Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Понятие, виды и место простого убийства среди других видов убийств 8
1.1 Система уголовного законодательства Российской Федерации об ответственности за преступления, посягающие на жизнь человека 8
1.2 Понятие и виды простого убийства 15
Глава 2 Уголовно-правовой анализ состава простого убийства 27
2.1 Объективные признаки состава простого убийства 27
2.2 Субъективные признаки состава простого убийства 40
Глава 3 Вопросы квалификации простого убийства 56
3.1 Отграничение простого убийства от иных умышленных посягательств на жизнь человека 56
3.2 Квалификация содеянного при добровольном отказе от убийства 64
Заключение 75
Список используемой литературы и используемых источников 80
Человек является уникальным и самым ценным творением природы со всеми его многочисленными гранями, особенностями и проявлениями природного и социального бытия. Говоря словами известных ученых и мыслителей, человек, являясь высшим продуктом земной природы (И.П. Павлов), «по своей природе есть существо общественное» (Аристотель) [108, с. 401]. Важнейшими его природными благами как социального субъекта, участника общественных отношений, являются жизнь и здоровье. Человек особенно нуждается в эффективной защите и охране, в том числе от самого себя, всеми возможными средствами, включая средства уголовно-правового воздействия.
Как справедливо подчеркивает С.В. Черниченко, «без обеспечения права на жизнь становится бессмысленной постановка вопроса о соблюдении социальных прав и свобод» [34, с. 123]. Говоря об «обеспечении права на жизнь», автор имеет в виду по существу фактическое обеспечение жизни человека в обществе, без чего нет никакой возможности соблюсти (обеспечить) остальные права и свободы человека как гражданина и члена общества.
Ныне действующая Конституция Российской Федерации в ст. 2 впервые, хотя во многом и формально, предусматривает ответственность государства за необеспечение, несоблюдение обязанности, оставление без защиты прав и свобод человека и гражданина. А в статье 20 Основного закона страны указывается, что именно право на жизнь является основополагающим, естественным и неотъемлемым правом каждого россиянина.
При посягательстве на жизнь наступают необратимые последствия, которые не подлежат восстановлению или сколько-нибудь адекватному возмещению. Российский законодатель уделил этому объекту правового регулирования особое внимание, поместив преступления, непосредственно посягающие на жизнь человека, в самом начале Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (раздел 7, гл. 16), признав охрану жизни приоритетной задачей уголовного закона, а убийство самым опасным видом преступлений, в том числе в системе посягательств на жизнь. Убийство лишает человека жизни, а с нею и всех прав, свобод и возможностей, которыми пользуется живой и еще вполне здоровый человек.
Официальные статистические данные свидетельствуют о постоянной тенденции снижения количества убийств и покушений на убийство. Так, если в 2014 годы было зарегистрировано 11933 преступлений, то в 2015 г. - 11496, в 2016 г. - 10444, в 2017 г. - 9738, в 2018 г. - 8574 и в 2019 г. - 7948. Снижается и количество не раскрытых преступлений, направленных против жизни человека: в 2014 г. - 1,2 тыс., в 2015 г. - 1,1 тыс., в 2016 г. - 932, в 2017 г. - 783, в 2018 г. - 639, в 2019 г. - 600 убийств [88; 89; 90; 91; 92]. Несмотря на положительную динамику снижения и относительно небольшой процент убийств и других умышленных причинений вреда здоровью населения в общей структуре преступности (1,6 % по состоянию на декабрь 2019 г.) [92], данные преступления не перестают быть менее общественно опасными, т.к. для общества и государства ценна жизнь каждого отдельно взятого человека и убийство одного - это уже может быть необратимая потеря и трагедия.
В связи с чем не теряет своей актуальности и важности исследование простого убийства, в процессе квалификации которого на практике возникает ряд трудностей и сложностей, среди которых можно выделить лишь некоторые.
