Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование компенсаторной компетенции в процессе развития умений диалогической речи (на материале ролевых игр)

Работа №115480

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Диалогическая речь и компенсаторная компетенция как аспекты устно-речевого общения 7
1.1 Обучение диалогической речи на неязыковых направлениях в ВУЗе 7
1.2 Компенсаторная компетенция как аспект билингвальной коммуникативной компетенции 19
Глава 2. Использование ролевых игр для формирования компенсаторной компетенции 30
2.1. Ролевая игра как средство формирования навыков диалогической речи 30
2.2. Диагностика уровня сформированности компенсаторных умений в процессе применения ролевых игр и выявление их эффективности 39
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение 60

Актуальность исследования. Коммуникативная компетенция, в частности, компенсаторная компетенция является важным компонентом иноязычной коммуникации. Тема значима для рассмотрения, так как именно навыки, полученные благодаря формированию данной компетенции, помогают компенсировать какие-либо незнания и избегать трудностей в общении на иностранном языке. Вопросами формирования компетенций в процессе диалогической речи на иностранном языке занималось немало исследователей: В.В. Сафонова, Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез, С.Ф. Шатилов, Е.Н. Соловова и др. Однако, в существующих научных трудах недостаточно рассматривается формирование компенсаторной компетенции в диалогической речи на материале ролевых игр, которые воссоздают реальные ситуации, с которыми можно столкнуться в процессе коммуникации. Именно в ролевых играх можно увидеть прямую необходимость владения навыками компенсации трудностей. Таким образом, выбранная нами тема является актуальной.
Объект исследования - компенсаторная компетенция как элемент иноязычной коммуникативной компетенции.
Предмет исследования - приемы формирования компенсаторных умений в процессе обучения диалогической речи в ролевых играх на английском языке.
Целью работы является повышение эффективности формирования компенсаторных умений при обучении диалогу в ролевых играх.
Задачи исследования:
1) проанализировать черты диалогической речи и особенности обучения диалогу в неязыковом вузе;
2) рассмотреть методические особенности формирования компенсаторной компетенции и ее роль в формировании навыков говорения на иностранном языке;
3) изучить использование ролевых игр в аспекте формирования навыков компенсаторной компетенции;
4) апробировать комплекс упражнений на формирование компенсаторных умений и проанализировать результаты.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
1) теоретические:
изучение и анализ научной и научно-методической литературы;
2) эмпирические:
научное наблюдение, эксперимент, сравнение полученных данных.
Методологическую основу исследования составляют труды ученых- методистов, таких как Е.А. Маслыко, В.В. Сафонова, С.Ф. Шатилов, Е.Н. Соловова.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать комплекс упражнений, направленный на развитие компенсаторных умений на материале диалога, для студентов неязыковой специальности, как элемент формирования навыков на занятиях.
Экспериментальной базой исследования был Тольяттинский государственный университет, студенты института машиностроения, а также студенты института химии и инженерной экологии.
Данная работа состоит из введения, заключения и двух глав, списка литературы и 5 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог нашего исследования, мы делаем следующие выводы.
Во-первых, проанализировав особенности диалогической речи, мы выявили следующие черты, характерные для обучения в неязыковом вузе:
1) преобладание простых предложений над сложными, использование которых характерно для разговорной речи;
2) синтаксическое оформление высказываний в свободной от книжной форме;
3) частое использование невербальных средств общения (мимика, жесты);
4) наличие неполносоставных предложений.
Во-вторых, в ходе рассмотрения методических особенностей формирования компенсаторной компетенции и ее роли в формировании навыков говорения на иностранном языке мы выявили следующие принципы формирования компенсаторной компетенции:
1) студент должен обладать достаточным количеством знаний вербальных компенсирующих средств (синонимы, перифраз), что позволит продолжить коммуникацию при возникших трудностях;
2) студенту необходимо иметь представление о грамматических конструкциях языка и знать способы словообразования, что позволит догадаться о значении слова, тем самым обеспечив более четкое понимание сказанного, и, при необходимости, позволит иначе выразиться;
3) знание культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка, а также умение общаться не только в профессиональной, но и в бытовой сферах, повысит шансы на успешную коммуникацию.
В-третьих, изучив особенности диалогической речи и умения компенсаторной компетенции, нами было выявлено, что их формирование будет происходить наилучшим образом в процессе ролевых игр, которые демонстрируют реальные ситуации, где необходимо применение тех или иных техник компенсации незнания чего-либо.
В-четвертых, нами была проведена апробация комплекса упражнений и ролевых игр, в которых формировались компенсаторные навыки. Апробация проходила на группах студентов 1 курса института машиностроения и института химии и инженерной экологии. В начале эксперимента в двух группах была проведена ролевая игра, после чего, в группе института машиностроения, на протяжении месяца нами проводились занятия на формирование компенсаторных навыков. Заключительная ролевая игра показала, что в группе студентов института химии и инженерной экологии, количество студентов, находившихся на низком, среднем и высоком уровнях владения компенсаторными навыками, осталось неизменным. В группе студентов института машиностроения количество студентов, находившихся на среднем уровне, осталось неизменным, однако сократилось количество студентов с низким уровнем, один студент сформировал навыки за период пробного обучения до высокого уровня.
Таким образом, мы решили все поставленные нами задачи, а значит можно сказать, что цель нашего исследования, а именно, повышение эффективности формирования компенсаторных умений при обучении диалогу, была достигнута. Значит, разработанный нами комплекс упражнений на формирование компенсаторных умений можно считать эффективным. Однако, можно выдвинуть предположение, что при большем количестве занятий, направленных на формирование компенсаторных умений, результативность студентов была бы выше. В перспективах исследования нами планируется выпуск пособия с комплексом упражнений и ролевыми играми на формирование компенсаторных навыков.


