Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Участие прокурора в уголовном процессе

Работа №115494

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное процесс

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4050 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
1.1.Понятие, содержание и субъекты функции обвинения
1.2.Место и роль прокурора в уголовном процессе
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Надзорные полномочия прокурора в стадии предварительного
расследования
2.2.Полномочие прокурора на осуществление уголовного преследования
в стадии досудебного производства
ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕБНЫХ СТАДИЯХ
УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
3.1.Содержание деятельности прокурора по осуществлению уголовного
преследования в судебном производстве
3.2.Отказ прокурора от обвинения
3.3.Участие прокурора в суде второй инстанции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

В последнее десятилетие имеет место некоторая непоследовательность со стороны законодателя в определении статуса прокурора в уголовном судопроизводстве. При этом по сей день остается актуальным вопрос о функциях прокурора в уголовном процессе, что связано с попыткой современных реформаторов изменить модель российского уголовного процесса: вместо смешанного создать состязательный. Но как показывает история сделать это практически невозможно.
По изменившемуся законодательству прокурор оказался лишенным многих полномочий по руководству расследованием. Это создает у некоторых исследователей представление, что не прокурор, а следователь и его руководитель являются теперь главными органами уголовного преследования либо что следователь и прокурор действуют заодно, образуя своеобразную «следственно-обвинительную» власть 1.
Следует признать тот факт, что внесенные Федеральным законом от 05 июля 2007 года № 87-ФЗ изменения в Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации, повлекли негативные последствия, сказывающиеся на качестве расследования уголовных дел, что затрудняет реализацию ряда принципов уголовного судопроизводства. И прежде всего, в настоящее время прокурор не вправе и не может своевременно и действенно реагировать на допускаемые органами предварительного следствия нарушения закона. Это умножает волокиту, существенно снижая оперативность устранения нарушений, выявленных на начальных этапах расследования уголовного дела и более того, нарушает гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в статьях 50 и 52 Конституции РФ.
При этом, не нуждается в обосновании тот факт, что возврат прокурором уголовного дела для дополнительного расследования влечет ряд негативных
1Александров А.С. О руководящей роли прокурора по отношению к государственным органам, уполномоченным на проведение уголовного преследования / А.С. Александров, А.А. Кухта / / Уголовное судопроизводство. Рязань: Акад. ФСИН, 2008. Вып. 3. С. 40-443.
последствий: дополнительную нагрузку на следователя, увеличение сроков расследования и, как результат, необходимость продления срока содержания обвиняемого под стражей, срока домашнего ареста. В результате решение одной из существенных задач уголовного судопроизводства - восстановление социальной справедливости в разумные сроки - оказывается под вопросом.
В связи с изложенным, можно сделать вывод о том, что прокурор в настоящее время лишен возможности обеспечить качественное расследование уголовных дел, соблюдение прав и законных интересов участников процесса, соблюдение разумных сроков на стадии предварительного следствия.
В целом, следует согласиться с тем, что реформирование процессуальных отношений следователей и прокуроров и их взаимодействия в досудебном производстве не достигло поставленной цели и не принесло ожидаемых результатов. За счет уменьшения функций прокурора наблюдается существенное уменьшение качества предварительного расследования. Данная ситуация стала возможна в виду увеличения полномочий руководителя следственного органа, оценка работы которого зависти от количественных показателей работы подчиненных ему следователей.
В научной общественности появляются утверждения, что «по действующему законодательству прокурор полностью лишен права осуществлять уголовное преследование в ходе досудебного производства»[ Облаков А.А. Пробелы и коллизии УПК РФ становятся нормой в законотворческой деятельности / А.А. Облаков / / Проблемы управления органами расследования преступлений в связи с изменением уголовно- процессуального законодательства. - М.: Акад. упр. МВД РФ, 2008. - Т.1. - С.63. А.А. Ширанов также считает, что лишение прокурора прав по руководству следствием делает невозможным осуществление им уголовного преследования. См.: Ширанов А.А. Прокурор в досудебных стадиях уголовного процесса // Управления органами расследования преступлений в связи с изменением уголовно-процессуального законодательства. - М.: Акад. упр. МВД РФ, 2008. - Т.1. - С.56.]. Сторонники же сохранения за прокурором функции уголовного преследования полагают, что эта функция проявляется в его полномочиях по надзору за законностью действий следователя, в обеспечении законности обвинения[ Лазарева В.А. Прокурор в уголовном процессе: учебное пособие. - Самара: Изд-во «СамГУ», 2008. - С.11.].