Во-первых, необходимо назвать теоретико-правовой аспект, вызывающий дискуссии в науке уголовного права, связанный с расположением группы преступлений против жизни в системе действующего уголовного законодательства Российской Федерации. Кроме того, высказываются предложения о дополнении легального определения убийства другими расширяющими его признаками.
Во-вторых, при квалификации трудности возникают при установлении субъективных признаков состава простого убийства. Так, не всегда однозначно решается вопрос о направленности умысла в момент нанесения потерпевшему ранений. Предметом острых дискуссий на протяжении уже не одного столетия является оценка убийства, совершенного по мотиву сострадания к потерпевшему, а также с его же согласия.
В-третьих, возникают сложности разграничения простого убийства от других умышленных посягательств на жизнь. Речь идет, прежде всего, о случаях, когда необходимо устанавливать мотив и возникают вопросы разграничения, к примеру, ревности и хулиганских побуждений, ревности и мести, имеющие сугубо личный характер.
В-четвертых, не до конца решенными остались вопросы добровольного отказа от убийства, в частности, на стадии оконченного покушения, когда смерть потерпевшего не наступила. Все это находит свое прямое отражение на практике, которая не является единообразной.
Все выше изложенное обуславливает актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы - «Простое убийство и сложности его квалификации».
Цель выпускной квалификационной работы - провести уголовно-правовой анализ состава простого убийства по действующему Уголовному законодательству Российской Федерации и выявить вопросы, возникающие в процессе квалификации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть понятие и виды преступлений против жизни и определить место простого убийства среди других видов убийств;
• определить понятие и виды простого убийства;
• исследовать объективные признаки состава простого убийства;
• проанализировать субъективные признаки состава простого убийства;
• провести отграничительный анализ простого убийства от других умышленных посягательств на жизнь человека;
• выявить сложности, возникающие при квалификации простого убийства в случае добровольного отказа от убийства.
Степень научной разработанности темы достаточно высока и характеризуется большим разнообразием вопросов и аспектов исследования, нередко находящихся на стыке нескольких наук и научных направлений.
При написании настоящей выпускной квалификационной работы автор изучал и анализировал труды таких ученых как С.В. Бородина, А.А. Пионтковского, М.Д. Шаргородского и др.
Выпускная квалификационная работа структурирована в соответствии с поставленными целью и задачами исследования и включает: введение, три главы, поделенные на шесть параграфов, список используемой литературы и используемых источников.
Изложенное в настоящей выпускной квалификационной работе позволяет сформулировать следующие выводы.
Во-первых, как объект уголовно-правовой охраны, понятие личность является собирательным и выступает в качестве межродового объекта, охватывая такие родовые объекты уголовно-правовой охраны, как жизнь и здоровье, свобода, честь, достоинство, половая неприкосновенность и половая свобода, конституционные права и свободы, интересы семьи и несовершеннолетних.
Важнейшей составляющей в структуре личности выступают жизнь и здоровье человека, в связи с чем, глава 16 УК РФ открывает как раздел VII, так и в целом Особенную часть УК РФ. В главе 16 УК РФ можно выделить три вида преступлений против жизни: убийство (ст.ст. 105-108 УК РФ), причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ) и доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ). Однако некоторые ученые такое расположение преступлений против жизни оценивают как несправедливую и бессистемную.
Все чаще на страницах научной печати появляются заявления о включении в действующий УК РФ нормы, предусматривающей уголовную ответственность за эвтаназию, т.е. за убийство с согласия потерпевшего. Представляется, что данная инициатива нуждается в обязательном законодательном закреплении в ближайшее время, дабы соответствовать передовому опыту цивилизованных стран, тем более, если смотреть на судебную практику, то за такие преступления дают сравнительно небольшие сроки. Соглашаясь с необходимостью включения в УК РФ самостоятельного состава за убийство, совершенного из-за сострадания, следует отметить, что в таких преступлениях, умысел виновного направлен фактически не на злостное убийство, а на то, чтобы прекратить страдания потерпевшего. И именно мотив является смягчающим обстоятельством. Установив ответственность за такое преступление должен доказываться факт просьбы (согласия) потерпевшего, что на практике будет достаточно трудно. Представляется, что введение самостоятельного состава за убийство, совершенное с согласия потерпевшего явилось бы решением вопроса об отношении законодателя к данному явлению, в котором много наносного и ложного.
