Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Диалогическая речь и компенсаторная компетенция как аспекты устно-речевого общения 7
1.1 Обучение диалогической речи на неязыковых направлениях в ВУЗе 7
1.2 Компенсаторная компетенция как аспект билингвальной коммуникативной компетенции 19
Глава 2. Использование ролевых игр для формирования компенсаторной компетенции 30
2.1. Ролевая игра как средство формирования навыков диалогической речи 30
2.2. Диагностика уровня сформированности компенсаторных умений в процессе применения ролевых игр и выявление их эффективности 39
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение 60
Актуальность исследования. Коммуникативная компетенция, в частности, компенсаторная компетенция является важным компонентом иноязычной коммуникации. Тема значима для рассмотрения, так как именно навыки, полученные благодаря формированию данной компетенции, помогают компенсировать какие-либо незнания и избегать трудностей в общении на иностранном языке. Вопросами формирования компетенций в процессе диалогической речи на иностранном языке занималось немало исследователей: В.В. Сафонова, Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез, С.Ф. Шатилов, Е.Н. Соловова и др. Однако, в существующих научных трудах недостаточно рассматривается формирование компенсаторной компетенции в диалогической речи на материале ролевых игр, которые воссоздают реальные ситуации, с которыми можно столкнуться в процессе коммуникации. Именно в ролевых играх можно увидеть прямую необходимость владения навыками компенсации трудностей. Таким образом, выбранная нами тема является актуальной.
Объект исследования - компенсаторная компетенция как элемент иноязычной коммуникативной компетенции.
Предмет исследования - приемы формирования компенсаторных умений в процессе обучения диалогической речи в ролевых играх на английском языке.
Целью работы является повышение эффективности формирования компенсаторных умений при обучении диалогу в ролевых играх.
Задачи исследования:
1) проанализировать черты диалогической речи и особенности обучения диалогу в неязыковом вузе;
2) рассмотреть методические особенности формирования компенсаторной компетенции и ее роль в формировании навыков говорения на иностранном языке;
3) изучить использование ролевых игр в аспекте формирования навыков компенсаторной компетенции;
4) апробировать комплекс упражнений на формирование компенсаторных умений и проанализировать результаты.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
1) теоретические:
изучение и анализ научной и научно-методической литературы;
2) эмпирические:
научное наблюдение, эксперимент, сравнение полученных данных.
Методологическую основу исследования составляют труды ученых- методистов, таких как Е.А. Маслыко, В.В. Сафонова, С.Ф. Шатилов, Е.Н. Соловова.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать комплекс упражнений, направленный на развитие компенсаторных умений на материале диалога, для студентов неязыковой специальности, как элемент формирования навыков на занятиях.
Экспериментальной базой исследования был Тольяттинский государственный университет, студенты института машиностроения, а также студенты института химии и инженерной экологии.
Данная работа состоит из введения, заключения и двух глав, списка литературы и 5 приложений.
Подводя итог нашего исследования, мы делаем следующие выводы.
Во-первых, проанализировав особенности диалогической речи, мы выявили следующие черты, характерные для обучения в неязыковом вузе:
1) преобладание простых предложений над сложными, использование которых характерно для разговорной речи;
2) синтаксическое оформление высказываний в свободной от книжной форме;
3) частое использование невербальных средств общения (мимика, жесты);
4) наличие неполносоставных предложений.
Во-вторых, в ходе рассмотрения методических особенностей формирования компенсаторной компетенции и ее роли в формировании навыков говорения на иностранном языке мы выявили следующие принципы формирования компенсаторной компетенции:
1) студент должен обладать достаточным количеством знаний вербальных компенсирующих средств (синонимы, перифраз), что позволит продолжить коммуникацию при возникших трудностях;
2) студенту необходимо иметь представление о грамматических конструкциях языка и знать способы словообразования, что позволит догадаться о значении слова, тем самым обеспечив более четкое понимание сказанного, и, при необходимости, позволит иначе выразиться;
3) знание культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка, а также умение общаться не только в профессиональной, но и в бытовой сферах, повысит шансы на успешную коммуникацию.
В-третьих, изучив особенности диалогической речи и умения компенсаторной компетенции, нами было выявлено, что их формирование будет происходить наилучшим образом в процессе ролевых игр, которые демонстрируют реальные ситуации, где необходимо применение тех или иных техник компенсации незнания чего-либо.
В-четвертых, нами была проведена апробация комплекса упражнений и ролевых игр, в которых формировались компенсаторные навыки. Апробация проходила на группах студентов 1 курса института машиностроения и института химии и инженерной экологии. В начале эксперимента в двух группах была проведена ролевая игра, после чего, в группе института машиностроения, на протяжении месяца нами проводились занятия на формирование компенсаторных навыков. Заключительная ролевая игра показала, что в группе студентов института химии и инженерной экологии, количество студентов, находившихся на низком, среднем и высоком уровнях владения компенсаторными навыками, осталось неизменным. В группе студентов института машиностроения количество студентов, находившихся на среднем уровне, осталось неизменным, однако сократилось количество студентов с низким уровнем, один студент сформировал навыки за период пробного обучения до высокого уровня.
Таким образом, мы решили все поставленные нами задачи, а значит можно сказать, что цель нашего исследования, а именно, повышение эффективности формирования компенсаторных умений при обучении диалогу, была достигнута. Значит, разработанный нами комплекс упражнений на формирование компенсаторных умений можно считать эффективным. Однако, можно выдвинуть предположение, что при большем количестве занятий, направленных на формирование компенсаторных умений, результативность студентов была бы выше. В перспективах исследования нами планируется выпуск пособия с комплексом упражнений и ролевыми играми на формирование компенсаторных навыков.