В связи с тем, что в досудебном уголовном судопроизводстве наряду с функцией надзора прокуратура осуществляет и функцию уголовного преследования, возникают определенные сложности и споры в теории и практике уголовного процесса: какая из этих функций прокуратуры имеет наиболее важное значение в этом направлении. При этом, искусственное противопоставление основной функции надзора другим факультативным функциям прокурора в досудебном уголовном судопроизводстве породили в юридической науке неоправданную сложность этого вопроса.
Таким образом, затянувшаяся дискуссия о месте прокурора в досудебном производстве, его функциях и полномочиях, а также неопределенность его процессуального статуса свидетельствует об отсутствии не только у ученых, но и у законодателя ясной научно обоснованной концепции, определяющей роль и место прокурора в уголовном судопроизводстве. Существующая же в настоящее время недооценка роли прокурора в сфере уголовного судопроизводства и непродуманное сокращение его полномочий нарушают целостность его статуса и снижают правозащитный потенциал.
Не менее дискуссионной остается проблема изменения обвинения и отказа от него государственным обвинителем в суде первой инстанции. Это обусловлено как разнообразием моделей его решения в историческом и сравнительно-правовом аспекте, так и непоследовательностью законодателя в определении полномочий государственного обвинителя в судебном разбирательстве, а также отсутствием законодательного закрепления процессуального механизма изменения обвинения.
В последние годы в юридическом сообществе значительно обострились дискуссии[ Абдул-Кадыров Ш.М. Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законов в досудебном производстве: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2015. - 213 с.; Гринюк Е.Н. Роль прокурора в обеспечении прав участников уголовного процесса на досудебных стадиях: Дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2018. - 190 с.; Буланова Н. Правовая регламентация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия // Уголовное право. - 2009. - № 3. - С. 7376; Никитин Е.Л. Концептуальный подход к определению функций и системы полномочий прокуратуры в России // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. - 2008. - № 6. - С. 58-64; Осюк Т. Усмотрение прокурора в уголовном процессе // Законность. - 2010. - № 3. - С. 3-9.] о правовом статусе прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса. Среди ученых и практических работников прокуратуры ведется оживленная дискуссия по вопросу о достаточности процессуальных и надзорных полномочий прокурора. Этого вопроса касаются даже те ученые, которые изучают несколько иные аспекты прокурорского надзора, например, соотношение понятий «контроль» и «надзор»[ Каретников А.С., Коретников С.А. Сущность полномочий прокурора по надзору за предварительным следствием: прошлое и настоящее // Российская юстиция. - 2015. - № 5. - С. 49 - 52.], осуществление прокурором уголовного преследования и участие в его осуществлении[ Грашичева О.Н. Проблемы правового регулирования полномочий прокурора на этапе окончания предварительного расследования // Российский следователь. - 2015. - № 6. - С. 16 - 19.].
Пристальное внимание в уголовно-процессуальной литературе уделяется функциям, которые осуществляет прокурор в уголовном судопроизводстве[ Бушковская Е.Н. Надзор прокурора за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя в досудебном производстве: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 176 c.;Буглаева Е.А. Участие прокурора в ходе предварительного следствия. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 216 с.].