Много споров в доктрине вызывает построение системы УК РФ, в котором посягательство на жизнь отдельного человека считается наиболее опасным преступлением по сравнению с посягательством на человечество, международное сообщество и общественную безопасность.
В целом, система Особенной части УК РФ в части системы преступлений против жизни нуждается в совершенствовании, для чего имеются достаточные основания. Предложения ученых становятся предметом научных дискуссий в среде юридической общественности, политических и общественных деятелей и способны реформировать систему уголовно-правового противодействия убийствам и другим преступлениям, связанным с посягательством на жизнь человека и безопасность личности.
Во-вторых, состав простого убийства предусмотрен в ч. 1 ст. 105 УК РФ, который является основным составом данного вида преступлений. В той же части ст. 105 УК РФ сформулировано законодателем определение убийства как умышленного причинения смерти другому человека.
Изложенное позволило сделать вывод о том, что в теоретическом аспекте под убийством следует понимать умышленное общественное опасное деяние, направленное на лишение жизни другого живого человека и повлекшее последствие в виде смерти потерпевшему.
В-третьих, при рассмотрении объекта состава простого убийства, было обращено внимание на необходимость разделения человека как социального субъекта и личность как отображение способностей человека. При этом, видовым и непосредственным объектами состава простого убийства является жизнь другого человека как биологического существа.
Признав жизнь как непосредственный объект состава простого убийства на практике возникает вопрос квалификации действий лица, которые направлены на лишение жизни человека, находящегося в состоянии клинической или биологической смерти. Правильное решение данного вопроса зависит от понимания понятия «жизнь», его начало и конец.
Представляется уместным законодательно закрепить правовой статус эмбрионов в России посредством внесения соответствующий изменений в преамбулу ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «...закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка как до, так и после его рождения, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка».
Если объектом убийства является жизнь человека, то потерпевший от этого преступления - человек живущий, от новорожденного и живого до биологической смерти любого человека. Потерпевшим является именно другой человек.
Ученые, рассматривая такой вид простого убийства как убийство из сострадания в качестве непосредственного объекта также указывают жизнь потерпевшего, который однако характеризуется определенными признаками, в числе которых: неизлечимая болезнь или иным образом обреченный на смерть, беспомощное состояние, испытывающий непереносимые страдания, муки, неспособен убить себя сам безболезненным способом, добровольно и осознанно попросил прекратить его страдания посредством лишения его жизни.
Объективная сторона состава простого убийства состоит из:
• деяние (действие или бездействие) в виде причинения смерти потерпевшему;
• последствие в виде наступления смерти потерпевшего;
• причинная связь между совершенным деянием и наступившим последствием в виде смерти потерпевшего.
В-четвертых, субъект убийства характеризуется такими признаками, как физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет. В работе было обращено внимание на то, что в доктрине обсуждается вопрос относительно субъекта убийства, совершенного из сострадания, т.е. эвтаназии. Некоторые ученые полагают, что субъект такого вида простого убийства - специальный, так как совершить его могут медицинские или социальные работники. Однако автор настоящей выпускной квалификационной работы, придерживается позиции ученых, которые считают, что субъект убийства из сострадания - общий, т.е. им может являться любое вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности за данный вид преступления.
Простое убийство может быть совершено как с прямым, так и косвенным умыслом, когда лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично. Мотивы преступления, квалифицируемого по ч. 1 ст. 105 УК РФ обусловлены личностными факторами, которые часто связаны с поведением потерпевшего.
