Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовые основы местного самоуправления РФ: тенденции, проблемы и перспективы развития

Работа №115471

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

конституционное право

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 4
Введение 6
Глава 1. Роль местного самоуправления в системе государственного управления России 9
1.1. Сущность государственной власти в России 9
1.2. Понятие и общая характеристика организации местного самоуправления в России 14
1.3. Место местного самоуправления в системе государственной власти 19
Глава 2. Вопросы осуществления и дальнейшие пути развития местного самоуправления в России 26
2.1. Проблемы распределения полномочий между государственной властью и местным самоуправлением 26
2.2. Проблема наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 33
2.3. Направления и перспективы дальнейшего развития и совершенствования местного самоуправления в России 42
Заключение 54
Список используемых источников 59

Наиболее последовательной и развитой формой территориальной децентра­лизации, а также важной составляющей успешного развития демократического государства является эффективно действующая система местного самоуправле­ния. Именно эта форма децентрализации закреплена Конституцией Российской Федерации1 как антипод централизму советского государства. Российская Феде­рация, осуществляющая комплексное реформирование государственности, систе­мы местного самоуправления, не является исключением.
Как свидетельствует опыт ряда европейских стран, именно эффективное местное самоуправление определяет сегодня уровень социально-политического развития общества. По эффективности функционирования местного самоуправле­ния зачастую судят о гарантии реализации гражданских прав и свобод, об эффек­тивности государственного администрирования, что указывает на актуальность выбранной темы бакалаврского исследования.
Следует также отметить, что в нашей стране до сих пор не сложилось одно­значное и комплексное понимание конституционно-правовой сущности и роли местного самоуправления в системе государственно-общественных отношений. В науке продолжаются споры относительно форм и методов организации местного самоуправления, по созданию адекватной управленческой системы, которая была бы способна эффективно решать насущные проблемы населения на местах.
Организационно-правовые особенности местного самоуправления состоят в законодательном закреплении за органами местного самоуправления (органы МСУ), действующими в границах территориальных единиц, круга вопросов, имеющих прямое отношение к обеспечению локальных интересов населения; в решении этих вопросов прежде всего избранными на основе всеобщего равного, прямого и тайного голосования органами и непосредственно населением; в само­стоятельности решения органами местного самоуправления вопросов компетен­ции; в обеспечении полномочий органов местного самоуправления достаточными финансовыми ресурсами; в наделении муниципалитетов объектами собственно­сти; в выведении органов местного самоуправления из подчиненности государ­ственным органам при оставлении за последними функции контроля за законно­стью действий муниципалитетов; в предоставлении органам местного самоуправ­ления права на судебную защиту своих полномочий и принципов местного само­управления.
Именно эти характерные черты местного самоуправления нашли отражение в Конституции РФ 1993 г. Местное самоуправление стало одной из основ консти­туционного строя Российской Федерации, что объективно обусловлено карди­нальными изменениями в общественном устройстве страны, переходом ее на но­вые рельсы политического и социально-экономического развития.
Конституция РФ закрепила организационное разделение между органами государственной власти и местным самоуправлением, но на практике, эффектив­ное управление невозможно без хорошо налаженного механизма их взаимодей­ствия.
Российское государство занимается активным поиском оптимальных форм организации и совершенствования местного самоуправления, поиском оптималь­ного соотношения интересов государства и местного устройства, что также под­тверждает актуальность рассматриваемой темы.
Цель работы заключается в анализе конституционно-правовых основ мест­ного самоуправления в России.
Цель работы предопределяет следующие задачи, решение которых позволи­ло раскрыть тему:
• Рассмотреть и охарактеризовать вопрос о сущности государственной власти в нашей стране;
• сформулировать понятие и дать общую характеристику организации местного самоуправления в Российской Федерации;
• обозначить проблемы распределения полномочий между государ­ственной властью и местным самоуправлением;
• проанализировать проблему наделения органов местного самоуправ­ления отдельными государственными полномочиями;
• обозначит направления и перспективы дальнейшего развития и со­вершенствования местного самоуправления в России.
Объектом исследования выступают правоотношения, которые возникают в контексте функционирования органов местного самоуправления.
Предметом работы является комплекс правовых норм, которые регулируют конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Феде­рации.
Методологическую основу проведённого бакалаврского исследования со­ставляют всеобщий диалектический метод познания, а также общие и частные ме­тоды научного исследования.
Основу данной работы составляют научные положения, которые нашли своё отражение в работах таких авторов как: Баглай М.В., Васильев В.И., Гонча­ров В.В., Дитятковский М.Ю., Мильшин Ю.Н., Овчинников И.И., Пешин Н.Л., Сергеев А.А., Чаннов С.Е., Шугрина Е.С. и других авторов.
Нормативную основу проведённого бакалаврского исследования составляет ряд положений международных правовых документов, положения Конституции РФ, законодательных и подзаконных актов, а также материалы судебной практи­ки, в том числе, в форме Постановлений Конституционного Суда РФ по анализи­руемому кругу вопросов.
Структурно работа состоит из введения, параграфов, объединенных в две главы, заключения и списка используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ исследуемых в работе аспектов, позволяет сформулировать следу­ющие выводы.
Анализ мнений, относительно определения понятия «государственная власть» даёт нам возможность прийти к выводу о том, что:
• государственная власть в нашей стране - это определённое специфическое свойство госорганов, имеющих комплекс властных полномочий;
• в нормативно-правовых актах разного уровня отсутствует единообразное понимание сущности государственной власти, что говорит о том, что данная кате­гория неоднозначна;
• разделение госвласти на отдельные ветви (законодательной, исполнитель­ной и судебной власти) довольно условное.
Как указывает Н.Л. Пешин, «местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хо­рошо приспособленной к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и в конечном счете развитию муници­пальной демократии».63
Реальное местное самоуправление прямым образом расширяет объем уча­стия граждан в управлении, поскольку именно на местном уровне граждане могут быть реально включены в решение многих важных для них вопросов.