Таким образом, проблема участия прокурора в судебном процессе является одной из наиболее разработанных и дискуссионных в теории уголовно-процессуального права.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе осуществления прокурором функций в сфере уголовного судопроизводства.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регулирующие уголовно-процессуальный статус прокурора в Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы - комплексный научноправовой анализ участия прокурора в уголовном процессе в соответствие с нормами действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Задачи исследования:
1)рассмотреть понятие, содержание и субъектов функции обвинения;
2)определить место и роль прокурора в уголовном судопроизводстве;
3)исследовать надзорные полномочия прокурора в стадии предварительного расследования;
4)проанализировать полномочие прокурора на осуществление уголовного преследования в стадии досудебного производства;
5)определить особенности деятельности прокурора по осуществлению уголовного преследования в судебном производстве;
6)исследовать отказ прокурора от обвинения;
7)выявить особенности участия прокурора в суде второй инстанции.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет комплекс методов научного познания. Преобладающее значение имеет диалектический метод познания, метод объективного и всестороннего анализа, системный метод исследования и формально-логические методы исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Констатируя все выше изложенное в настоящей выпускной квалификационной работе, представляется возможным сформулировать следующие выводы.
Во-первых, под уголовно-процессуальной функцией следует понимать установленные УПК РФ виды деятельности, осуществляемые участниками уголовного судопроизводства в целях реализации принципа его назначения в соответствии с установленными УПК РФ их задачами и предоставленными им правами и обязанностями. Данное определение было бы целесообразно включить в ст. 5 УПК РФ, что помогло бы уяснению природы рассматриваемого правового института и тем самым обеспечить его эффективность.
Во-вторых, прокурор в уголовном процессе выполняет функции надзора. При этом функцию уголовного преследования прокурор выполняет как в стадии досудебного, так и в стадии судебного процесса. Анализ содержания ныне действующей редакции ст. 37 и других норм УПК РФ, позволили сделать вывод о том, что реально осуществление прокурором уголовного преследования происходит в судебном производстве, где он является единственным участником процесса со стороны обвинения. При этом, государственное обвинение в суде по уголовным делам следует рассматривать как необходимый элемент и в то же время как особую форму выполнения функции обвинения в уголовном судопроизводстве.
В-третьих, проведенный анализ надзорных полномочий прокурора показал их недостаточность и дифференциацию в зависимости от формы расследования, тем самым нивелируя гарантии обеспечения единства законности в уголовном процессе. Для решения данного вопроса необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в УПК РФ, а также в главу 20 УПК РФ целесообразно включить отдельную ст. 149.1, в которой урегулировать надзорные полномочия прокурора за законностью возбуждения уголовного дела.
В-четвертых, для повышения качества предварительного расследования и повышения эффективности прокурорского надзора за следствием необходимо восстановить ряд имевшихся у прокурора полномочий на досудебных стадиях уголовного процесса. Прежде всего, целесообразно вернуть прокурору право возбуждения уголовных дел в совокупности с контролем над сроками следствия, что будет являться действенными способами профилактики следственных ошибок и злоупотреблений в процессе расследования. Кроме того, прокурор должен быть наделен правом утверждать постановление следователя о прекращении уголовного дела и уголовного преследования, а также правом самостоятельно выносить постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.
В-пятых, для решения конфликта внутреннего убеждения государственного обвинителя, сформировавшегося при изучении уголовного дела и (возможно) скорректированного в ходе судебного разбирательства, и внутреннего убеждения прокурора, на основе которого было утверждено обвинительное заключение, целесообразно закрепить в ст. 17 УПК РФ положения, гарантирующие свободу внутреннего убеждения государственного обвинителя, включив его в перечень субъектов ч. 1 данной статьи.
Соответствующие дополнения должны быть внесены в текст ч. 5 ст. 246 УПК РФ: «Государственный обвинитель руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на результатах исследования всех обстоятельств дела.
Принуждение государственного обвинителя к отстаиванию выводов органов предварительного расследования, не подтвержденных исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами, не допускается».
Часть 7 ст. 246 УПК РФ необходимо также дополнить положением о том, что «по решению прокурора, поручившего поддержание государственного обвинения, государственный обвинитель может быть заменен, если его позиция по делу существенно расходится с позицией, выраженной в обвинительном заключении (обвинительном акте, обвинительном постановлении). По ходатайству государственного обвинителя председательствующий объявляет перерыв в судебном заседании для решения вопроса о замене обвинителя. Замена государственного обвинителя производится в порядке, предусмотренном частью четвертой настоящей статьи».