В целом, правильное определение признаков объективной и субъективной стороны состава простого убийства обеспечит объективную квалификацию совершенного деяния, что в свою очередь позволит назначить справедливое наказание и позволит говорить о применении уголовно-правовых норм с соблюдением законности.
В-пятых, посягательство на жизнь - это умышленные действия, направленные на причинение смерти другому человека. Исходя из этого, можно сказать, что посягательство на жизнь как действие, направленное на убийство, имеет усеченный характер, то есть оно окончено с момента начала покушения на убийство соответствующего потерпевшего, хотя может быть и результативным, то есть включать и оконченное убийство последнего.
Среди других, смежных убийству преступлений, наиболее близкими ему деяниями, связанными с причинением смерти другому человеку, являются посягательства на жизнь:
• государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ);
• лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ);
• сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ).
Для разграничения убийств и самостоятельных видов посягательств на жизнь существенное значение имеет то, что любое преступление, предусмотренное ст.ст. 277, 295 и 317 УК РФ, совершается только с заранее обдуманным и прямым умыслом, а убийство может быть совершено как с прямым так и с косвенным умыслом, а также как с заранее обдуманным, так и с внезапно возникшим умыслом.
В-шестых, дискуссионным является вопрос о возможности добровольного отказа от совершения убийства на стадии оконченного покушения. С целью формирования единообразной судебной практики необходимо Постановление Пленума Верховного Суда РФ №1 дополнить следующим пунктом:
«Если в процессе реализации виновным прямого умысла, направленного на причинение смерти потерпевшему, последнему был причинен тяжкий вред здоровью, опасный для жизни, либо потерпевший был иным образом поставлен в опасное для жизни состояние, развитие которого способно привести к наступлению смерти, а виновный, осознавая это обстоятельство и имея возможность полностью реализовать умысел на убийство, предпринял активные успешные действия для предотвращения наступления смерти, содеянное содержит признаки добровольного отказа от доведения убийства до конца. Действия виновного квалифицируются по фактически наступившим последствиям».
1. Аниянц М.К. Ответственность за преступления против жизни по действующему законодательству союзных республик. М., 1964. 240 с.
2. Антоненко М.М. Эвтаназия как разновидность убийства в уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2018. 188 с.
3. Антоненко, М. М. Уголовно-правовая оценка эвтаназии как отдельного состава преступления / М.М. Антоненко // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 1. С. 141-145.
4. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.02.2016 г. по делу № 10-934/2016 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
5. Бабичев А.Г. Убийство и другие смежные преступления и деяния, связанные с посягательством на жизнь человека (вопросы разграничения при квалификации преступлений и правомерных деяний) / Под науч. ред. Б.В. Сидорова. Казань, 2016. 412 с.
6. Бабичев А.Г., Сидоров Б.В. Понятие убийства и систематизация уголовного законодательства России об ответственности за убийство: инновационные проблемы совершенствования уголовного законодательства // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 3. С. 5-9.
7. Боброва И. Врачи не принимали роды без денег: ребенок умер в утробе // Московский комсомолец. 2000. 26 марта.
8. Борзенков Г.Н. Квалификация преступлений против жизни и здоровья. М.Е Зерцало-М, 2005. 144 с.
9. Бородин С.В. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву. М., 1994. 360 с.
10. Бородин С.В. Преступления против жизни. М.: Юристъ, 2000. 356 с.
11. Винокуров В.Н. Жизнь человека как объект преступления: система Особенной части Уголовного кодекса РФ и квалификация деяний // Современное право. 2016. № 12. С. 114-119.
12. Волков Б.С. Мотивы преступлений. Казань, 1982. 190 с.
13. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1998. 10 декабря. № 239.
14. Горбатова М.А., Щипанова Н.И. Ответственность за убийство из сострадания: некоторые вопросы теории и практики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2019. Т. 19. № 3. С. 22-28.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
...