые технологии, такие как автоматизированные
транспортные средства и дроны.
4. Выявлены существенные условия договора аренды транспортных
средств с предоставлением услуг по управлению и технической
эксплуатации: срок аренды, размер арендной платы, вид транспортного
средства и его индивидуальные характеристики, состав и график работы
экипажа, стоимость транспортного средства. Условия договора могут также
содержать:
– соглашение о буксировке;
– неулучшенные дороги и путешествия по бездорожью;
– путешествие по платным дорогам;
– отчетность о несчастных случаях и страхование;– отмена или продление бронирования;
– услуги гаража;
– автомойка;
– помощь на дороге.
5. Основным предложением в формировании концептуального подхода
к совершенствованию законодательства предложены разработка и
утверждение Министерством транспорта РФ типовых договоров аренды
транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и
технической эксплуатации для каждого вида ТС. Это необходимо для
помощи арендодателям и арендаторам, так как позволит улучшить качество
выполнения договоров, что отразится на стабильности экономических
отношений, сокращению обращений в суд.
6. Предложено внести в статью 632 ГК РФ изменения, дополнив
словами: «Арендодатель может за свой счет или за счет арендатора
модернизировать транспорт по договору». Это поможет решить вопросы
переоснащения транспорта, если арендатор закажет это.
Структура работы обусловлена темой исследования, а также
поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав
основного содержания, включающих семь параграфов, заключения и списка
используемой литературы и используемых источников.
В процессе исследования выявлено, что учеными были рассмотрены
отдельные аспекты договора найма транспортных средств, но в целом их
тематика касалась договоров перевозки. Так, важной является необходимость
провести соответствующее научное исследование, которое могло бы стать
научным основанием для совершенствования действующего
законодательства, регулирующего отношения аренды (найма) транспортных
средств с предоставлением услуг по управлению и технической
эксплуатации, для правоприменительной деятельности, а также для
правозащитных институтов.
Кроме этого, учитывая отсутствие толкования норм по аренде
транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и
технической эксплуатации высшими судебными инстанциями и обобщений
судебной практики, крайне необходима теоретическая разработка этой
проблематики. Изложенное выше свидетельствует об актуальности
исследования указанных вопросов в науке гражданского права.
Договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по
управлению и технической эксплуатации заключается в письменном виде без
обязательной государственной регистрации. Договор между физическими
лицами нотариально регистрировать не нужно.
Существенными условиями данного договора являются срок аренды,
размер арендной платы, вид транспортного средства и его индивидуальные
характеристики, состав и график работы экипажа, стоимость транспортного
средства. Условия договора может также содержать:
– соглашение о буксировке;
– неулучшенные дороги и путешествия по бездорожью;
– путешествие по платным дорогам;
– отчетность о несчастных случаях и страхование;
– отмена или продление бронирования;– услуги гаража;
– автомойка;
– помощь на дороге.
Договора бывают двух видов: краткосрочные и долгосрочные.
Университеты за рубежом предоставляют услуги по аренде транспорта.
Основным предложением в формировании концептуального подхода к
совершенствованию законодательства является разработка и утверждение
Министерством транспорта РФ типовых договоров аренды транспортных
средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации
для каждого вида ТС.
Это необходимо для помощи арендодателям и арендаторам, так как
позволит улучшить качество выполнения договоров, что отразится на
стабильности экономических отношений, сокращению обращений в суд.
Необходимо закрепить в статье 632 ГК РФ следующие признаки
транспортного средства как предмета договора аренды:
– способность к перемещению в пространстве;
– самоходность;
– необходимость в управлении лицами, владеющими
соответствующими знаниями и навыками;
– пригодность для перевозки пассажиров или грузов;
– сложность технического строения;
– наличие признаков источника повышенной опасности;
– наличие специального законодательства, регламентирующего его
использования;
– особенности, обусловленные принадлежностью к транспортному
средству определенного вида.