1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)[Текст] / Э.Г. Азимов //А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы [Текст] / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2002. - №2. - С. 11-15.
3. Бим, И.Л. Немецкий язык: базовый курс. Концепция. Программа [Текст]/И.Л. Бим - М.: Новая школа, 1995. - 127 с.
4. Верещагина, И.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением англ. Языка [Текст] / И.Н. Верещагина, К.А. Бондаренко, Н.И. Максименко -М.: Просвещение, 2012. - 98 с.
5. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 336с.
6. Давлетшина, А.Р. Игра и ее роль в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / А.Р. Давлетшина, А.Р. Бодулаева // Инновационная наука. - 2017. - №2-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/igra-i-ee-rol-v-obuchenii-inostrannomu- yazyku (дата обращения: 15.04.2019).
7. Дьяченко, Л.А. Ролевая игра в процессе обучения иностранному языку [Электронный ресурс] / Л.А. Дьяченко // Проблемы Науки. 2015. №4 (34). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rolevaya-igra-v-protsesse-obucheniya- inostrannomu-yazyku(дата обращения: 13.04.2019).
8. Зимняя, И.А., Самоконтроль как компонент речевой деятельности и уровни его становления [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя, И.И. Китросская, К.А. Мичурина // Иностранные языки в школе. Золотые страницы. - 2012. Вып. 8. Режим доступа: http://naukarus.com/samokontrol-kak-komponent-rechevoy-deyatelnosti-i- urovni-ego-stanovleniya (дата обращения: 16.04.2019).
9. Коренева, М.Р. Методическая система формирования компенсаторной компетенции говорения [Электронный ресурс] / М.Р. Коренева, М.Ю. Карбаинова // Вестник БГУ. - 2017. - №7. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-sistema-formirovaniya-kompensatornoy-kompetentsii-govoreniya (дата обращения: 17.03.2019).
10. Коренева, М.Р. Компенсаторная стратегия и компенсаторное умение как лингводидактические категории и проблема их разграничения [Электронный ресурс] / М.Р. Коренева // Вестник БГУ. - 2012. - №15. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompensatornaya-strategiya-i- kompensatornoe-umenie-kak-lingvodidakticheskie-kategorii-i-problema-ih- razgranicheniya (дата обращения: 05.03.2019).
11. Коренева, М.Р. Методика формирования компенсаторных умений говорения у студентов языкового вуза (II курс, французский язык): дис. ...канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2003. - 233 с.
12. Крекнин, С.А. Сущностная характеристика компенсаторных стратегий обучения разговорной речи [Электронный ресурс] / С.А. Кренкин // Вестник ТГУ. - 2012. - №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnaya-harakteristika- kompensatornyh-strategiy-obucheniya-razgovornoy-rechi (дата обращения: 11.04.2019).
13. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие [Текст] / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская [ и др. ]- 8-е издание, стереотипное. - Минск: «Вышэйшая школа», 2003. - 515 с .
14. Милованова, Л.А. Компенсаторная компетенция как компонент содержания обучения иностранному языку в условиях естественнонаучного профиля [Электронный ресурс] / Л.А. Милованова, В.В. Давыденко // Известия ВГПУ. - 2015. - №5 (100). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompensatomaya- kompetentsiya-kak-komponent-soderzhaniya-obucheniya-inostrannomu- yazyku-v-usloviyah-estestvennonauchnogo-profilya (дата обращения: 10.04.2019).
15. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры [Текст] / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 3. - С.8-13.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