В ч. 1 ст. 130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением во­просов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципаль­ной собственностью. В ч. 1 ст. 2 утратившего силу Федерального закона от 28 ав­густа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации» определялось, что местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ само­стоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных тра­диций.
Местное самоуправление в Российской Федерации, как нормативно опреде­лено в ст. 1 действующего Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - это «обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Фе­дерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными за­конами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов насе­ления с учетом исторических и иных местных традиций».
Местное самоуправление обеспечивает не сколько и не только автоном­ность и самостоятельность разрешения населением территории комплекса вопро­сов местного значения, но и обеспечивает в организационном плане обособление разрешения «местных вопросов» в контексте государственного управления в стране.
Относительно рассматриваемых и анализируемых в работе проблем, необ­ходимо отметить, что сферы деятельности и полномочия органов местного само­управления, а также степень их автономии и проблему разграничения и соотнесе­ния предметов ведения госвласти и местного самоуправления ещё предстоит ре­шить на законодательном уровне.
Практика свидетельствует о недостаточности правового регулирования кон­ституционно установленной возможности наделения органов местного само­управления отдельными государственными полномочиями. Таким образом, сле­дует нормативно конкретизировать данный момент и определить критерии его осуществления, соблюдение которых гарантировало бы превалирование в дея­тельности органов местного самоуправления вопросов местного значения.
Следует отметить, что любое приближение местного самоуправления к властной вертикали может быть оправдано, если при этом не только сохраняются, но и приумножаются его горизонтальные связи. Местное самоуправление выпол­няет свои функции, если обеспечивается его демократическое наполнение, если население участвует в формировании муниципальных органов, решении важней­ших дел.
Важно нормативно определить в федеральном законодательстве правило, в соответствии с которым наделение органов местного самоуправления государ­ственными полномочиями должно происходить с согласия органов местного са­моуправления. Число данных полномочий также должно носить ограниченный характер.
Воплощение в жизнь организационно-правовой модели местного само­управления, закрепленной в действующей Конституции РФ, не одномоментный акт, а достаточно длительный и, как показывает практика, не линейный процесс. Он сопровождается отклонениями, которые связаны с разного рода непоследова­тельностью государственных решений в экономической, политической, социаль­но-культурной жизни общества, недостатком политической воли в достижении намеченных целей.
Потенциал местного самоуправления не всегда используется последова­тельно. Даже сейчас, когда наше государство стремится выйти на качественно но­вый уровень своего развития, остается неясным, какое место призваны занять в этом процессе муниципалитеты, сумеют ли они стать рычагом в модернизации государства.
Финансовое обеспечение полномочных органов местного самоуправления, как уже отмечалось, сложная задача, решение которой составляет одно из глав­ных направлений реформы местного самоуправления.
Во многих случаях законы субъектов РФ, касающиеся данной сферы, опре­деляя конкретные полномочия, не содержат указаний на финансовые и матери­альные ресурсы для их реализации. Сложно себе представить наделение полно­мочиями без важной финансовой составляющей. Безусловно, оптимально реали­зовать обозначенные правомочия в рамках конституционной модели местного са­моуправления можно, если законом органам местного самоуправления будут пе­реданы соответствующие конкретные полномочия, обеспеченные финансовой поддержкой.
И дело не только в устранении нехватки средств, а о важнейшей конститу­ционной гарантии самостоятельности органов местного самоуправления в реше­нии местных дел.
В последнее время сделаны шаги для увеличения в общем объеме доходов местных бюджетов доли собственных налоговых и неналоговых поступлений. Это может несколько укрепить местные бюджеты, усилить стабильность источ­ников их доходов, но не решить проблему финансовой обеспеченности полномо­чий этих органов.
По подсчетам специалистов, для того чтобы органы местного самоуправле­ния могли относительно полно и эффективно реализовывать свои права и обязан­ности, активно участвуя в развитии социальной инфраструктуры территории и расширяя комплекс муниципальных услуг, нужны триллионы рублей.
Объективные условия развития экономики страны ограничивают возможно­сти бюджетных затрат государства.
С учетом этих обстоятельств на первый план муниципальной практики вы­ходит оптимальный выбор приоритетов при осуществлении полномочий. В каж­дом муниципальном образовании складываются свои особые условия, с учетом которых принимаются местные бюджеты, рассчитанные на первостепенное вни­мание к одним задачам и некоторое ослабление к другим. Часть полномочий мо­жет осуществляться в данный бюджетный период неполно или временно откла­дываться. При этом не исключаются, а для крупных, финансово-благополучных муниципалитетов предполагаются, бюджетные траты на перспективные проекты — проекты развития территорий.
Чтобы гарантировать оптимальный порядок осуществления полномочий ор­ганами местного самоуправления, важно учитывать мнение жителей городов, по­селков и сел о насущных проблемах жизнеобеспечения, поэтому, с одной сторо­ны, необходимо строго выполнять требование законодательства об обязательно­сти публичного обсуждения проектов местных бюджетов, а с другой — регио­нальные органы государственной власти должны внимательно относиться к просьбам и инициативам муниципальных органов о финансовой поддержке, вы­деляя дотации и субсидии на самые неотложные нужды, обозначенные, как пра­вило, в бюджетах сельских и городских поселений, муниципальных районов и го­родских округов.
К сожалению, нужно признать, что правоприменительная практика отстает от нормативных установлений.
Требуется принятие мер, направленных на расширение участия граждан в формировании органов муниципальной власти и контроле за их работой.
Огромный резерв усиления прямых и обратных связей муниципальных ор­ганов с гражданами, расширения участия населения в решении местных вопросов заключается в использовании новых информационно-коммуникационных техно­логий.
Как отмечается некоторыми авторами, сегодня ведется масштабная работа по информатизации муниципалитетов, и уже достигнуты определенные результа­ты. Жители городов и сел чаще стали общаться с органами местного самоуправ­ления через Интернет, выступая инициаторами диалога. Правда, пока они дей­ствуют преимущественно как простые потребители муниципальных услуг, а ор­ганы местного самоуправления ограничиваются ответами на обращения граждан о предоставлении этих услуг, на их жалобы о недостатках в работе организаций и учреждений.
Это позволяет людям решать житейские проблемы без бюрократических преград и лишней траты времени. Вместе с тем относительно благополучные с точки зрения финансовой обеспеченности и наиболее «продвинутые» в отноше­нии современных методов работы муниципалитеты городских округов и муници­пальных районов ищут и находят активные формы взаимодействия с населением.