Целесообразно внести в статью 632 ГК РФ изменения, дополнив
словами: «Арендодатель может за свой счет или за счет арендатора
модернизировать транспорт по договору». Это поможет решить вопросы
переоснащения транспорта, если арендатор закажет это.Предоставление денежных стимулов (например, бесплатное
обновление транспортных средств, скидки на аренду и отсутствие налогов на
аренду электромобилей) также может увеличить вероятность аренды
потребителями, чувствительными к затратам. Правительство может добиться
увеличения аренды электромобилей, предоставив скидки по
регистрационным платежам для легковых электромобилей.
Комплексные исследования в разных странах о предоставлении
электромобилей в аренду, в том числе с предоставлением услуг управления и
технического сопровождения – практически не проводилось. Между тем, у
многих граждан, не способных в данный момент к покупке электромобиля,
есть возможности арендовать его. Поэтому необходимо разработать
концептуальный подход к совершенствованию законодательства в
направлении развития аренды электромобилей.
Отдельными направлениями развития аренды транспорта являются
новые технологии, такие как автоматизированные транспортные средства и
дроны.
1. Абесалашвили М.З. Правовое регулирование сторон по договору
аренды транспортного средства с экипажем // Проблемы экономики и
юридической практики. 2011. №5. С. 118–121.
2. Аношина Ю. Ф. Сущность транспортного налога, его место и
роль в налоговой системе Российской Федерации [Электронный ресурс].
URL: https://riorpub.com/ru/nauka/article/34426/view (дата обращения:
26.11.2020)
3. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского
суда от 23.12.2019 № 33а-20530/2019 по делу № 2а-2469/2019 СПС
Консультант плюс 2020
4. Аюшеева И.З. Гражданско-правовое регулирование отношений
по совместному использованию транспортных средств на примере
каршеринга // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. №2 (54).
С.25-32.
5. Белов В. А. Об отдельных вопросах практики применения
договора аренды транспортного средства // Вестник МФЮА. 2013. №4.
С.160-168.
6. Боярская Ю.Н. Виды договоров аренды транспортных средств //
Вестник СГЮА. 2019. №5 (130). с.110-112.
7. Быковская Е. А. Договор аренды транспортных средств: теория и
практика применения // Вестник Сибирского государственного университета
путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2017. № 2. С. 58.
8. Вавилин Е. В. Аренда транспортных средств: диссертация
кандидата юридических наук 12.00.03, 1999. С. 200
9. Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон
от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020)// СЗ РФ. 1997. № 12. Ст.
1383. [Электронный ресурс]. URL: http://stgkrf.ru (дата обращения:
26.11.2020).10. Герасимова В. О. Договор аренды транспортных средств и его
виды // Проблемы и перспективы современного права Сборник статей
Международной научно-практической конференции. Ответственный
редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 17–22.
11. Герштейн С. Е. Использование обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств как меры
восполнения пробелов в нормативно-правовом регулировании сферы
договоров аренды (проката) транспортных средств // Вестник Уральского
финансово-юридического института. 2015. № 1. С. 5–10.
12. Горяева И. Н. Сравнительная характеристика договора аренды,
договора фрахтования и договора лизинга воздушных судов // Российское
право: образование, практика, наука. 2015. №5 (89). С. 40–45.
13. ГНС в 2019 году перевыполнила план по налоговым
поступлениям в местный бюджет [Электронный ресурс] URL:
http://kabar.kg/news/gns-v-2019-godu-perevypolnila-plan-po-nalogovym-
postupleniiam-v-mestnyi-biudzhet/ (дата обращения: 26.11.2020)
14. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30
ноября 1994 г. № 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; часть
третья от 26ноября 2001 г. № 146-ФЗ; часть четвертая от 18 декабря 2006 г.
№ 230-ФЗ// СЗ РФ. № 5. Ст. 3301. [Электронный ресурс]. URL: http://stgkrf.ru
(дата обращения: 26.11.2020).
15. Дашицыренова Р.Э. Соотношение договора аренды
транспортного средства с экипажем и без экипажа со смежными договорами
// Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 5–2 (81). С.
245–249...