В-шестых, с целью решения вопросов, возникающих при отказе государственного обвинителя от обвинения необходимо:
-статью 239 УПК РФ дополнить тем, что уголовное дело (уголовное преследование) по основаниям, указанным в настоящей статье, не может быть прекращено на предварительном слушании, если против этого возражает государственный обвинитель, частный обвинитель или потерпевший. В этом случае суд назначает судебное заседание;
-внести изменения в УПК РФ и Федеральный закон о прокуратуре в части введения нормы, закрепляющей за государственным обвинителем право изменять обвинение в суде в сторону ухудшения положения подсудимого;
-оформлять изменение обвинения в письменной форме, так как его позиция имеет значение не только для суда, для которого она обязательна, но и для других участников судебного разбирательства, которые должны знать мотивы отказа или изменения обвинения. Кроме того, целесообразно, чтобы изменение обвинения в суде утверждалось прокурором, как и обвинительное заключение, что позволило бы государственным обвинителям более ответственно подходить к вопросу изменения обвинения, а подсудимому иметь возможность подготовиться к защите от нового обвинения. Кроме того, необходимо четко прописать в УПК РФ условия и основания изменения обвинения в суде первой инстанции.
В-седьмых, кассационное представление, как правило, должно быть подготовлено и представлено нижестоящим прокурором вышестоящему. Следует предусмотреть право государственного обвинителя непосредственно обращаться к прокурору, имеющему право внести кассационное представление, с проектом кассационного представления. Такое положение следует закрепить и в УПК РФ.
В целом проведенный анализ уголовно-процессуального статуса прокурора, норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», устанавливающих цели и задачи участия прокурора в рассмотрении дел судами, а также норм УПК РФ, регламентирующих участие прокурора в рассмотрении судом уголовного дела по существу, возможно сформулировать определение понятия «государственный обвинитель», которое целесообразно включить в виде дополнительного пункта в ст. 5 УПК РФ. Данный пункт представляется в следующей редакции: «6.1. Государственное обвинение — уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая прокурором в суде и направленная на доказывание им в ходе судебного следствия и судебных прений виновность лица (подсудимого), которому предъявлено обвинение в совершении запрещенного уголовным законом деяния, завершающаяся при наличии достаточных оснований выводом о необходимости применения к нему предусмотренной законом меры уголовноправового воздействия либо об отказе от обвинения этого лица».


1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 . № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 17.04.2019) // СЗ РФ. - 2001. - № 52 (Ч. 1). - Ст. 4921.
4.Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О Следственном комитете Российской Федерации» /// СЗ РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 15.
5.Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
6.Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» /// СЗ РФ. - 1995. - № 29. - Ст. 2759.
7.Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 27.12.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
8.Приказ Генпрокуратуры России от 25.12.2012 г. № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс
9.Рекомендация № R (2000) 19 Комитета Министров Совета Европы
государствам-членам «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» от 6 октября 2000 г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
10.Абдул-Кадыров Ш.М. Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законов в досудебном производстве: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2015. - 213 с.
11.Абдуллаев Ф.Г., Зайцев О.А. Уголовно-процессуальная деятельность начальника исправительного учреждения. - М.: Северный город-7, 2004. - 340 с.
12.Александров А. И. Проблемы организации предварительного следствия в Российской Федерации: направления реформирования // Российский следователь. - 2011. - № 1. - С. 33-40.
13.Александров А.С. Забыть Фойницкого? // Стратегии уголовного судопроизводства / Сб. материалов научной конференции к 160 годовщине со дня рождения И.Я. Фойницкого. - М.: РАП, 2008. - 280 с.
14.Александров А.С. О руководящей роли прокурора по отношению к
государственным органам, уполномоченным на проведение уголовного преследования / А.С. Александров, А.А. Кухта / / Уголовное
судопроизводство. Рязань: Акад. ФСИН, 2008. Вып. 3. С. 40-443.
15.Альперт С.А. Обвинение в советском уголовном процессе: учеб. пособие. - Харьков, 1974. - 290 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