1. «Европейская хартия местного самоуправления» (совершено в Страсбурге 15.10.1985 г.) // СЗ РФ. 1998. №36. Ст. 4466.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. №11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. №1 -ФКЗ (в ред. 05.02.2014 г.) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. №1. Ст. 1.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 03.04.2017 г.) // СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822.
5. Федеральный закон от 06.10.1999 г. №184-ФЗ (в ред. от 01.06.2017 г.) «Об об­щих принципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5005.
6. Федеральный закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к ин­формации о деятельности государственных органов и органов местного само­управления» (в ред. от 09.03.2016 г.) // СЗ РФ. 2009. №7. Ст. 776.
7. Федеральный закон от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обра­щений граждан Российской Федерации» (в ред. от 03.11.2015 г.) // СЗ РФ. 2006. №19. Ст. 2060.
8. Федеральный закон от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставле­ния государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 28.12.2016 г.) // СЗ РФ. 2010. №31. Ст. 4179.
9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 г. // Российская газета. 2005. №86.
10. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. №601 «Об основных направлениях со­вершенствования системы государственного управления» // СЗ РФ. 2012. №19. Ст. 2338.
11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 16.05.2003 г. // Россий­ская газета. 2003. 17 мая. №93.
12. Стенограмма заседания Правительства РФ от 01.11.2012 г. URL: http://archive.government.ru/dos/21324/.
13. Стенограмма заседания Совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ от 21.01.2013 г. URL: http//news.Kremlin.ru/news/17397.
14. Стенограмма парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, состоявшихся 26.04.2012 г. URL: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/050056054124055054055.html.
15. Закон СССР от 09.04.1990 г. №1418-1 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. №16. Ст. 267. (Акт утратил силу).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